Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Июнь 2017

Праведная Параскева Пириминская. Что соединяет христиан? Мудрость змеиная, простота голубиная. Святые подвижники Грузии. Из «Достопамятных сказаний»

19.06.17

Православно думать легко, но для того, чтобы православно жить, необходим труд.

прп. Паисий Святогорец

Праведная Параскева Пириминская

Вместе с прав. Артемием Веркольским в сонме святых Архангельской земли издавна почиталась и его сестра — прав. Параскева Пири-немская, или Пириминская.
В «Архангельском Патерике» архим. Никодима о ней можно найти только краткое упоминание: «О прав. Параскеве и ее жизни, кроме древнего предания, говорящего, что она была родной сестрой прав. Артемия и скончалась отроковицею, ничего не известно... Хотя ее имени нет ни в святцах, ни в иконописном подлиннике, тем не менее ее чествование — вполне законное явление». Вероятно, что, подобно своему брату, прав. Артемию, и она проводила время не в детских играх и шалостях, а в молитве и посещении храма. Помогала отцу и матери в их повседневных трудах и заботах. Недолгую, но богоугодную жизнь прожила прав, отроковица Параскева. Похоронена она была в селе Пиринемь, или Пиримень, в 90 верстах от Пинеги, в старинной часовне в честь вмч. Георгия Победоносца.
Обретение ее мощей произошло в 1610 г. О нем нам известно из старинного повествования: несколько лет подряд жители Пиринеми, приходя помолиться в Георгиевскую часовню, замечали, что в зимнюю стужу, когда ее обветшалые стены и пол покрывались инеем, один угол постоянно оставался незамерзшим, а из-под половиц исходило тепло. 30 июня 1610 г. после утрени прихожане Георгиевской часовни собрались, чтобы обсудить вопрос о ремонте ее прохудившейся крыши. Тогда-то они и надумали выяснить, что же скрывается под полом часовни. Они приподняли половицы и обнаружили гроб, покрытый камнем, «а под камнем глава, а мощи землею покрыты». Однако, когда пиринемцы решили разглядеть получше, кто лежит в найденном ими гробу, их любопытство было остановлено сверхъестественным образом. Свеча, с помощью которой они пытались рассмотреть содержимое гроба, сама собой погасла, как бы от ветра. Но как только свечу отнесли прочь, она снова ярко вспыхнула.
При обретении мощей чудесным образом исцелился тяжелобольной человек. Так узнали пиринемцы, что в найденном ими гробу лежат мощи неизвестного им святого. Около года спустя священнику из соседнего села Чаколы о. Феофилакту в сонном видении было явлено, что мощи принадлежат «отроковице Парасковии, девическа лика, крестьянска рода». С тех пор она и стала именоваться как прав. Параскева Пириминская. А чудеса от ее гроба продолжали совершаться.
В 1611 г. прав. Параскева явилась во сне пинежскому крестьянину Евфимию Федорову, повелев ему, чтобы он собрал к ее гробу «скорбных и недужных, и кто чем недужен, Божия милость будет». Его жена принялась отговаривать его: «Что о тебе люди подумают?». Действительно, сперва односельчане Евфимия приняли его рассказ за выдумку. Однако после того как внезапно ослепла жена Евфимия, насмешки над ним прекратились. И тогда он снова увидел во сне прав. Параскеву, которая повторила свое приказание, прибавив при этом, чтобы больные молились Богу, Пресвятой Богородице и «новой чудотворице Параскеве». Вместе со священником чакольского прихода о. Феофилактом Евфимий, собрав больных, в числе которых была и его жена, отправился в Пиринемь. После того как у гроба прав. Параскевы был отслужен молебен, все больные выздоровели. А было их 30 человек.
В 1710 г. приходской свящ. Алексей Козьмин и приказчик Алексей Яковлев составили описание обретения мощей прав. Параскевы, а также чудес, совершившихся от ее мощей. Известно, что в XVIII в. существовали иконы с ее изображением. В том же столетии, когда на месте окончательно обветшавшей Георгиевской часовни построили церковь в честь 12 апостолов, рака с ее мощами была поставлена в правом углу этого храма.

Что соединяет христиан?

Ты переживаешь, что среди людей воцарились разобщенность и холодность. Хочешь, чтобы все жили "единой душой". Я понимаю, о чем ты говоришь, хотя изъясняешься невнятно. Когда говоришь "единая душа", подразумеваешь "единый дух", о котором говорит Священное Писание? Одной душой люди жить не могут, ибо у каждого человека своя неповторимая душа, данная ему ради заботы о ее спасении.
Но многие, даже все, могут жить единым духом, если захотят этого. Так же как мы видим солнечный свет или вдыхаем воздух, так же мы можем укрепляться, освящаться и живиться одним духом.
О первых христианах сказано, что они были единодушны (Флп. 2: 2), но это значит не то, что у них была одна душа на всех, а то, что жили и питались одним Духом Святым, Тем же, Который сошел на апостолов в виде огненных языков в день Пятидесятницы, Дух Святый, свет и живот, Дух мудрости и разума. Этого Духа, по слову Спасителя, посылает Отец Небесный просящим у Него (Лк. 11: 13).
Иногда людей объединяет дух зла, и тогда, совершая дела зла, они вместе спешат в объятия вечной смерти. А мы да соединимся во Святом Духе Божиеи, и дарует Он нам свет и силу, добро и жизнь вечную. Помолись об этом так, как вся Церковь искони Ему молится, чтобы Он объединил всех нас - и ближних, и дальних, чтобы укрепил и просветил:
"Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяи, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша".
Прииди и вселися в нас, подражателей чужих заблуждений и пороков, и очисти нас.
Прииди и вселися в нас, соедини и обогрей херувимским боголюбием и братолюбием великих балканских святых и героев. Аминь.

Из писем святителя Николая Сербского 

Мудрость змеиная, простота голубиная

Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби (Мф. 10, 16). С этой заповедью Господь Иисус Христос обращается к апостолам, посылая их на проповедь Евангелия. Он не скрывает от них опасностей, грозящих им со стороны врагов Его Царства. Попасть в их среду так же опасно, как опасно овце попасть к волкам. Враги Царства Христова с волчьей свирепостью, прикрываемой иногда видом овечьей тихости, готовы уничтожить Царство Христово и стереть с лица земли проповедников его.
Как же должны поступать эти проповедники среди таких врагов? Со змеиной мудростью и голубиной простотой. Что же общего между мудростью змеи и той мудростью, которая заповедуется апостолам в виду врагов их проповеди?
Четвероногие имеют ноги и могут убежать от врагов, птицы имеют крылья и могут улететь. У змеи нет ни ног, ни .крыльев, зато у нее есть мудрость, при помощи которой она не только защищает себя, но и сама может нанести вред и даже смерть. Когда Христос Спаситель заповедует подражать змеям в мудрости, Он внушает им не чтобы они с ловкостью вредили своим врагам, не щадя и самой жизни их,— нет, этого не мог внушать Тот, Кто заповедал любить врагов и благотворить им. Христос хочет, чтобы апостолы при встрече с врагами соблюдали свойственную змеям осторожность и не подвергали свою жизнь опасности. Не береги они себя, кто тогда стал бы возвещать слово истины?
Простота голубиная означает, что апостолы, не давая себя в обиду, и сами никого не должны обижать. Против козней врагов и их тлетворных учений они должны восставать и других защищать, но держа себя к врагам с простосердечием, кротостью и благодушием, подражая голубям, которые среди птиц так же кротки, смирны и чужды лукавства, как овцы среди четвероногих.
Такими являли себя после апостолов и истинные пастыри Христовы, святители. Будучи правилом веры и образом кротости, они в то же время со змеиной мудростью следили за волками и оберегали от их нападений стадо Христово. 

Священник Василий Нечаев 

Святые подвижники Грузии 

Церковное предание гласит, что святой Арчил жил в VIII веке и был царем Грузии. В течение своего правления он восстанавливал разрушенное единство своей родной страны, защищая ее жителей от арабских завоевателей. Так, например, царь и его войско мужественно противостояли нашествию Мурвана-Кру (Глухого), прозванного так грузинским народом за его неумолимую жестокость. Положение грузин было безвыходным, но царь Арчил II, вместе со своим братом Миром, правителем Западной Грузии, со слезами просили заступничества у Пресвятой Богородицы. И Она явила Свою милость. В сражении при реках Абаша и Цхенисцхали грузины чудесным образом одержали победу над значительно превосходившими силами Мурвана-Кру.
Однажды армия арабов под предводительством Чичум Асима вторглась в пределы Грузии. Боголюбивый царь Арчил решил положить душу свою за христиан и направился к Чичум Асиму для перемирия.
Царь арабов с почестями принял царя Арчила и стал сначала льстивыми речами, но затем и угрозами требовать принятия ислама. Помазанник Божий Арчил ответил: «Если послушаюсь тебя, то после смерти буду мучиться всю вечность. Бог наш и Спаситель принес Себя в жертву для нашего спасения, потому и я не боюсь смерти. Если ты и убьешь меня, то я воскресну, как Господь наш, и вновь буду славить Его!».
Разгневанный Чичум приказал бросить царя Арчила в темницу и пытать, дабы сломить его непоколебимую веру.
В это время сообщили, что царь Арчил знает, где захоронили клад картлийский царь и царь греков - Геракл. Чичум Асим вызвал из темницы царя, потребовал клад и снова предложил отречься от Христа. В ответ святой Арчил сказал: «Знай, жестокий, не изменю Богу своему, не откажусь от имени Христа и вечную жизнь не поменяю на суетную, и вечное пребывание с Христом - на временное мое царствие. А о кладе я ничего не знаю, ибо был слишком мал, когда царь Геракл путешествовал по нашей стране». Разъяренный Асим спросил: «Ты был там, когда сарацины были истреблены в Абхазии?». Святой Арчил бесстрашно ответил: «Бог Животворящий, творец Неба и Земли сошел с Небес на землю для спасения человечества и смертью своею убил убийц наших, а нам даровал бессмертие. Он, Сильный и Всемогущий, уже поверг и сокрушил их». Эти слова так разгневали Чичум Асима, что тот приказал: «Так как ты не хочешь жизни и благоденствия и предпочитаешь упование на мертвого, то погибни в мучениях!».
Слуги вывели царя, самоотверженно предавшегося воле Божьей, на казнь. Святой попросил немного времени для молитвы. Встав на колени, воздев руки к небу и благодаря Творца, молил Спасителя защищать Церковь и укрепить христианство в Грузии, помолился за семью и спокойно склонил голову перед палачом.
Ночью преданные слуги тайно перевезли тело святого царя Арчила и с почестями похоронили в храме Ноткора, построенном им же самим. Это случилось в 744 году.
В настоящее время могила царя Арчила, к сожалению, забыта почти всеми, знают о ней лишь немногие.

Из «Достопамятных сказаний»

Однажды, когда святой Виссарион был в Скиту, привели туда одного бесноватого. Много молитв было вознесено о нем братией, но облегчения он не получил. Некоторые из братий говорили, что изгнать беса может только старец Виссарион, но, если прямо попросить его об этом, он в храм не придет, потому что он не хотел явно творить чудеса, чтобы не шла о нем слава среди людей. Договорились так: прийти в храм раньше обычного времени, чтобы опередить старца (который всегда являлся в храм первым), и на место старца посадить бесноватого. Так и сделали. Придя в храм, старец не стал прогонять человека, занявшего его место, а спокойно встал рядом. Лишь только начали читать правило, братия обратились к старцу: «Отче, разбуди спящего». Виссарион подошел к бесноватому, слегка толкнул его и сказал: «Встань и иди отсюда». И тотчас бес, изгоняемый силой святого молитвенника, вышел из того человека, и тот встал совершенно исцеленным и горячо благодарил Бога. С того времени человек тот был совершенно здоров.
Случилось, что один брат в Скиту впал в прегрешение, и священник повелел ему выйти из храма как недостойному быть в общении с братией. Виссарион тоже встал и вышел вместе с тем братом, потому что искренне считал себя хуже всех братий.
Жизнь святого отца была подобна жизни птицы небесной, ибо никогда он ничего земного не приобретал, не имел своей келлии или какого-либо пристанища. Он скитался по пустыне, переходя с места на место, ходил по горам и лесам, подобно заблудившемуся путнику. Несмотря на то что днем палил его зной, а ночью сковывал холод, он редко когда входил под кровлю — он всюду искал уединения, чтобы в молитве предстоять единому Богу. Плач и воздыхания были его постоянными спутниками. Дожил он до глубокой старости и отошел в вечный покой в сегодняшний день.




Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS