Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник /  Афоризмы

Афоризмы Часть II

29.07.14
О любви 
«Но что же такое любовь? - Это жизнь, это дух, свет луча: без нее все - смерть при самой жизни, мрак при самом зрении. Любовь есть высшая и единая действительность, вне которой все - призраки, обманывающие зрение, формы без содержания, пустота в кажущихся границах. Как огонь есть вместе и свет и теплота, так и любовь есть осуществившийся, явленный разум, осуществившаяся, явленная истина. Ею все держится, и весь мир - ее явление. В природе она разлита, как электричество: в духе является разумною мыслью, в самой себе носящею силою своего проявления в благом действии. И потому человек, полный ею, сильнее Самсона: с мучениками первых времен христианской церкви бестрепетно шел к диким зверям и, объятый пожирающим пламенем, пел гимны Богу живому и бессмертному, он из рыбаря становился ловцом человеков.

Любовь столь сильна, что творит непостижимое, торжествует над вечно неизменными условиями пространства и времени, над бессилием плоти, младенцу дает львиную силу. Сам Бог есть любовь и источник любви, из которого все исходит и в который все возвращается. «Возлюбленные! Станем любить друг друга, ибо любовь от Бога, и всякий, кто любит, рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога; потому что Бог есть любовь. - Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге и Бог в нем», - говорит св. апостол Иоанн (1Посл., гл. IV, ст. 7,8 и 16). И потому всякая власть и всякая сила только в любви. И потому слово, проникнутое любовью, горит огнем неотразимого убеждения и согревает теплотою умиления сердце, услышавшее его, и дает ему мир и счастье; но слово, лишенное любви, и святые истины делает холодным и мертвым нравоучением и потому бессильно над умом и сердцем»

Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1982. С. 69-70.

«Братья, любовь - учительница, но нужно уметь ее приобрести, ибо она трудно приобретается, дорого покупается, долгою работой и через долгий срок, ибо не на мгновение лишь случайное надо любить, а на весь срок. А случайно-то и всяк полюбить может, и злодей полюбит».

Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 тт. Т. 14. Братья Карамазовы. С. 290.

“О милая моя подруга! – О милый друг, твой дух скорбит, и мне скорбно стало... Мы душой стремимся друг к другу, но оболочка разделяет. Мы стремимся к нравственному, духовному миру, оболочка увлекла нас за собою. Кто же дух от тела разрешит? – Христос. В Нем Едином весь духовный мир, единый, истинный и вечный. Но где же Он? В груди твоей. Нетленной плотию Своей Он приобщил тебя духовной, беспредельной сущности Своей – миру духовному; нетленной кровию Своей Он приобщил тебя вечной любви, т.е. жизни Творца. В ней единой – истина, спокойствие и благо. Она все прощает, примиряет и к лучшему концу приводит, всему учит и все исправляет. В Христе она явилась миру; в Нем Едином ты найдешь ее. Полюби ее, о мой милый друг, в глубоком уединении сердца, и она неизъяснимо тебя утешит… Ты любовью соединилась с миром физическим, временным; Христом ты должна соединиться с миром духовным, вечным, и, соединив в себе два мира, всей душою подчинить себя любовию вечности. Мы должны любовью подчинить Христу физический мир и в нем, как в духовном мире, подчинить себя вечной любви: Богу, ради Бога, по любви Христа».

Рылеев К. Письмо к жене. В кн.: Искание Бога. Сборник. М., 1913. С. 26-27.

«Учение Евангелия содержит простую веру, а именно веру в Бога и почитание Его или, что-то же самое, послушание Его закону. Весь же закон Его только в одном: любить ближнего. И поэтому никто не может сомневаться в том, что любить ближнего как самого себя значит подчиняться закону и быть счастливым в исполнении закона, и, наоборот, презирать и ненавидеть своего ближнего - это значит впасть в возмущение и упорство».

Спиноза. Б. В альманахе: Христианские чтения. М., 1989. С. 97.

«Братья, не бойтесь греха людей, любите человека и в грехе его, ибо сие уж подобие божеской любви и есть верх любви на земле. Любите все создание Божие, и целое и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать все далее и более, на всяк день. И полюбишь наконец весь мир уже всецелою, всемирною любовью. Животных любите: им Бог дал начало мысли и радость безмятежную. Не возмущайте же ее, не мучьте их, не отнимайте у них радости, не противьтесь мысли Божией. Человек, не возносись над животными: они безгрешны, а ты со своим величием гноишь землю своим появлением на ней и след свой гнойный оставляешь после себя - увы, почти всяк из нас».

Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 тт. Т. 14. Братья Карамазовы. С. 289.

«Я по-прежнему думаю, что лучшее средство познать Бога - это много любить. Люби друга, какого-нибудь человека, ту или иную вещь, все равно - ты будешь на верном пути и из этой любви вынесешь знание... Но надо любить истинной и глубокой внутренней преданностью, решимостью и умом, неизменно пытаясь лучше, глубже, полнее узнать предмет любви. Таков путь к Богу - к несокрушимой вере».

Винсент Ван Гог. Цит. по книге: Перрюшо Анри. Жизнь Ван Гога. М., 1973. С. 61.

«Любовь дает лишь себя и берет лишь от себя.

Любовь ничем не владеет и не хочет, чтобы кто-нибудь владел ею,

Ибо любовь довольствуется любовью.

Если ты любишь, не говори: «Бог в моем сердце»,

скажи лучше: «Я в сердце Божием».

И не думай, что ты можешь править путями любви, ибо если любовь сочтет тебя достойным, она будет направлять твой путь».

Джебран Халиль Джебран. Избранное. Ленинград. 1986. С. 348.

«Сегодня вечером я взволнована, чувствую поднятие духа, потребность духовной жизни и раскаяние за то, что последнее время мысли мои были такие эгоистические и нехорошие. То добродушие и любовь, которые я бессознательно на всех изливала за последнее время, совсем не такие, какими они должны быть. Любовь должна быть сознательная, ее надо каждую минуту жизни помнить и любить не потому, что в данную минуту это весело и что вокруг только люди, которых нельзя не любить, а любить надо всех и самых нелюбимых, потому что это одно дает полное счастье, и с одним этим правилом можно прожить жизнь».

Сухотина-Толстая Т.Л. Дневник. М., 1987. С. 193.

«В общем гораздо безопаснее размышлять о любви Бога к нам, чем о нашей любви к Нему. Никто не в состояние постоянно испытывать благочестивые чувства. А главное, что Богу нужны прежде всего не чувства. Христианская любовь и к Богу, и к человеку - это волевой акт; стараясь следовать Его воле, мы исполняем Его заповедь: «Возлюби Господа Бога твоего». Он Сам даст нам чувство любви, если захочет. Мы не можем искусственно вызвать его в себе или требовать, как чего-то должного. Но самое главное - помнить, что наши чувства появляются и исчезают; тогда как Его любовь к нам неизменна. Она не исчезает из-за наших грехов или безразличия и непоколебима в своей решимости исцелить нас от этих грехов. Чего бы это нам ни стоило и чего бы это не стоило Ему».

Льюис К. Просто христианство. Чикаго. 1990. С. 133-134.



Афоризмы о дружбе

Те, которые бывают друзьями для всех, не бывают друзьями ни для кого.

О. Бартелеми



Кто хочет иметь друга без недостатков, тот останется без друзей.

Биас



Следует любить друга, помня при этом, что он может стать врагом, и ненавидь врага, помня, что он может стать другом.

Биас



Тот настоящий друг среди толпы знакомых,

Кто, правды не боясь, укажет вам на промах.

Н. Буало



Многие друзья подобны солнечным часам: они показывают время только тогда, когда вам светит солнце.

В. Гюго



Не делай другом того, кому не можешь полностью довериться.

Демонакт



Друг – это тот, кто входит в нашу дверь, когда весь мир выходит из нее.

Э. Джоунз



Цените не то, какое добро делает ваш друг, но цените его готовность сделать вам добро.

Ф. Ларошфуко



С врагами разговор наш крут,

Не провести нас на мякине,

А позади друзья идут

И молча целятся нам в спину.

Э. Севрус



В друзьях не обходительность важна,

Не то, как улыбнутся и что скажут,

Важнее, - если помощь вдруг нужна, -

Уверенность, что вам ее окажут.

Э. Севрус



Друг – это тот человек, который знает о вас все и не перестает при этом любить вас.

Р. Эмерсон



Не надейся на вспыльчивого друга, даже если по натуре он добрый человек.

Восточная мудрость



Дружба – это отражение личного достоинства человека на других людях.

Р. Эмерсон



Дружба – это умение молчать вдвоем.

В. Аксенов



Как мало бы уцелело дружб, если бы каждый вдруг узнал, что говорят друзья за его спиной, хотя как раз тогда они искренни и беспристрастны.

Б. Паскаль



Дружба – это дар бесценный,

Круг друзей менять не надо, -

Если ты разгневал друга,

Испросить сумей прощенье!

Рудаки



Живи с людьми так, чтобы твои друзья никогда не стали врагами, а твои враги стали друзьями.

Пифагор



В мире нет ничего лучше и приятней дружбы; исключить из жизни дружбу – все равно, что лишить мир солнечного света.

Цицерон



Дружба кончается там, где начинается недоверие.

Сенека



Кто для меня Иисус?

Иисус - это Слово, которое стало плотью;

Иисус - это Хлеб жизни;

Иисус - это Жертва, принесенная на Кресте за наши грехи;

Иисус - это Жертва, возложенная за мои грехи и грехи мира;

Иисус - это Слово, которое надо прокричать;

Иисус - это Правда, которую надо поведать людям;

Иисус - это Дорога, по которой надо идти;

Иисус - это Свет, который осветит нам путь;

Иисус - это Жизнь, которой надо жить;

Иисус - это Любовь, которую надо любить;

Иисус - это Радость, которой нужно делиться;

Иисус - это Жертва, которую надо приносить;

Иисус - это Покой, который надо давать;

Иисус - это Хлеб жизни, который надо вкушать;

Иисус голоден - Его надо накормить;

Иисус жаждет - Его надо напоить;

Иисус раздет - Его надо одеть;

Иисус бездомный - надо дать Ему кров;

Иисус болен - Его надо вылечить;

Иисус печален - Его надо любить;

Иисус отвергнут - Его надо утешить;

Иисус прокаженный - надо обмыть Его раны;

Иисус нищий - надо пожертвовать Ему улыбку;

Иисус пьяница - надо Его выслушать;

Иисус сумасшедший - надо Его беречь;

Иисус дитя - надо Его обнять;

Иисус слепец - надо Его проводить;

Иисус нем и глух - надо за Него говорить;

Иисус калека - надо идти с Ним вместе;

Иисус наркоман - надо стать Ему другом;

Иисус блудница - надо простить Ей грех И дать Ей любви;

Иисус узник - надо Его навестить;

Иисус старец - надо стать Ему опорой.



Правила Жизни

1. Давайте людям больше, нежели они ожидают, и делайте это с радостью.

2. Выучите наизусть ваши любимые стихи.

3. Говоря "Я тебя люблю", имейте в виду только это.

4. Когда просите прощения, смотрите в глаза.

5. Перед свадьбой будьте помолвлены хотя бы шесть месяцев.

6. Верьте в любовь с первого взгляда.

7. Никогда не смейтесь над мечтами других.

8. Любите глубоко и страстно. Вы можете обжечься, однако это единственный способ прожить полнокровную жизнь.

9. Когда возникают размолвки, всегда стремитесь к истине. Не клянитесь.

10. Не судите людей за грехи их родных.

11. Говорите медленно, но думайте быстро.

12. Когда вам задают вопрос, на который вы не хотите отвечать, улыбнитесь и спросите, почему это интересно.

13. Помните, что большие чувства и большие стремления всегда сопряжены с риском.

14. Звоните своей матери.

15. Когда кто-нибудь чихает, говорите "Будьте здоровы".

16. Если вы заметили, что совершили ошибку, выберите правильный образ действий.

17. Когда что-либо теряете, не забывайте этого урока.

18. Уважайте себя, уважайте других и несите ответственность за свои действия.

19. Не позволяйте маленькой ссоре разрушить большую дружбу.

20. Заключайте брак с тем, с кем есть о чем поговорить. Когда состаритесь, беседа станет наибольшей радостью.

21. Проводите много времени в одиночестве.

22. Признавайте перемены, но защищайте свои ценности.

23. Помните, что иногда молчание - лучший ответ.

24. Читайте больше книг и меньше смотрите телевизор.

25. Живите с открытым, добрым сердцем и благородно. В будущем вы станете все чаще оглядываться назад, и тогда это принесет

вам пользу.

26. Доверяйте Богу, но, уходя, запирайте свой автомобиль.

27. Атмосфера любви в доме очень важна. Делайте все, чтобы в доме были покой и гармония.

28. Если ссоритесь с тем, кого любите, сосредот очте внимание на данной ситуации. Не говорите о прошедшем.

29. Аккуратно обращайтесь со своей планетой.

30. Молитесь. Это важно.

31. Никогда не перебивайте человека, высказывающего комплемент.

32. Раз в год поезжайте туда, где еще ни разу не бывали.

33. Не верьте тем, кто целует с открытыми глазами.

34. Если зарабатываете много денег, употребите их на то, чтобы помочь другим, пока вы живы. Это самое большое

удовлетворение, которое может принести имущество.

35. Помните, что когда вы не достигаете того, чего жаждали, иногда это может быть обусловлено цепочкой судьбы.

36. Помните, что самые лучшие взаимоотношения - это когда любовь друг к другу пересиливает влечения.

37. Оценивайте свои достижеия по вещам, от которых пришлось отказаться ради этих достижений.

38. Не забывайте, что ваш характер - это ваша судьба.



отцов - пустынников, живших в Египте во времена раннего христианства

Старец Исия сказал: "Если церкви не достает мужества отстаиавть свои взгляды, то это не от недостатка мужества, а от недостатка взглядов".



Авва Сысой сказал по поводу александрийских богословов:

"Если бы Господь Бог поручил составить десять заповедей богословам, у нас были бы тысячи заповедей".



Одному Старцу сообщили, что некий монах слишком удалился на юг и был сьеден канибалами.

- По крайней мере эти несчастные впервые вкусили нечто от нашей святой религии, ответил старец, что бы утешить пришедших.



Отец Евлогий был так грустен, что не мог этого скрыть.

- Почему ты грустишь, отче? - спросил его один монах.

- Потому, что усомнился в способности братьев познавать великие истины Божьи. Трижды я показывал им льняной платок с красной точкой и спрашивал, что они видят, и трижды они отвечали: "красную точку" и никто не сказал: "лоскуток льна".



В одном монастыре настоятель во время собрания заснул.

- Умолкнем братья, сказали монахи, - дадим поспать нашему настоятелю.

Но тот подняв голову сказал:

- Как же я могу спать, братья если вы не будете говорить?



Один Старец сказал: "Всевышний дал нам двое ушей и только один рот для того, что бы мы говорили вдвое меньше чем слушаем".



Один игумен пришел к Старцу за советом:

- Отче, какой должна быть проповедь?

- Проповедь, - должна иметь хорошее начало и хороший конец. А затем тебе нужно сблизить их друг с другом.



Один монах столкнулся в пустыни с одним племенем, хоронившим своего вождя, тело которого лежало в пышных одеждах.

- Какой веры был вождь? - спросил монах.

- Он был не верующим.

- Какое несчастье, - сказал монах, - быть так роскошно одетым и не иметь куда пойти.



Однажда авва Пресонций получил урок. Когда он стоял на молитве в своей келье, кто то постучал в дверь его хижины:

- Не можешь ли ты указать дорогу на Алеппо.

- Нет, но я знаю дорогу на Небо, ответил авва.

- Как я могу поверить, что кто то знает дорогу, ведущую так далеко, если он не знает дороги в окресностях? - сказал путник.



Двое отцов повстречались как-то посреди пустыни. Поклонившись друг другу, один спросил другого:

- Прости мою нескромность, брат, не жил ли ты какое-то - время в Антиохии?

- Я никогда там не был, - ответил тот.

- И я тоже, должно быть, это были двое других монахов.



Авва Амоний сказал: "Люди бегают по миру вдоль и поперек потому, что боятся встретиться с ним лицом к лицу".



Авва Филатерий сказал: "Женщины догадываются обо всем и ошибаются только тогда, когда думают".

Другой старец сказал: "Женщина говорит с одним мужчиной, смотрит на другого, а думает о третьем".



Как то один из братьев спросил игумена:

- Должны ли мы остерегаться пожилых женщин?

- Пожилые женщины как розовый куст, розы опали, но шипы остались, - ответил старец.



Кто то спросил одного старца, почему брак называется святым?

- Потому, что в нем не мало мученников! - ответил старец с улыбкой.



Один старец заметил: "Вот в жизни происходит так: когда вы становитесь достаточно большим, что бы дотянуться до горшочка с медом, вам этого уже не хочется".



Обыкновенно ошибается тот, кто стремится никогда не делать ошибок.



Один старец осаждаемый демоном уныния воскликнул.

"Господи если ты повсюду, то как получается, что я так часто где-то еще?"



Авва Варсанофий сказал: "Многим священникам следовало бы пойти в пустыню, что бы принять имя "человек".



На могиле одного старца, была надпись: "Здесь покоитяся в мире авва Исидор. Плоть его погребена в Александрии".



Один человек сказал основателю монашества Антонию:

- Ты самый великий монах на всем Востоке!

- Дьявол уже говорил мне об этом, - отвечал Антоний.



Авва Исарий сказал: "Для того, кто верует нет вопросов, а для того, кто не верует, нет ответов".



Один старец возмутился:

- Зачам расписание, если, монахи постоянно опаздывают?

- А как бы ты узнал, что они опаздывают, если бы не расписание? - ответил игумен.



Один старец сказал: "Нужно убить гордыню не ранив ее, если ее ранить, она не умирает".



У аавы Макария была собака, которая всюду ходила за ним. Однажды ему встретился крестьянин, который сказал.

- Отче, сегодня твоя собака съела мою курицу.

- Хорошо, что ты сказал мне, сегодня я не буду больше ее кормить.



Молодому монаху, который хотел удалиться в затвор на всю жизнь, авва Макарий сказал: "Не торопись возводить стену, прежде чем окончательно не уяснишь, что ты собираешся поместить внутри, а что с наружи".



Об одном человеке, который постоянно досаждал Макарию, старец сказал: "Никогда его присутствие не сравнится с его отсутствием".



Макарий предупреждал своих монахов, что бы они никогда не принимали лекарств, если станете принимать порошки от простуды вам прийдется потом глотать пилюли от боли в желудке, вызванные порошками, а за тем вам понадобятся мази от волдырей, вызванных пилюлями, а потом успокоительное от ожогов причиненных мазями, а затем...



Авва Макарий умер в возрасте 120 лет, под дубом на закате солнца.



Авва Серапион Скитский спал в хижине вместе со скотом. Один брат его спросил

- Почему ты спишь с животными, ведь это вредно для здоровья?

- Ни одно мое животное не заболело за все эти годы, - ответил Серапион.



Отче, почему ты позволяешь всем мирским новостям проникать в монастырь, спросил авве Арсения молодой монах.

- Это лучший способ, что бы у братьев не возникало желания туда возвращаться, - ответил Арсений.



Одного монаха привели в суд за то, что он убил вилами собаку.

- Так - то ты брат, являешь миру пример смирения? Мог же ты ее ударить рукояткой, а не острием.

- Я бы так и сделал, если бы она кусала меня не зубами, а хвостом, - ответил монах судьям.



У аввы Сысоя было множество книг в келье и много мудрости в сердце. Молодой монах спросил его:

- Отче, очень ли трудно читать?

- Читать легко, забывать прочитанное трудно, - ответил старец.



- Отче я не вижу ни какой красоты в том, что мы делаем в монастыре, -сказал один брат блаженному Павлу.

- Радуга на небе была бы гораздо прекраснее если бы это зрелище не доставалось нам даром. Думай об этом в течении месяца, брат, - ответил Павел.



- Почему так много неблагодарных людей, спросили авву Сысоя.

- Потому, что после обеда никто не ценит ложки, - ответил старец.



Кто то пожаловался одному старцу, что боится смерти. Старец ответил:

- Так ли уж велика разница между смертью и нужником, если нужно туда идти, нужно идти.



Утешая молодого монаха удрученного своим уродством один старец сказал.: "Уродство имеет огромное преймушество перед красотой, оно постоянно".



Монаху который был постоянно недоволен своей жизнью авве Виссарион сказал: "Послушай, может быть это твоя жизнь тобою не довольна? Жизни нравится быть с тем, кому она нравится".



Один старец сказал одному мирянину:

- Ближайшие 5 лет у тебя будет тяжелая жизнь.

- А потом?

- А потом привыкнешь.



Священнику, который собирался произнести свою проповедь один старец сказал: "Запомни брат, проповедь никогда не будет плохой, если слушатели найдут ее короче чем ожидали".



Один монах сказал:

- Нелегко иногда понять в чем состоит твой долг.

- Напротив очень просто, это то, что меньше всего хочется делать, - ответил другой.



Жажда Бога (из книги «Евхаристия» )

Хлеб и вино. Принося и полагая на престол эти смиренные человеческие дары — нашу земную пищу и питие, — мы совершаем, часто и не думая об этом, то древнейшее, исконнейшее священнодействие, которое с первых дней человеческой истории составляло сердцевину всякой религии, — мы приносим жертву Богу. «И был Авель пастырь овец, а Каин земледелец. Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Богу и Авель также от первородных стада своего» (Быт 4:2-4).

О жертвах и жертвоприношениях написаны тысячи книг. Издавались и издаются самые различные объяснения. Богословы, историки, социологи, психологи — каждый со своей точки зрения пытаются уяснить сущность жертвы, выводят ее — кто из страха, кто из радости, кто из низких, кто из высоких причин. И какова бы ни была ценность всех этих объяснений, несомненным остается, что где бы и когда бы ни обращался человек к Богу, он неизменно ощущал потребность принести Ему в дар и жертву самое драгоценное из того, что он имел, самое насущное для своей жизни. Со дней Каина и Авеля кровь жертв ежедневно обагряла землю, и дым всесожжении непрестанно восходил к небу.

Наше утонченное сознание ужасается этим кровавым жертвам, этим первобытным религиям. Однако в нашей утонченности не забываем ли мы и не теряем ли чего-то самого основного, самого первичного, того, без чего в сущности не и религии? Ибо на последней своей глубине религия есть не что иное, как жажда Бога: «Жаждет душа моя Бога живого...»(Пс 41:3). И о жажде этой часто лучше знали «первобытные» люди, ее глубже ощущали, — чем современный человек со своей спиритуализированной религией, отвлеченным морализмом и иссушающим интеллектуализмом. Захотеть Бога...Это значит, прежде всего, всем существом узнать, что Он есть, что вне Его — мрак, пустота и бессмыслица, ибо в Нем и только в Нем — и причина, и смысл, и цель, и радость всего существующего. И это значит, наконец, испытать и познать всю беспре дельную нашу оторванность от Него, нашу страшную вину и одиночество в этом отрыве. Узнать, что в последнем итоге есть только один грех: не захотеть Бога и оторваться от Него, и есть только одна печаль — «не быть святым», не имет, освящения: единства с единым Святым...

Но там, где есть жажда Бога, это сознание греха и эта тоска по подлинной жизни, там неизменно есть жертва. В жертве человек отдает себя и свое Богу, потому что, узнав Бога, он не может не любить Его, а возлюбив — не стремиться к Нему и к единству с Ним. А так как на пути этом к Богу стоит и загромождает его грех, то в своей жертве человек ищет также и прощения и искупления; он приносит ее в умилостивление за грехи, он вкладывает в нее боль и муку своей жизни, чтобы страданием, кровью, смертью, наконец, искупить свою вину и воссоединиться с Богом. И как бы ни затемнялось и не огрублялось религиозное сознание, как грубо, утилитарно, по-язычески ни понимал человек и своей жертвы, и то, во имя чего, и Того, Кому он приносит ее, в основе ее неизменно оставалась исконная, неистребимая в человеке жажда Бога. И в своих жертвах, в этих бесчислен-. ных приношени-ях,закланиях, все-сожжениях, человек, пускай впотьмах, пускай дико и первобытно, но искал и жаждал Того, Кого не может перестать искать, ибо «для Себя создал нас Бог и не успокоится сердце наше, пока не найдет Его» (Бл. Августин).

Прот. Александр Шмеман



Афоризмы об ораторском искусстве

(греч. aphorismos — краткое изречение), обобщенная, законченная и глубокая мысль определенного автора, выраженная в лаконичной, отточенной форме, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. Как и пословица, А. не доказывает, не аргументирует, а воздействует на сознание оригинальной формулировкой мысли. Выразительность А. возрастает при уменьшении числа слов; около 3/4 всех А. состоит из 3-5 слов. А. рождаются как в контексте научных, философских, художественных произведений, так и самостоятельно.

Слово это дар Божий. Так не расходуйте его напрасно.

Говори, чтобы понять с кем ты говоришь.

Говорить можно и молча.

Ори, если не можешь молчать.

Важно, чтобы говорящего не только слушали, но и услышали.

Слова — зеркало мышления.

Пустые слова — как сор в доме.

Прежде чем красноречиво говорить, надо научиться красноречиво молчать.

Иногда молчанием можно сказать больше.

Кто с ветром в голове, готов бросать слова на ветер

Сказал красиво — просим в рай, не убедил — лети пониже.

Молчание — золото, слова укажут, где его искать.

Слово — не воробей, слово — орел.

Чтобы быть услышанным, нужно не только говорить, но и слушать.

Если вы говорите громче других, это не значит, что вас понимают лучше.

Харизма — не в громкости, а в тембре, мысли и вере в свои слова.

Если процесс воспроизведения мыслей подобен роженице, воспользуйся помощью аудитории, превратив ее в акушерское отделение.

Профессионализм оратора определяется простотой его общения.

Переживая провал своего выступления, думай о том, что слушатели еще долго будут вспоминать тебя, как никого другого, пытаясь понять, что же занимательного было в твоей лекции.

Главное начать, тогда слова сами польются, если язык не подведет.

Кукушка и оратор очень похожи, обоим сложно дослушать вопрос.

Волка ноги кормят, оратора — язык.

Глухой оратору не товарищ.

Слушающий оратор — это уставший оратор.

Кто много говорит, тот говорит все. Опасаться его нечего.

В некоторой степени, на оратора возложена задача раскрыть все многообразие и богатство национального языка.

Болтливый язык — пустая голова. Все, что в нее попадает, тут же находит выход.

Говорить — это искусство. Болтать — пустословие.

Умеющий говорить, умеет думать.

Чистые мысли – красивые слова.

Слова то начинают кончаться, то кончают начинаться.

Если хочешь быть услышан — говори немного тише.

Жаль, что некоторые воспринимают слово "оратор" буквально.

Самая трудноперевариваемая каша — во рту у оратора.

Думай что говоришь — и говори что думаешь.

Слово великая сила — и великая слабость.

Мудрое слово может сказать и глупец, но мудрец не скажет глупость.

Говоря не о чем превращаешься в ничто.

Не всякая глубокомысленная фраза — плод глубокой мысли

Ораторское искусство — лучшее слабительное от словесного запора и великолепное лекарство от его антипода

Умение слушать теряется, едва приобретается умение говорить.

Не всякую мысль следует доводить до ума.

Как сказано — так понято.

Ясность слов — залог успеха!

Говори подумав, а не наоборот!

Поэт — певец, писатель — композитор, народ — оркестр, оратор — дирижер.



Что такое любовь?

Группа исследователей задавала детям от 4 до 8 лет один и тот же вопрос: "Что значит любовь?" Ответы оказались намного более глубокими и обширными, чем кто-либо вообще мог себе представить.

Когда моя бабушка заболела артритом, она больше не могла нагибаться и красить ногти на ногах. И мой дедушка постоянно делал это для нее, даже тогда, когда у него самого руки заболели артритом.

Если кто-то любит тебя, он по-особенному произносит твое имя. И ты знаешь, что твое имя находится в безопасности, когда оно в его рту. Билли, 4 года

Любовь - это когда ты идешь куда-то поесть и отдаешь кому-нибудь большую часть своей жареной картошки, не заставляя его давать тебе что-то взамен. Крисси, 6 лет

Любовь - это то, что заставляет тебя улыбаться, когда ты устал. Терри, 4 года

Любовь - это когда моя мама делает кофе папе, и отхлебывает глоток, перед тем, как отдать ему чашку, чтобы убедиться, что он вкусный. Дэнни, 7 лет

Любовь - это когда ты говоришь мальчику, что тебе нравится его рубашка, и он носит ее потом каждый день. Ноэль, 7 лет

Любовь - это когда твой щенок лижет тебе лицо, даже после того как ты оставила его в одиночестве на весь день. Мэри-Энн, 4 года

Когда ты любишь кого-нибудь, твои ресницы все время взлетают и опускаются, вверх-вниз, а из-под них сыплются звездочки. Карен, 7 лет

Любовь - это когда мама видит папу в туалете и не думает, что это противно. Марк, 6 лет

Если ты не любишь, ты ни в коем случае не должен говорить "я люблю тебя". Но если любишь, то должен говорить это постоянно. Люди забывают. Джессика, 8 лет

Ну, и наконец - автор Лео Баскаглиа - однажды объяснил смысл этого опроса. Целью его было найти самого заботливого ребенка.

Победителем стал четырехлетний малыш, чей старенький сосед недавно потерял жену. Увидев, что мужчина плачет, ребенок зашел к нему во двор, залез к нему на колени и просто сидел там. Когда его мама спросила, что же такого он сказал соседу, мальчик ответил "Ничего. Я просто помог ему плакать".



Святые отцы о любви к ближнему

И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же.

Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым.

Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд.

(Лк. 26, 31-36).

СВТ. ФЕОФАН ЗАТВОРНИК

Мысли на каждый день года

Коренная, исходная заповедь - люби. Малое слово, а выражает всеобъятное дело. Легко сказать люби, но не легко достигнуть в должную меру любви. Не совсем ясно и то, как этого достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: люби, «как самого себя; и как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо. Все дело стоит за тем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими так, чтобы их чувства вполне переносить на себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в каком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, а то тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда сказал Господь: люби ближнего, как самого себя, то хотел, чтобы вместо нас, стал в нас, т. е. в сердце нашем, ближний. Если же там по старому будет стоять наше «я», то не жди добра.

СВТ. ИГНАТИЙ БРЯНЧАНИНОВ

Аскетические опыты, том 1

О любви к ближнему

Что можешь быть прекраснее, насладительнее любви к ближнему?

Любить — блаженство; ненавидеть — мука.

Весь закон и пророки сосредоточиваются в любви к Боге и ближнему.

Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе — Бог.

Не подумай, возлюбленнейший брат, чтоб заповедь любви к ближнему была так близка к нашему падшему сердцу: заповедь — духовна, а нашим сердцем овладели плоть и кровь; заповедь — новая, а сердце наше — ветхое.

Естественная любовь наша повреждена падением; ее нужно умертвить — повелевает это Христос — и почерпнуть из Евангелия святую любовь к ближнему, любовь во Христе.

Свойства нового человека должны быть все новые; никакое ветхое свойство нейдет ему.

Не имеет цены пред Евангелием любовь от движения крови и чувствовании плотских.

И какую может она иметь цену, когда при разгорячении крови дает клятву положить душу за Господа, а чрез несколько часов, при охлаждении крови, дает клятву, что не знает Его?

Евангелие отвергает любовь, зависящую от движения крови, от чувств плотского сердца. Оно говорит: Не мните яко приидох воврещи мир на землю: не приидох воврещи мир, но меч. Приидох бо разлучити человека на отца своего и дщерь на матерь свою, и невесту на свекровь свою. И врази человеку домашнии его. Падение подчинило сердце владычеству крови, и, посредством крови, владычеству миродержителя. Евангелие освобождает сердце из этого плена, из этого насилия, приводит под руководство Святого Духа.

Святой Дух научает любить ближнего свято. Любовь, возженная, питаемая Святым Духом — огнь. Этим огнем погашается огнь любви естественной, плотской, поврежденной грехопадением .

«Говорящий, что можно иметь ту и другую любовь, обольщает сам себя», - сказал святой Иоанн Лествичник.

В каком падении наше естество? Тот, кто по естеству способен с горячностью любить ближнего, должен делать себе необыкновенное принуждение, чтоб любить его так, как повелевает любить Евангелие.

Пламеннейшая естественная любовь легко обращается в отвращение, в непримиримую ненависть. Естественная любовь выражалась и кинжалом.

В каких язвах — наша любовь естественная! Какая тяжкая на ней язва — пристрастие! Обладаемое пристрастием сердце способно ко всякой несправедливости, ко всякому беззаконию, лишь бы удовлетворить болезненной любви своей.

Мерила льстивая мерзость пред Господем, вес же праведный приятен Ему.

Естественная любовь доставляет любимому своему одно земное; о небесном она не думает.

Она враждует против Неба и Духа Святого; потому что Дух требует распятия плоти.

Она враждует против Неба и Духа Святого: потому что находится под управлением духа лукавого, духа нечистого и погибшего.

Приступим к Евангелию, возлюбленнейший брат, поглядимся в это зеркало! глядясь в него, свергнем ризы ветхие, в которые облекло нас падение, украсимся ризою новою, которая приготовлена нам Богом.

Риза новая —Христос. Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся.

Риза новая — Дух святой. Облечетеся силою выше, сказал о этой ризе Господь.

Облекаются христиане в свойства Христовы, действием всеблагого Духа.

Возможно для христианина это одеяние. Облецытеся Господем нашим Иисус Христом, и плоти угодия не творите в похоти, говорит Апостол.

Сперва, руководствуясь Евангелием, откинь вражду, памятозлобие, гнев, осуждение и все, что прямо противодействует любви.

Евангелие велит молиться за врагов, благословлять клянущих, творить добро ненавидящим, оставлять ближнему все, что бы он ни сделал против нас.

Постарайся, желающий последовать Христу, исполнять все эти заповедания самым делом.

Очень недостаточно: только с удовольствием прочитать веления Евангелия, и подивиться высокой нравственности, которую они в себе содержат. К сожалению, многие этим удовлетворяются.

Когда приступишь к исполнены велений Евангелия, тогда с упорством воспротивятся этому исполнению владыки твоего сердца. Эти владыки; твое собственное плотское состояние, при котором ты подчинен плоти и крови, и падшие духи, которым подвластная страна —плотское состояние человека.

Плотское мудрование, его правда и правда падших духов потребуют от тебя, чтоб ты не уронил чести своей и других тленных преимуществ, защитил их. Но ты с мужеством выдержи невидимую борьбу, водимый Евангелием, водимый Самим Господом.

Пожертвуй всем для исполнения евангельских заповедей. Без такого пожертвования ты не возможешь быть исполнителем их. Господь сказал ученикам Своим: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе.

Когда с тобою Господь, — надейся на победу: Господь не может не быть победителем.

Испроси себе у Господа победу; испроси ее постоянною молитвою и плачем. И придет неожиданно действие благодати в твое сердце: ты ощутишь внезапно сладостнейшее упоение духовною любовию ко врагам.

Еще предстоит тебе борьба! еще нужно тебе быть мужественным! Взгляни на предметы твоей любви: они очень тебе нравятся? к ним очень привязано твое сердце? — Отрекись от них.

Этого отречения требует от тебя Господь, законоположитель любви, не с тем, чтоб лишить тебя любви и любимых, но чтоб ты, отвергнув любовь плотскую, оскверненную примесью греха, соделался способным принять любовь духовную, чистую, святую, которая — верховное блаженство.

Ощутивший любовь духовную, с омерзением будет взирать на любовь плотскую, как на уродливое искажение любви.

Как отречься от предметов любви, которые как бы приросли к самому сердцу? — скажи о них Богу: «Они, Господи, Твои; а я — кто? немощное создание, не имеющее никакого значения».

«Сегодня я еще странствую на земле, могу быть полезным для любимых моих чем-нибудь; завтра, может быть, исчезну с лица ее, и я для них — ничто!»

«Хочу, или не хочу, — приходит смерть, приходят прочие обстоятельства, насильственно отторгают меня от тех, которых я считал моими, и они уже — не мои. Они и не были по самой вещи моими; было какое-то отношение между мною и ими; обманываясь этим отношением, я называл, признавал их моими. Если б они были точно мои,—навсегда остались бы принадлежать мне».

«Создания принадлежат одному Создателю: Он — их Бог и Владыка. Твое, Господь мой, отдаю Тебе: себе присвоил я их неправильно и напрасно».

Для них вернее быть Божиими. Бог вечен, вездесущ, всемогущ, безмерно благ. Тому, кто Его, Он — самый верный, самый надежный Помощник и Покровитель.

Свое Бог дает человеку: и делаются человеку человеки своими, на время по плоти, на веки по духу, когда Бог благоволит дать этот дар человеку.

Истинная любовь к ближнему основана на вере в Бога: она — в Боге. Вси едино будут, вещал Спаситель мира ко Отцу Своему: якоже Ты, Отче, во Мне, да и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут.

Смирение и преданность Богу убивают плотскую любовь. Значит: она живет самомнением и неверием.

Делай, что можешь полезного и что позволяет закон, твоим любимым; но всегда поручай их Богу, и слепая, плотская, безотчетливая любовь твоя обратится мало-помалу в духовную, разумную, святую.

Если же любовь твоя — пристрастие противозаконное, то отвергни ее, как мерзость.

Когда сердце твое не свободно,— это знак пристрастия.

Когда сердце твое в плену, — это знак страсти безумной, греховной.

Святая любовь — чиста, свободна, вся в Боге.

Она действие Святого Духа, действующего в сердце, по мере его очищения.

Отвергнув вражду, отвергнув пристрастия, отрекшись от плотской любви, стяжи любовь духовную; уклонися от зла, и сотвори благо.

Воздавай почтение ближнему как образу Божию,— почтение в душе твоей, невидимое для других, явное лишь для совести твоей. Деятельность твоя да будет таинственно сообразна твоему душевному настроению.

Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, — и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь.

Причина этой святой любви — не плоть и кровь, не влечение чувств, — Бог.

Лишенные славы христианства не лишены другой славы, полученной при создании: они — образ Божий.

Если образ Божий будет ввергнут в пламя страшное ада, и там я должен почитать его.

Что мне за дело до пламени, до ада! Туда ввергнут образ Божий по суду Божию: мое дело сохранить почтение к образу Божию, и тем сохранить себя от ада.

И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажу почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтоб тебе не иметь недостатка в любви.

В христианине воздай почтение Христу, Который сказал в наставление нам и еще скажет при решении нашей участи вечной: Еже сотвористе меньшему сих братий Моих, Мне сотвористе.

В обращении твоем с ближними содержи в памяти это изречение Евангелия, и соделаешься наперсником любви к ближнему.

Наперсник любви к ближнему входит ею в любовь к Богу.

Но если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку: то ты — в горестном самообольщении.

Аще кто речет, говорит святой Иоанн Богослов: яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть... Сию заповедь имамы от Него, да любяй Бога любит и брата своего.

Явление духовной любви к ближнему — признак обновления души Святым духом: Мы вемы, говорит опять Богослов, яко преидохом от смерти в живот, яко любим братию; не любяй бо брата пребывает в смерти.

Совершенство христианства — в совершенной любви к ближнему.

Совершенная любовь к ближнему — в любви к Богу, для которой нет совершенства, для которой нет окончания в преуспеянии.

Преуспеяние в любви к Богу — бесконечно: потому что любовь есть бесконечный Бог. Любовь к ближнему — основание в здании любви.

Возлюбленный брат! Ищи раскрыть в себе духовную любовь к ближним: войдя в нее, войдешь в любовь к Богу, во врата воскресения, во врата царства небесного. Аминь.

***

Любовь к Богу основывается на любви к ближнему. Когда изгладится в тебе памятозлобие: тогда ты близок к любви. Когда сердце твое осенится святым, благодатным миром ко всему человечеству: тогда ты при самых дверях любви.

Но эти двери отверзаются одним только Духом Святым. Любовь к Богу есть дар Божий в человеке, приготовившем себя для принятая этого дара чистотою сердца, ума и тела. По степени приготовления бывает и степень дара: потому что Бог и в милости своей — правосуден.

Любовь к Богу вполне духовна: рожденное от Духа, дух есть.

***

Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, беспристрастная, радостная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам.

***

…входим в любовь к ближним, ею в любовь к Богу, бываем в Боге, и Бог бывает в нас.

***

Господи! Даруй любовь к ближним, любовь непорочную, одинаковую ко всем, и утешающим и оскорбляющим меня!

***

Общий признак состояний духовных — глубокое смирение и смиренномудрие, соединенное с предпочтением себе всех ближних, с расположением, евангельскою любовью ко всем ближним, с стремлением к неизвестности, к удалению от мира.

***

От зрения промысла Божия образуются в душе глубокая кротость и неизменная любовь к ближнему, которых никакие ветры взволновать, возмутить не могут. Для такой души нет оскорблений, нет обид, нет злодеяний: вся тварь действует по повелению или попущению Творца; тварь — только слепое орудие. В такой душе раздается голос смирения, обвиняющий ее в бесчисленных согрешениях, оправдывающий ближних, как орудия правосудного промысла.

***

Господь первые слова свои устремил против гнева, как главной греховной язвы, главной страсти, противоположной двум главным добродетелям: любви к ближним и смирению. На этих двух добродетелях основано все здание христианской деятельности. Коснение страсти гнева в человеке отнимает у него всю возможность к духовному преуспеянию.

Господь заповедал всеусиленное хранение мира с ближними, как и Апостол сказал: Аще возможно еже от вас, со всеми человеки мир имейте. Не трудись над разбором, кто прав и кто виноват, ты ли, или ближний твой: постарайся обвинить себя, и сохранить мир с ближним при посредстве смирения.

***

Совершенною любовью к ближним доставляется усыновление Богу, то есть благодать Святого Духа привлекается в сердце, и изливается в него всесвятая любовь к Богу.

***

Все частные заповеди Свои Господь совместил в две главные: в заповедь любви к Богу и в заповедь любви к ближнему.

***

Делается человек способным к любви Божией от исполнения любви к ближнему; в состояние же стремления всем существом к Богу возводится молитвою.

СВ.МАКАРИЙ ЕГИПЕТСКИЙ

Послание

Обретя же познание Божие и уразумев страх, удобно преуспеешь и в последующем, то есть, в любви к ближнему.

АВВА ДОРОФЕЙ

Душеполезные поучения

Когда удаляются от Бога и возвращаются ко внешнему, то очевидно, что в той мере, как они исходят от средоточия и удаляются от Бога, в той же мере удаляются и друг от друга; и сколько удаляются друг от друга, столько удаляются и от Бога. Таково естество любви: на сколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом.

***

…не требуй любви от ближнего, ибо требующий (ее) смущается, если ее не встретит; но лучше ты сам покажи любовь к ближнему, и успокоишься, и таким образом приведешь и ближнего к любви.

***

Никто не говорит ближнему своему: «зачем ты не любишь меня?» Но сам, делая достойное любви, привлекает и ближнего к любви.

СВ.ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ

Моя жизнь во Христе, часть 1

Любы, сказано, не радуется о неправде, радуется же о истине [Кор. 13, 6]. Нам приходится часто видеть неправедные, греховные дела человеческие или слышать о них, и мы имеем грешный обычай: радоваться таким делам и выражать без стыда радость свою безумным смехом. Худо, не по-христиански, нелюбовно, богопротивно мы делаем. Это значит, что мы не имеем в сердце христианской любви к ближнему: ибо любовь не радуется о неправде, радуется же о истине. Перестанем вперед так делать, да не осудимся вместе с делающими неправду.

***

Не напрасно первым признаком любви нашей к ближнему Апостол поставил долготерпение и милосердие: любовь долготерпит, милосердствует [Кор. 13, 4]: ибо всякий человек немощен, слаб, опрометчив, удобопреклонен ко всякому греху, но и при всем том легко может одуматься, восстать, раскаяться при благоприятных условиях; и потому надо быть терпеливым к его немощам и погрешностям, как желаем сами, чтобы другие были снисходительны к нашим немощам и видя, как бы не видели их и не замечали их.

***

Одним много, другим мало дает Господь для того, чтобы мы промышляли друг о друге. Так устроил Господь, что если мы щедрыми дарами Его благости охотно делимся с другими, то они служат в пользу души и тела, раскрывая наши сердца для любви к ближним, а умеренностью употребления их служа и в пользу тела, которое не пресыщается и не обременяется ими.

***

Если будешь иметь христианскую любовь к ближним, то будет любить тебя все небо; если будешь иметь единение духа с ближними, то будешь иметь единение с Богом и со всеми небожителями; будешь милостив к ближним, а к тебе будет милостив Бог, равно и все Ангелы и святые; будешь молиться за других, а за тебя все небо будет ходатайствовать. Свят Господь Бог наш, и ты будь таков же.

Часть 2

Приноси в жертву любви к ближнему то, что дорого тебе. Приноси своего Исаака, свое сердце многострастное, в жертву Богу, закаляй его своим произволением, распинай плоть со страстями и похотями. Все получил от Бога, будь готов отдать все Богу, чтобы, быв верен в малом Господу своему, ты был поставлен потом над многим.

***

Все земные вещи, если мы привязываемся к ним сердцем, одебеляют его, земленят, и от Бога, и от Матери Божией, и всех святых, от всего духовного, небесного и вечного отвращают нас и привязывают нас к земному, тленному, временному, также и от любви к ближнему отвращают.

***

Все жертвы и милостыни нищим не заменят любви к ближнему, если нет ее в сердце; потому, при подаянии милостыни, всегда нужно заботится о том, чтобы она подаваема была с любовью, от искреннего сердца, охотно, а не с досадою и огорчением на них.

***

Премерзкий враг силится уничтожить любовь любовью же: любовь к Богу и ближнему - любовью к миру, его благам мимолетным и к его растленным, богопротивным обычаям, - любовью плотскою, любовью богатства, почестей, удовольствий, игр различных. Поэтому да погашаем в себе всячески любовь к миру сему и да возгреваем любовь к Богу и ближнему чрез самоотвержение.

***

Когда подаешь просящему, который не беден, здоров и по-видимому не заслуживает подаяния, - отчего сердце твое пожалеет для него поданной милостыни, - покайся в этом, ибо и нам божественная Любовь подает блага свои, тогда как мы имеем их и без того довольно. Любовь к ближнему должна так говорить в тебе: хотя он и имеет, но не худо, если я увеличу его благосостояние (а сказать правду, одна или две-три копейки не очень-то увеличат и поправят его благосостояние). Мне подает Бог, почему же мне не подать нуждающемуся? говорю: нуждающемуся, ибо кто станет протягивать руку без нужды? Если бы ты сам только по заслугам получал от Бога дары Его благости, то, быть может, должен был бы ходить нищим. К тебе Бог щедр не по заслугам, да и ты сам хочешь, чтобы Он был щедр. Как же ты не хочешь быть щедрым к братьям своим, имея избытки?

***

Ох! как мне противно это диавольское злорадство о грехе ближнего, это адское усилие доказать его истинную или мнимую слабость. И люди так поступающие еще смеют говорить, что они уважают и всеми силами стараются исполнять закон о любви к Богу и ближнему! какая же тут любовь к ближнему, когда даже в великих и святых людях намеренно хотят видеть и отыскивать темные пятна, за один грех чернят всю его жизнь и не хотят покрыть греха ближнего, если он действительно есть? забыли они, что любовь вся покрывает [1 Кор. 13, 7].

***

Любить ближнего как себя, сочувствовать ему в радости и печали, питать, одевать его, если он нуждается в пище и одеянии, дышать с ним, так сказать, одним воздухом - считай так же обыкновенным делом, как питать и греть себя, и не думай, как о добродетели, о делах любви к ближнему, чтобы не возгордиться ими. Есмы друг другу удове [Ефес. 4, 25].

СВТ. ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ

Сочинений, том 5

Глумясь над пороками ближних, мы нарушаем заповедь любви к ближним; оскорбляем Бога, их милующаго; оскверняем наш ум нечистыми представлениями; подвергаемся опасности быть порицателями невинных и даже будущих святых; смрадом нечистых воспоминаний растлеваем благоухание молитвы; немирною совестию воспящаем сердце наше от восхождения горе; и, конечно, не достигнем оправдания от Того, Который рек: не судите, да не судими будете.

***

Предлагаем меру благотворения, никогда не затруднительную, всегда верную и благонадежную: такая мера есть – любовь. Тот сеет о благословении, и о благословении пожнет, кто благотворит из любви к Богу, из любви ко Христу, из любви к ближнему.

***

Если ближнему нужно, если тебе возможно только одновременное дело милосердия, или только участие в оном: сделав потребное и возможное, ты исполнил должное. Но если ближнему нужна, и с твоей стороны возможна продолжаемая помощь: не допусти, чтобы твоя любовь к ближнему была короче его несчастия.



Библия - о любви

Несколько самых известных мест Писания, говорящих о любви

"...любовь покрывает все грехи" (Прит. 10:12)

"...и знамя его надо мною - любовь" (П.Песней 2:4)

"...ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее - стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем." (П.Песней 8:6-7)

"Более же всего имейте усердную любовь друг ко другу, потому что любовь покрывает множество грехов." (1 Пет. 4:8)

"Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев." (1 Иоан. 3:16)

"...потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви" (1 Иоан. 4:7-8,18)

"Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его" (2 Иоан. 6)

"Любовь да будет непритворна..." (Рим. 12:9)

"Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона" Рим. 13:10)

"...любовь назидает" (1 Кор. 8:1)

"Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы." (1 Кор. 13:1-3)

"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится." (1 Кор. 13:4-8)

"А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше." (1 Кор. 13:13)

"Плод же духа: любовь..." (Гал. 5:22)

"Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства" (Кол. 3:14)

"Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово" (2 Фес. 3:5)

"Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры" (1 Тим. 1:5)

"...ты оставил первую любовь твою" (Откр. 2:4)

"Все у вас да будет с любовью" (1 Кор. 16:14)

"Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга" (Иоан. 13:34)

"...постоянно любите друг друга от чистого сердца" (1 Петр. 1:22)

"Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее" (Еф. 5:25; Кол. 3:19)

"Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?" (Матф. 43:46)

"...любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя" (Марк 12:33)

"...станем любить не словом или языком, но делом и истиною" (1 Иоан. 3:18)

"Возлюбленные! будем любить друг друга..." (1 Иоан. 4:7)


Слово о любви

Любить - это прежде всего отдавать.

Любить - значит чувства свои, как реку,

С весенней щедростью расплескать

На радость близкому человеку.

Любить - это только глаза открыть

И сразу подумать еще с зарею:

Ну чем бы порадовать, одарить

Того, кого любишь ты всей душою?!

Любить - значит страстно вести бои

За верность и словом, и каждым взглядом,

Чтоб были сердца до конца свои

И в горе и в радости вечно рядом.

А ждет ли любовь? Ну конечно, ждет!

И нежности ждет и тепла, но только

Подсчетов бухгалтерских не ведет:

Отдано столько-то, взято столько.

Любовь не копилка в зашкафной мгле.

Песне не свойственно замыкаться.

Любить - это с радостью откликаться

На все хорошее на земле!

Любить - это видеть любой предмет,

Чувствуя рядом родную душу:

Вот книга - читал он ее или нет?

Груша... А как ему эта груша?

Пустяк? Отчего? Почему пустяк?!

Порой ведь и каплею жизнь спасают.

Любовь - это счастья вишневый стяг,

А в счастье пустячного не бывает!

Любовь - не сплошной фейерверк страстей.

Любовь - это верные в жизни руки,

Она не страшится ни черных дней,

Ни обольщений и ни разлуки.

Любить - значит истину защищать,

Даже восстав против всей вселенной.

Любить - это в горе уметь прощать

Все, кроме подлости и измены.

Любить - значит сколько угодно раз

С гордостью выдержать все лишенья,

Но никогда, даже в смертный час,

Не соглашаться на униженья!

Любовь - не веселый бездумный бант

И не упреки, что бьют под ребра.

Любить - это значит иметь талант,

Может быть, самый большой и добрый.

И незачем жалкие рассужденья,

Все чувства уйдут, как в песок вода.

Временны только лишь увлеченья.

Любовь же, как солнце, живет всегда!

И мне наплевать на циничный смех

Того, кому звездных высот не мерить.

Ведь эти стихи мои лишь для тех,

Кто сердцем способен любить и верить!

Асадов Эдуард

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS