Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Август 2019

Умереть нам не удастся. 200 советов спасающимся (37 - 54)

18.08.19 | Автор: Священник Константин Островский

"Хоть бесов много и весь воздух набит ими, но ничего не могут сделать тому, кто огражден молитвою и постом".

Святитель Феофан Затворник

37. Молчание в миру

Совсем ничего не говорить мы, конечно, не можем, но воздерживаться от пустословия можем и должны, а когда по немощи забываемся и пустословим, то можем и должны укорять себя, а не оправдываться.

38. Странничество в миру

Большинство людей вовсе не призваны Богом к странствиям, но "странный" - значит "сторонний", "посторонний". Мы должны помнить, что наше истинное отечество на небесах, и ближних любить по заповеди Божией, но ни к чему земному не прилепляться.

39. Свои и чужие

Страннолюбие - это вовсе не какая-то особая привязанность к путешественникам, а любовь к странным, к посторонним. Мы своих любим, нам с ними легко и хорошо, даже когда они нас в чем-то стесняют и доставляют нам какие-то неприятности. А с чужими нам и с хорошими тяжело. У страннолюбивого же нет чужих, он открыт всякому человеку, хотя по обстоятельствам может и не принимать у себя путешественников.
Церковь - единое Тело Христово. Как могут быть в одном Теле чужие между собой члены?
Вот типичный пример разделения на своих и чужих. У женщины сын и зять оба пьют и бьют своих жен, но она не хочет, чтобы добрая невестка бросила ее злого сына, а только хочет, чтобы он бросил пить и исправился. А дочь она же уговаривает развестись с мужем. Здесь мы видим не любовь к ближним по заповеди Божией, а привязанность к родственникам по плоти.

40. Суета суете рознь

Живя в миру, мы с необходимостью подвержены суете: у нас есть общественные и семейные обязанности, и вообще мы окружены людьми и не можем не рассеиваться умом, встречаясь с ними. Но эта суета от нас не зависит, и Бог не спросит с нас за нее. А вот то, что мы и оставшееся свободное время употребляем на суету, это уже наша вина, и горько будет на Страшном суде осознать, что была возможность что-то приобрести для вечности, было время, а мы его погубили.

41. Что имеем не храним - потерявши плачем

Мы очень мало дорожим тем счастьем человеческого общения, которое нам даровано Богом, и понимаем, чего лишились, только когда уже лишились окончательно. Как говорит народная пословица: "Что имеем не храним, потерявши - плачем". Очень часто добрые семейные отношения разрушаются даже не пьянством и блудом, а мелкой злобой, придирчивостью, нежеланием первой или первому попросить прощения.
Жена с мужем ругается всю жизнь, а потом он умирает, и она была бы рада его, хоть и плохонького, рядом потерпеть, да не воротишь. Раскаяться это одно, а исправиться - совсем другое. Наркоман, бывает, искренне жалеет, что когда-то начал "колоться", но не в силах отстать от связавшей его привычки. Бегаем, бегаем на красный свет, потом попадаем под машину и, выйдя из больницы, исполняем правила движения, но уже на инвалидной колясочке.

42. Смирись - тогда борись

Если Бог попустил кому-то стать алкоголиком, этот человек должен прежде всего осознать, что алкоголизм - наказание ему за легкомыслие, духовную леность и гордость, а осознавши, стать на путь Христов, путь смирения, терпения, самоукорения и молитвы. Имея такое прочное основание, человек уже может и должен с Божией помощью прикладывать свои усилия к избавлению от пьянства. А если он не хочет смиряться и жить духовной жизнью, а просто хочет избавиться от одной страсти, чтобы усиленно предаваться другим, это не угодно Богу.

43. Как спастись закоренелому наркоману

Бывает, что обретает веру человек, связанный укоренившейся греховной привычкой (алкоголизм, наркомания, рукоблудие и т.п.), и он хочет от нее избавиться, но Бог, по особому промыслу, не дает ему силы. Есть ли у такого человека надежда на спасение? Есть, но при необходимом условии, что он будет не только без ропота, но с благодарностью терпеть посылаемые Богом скорби.
Если пьяница, проснувшийся в сквере без ботинок и брюк, от души поблагодарит Бога за позор и лишение или наркоман, заразившийся спидом, примет как должное воздаяние предстоящую мучительную смерть, то они не лишатся милости Божией.

44. Молитва от пьянства

Принято молиться святому мученику Вонифатию об избавлении от страсти пьянства, потому что он долго вел распутную жизнь, но потом покаялся и почти сразу принял мучительную смерть от рук язычников за исповедание Христа. Велика была цена свободы от страстей.
Когда мы молимся мученику Вонифатию об избавлении кого-то от пьянства, мы как бы говорим Богу: "Господи, любой ценой, даже ценой жизни его и моей, спаси от власти греха и вечной смерти человека, за которого я молюсь". Но мы обычно не имеем этого в виду и вовсе не хотим ничем пожертвовать ради исполнения своих прошений. Потому так редко они и исполняются.

45. И ты бы не уберег родных

Преподобный Макарий Оптинский пишет одному человеку: "Конечно, больно видеть родных в тесном положении. Однако ж не могло ли быть того же, когда бы Вы с ними жили?" Это обычное наше заблуждение, что если бы был рядом, то все бы я устроил, все было бы хорошо. На самом деле, если уж Бог захочет попустить какую-то скорбь, она совершится и в нашем присутствии. Мы должны укорять себя, каяться и исправляться, когда действительно можем помочь и не помогаем, а если у нас нет возможности помочь при всем желании, то не нужно и угрызаться попусту. В таких угрызениях есть гордость, самонадеянность и неверие в промысл Божий.

46. Милостыня за усопших

От того, что тетя Нюра выдала бедной Фене буханку хлеба, усопшему дяде Васе легче не становится. Однако же не случайно Церковь учит, что милостыня приносит большую пользу умершим, и призывает нас делать пожертвования, помогать бедным, ухаживать за больными. Сами по себе внешние дела суетны, усопшие нуждаются в сердечной молитве за них, но в том-то и дело, что глубокая озабоченность собственным земным благополучием сделала наши сердца мертвыми и черствыми для молитвы, почти совсем к ней неспособными. А когда мы делаем добрые дела, душа как бы учится добру от тела, смягчается, становится способной пожалеть и живого, которому можно помочь и молитвой, и делом, и усопшего, который нуждается уже только в молитве.

47. Скоты, но хотя бы не звери

Как известно, Иисус родился в хлеву. Кроме Богородицы и Иосифа Обручника, там еще были домашние - а не дикие - животные. Домашняя скотина - это образ нашей плотяности, нашей животной природы, но если мы хотим принять в вертеп своей души Господа, то хотя бы не должны наполнять ее бесовской злобой и бесовским мудрованием.

48. Младенствуйте злобой

Господь Иисус Христос сказал, что, кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не может войти в него. Конечно, речь идет не о неразумии детей, а о их незлобии, как и апостол Павел в послании к Коринфянам пишет: Не дети бывайте умы: но злобою младенствуйте (1 Кор. 14,20). Действительно, дети как поругаются, так и помирятся. И большая редкость, если обыкновенный ребенок на кого-то злобу держит неделю или месяц.
Поругались, подрались даже, прошло полчаса - и они уже вместе играют. То, что подрались, это проявление в них нашей взрослости - страсти с возрастом возросли. Но дети еще хранят какое-то незлобие и быстро мирятся, а у взрослых обычное дело враждовать друг с другом не только неделями, но и годами. Если мы не вернемся к младенческому незлобию, то, конечно, в Царствие Небесное со своей злобой войти не сможем.

49. Как бедный и богатый навоз ели

Есть анекдот, замечательно иллюстрирующий бесплодие злобы даже в сравнении с земной корыстью. Два односельчанина возвращались с ярмарки: бедный пешком без ничего, а богатый с возом добра. Богатому захотелось посмеяться над бедным, и он предложил ему весь свой воз вместе с лошадью, если тот всю дорогу до дома будет подъедать за лошадью навоз. Бедный согласился, и так они прошли полдороги. Тогда богатому стало жаль своего добра, и он предложил бедному отменить договор, но тот в свою очередь потребовал, чтобы богатый оставшуюся половину дороги ел навоз за лошадью. На том и порешили, а когда приехали в свою деревню, то спросили друг друга: "А зачем же мы навоз-то съели?"
Их сделки, на первый взгляд не лишенные разумности, результатом имели бесплатно съеденный навоз, потому что платили односельчане не за вечное или хотя бы временное добро, а за злое удовольствие от унижения ближнего.

50. Не съедать в оклеветании брата своего

Преподобный Иперехий сказал: "Хорошо есть мясо и пить вино и не съедать в оклеветании брата своего". Конечно, пост нужен, но если человек постится и при этом предается злословию и клевете, то он постится не на пользу себе. Это не значит, что не нужно поститься, а значит, что не нужно клеветать и злословить. Блюди своих овец, а не чужих козлищ - не осуждай ближнего, иначе все внешние подвиги идут нам во вред.

51. Как поститься в гостях

В Мясопустную родительскую субботу положено апостольское чтение, в котором говорится: Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте (1 Кор. 10,27-28). Этим наставлением апостола Павла мы обычно пренебрегаем по гордости, сластолюбию и малодушию.
Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, и знающим, что день постный, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: "Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного разочек пост нарушить". И мы отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном и в осуждение себе едим пищу, которая сама по себе чиста, но наше чревоугодие и человекоугодие делают ее "идоложертвенным", про которое апостол Павел сказал: "Не ешьте".
Зато, приходя к людям вовсе нецерковным, которые от души угощают нас, не имея намерения соблазнить нас, а просто не зная о наших правилах, мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим людей, которые, может быть, если бы услыхали благовестие о Христе и увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и тогда бы уже соблюдали посты. Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не похулят ли они невольно Церковь Божию, которая на самом деле не виновата в том, что мы в пост разгуливаем по светским гостям и пренебрегаем наставлениями святого апостола Павла?
Если, будучи в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть скоромное, это дело не смирения уже, а чревоугодия. Речь, разумеется, идет о пище, а не о пьянстве, которое всегда грешно: и в пост, и не в пост.

52. Воздержание полезное и вредное

Ко Христу пришли ученики Иоанновы а говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? (Мф. 9, 14-15).
Иоанн Предтеча проповедовал крещение покаяния для прощения грехов (Мк. 1, 4). Его ученики - это кающиеся, пребывающие в сердечном плаче о своих грехах, внешним выражением которого являются телесные подвиги, и они же (подвиги) помогают сохранить внутренний покаянный плач. А когда мы предаемся им не ради духовного делания, а из тщеславия или гордости - это фарисейство. Внешне же истинный делатель покаяния от лицемера часто ничем не отличается.
Сыны чертога брачного - это те, кто пребывает в ощутимом сердечном единении со Христом. На душе у такого человека не пост, а Пасха, и он питается хлебом и водой, потому что его духовному утешению мешало бы утешение плотское, а не из фарисейства и не для борьбы с уже побежденными страстями.

53. Подвиги с осуждением не угодны Богу

Святитель Феофан Затворник пишет: "Хоть бесов много и весь воздух набит ими, но ничего не могут сделать тому, кто огражден молитвою и постом". Но многие на это могут возразить, что они и постятся, и молятся, а все равно чувствуют себя во власти злых сил. Дело в том, что, пока мы предаемся осуждению ближних, никакие наши духовные подвиги не угодны Богу и только еще больше побуждают Его смирять нас скорбями, болезнями, большими или малыми грехопадениями, а бывает, что и беснованием.

54. Судить ближних - мания величия

Осуждение ближнего - раковая опухоль. Если от нее совершенно не избавиться, то неминуема вечная мучительная смерть.
Кто я такой? Царь Небесный? Я что действительно считаю себя достойным сидеть на престоле Страшного Судии и решать вечную участь дрожащей передо мной твари? Какое-то безумие! Но как же мы тогда решаемся осуждать своих ближних?
Если кто-то считает себя Наполеоном, то он лечится в психиатрической больнице. А мы, постоянно друг друга осуждая, выдаем этим свою тайную манию величия, но никто нас не лечит, хотя мы и социально опасны. Причина очевидна: нас, больных, много больше, чем здоровых. И им, здоровым, остается только молиться за нас; Бог же по их молитвам посылает нам в качестве лекарств скорби, болезни и немощи. Если мы их будем принимать, то, конечно, выздоровеем, ведь наш Врач всемогущий, всеведущий и всеблагой.
Если же больной все лекарства выбрасывает, никакой самый лучший врач ему не поможет. То же бывает и с нами, если мы отвергаем благую волю Божию о нас только потому, что лекарство нам не нравится.

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS