Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Февраль 2019

О Божией Матери

11.02.19 | Источник: Проповеди митрополита Варсонофия
ЭТОТ ДЕНЬ В ИСТОРИИ

1838 год. По железной дороге от Санкт-Петербурга до Царского Села начинают ходить поезда на конной тяге.
Проповеди митрополита Варсонофия

О Божией Матери

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Двадцатый век особый в истории нашего Отечества и нашей Русской Православной Церкви. Многие считают, что 20 век стал веком Русской Голгофы. Миллионы мучеников – все сословия: крестьяне, рабочие, священнослужители, дворяне, император. Такого масштаба смерти и разрушения не знала ни одна цивилизация. Но Россия выстояла. Ибо у Русского Креста, как некогда у Креста Сына Своего, стояла Божия Матерь. И покров Ее сиял над Россией, осиял новомучеников, давая утешение верным. В этом была великая тайна и было великое чудо. Никогда не было столько явлений Божией Матери, знамений и откровений, как в минувшем веке.
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы поговорим об иконе Порт-Артурской («Торжество Богородицы») – первой явленной в 20 веке иконе. Явленной в тяжелейшую для России пору, когда прозвучали незнакомые прежде многим слова – Цусима, Порт-Артур…
11 декабря 1903 года в Киево-Печерскую лавру пришел благочестивый человек, простой матрос по имени Феодор, и поведал братии о своем чудесном видении.
Однажды ночью Феодор был разбужен странным шумом «словно бы от сильного ветра». Проснувшись, он увидел: Сама Пречистая в окружении чинов ангельских во главе с Архангелом Михаилом и Архангелом Гавриилом стояла будто бы прямо перед ним и в то же время на берегу некоего морского залива, спиною к воде. В руках Пречистая держала большой плат с сиреневой каймой, посреди которого был изображен Нерукотворный лик Спасителя. Одета была Богородица в синий хитон и верхнее одеяние коричневого цвета. На берегу залива в тумане был виден город в огне. На этот город и были обращены взоры Владычицы, благословляющей его Нерукотворным образом Сына Своего. Над головою Ее, в ослепительного света облаках, Ангелы держали корону из двух перекрещивающихся радуг. Наверху короны был крест. Выше Ангелов и корон, на престоле славы, восседал Господь Саваоф, окруженный сиянием; ярко пылали слова: «Да будет едино стадо и един Пастырь». Своими стопами Пресвятая Богородица попирала обоюдоострый обнаженный меч.
Потрясенный всем виденным, матрос испытал сильнейшее смущение, но Матерь Божия, ободрив его, изрекла: «России предстоит вскоре очень тяжелая война на берегах далекого моря. Многие скорби ожидают ее. Напиши образ, что видишь сейчас, и отправь его в Порт-Артур. Если образ Мой утвердится в стенах города, то Православие восторжествует над язычеством и русское воинство получит победу, помощь и покровительство». Затем ослепительно-белый, необычной красоты свет озарил комнату, и дивное видение исчезло.
Матерь Божия, дорогие братья и сестры, явилась держащей на воздетых вверх руках плат с изображением Нерукотворного лика Спасителя. Из истории мы помним, сколь важное значение имел этот образ в нашем Отечестве. Спас Нерукотворный венчал обычно крепостные врата русских городов как некий духовный щит. Икона Нерукотворного Спаса служила военным стягом, под которым сражалось и побеждало христолюбивое русское воинство – при святых благоверных князьях Александре Невском и Дмитрии Донском, при царе Иване III, в годы смуты под водительством князя Дмитрия Пожарского. Икона укреплялась на древке и становилась воинской хоругвией. Образ Спаса Нерукотворного стал воплощением русской симфонии, неразрывности Церкви и Отечества.
Матерь Божия со Спасом Нерукотворным в Своих пречистых руках явилась матросу Федору как Взбранная Воевода русского воинства. Эта икона стала откровением о том, что Божия Матерь, как и в древние времена, силою Своего Сына попирает земные мечи, восстающие против Святой Руси.
Порт-Артурская икона стала единственным образом, где Матерь Божия изображена не с Богомладенцем, но с прославленным Господом. Подобной иконографии Православная Церковь прежде не знала. Она напоминает известную в западной традиции икону «Плат Вероники», но вместо простой благочестивой жены здесь плат с ликом Спасителя держит сама Пресвятая Богородица. Вознося исконное русское знамя – лик Спасителя, - Пречистая Богородица в начале 20 столетия напомнила русскому воинству о его духовной миссии.
В акафисте, одном из церковных песнопений, Матерь Божия именуется Взбранной Воеводой, но ни на какой другой иконе Она прежде не была представлена именно Воеводой. Однако духовный смысл Порт-Артурской иконы не ограничивается предстательством Пречистой Богородицы русскому воинству. Своим ликом Матерь Божия обращается к самой России, и главное – Она не только является, но и являет всей России лик Христа Спасителя. Воздевая плат с ликом Спасителя, Божия Матерь обращает его ко всей русской земле, ко всему русскому народу, укрепляя его в Христовой вере. Эта икона – своего рода воздвижение лика Христа.
Но тогда, в преддверии Русско-японской войны, Россия не расслышала и не усвоила сокровенного духовного смысла новоявленной чудотворной иконы. Икона долго оставалась в Санкт-Петербурге, затем во Владивостоке. Только через год после видения нашлись мужественные люди, которые взялись доставить образ в осажденную крепость. Когда икона была уже недалеко от Порт-Артура, командование не проявило должного упования на помощь Пречистой Богородицы, не дождалось Ее пришествия и сдало крепость японцам. Именно небрежением к святыне объяснял то поражение России святой праведный Иоанн Кронштадский. Не случайно сорок матросов из осажденного Порт-Артура после падения крепости дали обет принять монашество, вскоре уехали на Соловки и приняли там постриг, молясь за спасение душ погибших защитников дальневосточного города.
Лишь спустя столетие воля Пречистой была наконец исполнена. 9 мая 2003 года в принадлежащий теперь Китаю Порт-Артур был доставлен список с чудотворной. Двенадцать тысяч километров участники крестного хода преодолели, чтобы подойти к Китаю. По законам КНР въезд православным священникам на территорию Китая воспрещен. Батюшке на границе пришлось переодеться в светский костюм и икону перевозить в упакованном виде, а затем уже по Китаю паломники перенесли ее на руках. Икону поставили на кладбище. Простые китайцы встретили ее с большим интересом и посчитали, что Мария, Матерь Божия молится об их стране. Наши паломники оставили простую икону в Китае, во исполнение завета Божией Матери, а большую икону обратно привезли в Россию и ее встретил православный Санкт-Петербург также торжественно, как 100 лет назад ее провожал из Казанского собора.
Вот такая история этой иконы, дорогие братья и сестры. Мы видим, как Матерь Божия хочет предупредить нас, чтобы мы не отходили от Господа, держались за Него, только в этом наша сила. Без помощи Божией мы слабы, ибо в этом мире есть такое зло, которое может смять нас, но Господь хранит православных, если они каются и исправляются. Попросим Царицу Небесную, чтобы Она помогла нам исполнять заповеди Своего Сына. Аминь.

О Божией Матери

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Наша родная земля совсем недавно отметила 1000-летие Крещения Руси. С этого праздника началось возрождение новой России. И началось возрождение Святой Руси с открытия монастырей. Одним из первых женских монастырей, открытых в новое время был Свято-Введенский Толгский монастырь Ярославской Епархии.
С января 1988 года здесь, немного выше Ярославля и на противоположном этому городу северному берегу великой русской реки, поселились первые сестры – инокини, чьим послушанием был уход за престарелыми и одинокими служителями Церкви.
Со временем на Толгу были перенесены и честные мощи святителя Игнатия (Брянчанинова), тонкого религиозного мыслителя и психолога, в своих творениях приблизившего многовековой аскетический опыт православного подвижничества к разумению современного человека. В своей земной жизни святитель Игнатий не был как-либо особо связан с Толгой. Он скончался и был погребен в другой верхневолжской обители, Николо-Бабаевском монастыре, стоявшем на полпути от Ярославля до Костромы.
Исконной же святыней в Толге в течении почти семи веков была чудотворная мироточивая икона Толгской Божией Матери, в середине 1920 годов забранная в Ярославский художественный музей. Некогда же крестные ходы с Толгской иконой совершались отсюда и в Ярославль, и в Ростов Великий с соседним ему Борисоглебском, и в Рыбинск, и в северные, с Вологодской границей уезды.
В 1314 году, когда Ярославлем владел князь Давид Федорович, здешний епископ Прохор (в схиме Трифон) возвращался из обители преподобного Кирилла Белозерского в свой кафедральный собор и город. Путь, пролегавший сперва по Шексне, затем по Волге, был долгим и трудным и, недобравшись всего семи верст до Ярославля, владыка и его спутники вынуждены были пристать для ночевки к правому, возвышенному берегу. Утомленные путники давно уже спали, когда в шатер епископа вдруг просочился яркий свет. Владыка вышел наружу и увидел дивный огненный столп, поднявшийся на противоположном берегу, у устья речки Толги, где в те времена стоял дремучий бор. Отражение столпа в волжской воде образовало световую дорожку наподобие лунной. Пав на колени перед этим таинственным знамением, архиепископ перекрестился и, опираясь на свой святительский жезл, ступая на неземным светом пронизанную воду и пошел по ней как по суху. Перейдя же на другой берег, владыка увидел, что на вершине огненного столпа парит образ Пречистой Девы с Предвечным Младенцем.
Со слезами умиления епископ начал молиться: «Владычице, Ты призираешь на детей Твоих и не забываешь достояния Твоего! Что воздадим, какие дары принесем Тебе?» Изнемогши же, вернулся тем же дивным огненным мостом в свой шатер и до утра заснул.
Когда же настало время трогаться в путь, владыка понял, что забыл свой собственный посох на противоположном берегу. И тогда, поведав своим ничего не подозревающим спутникам о ночном бдении, переправился с ними в заречный лес и увидел стоящую уже на земле икону с лежащим пред нею посохом. Убедившись, что все случившееся в полночь не было сонным видением, архипастырь пал перед явленным образом, а затем взял в руки топор и принялся рубить лес. И пока владыка со своими служителями не выстроили на месте явления Пречистой деревянный храм в город они не возвращались. Прослышавшие о чуде ярославцы толпами устремились на Толгу, чтобы присоединиться к строителям, так что к полудню церковь была готова, а к вечеру освящена во имя Введения.
Прошло более полувека. Вокруг церкви давно уже образовался мужской монастырь, куда стекались благочестивые иноки и прослышавшие о чудесах от иконы богомольцы. 16 сентября 1392 года игумен Герман возгласил за утреней обычные слова из богослужебного чина: «Богородицу и Матерь Света в песнях возвеличим» и в тот самый миг из десницы Пречистой начало истекать миро, а вскоре благоухание распространилось и по всему собору. Когда же пораженные иноки начали служить молебен по случаю нового чуда, то при пении: «Владычице, приими молитвы раб Твоих» миро появилось и на левой ножке Младенца. Богомольцы собирали его и разносили по окрестным городам и весям, и всюду толгское миро приносило исцеление больным и скорбным.
Однако вскоре деревянные постройки обители погибли в пламени пожара, не устоял от огня и соборный храм. Икону тогда сочли погибшей, и каково же было удивление иноков, когда они увидели невредимую чудотворную, стоящую в ветвях одного из монастырских кедров.
Вскоре обитель восстановили. В 1553 году царь Иван Васильевич Грозный проездом посетил Толгу и получил неожиданное исцеление от мучивших его болей в почках. В знак благодарности государь выстроил в обители каменный собор.
Многими чудесами прославилась Толгская икона и в последующие времена. И другие государи жертвовали на обустройство монастыря вслед за Грозным.
Старый путеводитель по Волге упоминает о благочестивом обычае: всякий проплывающий по главной дороге России пассажирский пароход непременно делал остановку у монастырской пристани, чтобы путешественники смогли присутствовать на молебне у чудотворной иконы.
Мужской монастырь просуществовал на Толге до 1926 года. Вскоре в ее стены вселилась колония для малолетних преступников (находилась тут вплоть до 1987 года), а в середине 1930-х неподалеку, у села Норское, силами Гулага началось было сооружение плотины. Поднятое его водохранилище затопило бы многие города и села вверх по Волге, включая древний Углич. Однако вскоре от этого проекта отказались и перенесли строительство под Рыбинск, к устьям Шексин и Мологи. Только название соседнего с Толгой поселка – Волгострой, напоминает о первоначальном замысле.
Чудотворная же была отдана в музей. По своему иконографическому типу она является «Елеусой», или «Умилением». Изображение Пречистой Богоматери поясное, соприкасающийся с ней ланитами Спаситель припал к левому плечу Своей Пречистой Матери, шуйцею же обнимает Ее за шею. По композиции Толгская во всем подобна палладиуму соседней Костромы-Феодоровской Богородице, - но только в зеркальном отражении. С давних пор с Толгской иконы делались списки и почитались они во многих епархиях.
Как к святителю Трифону явила свою милость Богородица, так и нам Она помогает в нашем земном и многоскорбном житии. Тем, кто к Ней усердно обращается, Она являет свой покров и защиту. Тем же кто Ее любит, Она посылает Свой небесный свет, мир и тишину. Будем и мы, дорогие братья и сестры, славить, почитать и слушаться Матерь Божию. Аминь.


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS