Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Август 2017

О Слове Божием. Проповеди митрополита Варсонофия

13.08.17

Кающемуся открываются два пути: тот, которым он шел, и тот, которым должен пойти.

свт. Николай Сербский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сейчас, слава Богу, люди свободно стали приходить в Церковь и стараются утолить свой духовный голод духовной пищей. Но, конечно, сразу усвоить всё Священное Писание и многотысячелетние Предание не так просто, многим нужно своё питание начинать с духовного молока, ибо твердая пища не воспринимается. Всё надо делать постепенно.

Первое условие для правильного усвоения святоотеческого учения о спасении это, как учит святитель Афанасий Великий нужны «хорошая жизнь, чистая душа и христоподражательная добродетель, чтобы ум, преуспев в этом, был в состоянии достигать желаемого и приобретать оное, в какой только мере естеству человеческому возможно познание о Божием Слове. Ибо без чистого ума и без подражания жизни святых никто не возможет уразуметь словеса святых».

Священное Писание – это не просто книга, повествующая об истории домостроительства нашего спасения, это книга, авторы которой были духоносные мужи, имевшие общение с Богом, или движимые благодатью Святого Духа. Потому здесь требуется иной подход при изучении, и прежде всего, надо всегда к чтению и изучению Слова Божия приступать со страхам Божиим, вниманием и благоговением, в простоте сердечной.

Не все в Священном Писании сразу можно понять, нужно обращаться к толкованию Святых отцов, которые будучи просвещенные от Духа Святого изложили в своих творениях объяснение многих непонятных мест. Кроме Священного Писания у нас авторитетным источником является Священное Предание. Из глубины веков до нас устно дошло неписанное Предание святых апостолов пришло. Например, приобщаться святых Христовых Таин натощак. Это предание передалось и нам, и если люди этого не знают, они могут приобщатся после еды – а это не будет соответствовать церковному преданию. Об этом случае рассказывал старец Паисий.

В Иордании был один очень простой священник, который творил чудеса. Он читал молитву над больными людьми и животными, и те становились здоровыми. Перед служением Божественной Литургии этот священник выпивал что-нибудь горячее с сухариком и после этого целый день ничего не вкушал. Этого священники никогда не делают, ибо служат только натощак. Поэтому слух дошел до Патриарха, и тот вызвал его для объяснения в Патриархию. Не зная, зачем его вызвали, священник пришел в Патриархию и вместе с другими посетителями ожидал вызова в приемной. На улице стояла страшная жара, окна были закрыты ставнями, и сквозь дырочку в приемную пробивался солнечный луч. Приняв луч за натянутую веревку, обливавшийся потом священник снял с себя рясу и повесил её на луч. Увидев это, люди, сидевшие в приемной вместе с ним, были потрясены. Кто-то из них пошел к Патриарху и сказал: «Священник, который завтракал перед литургией, повесил свою рясу на солнечный луч!» Патриарх позвал его к себе в кабинет и спросил, как он готовится к литургии. Между прочим, священник рассказал Патриарху, что он готовит чай и ест что-нибудь легкое перед литургией. «Зачем же ты ешь перед литургией?» - спросил Патриарх. И вот как объяснил свой поступок священник. «Если я немножко перекушу перед Литургией, то после потребления Святых Даров, (а они, да будет вам известно, потребляются после причащения мирян, по окончания Литургии) Христос оказывается сверху. А вот если я ем после Божественной Литургии, то Христос оказывается снизу». После такого объяснения Патриарх, конечно, его поправил. В данном случае священник это делал не по злому умыслу, а с добрым намерением, потому Господь и не вменил ему это в грех, а наоборот даровал ему за простоту дар чудотворения.

До нас дошло также предание о молитве лицом к Востоку, и поэтому у нас храмы так расположены, чтобы алтарь был с восточной стороны. До нас дошли многие моменты из жизни Пресвятой Богородицы только исключительно устным преданием, которые в последствии святые отцы записали. О том, что мы должны поклоняться иконам и кресту – это тоже пришло к нам из устного Предания.

Когда мы будем читать Священное Писание, узнаем о заповедях Божиих. Для того, чтобы обрести вечную жизнь нужно все делать правильно, то есть быть православным человеком.

Преподобный Анастасий Синаит учит: «Ибо как не может тело само по себе, лишенное души, обрести жизнь, так и соблюдение заповедей без сохранения Православия не может принести пользу человеку. Православие – есть средоточие всей духовно-нравственной жизни человека. Светоносная жизни недостижима без правых догматов». Преподобный Иустин спрашивает: «Что такое «Жития Святых?» Догматы, проведенные в жизнь. Что такое догматы? Осуществление «Жития святых».

В начале христианского пути надо сразу заложить прочный фундамент под строящееся здание спасения. Все в нашей жизни должно быть безупречно и благочестиво.

Сейчас мы видим всюду много зазывал из разных сект, которые при встрече так и сыпят цитатами из Священного Писания. Мы должны быть готовы дать ответ любому вопрошающему нас о нашей вере, а для этого надо самим во всем разбираться, чтобы не дай Бог по своей духовной малограмотности не увлечься пустословием сектантов.

Вера всегда существует внутри человека. Человек должен быть убежден. Апостол Павел говорит: «вера от слышания» (Рим. 10, 17), от проповеди и есть вера «осуществление ожидаемых» благ (Евр. 11, 1). Православие являет собой неложное мнение о Боге и всём тварном мире, то есть правильное представление обо всем. По словам, преподобного Иоанна Лествичника, «христианин есть тот, кто, сколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями, право и непорочно веруя во Святую Троицу».

Будем помнить, дорогие братья и сестры, что во всем, что касается нашей веры, легкомысленным быть нельзя, потому что мы имеем дело с Господом, и говорить всуе о Господе Боге небезопасно. Высокие требования святые отцы всегда предъявляли к себе, когда толковали Слово Божие, и нам они заповедовали избавляться от страстей, прежде чем приступать к изучению Священного Писания. Преподобный Исидор Пелусиот учил: «Самое главное в Писании – это его смысл, и кто ищет смысл в Писании, тот уподобляется купцу, ищущему дорогого бисера. Высота Священного Писания, его божественное достоинство и душеспасительная польза требуют, от приступающего к объяснению его, нравственной чистоты. Толкующий Слово Божие без должной нравственной чистоты уподобляется человеку, метающему бисер пред свиньями».

Святитель Григорий Богослов, опытно вкусивший благодать Святого Духа, тоже как-то сказал: «Когда я говорю о Боге, я трепещу и языком и слухом и мыслью».

Поэтому, дорогие братья и сестры, чтобы нам не погрешить в то время, когда мы сознательно и опытно хотим усвоить Православное вероучение, будем прислушиваться к святым отцам, будем просить в молитвах Господа, чтобы Он послал нам благодать Святого Духа, которая наставила бы нас на всякую истину. Аминь.
Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS