Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Декабрь 2019

Знамение Пресвятой Богородицы в Новгороде. Нужно передать нашу отвертку Христу. Союз плоти и духа. Как молиться?

10.12.19

И приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

(От Луки 15:23)


Знамение Пресвятой Богородицы в Новгороде

Знамение от иконы Пресвятой Богородицы в Новгороде было в 1170 году. Суздальский князь Андрей Боголюбский, замыслив образовать на севере Руси северную державу, соединился с князьями Смоленским, Рязанским, Муромским, Полоцким, Переяславским и Ростовским и хотел одним ударом сразить силу новгородцев. Собрав огромное войско, он и его сын Мстислав «приидоша в Новгородскую землю и много зла сотвориша». 25 февраля объединенные войска окружили город и начали осаду. Новгородцы, видя сильную рать, уповали только на Господа, Пресвятую Его Матерь и на молитвы своего архипастыря Иоанна. Днем и ночью открыты были храмы, заполненные народом. Все горячо молились о спасении города.
Неусыпно бодрствовал с ними в молитве и архиепископ ИлИя. На третью ночь осады, когда он по обычаю своему стоял на молитве пред иконою Всемилостивого Спаса и со слезами обращался ко Владыке об избавлении града, внезапно раздался голос, исходивший от иконы: «Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, что на Ильинской улице, и вознеси оттуда икону Владычицы на градские стены, и тотчас узришь спасение своему граду». Исполненный великой радости, владыка всю ночь провел без сна. Утром он созвал весь собор священнослужителей и объявил им о бывшем ему гласе. Архиепископ велел принести в собор икону Богоматери, сам же начал служить молебен; но посланные возвратились с вестью, что при всех усилиях никак не могли двинуть с места икону. Тогда пошел сам святитель со всем собором и, вошедши в церковь, пал пред иконою Владычицы и молился: «О, Премилостивая Владычица, Богородице Дево, Ты упование и заступница граду нашему, покров и прибежище всем христианам; молися Сыну Твоему и Богу нашему за град наш и не предаждь нас врагам нашим, грех ради наших; но услыши плач и воздыхание людей Твоих и пощади нас, как и ниневитяне древле пощажены были покаяния ради». Внезапно, сама собою икона Богоматери сдвинулась с места.
Архиепископ понес образ в сопровождении народа на стену и там поставил напротив нападавших. Был уже шестой час дня; враги сильнее налегали на город и пустили тьму стрел на городские стены. Внезапно святая икона отвратила священный лик свой от нападавших и обратилась к городу как бы в знамение великого милосердия Владычицы к бедствующим. Святитель же увидел слезы, истекающие из милосердных очей Владычицы, и принял на свою фелонь сии драгоценные капли. Внезапный ужас напал на сопротивных и тьма их покрыла, гнев Божий смутил их; они взаимно поражали друг друга. Видя их смятение, граждане отворили врата, устремились на врагов и победили полки их.
Иеромонах Пахомий Логофет, пришедший в Россию с Афона, в 1460 году по желанию архиепископа Ионы написал два канона на праздник Знамения.
В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона после явления Знамения 186 лет находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильинской улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.
Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес.

Нужно передать нашу отвертку Христу

Один военный был очень огорчен, видя, что сын его отходит от Святой Церкви и путается с дурными компаниями. Он советовал сыну вернуться в Церковь и бросить плохих друзей, но тот его не слушался: у него был трудный переходный возраст со всеми его проблемами. Любовь к сыну привела отца на Святую Афонскую Гору к старцу Паисию Святогорцу, чтобы посоветоваться с ним, что делать. Старец Паисий спросил его: «Когда он был маленьким, вы учили его, как надо совершать крестное знамение? Учили его молиться?».— «Да, когда он был маленьким, вся наша забота была о том, чтобы воспитать его по-христиански, и мы все это делали».— «Э, тогда не бойся! Видишь внизу столб? — старец показал на телеграфный столб.— Он уже много лет стоит в земле, во влаге и, однако, ничуть не сгнил. А знаешь почему? Потому что рабочие были умные и обмазали его нижнюю часть смолой. И теперь нет опасности, что он может сгнить. А поскольку ты так же укрепил своего сына, то не бойся ничего. Ты только молись, чтобы действовала благодать Христова. Ты теперь только одно можешь сделать — явить любовь к нему и молиться Богу, чтобы Он действовал для его пользы. Потому что если вы питали его добротой и любовью, то он, куда бы ни пошел, с кем бы ни связался, в какой-то момент увидит, что там, вне семьи, климат нездоровый, и всюду выгода и лицемерие. Так он и вернется домой. Но если в доме грызня, ругань, ссоры, тогда его сердце не захочет вернуться. И опять: нам нужно быть внимательными, ибо этот возраст хочет только любви и молитвы.
Благочестие детям нужно подавать с молоком, а не с твердой пищей, потому что когда дети еще малые, глупые, они все списывают с родителей как бы на пустую кассету. Вот тогда нужно заботиться, чтобы они заполнили ее добротой и любовью.
А когда они немного подрастут, то нужно быть внимательными и поступать с умом и осторожно, как, например, когда мы заводим часы. Когда пружина ослабнет, мы заводим их, но не до упора, так как есть опасность, что можно сломать и заводной ключ, и пружину, и тогда часы ни на что не будут годны. Мы должны очень по-доброму объяснять ребенку, почему нельзя делать так и почему надо делать иначе. Но нельзя постоянно бомбардировать их: «Не это», «Не то», «Не так», «Иначе». После того как мы сделали главное, тогда нужно передать отвертку Христу для регулировки, чтобы Он уже Сам повернул слегка какой нужно винт. Нельзя слишком надеяться на себя и хотеть сделать все самому.
Очень помогает, когда родители считают виновной во всех проступках детей свою собственную жизнь: что она не такая, какая должна быть в очах Христа, и из-за них дети обременены таким наследием. Когда родители так смиренно думают и с искренним смирением чувствуют ответственность и искренне каются, тогда Христос бывает тронут. Он, как Премудрый и Всемогущий, имеет силу, знает способы и бросит им спасательный круг для ребенка».
(Не забудем, что за грехи родителей наказываются дети, и, следовательно, обращение родителей ко Христу спасает и их детей.) 

Священник Дионисий Тацис 

Союз плоти и духа

В истории упоминается некий мучитель, Тиренинский царь, который мучил пленников таким бесчеловечным образом: трупы мертвых крепко привязывали к живым — лицо к лицу, руки к рукам, ноги к ногам — и живой носил мертвого, доколе не сгниет труп и смрадом своим уморит живого. О, какое ужасное мучительство! Подобен этому союз тела с духом. Грехолюбивое тело, всегда желающее скверных наслаждений,— как труп смердящий. Возсмердеша, говорит св. пророк Давид, и согниша раны моя от лица безумия моего (Пс. 37, 6). А дух, силящийся угодить Богу,— как живой человек, взирающий к вечности. О, как тяжело живому человеку носить привязанный к себе мертвый труп! О, сколь великая тягость духу носить, т.е. терпеть, плотские, греховные похоти и вожделения! Об этом-то и упоминает апостол, говоря: Окаянен аз человек! кто мя избавит от тела смерти сея? (Рим. 7, 24). Желание имамразрешитися (Флп. 1, 23)
Иеросхимонах Нил

Как молиться?

Непрестанно молитесь, - говорит апостол Павел Фессалоникийцам (1 Фес, 5: 17). И это означает непрестанно охранять ум свой и блюсти внутреннего человека, приближать внутри себя Царствие Божие. В молитве, которую дал нам Господь, говорится: "Отче наш, да святится имя Твое,.." И вот поэтому мы читаем Иисусову молитву, призывая Имя Господне: "Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешаго".
Непрестанно молитесь, сколько кто пожелает. А как молиться?
Один странник под руководством схимника читал тысячу раз Иисусову молитву, и схимник учил его так: "Когда читаешь эту молитву, заключай внимание в слова молитвы, ни о чем не думай, не представляй. В сердце, как будто тебе там читает, сам себя там слушай, не отвлекайся, чтобы молитва была плачем: «Помилуй мя, грешнаго», - потому что ты великий грешник, хотя ты говоришь, что ты никого не убил, не прелюбодействовал. Ты в этом мире смертный человек, стареешь, ожидает тебя могила, душа отойдет от тела, тело рассыплется в прах, а ты будешь давать ответ Богу за свои деяния и даже помышления. Поэтому считай себя грешником". И так странник просил Бога: "Помилуй мя, грешнаго". Тысячу раз, потом три тысячи отсчитал, потом схимник стал давать ему задание - шесть тысяч раз, потом двенадцать тысяч. И такое это молитвенное правило стало длинное, что только к полуночи кончалось. А все-таки радостное такое было настроение, состояние, что дал схимник ему это правило.
Мы знаем, что еще в древности было правило Пахомия Великого. Тогда, при святом Пахомии, только еще утверждалось монашество, Господь посылал Ангелов с Неба и давал правила, как устроить монастыри, как жить монахам во всех областях жизни... И сейчас тем, кто приходит сюда, к нам на жительство, кто хочет быть монахом и ангельское житие проводить, им дают это правило Пахомия. А что это за молитва по правилу Пахомия? Обыкновенное начало, как в утренних молитвах и на малом повечерии: "Царю Небесный", "Святый Боже...", "Отче наш", "Помилуй меня Боже...", "Верую..." и 100 раз: "Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго", потом "Достойно есть" и отпуст -это одна молитва. И таких молитв 12 днем, 12 ночью. В давние времена, бывало, приходили юноши в монастырь, давали им правило Пахомия, они же роптали: "А почему так мало?" Вот как... две тысячи четыреста Иисусовых молитв показалось им мало, а теперь восемьсот некоторым предлагаешь и слышишь - почему так много. Как люди изменились... А тем юношам, когда они так возроптали, явился Аигел и отвечал: "У кого есть ревность, тот читает и больше, читайте и вы сколько пожелаете". В житии Пахомия Великого между делом упоминается, что сам он читал 60 молитв днем, 60 ночью, Каких молитв? Вот этих молитв. То есть он прочитывал двенадцать тысяч Иисусовых молитв. Но, видимо, тогда молитва была короче, пятисловной: "Господи Иисусе Христе помилуй мя". А тот странник, о котором я вначале говорил, и восьмисловную читал, и пятисловную - и было у него всего двенадцать тысяч Иисусовых молитв.
И вот давайте, братия и сестры, молиться. Будем читать Жития святых -чтобы знать каждого угодника: когда он был, как он жил. Евангелие толковое читать. Псалтирь любить. Правда, толкований по ней мало, только сейчас вот появилась самая, можно сказать, такая лучшая толковая. Псалтирь - это Успенской Киевской Лавры. Бывает, отцы имеют и разное мнение по каким-то вопросам, этим не надо смущаться - надо просить у Господа Бога прояснения и наблюдать, как у святых отцов говорится. Псалтирь содержит великие тайны для спасения - там и пророчества, и поучения, и все, что необходимо для христианской жизни.
Да, молиться бывает трудно. Начинаешь молиться - и сразу вспоминается, что видел, слышал что-то смешное, интересное или гневливое... Почему так получается? К каждому человеку с детских лет прикреплен не только Ангел Хранитель, но прилепляется и "свой" демон - бесенок, который знает с детских лет наши слабые стороны и старается отвлечь от покаяния и вечной жизни. Но постоянной молитвой изгоняется он, не бойтесь его. Да, трудно в современных условиях исполнять молитвенное правило. Но многие угодники Божии показали, что можно и в городе, среди многолюдства, совершать служение Богу. Будем искать святости - и тогда Господь пошлет нам усыновление, покров Свой, и тогда не страшно ничего будет. И по всеобщему Воскресению поставит нас Господь по правую сторону. Изменится наша природа, и будем там подобно Ангелам, вечно блаженно радостны. Аминь. 

Архимандрит Наум, духовник Троице-Сергиевой Лавры 


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS