Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Август 2019

Умереть нам не удастся. 200 советов спасающимся (55 - 72)

19.08.19 | Автор: Священник Константин Островский

Не только не осуждайте, но сказано Христом: Не судите (Лк. 6,37). 

55. Не стоит искать справедливости

В Царстве Небесном много покаявшихся обидчиков, но нет ни одного обиженного.
Когда нас кто-то несправедливо обижает, когда кто-то на нас клевещет, мы недовольны и требуем правды. Но тогда уж надо требовать всей правды. А сколько у каждого из нас на совести если и не уголовных преступлений, то все-таки злых дел или нечистых мыслей и похотений, о которых люди не узнали и за которые мы никакого возмездия не получили? Нечего тогда и клеветою возмущаться и на несправедливость обижаться.
Вообще, если бы нас судить по справедливости, то уже сейчас нужно было бы всех опускать на дно преисподней. Якоже порт нечистыя вся правда наша (Ис. 64, 6). Нужно искать не справедливости, а милости Божией и прощения грехов.

56. Не хули и не хвали

Не только не осуждайте, но сказано Христом: Не судите (Лк. 6,37). Мы не только добрые дела принимаем за злые, но и злые - за добрые. Человек может спасать утопающего, но делать это ради тщеславия, из ложного стыда перед людьми. Он рискует своей жизнью и, может быть, даже гибнет, спасая другого человека; все его хвалят и восхищаются им, а Бог даже не знает его.

57. Смотри вперед, а не назад

Если мы, оглядываясь на прожитую жизнь, видим, что становимся все лучше и лучше, что сегодня побеждаем страсти, которые побеждали нас вчера, то нужно не радоваться, а ужасаться - мы сошли с правого пути. На правом пути человек все глубже познает свою греховность и одновременно милость Божию. Все глубже познавать надо, а сравнивать (оглядываться на прожитую жизнь, чтобы гордиться своим преуспеянием) не надо, как и апостол Павел писал: Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе (Флп. 3,13-14).

58. Гордость - пьянство нищего

Как нищий весь день понемногу собирает подаяние, а потом кто-то опаивает беднягу и у пьяного отнимает все собранное, так и гордые помыслы, которые мы соблазняемся принять, лишают нас благодати, которую мы получаем от Бога, терпя скорби, подвизаясь в воздержании и совершая добрые дела.

59. Почему Богу так противна самость

Мы все время в душе хвалимся перед Богом своими чаще мнимыми, но, бывает, и действительно добрыми делами и настолько к этому привыкли, что уже не замечаем этого почти беспрестанного самовосхваления. Но, братья и сестры, хвалясь перед Богом, представим, каково бы нам было слушать человека, который постоянно рассказывает о своих заслугах перед нами. "Я тебе вот это сделал, да я тебе вот это сделал. Посмотри, как я тебе послужил, да вот я чем для тебя пожертвовал. Да вот мне как теперь тяжело, да где же твоя благодарность? Почему ты мне не отвечаешь? Есть ли ты?" Да от такого зануды хочется убежать без оглядки! И не нужны никакие его добрые дела и услуги! Но ведь это типичный монолог гордой души перед Богом. А если еще учесть, что по большей части наши заслуги существуют лишь в нашем воображении, а оставшаяся малая часть осквернена грубыми страстями, то поистине следует удивляться Божиему долготерпению и любви к роду человеческому.

60. Мы слишком легки

Валтасару, нечестивому царю Вавилонскому, было возвещено через пророка Даниила осуждающее слово Господа: Ты взвешен на весах и найден очень легким (Дан. 5, 27). Так же и мы легки, как прах, возметаемый ветром (Пс. 1,4), легкомысленны, и потому нам Бог не доверяет добрых дел. Подал нищему не десять копеек, как обычно, а двенадцать - все! Душа уже вознеслась: я - благотворитель, я - милостивец, уже нищий должен год за меня молиться. Мяса не ел Великим постом, а только молоко пил - святость, преуспел, постник! Не ответил злословием на злословие, а только в душе злобу затаил - уже равен Серафиму Саровскому!
Если так мы делаем малые добрые дела, то кто же нам доверит великие; Бог и посылает нам скорби вместо подвигов, только чтобы мы их терпели без ропота. Настоящими скорбями человек гордиться не может, а вот сама безропотность не такая уж и маленькая вещь перед Богом, это ведь проявление благого сердечного произволения - быть с Богом хотя бы и ценой скорби и болезни, а только оно, доброе произволение, Богом и ценится.

61. Он плох, потому что я хорош

Трудно возлюбить ближнего, кажущегося плохим, как самого себя, кажущегося хорошим.
Когда нас какая-то страсть не беспокоит, мы легко осуждаем ближних, мучимых этой страстью. Осуждаем, потому что не знаем самих себя. Знали бы, в каком мы сами состоянии, не было бы и охоты судить, потому что всякая нечистота, какая есть, она есть и в нас, только не всегда заметна. А если бы мы были святы, то были бы совершенно свободны от осуждения.
Я стараюсь избежать греха и не в силах избежать его. Много ли времени нужно бесам, чтобы овладеть моей душой, возбудив в ней безудержные похотения? Только Бог меня хранит от смертных грехов, попуская малые падения, чтобы я смирялся. За что же мне судить кого-нибудь? Тут уместно вспомнить поговорку: "Чья бы корова мычала, а твоя бы молчала".

62. Мерзость запустения в сердце

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23,27). Так и я внешним благочестием крашу гроб своей души, вместо того чтобы заглянуть внутрь и увидеть на святом месте мерзость запустения. А ведь ясно из Евангелия (см. Мф. 24, 14-30), что, когда увидишь мерзость запустения на святом месте, то есть в своем сердце, тогда близко пришествие Христово.

63. Оставь нам, как и мы оставляем

По нескольку раз в день каждый христианин произносит над собой суд, когда читает молитву "Отче наш": "И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим". То есть, если я прощаю, то и меня прости, а если я не прощаю, то и меня не прощай. Вывод неожиданный, но вполне справедливый: кто же нам мешает простить своих обидчиков? Каждый из нас имеет перед собой чашу благословения (если хочет простить) и чашу проклятия (если не хочет простить) - можно выбрать любую.

64. Бей не себя, а врага

Если пребываем в строгом посте, воздерживаемся от вредных впечатлений и усиленно молимся - короче говоря, все делаем правильно, но при этом принимаем гордые помыслы, то получается, как с пушкой, в которую вложили мощный заряд, способный нанести большой урон врагу, однако кто-то подсыпал в ствол немного песочку, и снаряд разорвался, не вылетев из пушки. Так же и с духовным деланием. Если мы не очистим душу от песочка гордости, то все наши подвиги будут нам во вред - взрыв произойдет не в стане врага, а в нашем собственном.

65. Ничто нечистое туда не входит

Когда мы молимся Святому Духу: "Царю Небесный... очисти ны от всякия скверны", действительно ли мы хотим очиститься от скверны, то есть от страстей? Не выходить ли так, что то, против чего мы молимся, то и стараемся всеми силами удержать?
Бог знает, как спасти нас, но мы должны согласиться и решиться на спасение. А то мы вроде бы не прочь в Царство Небесное, но при этом хотим сохранить и всю свою гордость, и все свое житейское благополучие. В этом воля наша, только в Царство Небесное войти будет нельзя, ничто нечистое туда не входит.

66. Отдай, чтобы обрести

Исполнение даже всех наших похотений не может принести сердечного мира, потому что желания растут по мере их исполнения, и гонка эта безнадежна. В конце концов человек, все приобретая, приходит в отчаяние.
А отречение от всего ради Христа приносит мир, покой и утешение - и временные, и вечные.

67. Страсти - источник страдания

Слово "страсть" родственно слову "страдание".
Что значит иметь страсть к пище? Если нам не дают пищу, которую мы любим, мы страдаем и по возможности стремимся эту пищу получить. Или если кто-то страстно любит какого-то человека, то он страдает, когда любимый от него далеко. Человек страстно любит самого себя, воздвиг из своей самости в сердце идола, поэтому, когда этого идола кто-нибудь не почитает, он оскорбляется и страдает.
И пока человек с Божией помощью не победит свои страсти, он, естественно, не может иметь мира и покоя сердечного.
Бог бы мог нас разом от всех страстей избавить, но для этого нужно наше смирение, а иначе сама свобода от страстей окажется для нас невыносимым искушением. А от гордости Господь нас пытается очистить всю нашу жизнь, но мы противимся этому.

68. Превозношение - причина падений

Плачь не о грехопадении, а о превозношении (первое - следствие второго).
Впадая в грехи, мы часто ищем причину вокруг себя: кто-то нас соблазнил, обстоятельства как-то сложились - в общем, что-то внешнее явилось причиной нашего грехопадения. Но это только кажется истиной, по существу же всегда - именно всегда - ложь. Источник нашего греха один, и он внутренний - это гордость.
Насколько противно Богу наше превозношение своими добродетелями, мнимыми или даже действительными, легко видеть на житейском примере. Представьте себе, что какая-нибудь девушка-невеста сядет перед своим женихом и начнет всерьез, а не в шутку хвалиться перед ним, какая она якобы кроткая и добрая. Умный-то жених, пожалуй, поймет, какая она на самом деле, да и передумает на такой самовлюбленной девушке жениться. Так же и Богу противна наша гордость, и, когда другие средства смирить нас оказываются уже недейственными, Бог попускает человеку впасть в какой-то тяжкий грех, чтобы он хотя бы от этого пришел в себя и перестал пересчитывать в уме свои добрые, как он думает, дела, поступки и качества.

Борьба со страстями

Плачь не о грехопадении, а о превозношении (первое - следствие второго).
Впадая в грехи, мы часто ищем причину вокруг себя: кто-то нас соблазнил, обстоятельства как-то сложились - в общем, что-то внешнее явилось причиной нашего грехопадения. Но это только кажется истиной, по существу же всегда - именно всегда - ложь. Источник нашего греха один, и он внутренний - это гордость.
Насколько противно Богу наше превозношение своими добродетелями, мнимыми или даже действительными, легко видеть на житейском примере. Представьте себе, что какая-нибудь девушка-невеста сядет перед своим женихом и начнет всерьез, а не в шутку хвалиться перед ним, какая она якобы кроткая и добрая. Умный-то жених, пожалуй, поймет, какая она на самом деле, да и передумает на такой самовлюбленной девушке жениться. Так же и Богу противна наша гордость, и, когда другие средства смирить нас оказываются уже недейственными, Бог попускает человеку впасть в какой-то тяжкий грех, чтобы он хотя бы от этого пришел в себя и перестал пересчитывать в уме свои добрые, как он думает, дела, поступки и качества.

69. Плотское и духовное рассуждение

Когда наши желания не исполняются, мы раздражаемся, обвиняем ближних, себя укоряем ни за что или за какие-то мелкие внешние оплошности, - все это вместо того, чтобы каяться в своих грехах. Вот проявление нашей греховной нерассудительности.
Все познается по плодам. Бывает рассуждение на вид духовное, а приводит человека к большому грехопадению. И наоборот, бывает рассуждение вроде бы и житейское, а плоды его спасительные. Отрицательных примеров каждый может множество найти в своей жизни, а положительные лучше, видимо, искать в жизнеописаниях святых старцев. И тут дело не только в скромности и уважении к великим именам, а в сути. Духовный человек духовно рассуждает, даже если на вид это и не так, а плотской рассуждает плотски. Помню, я, будучи еще алтарником, подошел к своему духовному отцу с вопросом: "Как мне определить, когда я говорю от Бога, а когда нет?" Отец ответил очень просто: "Кто с Богом, тот говорит Божие, а кто со своими помыслами, тот говорит от своих помыслов".

70. Сердце зависит от ума

Когда сердце чисто и ум чист, это уже победа над страстями, а не борьба с ними. Вот когда сердце еще гордое, но человек рассуждает и молится правильно - это духовная борьба, в процессе которой сердце постепенно будет исправляться.
Но если даже сердце относительно чисто, а ум неправильно настроен, то оно в опасности - может развратиться. Когда же и сердце наше жаждет похвал, и умом мы признаем свое достоинство, значит, наступила духовная смерть. Бог может, конечно, воскресить мертвого, но первое, что откроется ожившему уму, - отвратительная мертвость гордого сердца.

71. Не открывай сомнительным гостям

Помыслы, которые нас хвалят, или помыслы осуждения ближних, или иные гордые помыслы - это не мелочь какая-нибудь, это враги, ищущие нашей гибели. Если мы не будем с ними бороться, то вслед за этими "овечками" в дом нашей души ворвутся и явные волки: в первую очередь забвение Бога, а нередко блуд, убийство и другие смертные грехи.
Что делать, если нам звонят в квартиру? Некоторые сразу добродушно открывают дверь. Такое добродушие вполне уместно в Царстве Небесном, а в нашем развращенном обществе опасно. Прежде чем открыть дверь, нужно обязательно узнать, кто за ней стоит. Конечно, если в квартире собрался на безалкогольную вечеринку взвод ОМОНовцев, можно ничего не бояться.
Как в житейском, так и в духовном. Исполненный благодати Святого Духа праведник, в сердце которого Бог уже одержал полную победу над страстями, может ни о чем не заботиться, а только непрестанно молиться Богу из глубины своего смирения. Как пишут святые отцы, бесы боятся приступать к такому человеку, а греховные помыслы он чувствует издалека и отвергает, даже не рассматривая. Но мало кто находится в столь великой мере духовного преуспеяния, как и не каждую квартиру охраняет взвод ОМОНовцев. Мы обязаны быть внимательны и осторожны и прежде, чем открыть дверь, должны выяснить, кто хочет войти в наш дом. Если мы услышим голос друга, то можно смело открывать ему, а если голос незнакомца, то нужно сперва рассудить и, может быть, посоветоваться с кем-нибудь опытным.
Когда в дом нашей души стремится войти сомнительный помысл, нужно обязательно посоветоваться с тем, кто может духовно рассудить, принимать ли мысленного гостя или гнать его, призывая на помощь Господа Иисуса Христа. Нередко бывает так, что на вопрос "Кто там?" из-за двери отвечает нежный голосок, а на самом деле за ней стоит шайка разбойников. Тогда нужно срочно вызывать милицию, а в случае мысленных разбойников - усиливать молитву к Богу, к Матери Божией и святым угодникам, но ни в коем случае не вступать в собеседование с разбойниками, как мысленными, так и обыкновенными.
В святоотеческих книгах иногда встречается рассуждение: "Нужно ли впускать в душу помыслы, чтобы побороться с ними, или не нужно?" Ответ дается везде одинаковый, что сильному подвижнику полезно впустить помысл и одолеть его, а немощному и новоначальному нужно молитвой прогонять помыслы, не рассматривая их. А мы, не рассматривая, впускаем в свою душу все (!) помыслы, какие приходят, и некоторым позволяем хозяйничать, с какими-то спорим и пытаемся бороться, редко-редко когда призывая при этом Имя Божие. В каком же бедственном положении мы находимся и в какой гадкий притон превратили храм Святого Духа, которым по замыслу Божиему является душа всякого человека!

72. Блуд душой и телом

Многие не только неверующие, но и верующие люди, христиане, смотрят сами и дают своим детям смотреть "эротику". Нам все кажется, что это пустяки, а ведь когда человек смотрит эротический фильм, он душой предается настоящему блуду, а часто - незаметно для окружающих - блудит и телом. Бог видит, что у нас в сердце и что у нас в уме, и если человек не кается в помыслах, то так же осуждается за них, как и за само дело.
Покаяться бывает легче в помысле, потому что, когда грех совершен телом, оно его как бы запоминает, и с этой памятью тела бывает несравненно труднее бороться, чем с греховной памятью души. Поэтому-то Церковь в древности и отлучала блудников от причастия (после раскаяния!) на несколько лет. Сейчас мы от причастия редко отлучаем надолго, не потому, что легче относимся к блуду, а потому, что мир вокруг нехристианский, и, подвергая малоцерковного человека длительному запрещению, мы рискуем просто оттолкнуть его, а не помочь ему в деле спасения.

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS