Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Декабрь 2019

Севастопольские сестры. Святой Андрей Первозванный. Верх любви на земле. Господи, помилуй!

12.12.19

Будь мужествен, и будем стоять твердо за народ наш и за города Бога нашего, а Господь сделает, что Ему угодно.
(2-я Царств 10:12)


Севастопольские сестры

Началась Восточная война 1853-56 гг. Стали приходить с театра военных действий письма с описанием ужасных мучений раненых и больных воинов, страдавших от недостатка ухода и распорядительности, от недобросовестности госпитальных начальников и служителей и поставщиков провианта, от ужасного равнодушия к их страданиям тех, кому вверено попечение о защитниках отечества. Стало известно, что в свою армию выехали французские сестры, что в английские госпитали поехала знаменитая мисс Найтингаль с сестрами. А у нас еще не имели и понятия о сестрах милосердия.
Но, на счастье русского воина и вообще русского больного, нашлась тогда умная, энергичная и добродетельная женщина, которая положила начало тому благодетельному учреждению, которое содействовало после возникновению Российского Общества Красного Креста. Эта женщина была вел. кн. Елена Павловна. Она немедленно организовала общину сестер милосердия — Крестовоздвиженскую, собрала отряды любящих женщин, желавших послужить Христу в лице Его «меньшего брата». Она дала им медицинскую подготовку к этому служению, нашла материальные средства и испросила, с большими препятствиями со стороны военного начальства, высочайшее разрешение на отправку сестер на театр войны. <...>
В декабре 1854 г. первое отделение в числе 34 сестер начало работу в симферопольских госпиталях. За ними последовало еще несколько отделений — всего 127 самоотверженных женщин, и среди них множество интеллигентных, представительниц старинных дворянских родов: Бакунина, Стахович, Будберг, Бибикова, Пржевальская, Карцева, Щедрина, Мещерская, Пожидаева, Романовская и др.
Для таких сестер уже сама поездка к Севастополю была первым тяжелым испытанием их святого намерения. По гололедице, в холод ехать надо было очень медленно или совсем идти пешком, так как тарантасы опрокидывались или завязали так, что 20 человек едва могли сдвинуть их с места. На остановках приходилось ночевать в грязных, зловонных избах и в таком холоде, что вода замерзала в стакане на столе... Кроме физических страданий — страшного переутомления, невозможности своевременно есть, пить и отдыхать — сестры должны были вынести и ужасные нравственные муки. Страшные стоны, слезные мольбы, ужасные калечения, кровь и кровь без конца, постоянное умирание молодых жизней... Видеть это и слышать не день, не три, не неделю, не месяц, а месяцы...
* * *
Е. М. Хлапонина заслуженно может носить почетное имя «первой русской сестры милосердия на поле брани». Еще задолго до приезда под Севастополь Крестовоздвиженской общины начала по собственному почину служить воинам Елизавета Михайловна Хлапонина, урожденная Борисова. Молодая красавица, только что повенчанная с подполковником Д. Д. Хлапониным, она прибыла с мужем в Севастополь в 1854 г. Однажды ранним утром, проводив мужа на позиции, она возвращалась в город. Проходя мимо перевязочного пункта и увидев собрание полковых докторов, она спросила, что тут такое будет. Ей ответили, что когда начнется сражение, сюда будут приносить раненых для перевязки... И Елизавета Михайловна засучила рукава, опоясалась салфеткой и принялась за дело, не замечая ни усталости, ни голода, ни опасности. Облитая кровью, она перевязывала раны с необыкновенною энергиею и сердечностью, и только отступление наших войск увлекло Хлапонину вместе с перевязочным пунктом к Севастополю. Муж ее не был ранен в этом сражении, но Елизавета Михайловна не могла уже теперь оставить полюбившегося ей дела помощи раненым и продолжала работать в госпиталях и на перевязочных пунктах... Примеру первой сестры начали следовать многие из дам Севастополя. 

Сщмч. Сергий Махаев 

Святой Андрей Первозванный

Святой апостол Андрей родился в городе Вифсаиде в Галилее. Впоследствии он жил вместе со своим братом Симоном в Капернауме, на берегу Геннисаретского озера, доставляя себе средства к существованию ловлей рыбы. Уже с юных лет апостол Андрей отличался молитвенной устремленностью к благочестивой жизни. Как повествуется в Евангелие, святой апостол не только первым последовал на призыв Господа, отчего ему усвоено имя Первозванный, но он был также первым из апостолов, который исповедовал Его Спасителем, приведя ко Христу своего брата Симона, будущего апостола Петра. После Воскрешения и Вознесения Христова, он возвратился в Иерусалим. Здесь в день Пятидесятницы вместе с другими апостолами и Пресвятой Богородицей апостол Андрей исполнился Духа Святого (Деян. 1, 13; 2, 1-4), как предсказал Сам Господь.
С проповедью Слова Божия, получив в удел Скифию, святой апостол Андрей совершил несколько путешествий. В летописи сохранилось описание пути его. Он проповедовал многократно в Херсонесе - предание указывает на углубление на камне, образовавшееся от стопы апостола. Вода, которая в нем собиралась, исцеляла больных.
Затем апостол Андрей совершил свое путешествие по Днепру. По откровению Божию святой остановился в тех местах, где сейчас находится город Киев. После ночи, проведенной в молитве, святой апостол водрузил крест и сказал своим ученикам: «Видите эти горы? На горах этих воссияет благодать Божия: будет здесь город большой, а в нем воздвигнет Господь много церквей».
По преданию, продвигаясь дальше на север, апостол Андрей дошел до поселений славян на место будущего Новгорода. Отсюда апостол через земли варягов прошел в Рим. и Фракию. Здесь в небольшом селении Византии, в будущем Константинополе, он основал христианскую Церковь, посвятив во епископа одного из 70 апостолов Христовых — Стахия.
На своем пути благовестника Первозванный апостол претерпел много печалей и мук от язычников: его изгоняли из городов, избивали. По молитвам апостола Господь совершал чудеса. Трудами святого апостола Андрея возникали христианские Церкви, которым он ставил епископов и священство.
Последним городом, куда пришел Андрей Первозванный и где ему суждено было принять мученическую кончину, был город Патры, ахайский город при входе в Коринфский залив. Здесь Господь явил через ученика Своего много чудес: недужные исцелялись, слепые прозревали. И только правитель города проконсул Эгеат оставался закоренелым язычником. Он приказал распять апостола.
По преданию, крест, на котором был распят святой апостол Андрей, был особой формы - имел вид римской цифры X. Такой крест и ныне носит название Андреевского.
Два дня святой апостол с креста, учил собравшихся горожан. Слушавшие его люди сострадали мученику и потребовали снять его с креста. Но Андрей Первозванный, желавший крестной смерти за Господа, молился: «Господи Иисусе Христе, приими дух мой». Внезапно яркое сияние осветило крест, и, когда оно прекратилось, люди увидели, что святой апостол уже передал душу Господу. Максимилла, жена правителя, сняла со креста тело апостола и с честью погребла его. Случилось это в 62 году.

Верх любви на земле

Юноша, не забывай молитвы. Каждый раз в молитве твоей, если она искренна, мелькнет новое чувство, а в нем и новая мысль, которую ты прежде не знал и которая вновь ободрит тебя, и поймешь, что молитва есть воспитание. Запомни еще: на каждый день и когда лишь можешь, тверди про себя: «Господи, помилуй всех, днесь пред Тобою представших». Ибо в каждый час и каждое мгновение тысячи людей покидают жизнь свою на сей земле и души их становятся пред Господом,— и сколь многие расстались с землею отъединенно, никому неведомо, в грусти и тоске, что никто не пожалеет о них и даже не знает о них вовсе: жили ли они или нет. И вот, может быть, с другого конца земли вознесется ко Господу за упокой его и твоя молитва, хотя бы ты и не знал его вовсе, а он — тебя. Сколь умильно душе его, ставшей в страхе пред Господом, почувствовать в тот миг, что есть и за него молельщик, что осталось на земле человеческое существо, и его любящее. Да и Бог милостивее воззрит на обоих вас, ибо если уже ты столь пожалел его, то кольми паче пожалеет Он, бесконечно более милосердый и любящий, чем ты. И простит его тебя ради.
Братья, не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо это уже подобие Божеской любви и есть верх любви на земле. Любите все создание Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь, и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды, и уже неустанно начнешь ее познавать все далее и более, на всякий день. И полюбишь, наконец, весь мир уже всецелою, всемирною любовью. Животных любите: им Бог дал начало мысли и радость безмятежную. Не возмущайте же ее, не мучьте их, не отнимайте у них радости, не противьтесь мысли Божией. Деток любите особенно, ибо они тоже безгрешны, яко Ангелы, и живут для умиления нашего, для очищения сердец наших и как некое указание нам.
Федор Михайлович Достоевский 

Господи, помилуй!

В поселке Вознесение, где я родился, церкви закрыли еще до войны, а при Никите Сергеевиче — динамиту тогда уже хватало — взорвали и последнюю.
Но Веру и Надежду нельзя ни закрыть, ни взорвать. И Православие, оставшись без храмов, не исчезло никуда, а, напротив, приобрело даже какую-то изначальную перво-христианскую простоту и ясность.
Моя бабушка, например, глубоко и искренне верила, что достаточно прошептать перед смертью: «Господи, помилуй!» — и душа будет спасена для вечной жизни.
— И что же? — спрашивал я. — И молиться не надо? И Евангелие читать не надо?
— Почему не надо? — отвечала бабушка. — И молись, и читай... Только, главное, перед смертью не забудь «Господи, помилуй!» попросить...
Я уже прочитал к тому времени несколько духовных книг, по поселковым меркам считался достаточно начитанным молодым человеком, и потому с упорством, достойным советского школьника, всячески пытался разубедить бабушку.
— Как же так? — доказывал я. — Один человек, бабушка, живет, как праведник, терпеливо сносит все лишения... А другой — мерзавец, готовый совершить любую подлость, чтобы достичь выгоды... И что же? По-твоему, получается, что и ему достаточно только попросить Бога помиловать его и Бог спасет его, как и праведника? Ведь это же бессмыслица...
— Нашего смыслу тут нет... — соглашалась бабушка. — А Бог все равно спасет. Он каждого спасает, если, конечно, останется еще в человеке, чего спасать...
Н. Коняев 


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS