Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Август 2018

Безстыдство изгоняет Божественную Благодать. Грязь на дне ключа. О Пресвятой Богородице.

10.08.18

Я знал человека, который, сделавшись болен, говорил себе: «Господь не требует от тебя ни усилий, которые, может быть, ты употребил бы не вполне, или неверно, или не к делу, ни дел, за которые тебе надлежало бы отвечать, но требует, чтобы ты просто и послушно принимал то, что Он творит с тобою». И таким образом имел в болезни мир более, чем в здоровом состоянии. (17 июля 1843 г.)

Свт. Филарет Московский 

Безстыдство изгоняет Божественную Благодать

Требуется многое внимание. Развязное и невнимательное поведение — это препятствие для Божественной Благодати. Отсутствие уважения к людям — самое большое препятствие для того, чтобы к человеку приблизилась Божественная Благодать. Чем большее уважение к родителям, учителям, вообще к старшим имеют дети, тем большую Божественную Благодать они приемлют. Чем они развязнее, непослушнее, тем больше их оставляет Благодать Божия. Мирская свобода изгнала не только благоговение, но даже элементарную мирскую вежливость. Некоторые ребята не стесняются крикнуть своему отцу: "Эй, батя! У тебя сигареты есть? А то мои кончились". Разве раньше можно было такое услышать? Даже если подросток покуривал, он делал это тайком. А сейчас — как ни в чем не бывало! Как же после этого дети не будут вконец лишены Божестве-нной Благодати? Нынешние девицы в присутствии отца и матери самыми площадными выражениями поносят своих братьев за то, что те ходят в церковь, а отец только помалкивает. У меня волосы дыбом встали, когда я об этом услышал. Потом, оставшись один, я даже начал разговаривать сам с собой.
Мирская среда и мирские родители разрушают детей. Среда оказывает на детей сильное воздействие. Детей, у которых есть скромность и любочестие, немного. Большинство озлобленных, ожесточенных детей становятся такими, потому что ведут себя с безстыдством. Многие родители приводят ко мне своих детей и говорят: "Отче, в моем ребенке бес". А я вижу, что в этих детях нет беса. Да Боже упаси! Детей, имеющих в себе беса, не так много. Все остальные подвергаются бесовскому воздействию извне. То есть в самих детях беса нет, он помыкает ими извне. Но и действуя извне, он свое дело все равно делает.
А с чего все это начинается? С безстыдства. Разговаривая со старшими с безстыдством, дети отгоняют от себя Благодать Божию. А когда уходит Благодать Божия, приходят тангалашки и дети ожесточаются, без-чинствуют. И наоборот: дети, которые имеют благоговение, почтительность, слушаются родителей, учителей, старших, непрестанно приемлют Благодать Божию. На таких детях пребывает Божие благословение. Их покрывает Благодать Божия. Большое благоговение перед Богом вместе со многой почтительностью к старшим привлекает в души детей многую Божественную Благодать и наполняет их Благодатью до такой степени, что Божественное сияние Благодати выдает их другим. Благодать Божия не идет к маленьким бунтовщикам и безобразникам, она идет к любочестным, благоразумным, благоговейным детям. Детей, имеющих почтительность, благоговение, видно. Их глаза сияют. И чем больше уважения они имеют к родителям и вообще к старшим, тем большую Благодать Божию они приемлют. Чем они развязнее, непослушнее, тем более Благодать Божия их оставляет.
Ребенок, который имеет к другим претензии, ребенок, которому ничем не угодишь, — то ему не так, это не эдак, — превратится в бунтаря, превратится в диавола. Ведь и Денница хотел поставить свой престол выше Престола Божия. Посмотрите — ведь все дети, чьи прихоти исполняются родителями, становятся маленькими бунтарями. И если дети не покаются, чтобы освободиться от этой недоброй волны, обуревающей их, если они и дальше будут вести себя с безстыдством, тогда — Боже упаси! — Благодать Божия оставляет их вдвойне. И они доходят даже до того, что и о Боге говорят непочтительно, после чего ими уже командуют злые духи.
Старец Паисий Святогорец

Грязь на дне ключа

Мы видим, что хоть и чиста вода в ключе, однако же на дне его бывает тина или грязь. Так и в глубине человеческого сердца имеется всякая нечистота: как смердящая тина и зловоние, там кроется гордость и высокоумие, там сребролюбие, там гнев, злоба и зависть, там скотская нечистота и всякая мерзость. В ключе нечистота, имеющаяся на дне его, обнаруживается тогда, когда чем-нибудь достанут до его дна; тогда от тины или грязи, лежащих на его дне, вся вода в ключе волнуется и мутнеет. Так нечистота страстей и скотский злой нрав, лежащие в глубине человеческого сердца, обнаруживаются во время искушений и соблазнов.
Мы видим, как человек порой ярится, кричит, ругается и прочие бесчинные действия совершает,— это действует в нем гнев, в сердце его, как яд, скрытый и обнаруживаемый в случае обиды и искушения. Видим, сколько человек собирает для убогого смертного тела своего, которое насыщается и малым куском и довольствуется любым одеянием; сколько, говорю, собирает, хотя и знает, что при смерти все оставит,— это действует в нем сребролюбие и лютая похоть богатства, в сердце гнездящаяся. Видим, как человек превозносится, каких только способов не изобретает, чтобы люди его знали, хвалили, прославляли и почитали; как людей, подобных себе, презирает, как судит и пересуживает дела их, хоть и сам такой же; как стремится везде первенствовать и начальствовать над другими,— это действует в нем гордость, гнездящаяся в сердце его. Блудная нечистота, в сердце человека скрывающаяся, через какие скаредные, мерзкие, смрадные и бесстыдные дела обнаруживает себя — срамно есть и глаголати (Еф. 5,12)!
Загляни же, человек, в глубину сердца твоего и разглядывай и узнавай, какая смрадная тина в нем лежит! Какое зло видишь в ближнем твоем, такое и в сердце твоем имеется, и в чем судишь и осуждаешь ближнего твоего, то и в тебе есть, хоть внешне оно и не проявляется. Но Божие око видит не только внешние дела, но и глубину сердца твоего. Многие мнят о себе, что они смиренные и кроткие, но в случае искушения это обнаруживается. Многие называют себя грешными и многогрешными, но от людей таких слов не терпят. Кто истинно и нелицемерно, и в сердце своем, называет себя грешником, тот всякое оскорбительное слово легко переносит и никакого гнева не чувствует, потому что он смирен. Замечай же, человек, и рассматривай и испытывай, какое зло лежит, скрытое в твоем сердце, какая гордость, славолюбие, самолюбие, гнев, зависть, сребролюбие, нечистота и прочая мерзость.
Как от злого семени может произойти добрый плод и как от злого сердца может произойти доброе дело? Как злой может делать добро? И как может быть добрым тот, кого Христова благодать не исправит? Исправляет Христос того, кто узнает свое окаянство и худость, и признает перед Ним, и помощи и исправления от Него просит. Мы читаем в Евангелии, что Он тех исцелял, кто бедность свою перед Ним признавал и у Него просил исцеления. Так и ныне Он те души исцеляет, которые признают свою немощь и у Него просят исцеления.
Посматривай же чаще, человек, в сердце твое, чтобы познать его, ибо от этого зависит начало исправления. Чем чаще будешь в него заглядывать и рассматривать его, тем больше будешь его познавать. Чем больше будешь познавать сердце, тем больше будешь познавать зло, скрывающееся в нем. Чем больше будешь познавать в себе зло, тем больше будешь познавать свою немощь и окаянство. Познание немощи и окаянства убедит тебя смиряться и искать помощи и избавления у Христа, Который все может, может и из злого доброе сделать. Смиренным же Бог дает благодать (Иак. 4,6).
Сердце чисто созиджи во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50,12).
Святитель Тихон Задонский

О Пресвятой Богородице

По преданию, основанному на словах сщмчч. Дионисия Ареопагита ( 3 октября 96 г.) и Игнатия Богоносца (20 декабря 107 г.), свт. Амвросий Медиоланский в творении «О девственницах» писал о Матери Божией: «Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом Ее было — никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. Когда Она хоть бы выражением лица обидела родителей, когда была в несогласии с родными? Когда погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты. Все дни Свои Она обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды, но и тогда, как тело Ее покоилось, духом Она бодрствовала, повторяя во сне читанное, или размышляя о приведении в исполнение предположенных намерений, или предначертывая новые. Из дома выходила только в церковь, и то,в сопутствии родных. Впрочем, Она хотя и являлась вне дома Своего в сопровождении других, но лучшим стражем для Себя была Она Сама; другие охраняли только тело Ее, а нравы Свои Она блюла Сама».
По преданию, сохраненному церковным историком Никифором Каллистом (XIV в.), Матерь Божия «была роста среднего или, как иные говорят, несколько более среднего; волосы златовидные; глаза быстрые, с зрачками как бы цвета маслины; брови дугообразные и умеренно-черные, нос продолговатый, уста цветущие, исполненные сладких речей; лицо не круглое и не острое, но несколько продолговатое; кисти рук и пальцы длинные... Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она нимало о Себе не думала и, далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась их естественным цветом, что еще и теперь доказывает Ее священный головной покров. Коротко сказать, во всех Ее действиях обнаруживалась особая благодать».
Очевидец писал о Ней: «Я видел собственными очами Богообраз-ную и выше всех духов небесных святейшую Матерь Христа Иисуса, Господа нашего. Когда Иоанн, верховный апостол и высший из пророков, сияющий в земной жизни своей, как солнце на небеси, ввел меня пред лице Богообразной и Пресвятой Девы, то меня озарил не только извне, но и изнутри столь великий и безмерный свет Божественный и кругом разлились столь дивные ароматы и благоухания, что ни тело мое немощное, ни дух мой не могли вынести столь чудных знамений и начатков вечного блаженства. Изнемогло сердце мое, изнемог дух мой во мне от Ее славы и Божественной благодати».





Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS