Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Новости Епархии

Новости Епархии

Служение Архиерея

Новости Православия

Свято-Стефановские чтения


Неделя 27-я по Пятидесятнице


Все записи
14.12.14
14 декабря 2014 года Его Преосвященство Преосвященнейший Никон епископ Кудымкарский и Верещагинский совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы "Знамение" села Сива. 

Уроки благотворительности из жизни св. Филарета милостиваго


Протоиерей Григорий Дьяченко

I. Св. Филарет милостивый, память коего совершается ныне, принадлежал к богатому и знатному роду. Родители с ранних лет внушили ему любовь к Богу, и он жил в таком довольстве и счастии, какия редко выпадают на долю людям. Но Филарет помнил свои обязанности. «Не для того Бог дал мне богатство», говорил он жене своей Феозве, «чтобы я пользовался им один, а чтобы делился с неимущими». И действительно Филарет делился последним с бедными не только тогда, когда был богат, а даже и тогда, когда стал беден. Помогая бедным, Филарет сам дошел до такой нищеты, что стал нуждаться в дневном пропитании себя и своего семейства. Иногда соседи, из сожаления, посылали ему хлеба или муки, но и тут Филарет свою часть делил с нищими «Прими, благодаря Бога» – говорил он, отдавая часто последнее нищему и уклоняясь от всякой благодарности себе. Богу угодно было вновь наделить богатством добраго и кроткаго Филарета. Внучка его сделалась женою самого царя; Филарету оказан был почет и даны богатыя поместья. Но Филарет по прежнему остался милостивым, кротким и смиренным, радуясь, что имеет возможность более помогать бедным.

II. а) Прежде всего замечательны для нас, бр., те побуждения, по которым праведный Филарет поприще милосердия избрал главною целию всей своей жизни. Сын благочестивых и благородных родителей Георгия и Анны, праведный Филарет с первых лет своих научился благочестию, и сердце добраго юноши, горевшее любовию к Богу и ближнему, без сомнения не раз вопрошало: «Господи, что мя хощеши творити (Деян.9:6), какой укажешь мне путь, каким бы мог я достигнуть спасения?» Ответ был дан. Супружество с доброю и благочестивою Феозвою обогатило его, и потом изобильно потекли к нему блага жизни. Имел он много стад, богатыя усадьбы, дом его был полною чашею всякаго изобилия, он сделался одним из первых богачей в своей стране. Как понял праведник тот путь, который указал ему промысл Божий? Он разсудил в сердце своем: «для того ли дано мне все это, чтобы тратою богатства угождать чреву! А если скупостию сохраню богатство, то какую пользу получу от него на последнем суде?» Помнил он наставление псалмопевца:«богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс.61:11). Представлялась умному взору его и другая заповедь Спасителя: «куплю дейте, дондеже прииду» (Лк.19:13). Богатство, разсуждал праведник, это талант, который должно пустить в оборот, приумножить делами любви и возвратить к подателю чрез руки нищих. И вот он разверз щедрую десницу свою для подаяния бедным, искал их, радовался случаю помочь кому-либо, и скоро имя его прославилось, как имя великаго благодетеля в стране.

Вот как надобно и всем нам смотреть на блага, которыя Господь подает нам в жизни! Это таланты, данные нам не для собственнаго наслаждения, но для благаго употребления на дела любви: строго взыщет их от нас праведный Судия, если благовременно не приложим старания приумножить их и возвратить Ему в полезном служении ближнему.

Дары Божии разнообразны: не одни богатые дадут ответ в употреблении своих сокровищ; телесная крепость, способный к познаниям ум, нежное сердце – это также дарования Божии, которыя можно употребить или своекорыстно для себя, или согласно с волей Божией, на дело любви и милосердия. Никто не лишен возможности быть полезным в своем кругу, и Господу будет угодно, если каждый из нас, подобно праведному Филарету, сознает долг – быть милосердым, будет стараться исполнить этот долг, чем может, и поспешит на дела любви и милосердия, пока есть время и возможность.

б) В то время, как праведный Филарет расточал свои сокровища убогим, страна, в которой он жил, подверглась опустошительному нашествию врагов, и сам он из богатаго сделался бедным, так что тяжким трудом земледельца едва мог пропитывать себя и свое семейство.

Можно было бы думать, что с прекращением изобилия прекращается и призвание к благотворению. Не так думает и поступает праведник. По собственному опыту, он теперь еще более чувствует нужду другого и не перестает благотворить из того немногаго, что осталось: одного за другим отдает бедному земледедьцу двух оставшихся у него волов, воину последняго коня, за оскудением сокровищ питает нищих медом из ульев, раздает взятую заимообразно у соседей пшеницу, наконец делится с другими и тем, что ему самому было прислано от благотворителя. Несомненно, что, если бы было нужно, он отдал бы за других и жизнь. Вот истинное милосердие, плод «любви николи же отпадающей» (1Кор.13:8), и еще урок нам из жизни праведника! Надобно помнить, что испытанию подвергаются от Бога не одна вера и терпение человека; но своего рода искушения бывают и для добродетели милосердия. Так испытывается милосердый, когда на своем благотворительном поприще встречает затруднения со стороны других людей, непонимающих его добрых намерений, когда со стороны самих облагодетельствованных видит холодность и неблагодарность, или когда, подобно праведному Филарету, сам терпит лишения и недостатки. Тогда только докажем, что мы рабы Богу верные, когда и среди этих неблагоприятных обстоятельств не угасим в себе любви, не ожесточим своего сердца, не закроем своей благодетельной руки.

в) Наконец достоин примечания самый способ благотворения у святаго Филарета. Он тщательно удаляет мысль о себе, нарочито скрывает благороднейшия движения своего исполненнаго любовию сердца, представляя единственным виновником своих даяний Бога. «Прими – благодаря Бога,» вот что он обыкновенно говорил при благотворении. Бедный воин, которому он отдал последняго коня, старался расположить его к благодеянию изображением того наказания, которое за неимение коня он потерпит от руки тысящника. Праведник сказал: «прими, но ведай, что не ради прещения тысящника, но милости ради Божией даю тебе» В этом случае праведник не только смиренно сознавал, что «Бог есть действуяй в нас, и еже хотети и еже деяти о благоволении» (Флп.2:13), но свидетельствовал и о той высокой истине, что наше милосердие к бедным есть благодеяние им Божияго промысла, только чрез наши руки совершающееся. Так должны стараться поступать и мы, ежели желаем, чтобы к нам были отнесены слова Спасителя: «понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф.25:40): на Господа Бога Промыслителя должны указывать, к прославлению и благодарению Его единаго должны располагать бедных, получающих из наших рук. 

Господь сказал: «тебе творящу милостыню, да не увесть шуйца твоя, что творит десница твоя» (Мф.6:3). Как возможно скрыть дело милости не только от других, но и от самого себя? – Это будет возможно, когда будем и сами всегда представлять, и другим напоминать о действующем чрез нас Боге, Который един есть Отец сирых и питатель нищих. Проникнутый этим убеждением, святый праведный Филарет достиг глубокаго смирения при благотворении, котораго не могли поколебать и те высокия почести, коими он был окружен при конце жизни, как дед царицы. Поразительным образом открылось смирение праведнаго благотворителя, когда он, повелев приготовить пышную трапезу для принятия и угощения царя, по заповеди Спасителя (Лк.14:13), созвал нищих, прокаженных, слепых, хромых, и сам, как раб, им служил, вместе с сыном и внуками. Представляя себя глубоким смирением в орудие пекущагося о людях провидения, св. Филарет имел утешение примечать, как действительно невидимая десница Божия управляла его благодетельною рукою. Когда он, осматривая внешний вид и одежду просившаго милости, считал его менее других нуждавшимся, рука его, повинуясь высшему водительству, вынимала из влагалища более, нежели сколько он хотел: – и, действительно, в последствии оказывалось, что по-видимому не бедно одетый весьма нуждался в помощи, случалось и наоборот. «Бог знает нужду каждаго просящаго; Он и устрояет руку дающаго, как хощет»: вот какое убеждение было у милосердаго праведника! Но смирение не могло сокрыть этого светильника. Еще при жизни он был высоко «поставлен на свещнице», да «светит всем» (Мф.5:15): и любители благотворений искали у него наставлений и руководства, и вручали ему свои сокровища для раздачи нуждавшимся.

III. Да напечатлеется же и в нашем сердце образ милостиваго праведника для нашего наставления и руководства в делах милосердия! Возчувствуем, подобно ему, как одну из главнейших в жизни, обязанность быть милосердыми; не изменим ей и во дни счастия, и во время напасти и искушений; не ослабим ее близоруким опасением за участь нашу и присных наших; наконец смиренно предадим себя в орудие пекущагося о всех Провидения и взыщем молитвою и верою путей его на поприще благотворения, да будет един Бог действуяй вся во всех, и Ему Единому слава и благодарение. (Из Слов и речей настоятеля Спб. Исаакиевскаго собора о. прот. П. Смирнова).

Фотографии службы




Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS