Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Июнь 2018

Духовные наставления преподобного Серафима Саровского

13.06.18

Преподобный Серафим был один из умнейших и талантливых людей, его наставления – это россыпь золотых крупиц, дарованные нам через его подвижнический опыт Небом. Мы должны внимательно прислушиваться к этим наставлениям и питать ими свою душу. 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Преподобный подвизался на границе нынешней Мордовии и Нижегородской Губернии в Саровских лесах, и, пройдя путь от послушника в Саровской пустыне до великого старца земли Российской, навсегда вписал своё имя в сокровищницу Православия.
Преподобный Серафим был один из умнейших и талантливых людей, его наставления – это россыпь золотых крупиц, дарованные нам через его подвижнический опыт Небом. Мы должны внимательно прислушиваться к этим наставлениям и питать ими свою душу. Некоторые собеседники преподобного Серафима записали часть его наставлений, и мы будем ими пользоваться в сегодняшней проповеди.
Преподобный говорил: если мы в душе, в сердце ощущаем холод, то это значит, что в памяти сердца нет Господа, там диавол, ибо по природе своей диавол холоден, а Господь «Бог есть огонь, согревающий и разжигающий сердца и утробы…призовем Господа, и Он придет согреть наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты изгоняется холод доброненавистника».
Преподобный учил: «Где Бог, там нет зла. Все происходящее от Бога мирно и полезно и приводит человека к смирению, и самоосуждению. Бог являет нам Свое человеколюбие не только тогда, когда мы делаем добро, но и когда оскорбляем и прогневляем Его. Как долготерпеливо сносит Он наши беззакония, и когда наказывает, как милосердно наказывает!» Заповедь Божия повелевает нам любить Бога больше всех на свете. Саровский старец учил: «Если не знаешь Бога, то невозможно, чтобы возбудилась в тебе и любовь к Нему, и не можешь любить Бога, если не увидишь Его. Видение же Бога бывает от познания Его: ибо созерцание Его не предшествует познанию Его». Кто еще любит себя, тот не может любить Бога, а у кого уже побеждено самолюбие, тот начинает любить Бога, и, если он достигает совершенной любви, то земная жизнь для него перестает существовать, ибо он весь там, и мир для него становиться чужим. Человек должен жить надеждой, но надеждой правильной, надеждой на Бога, ибо только такая надежда возводит человека к горним вершинам, сияющим вечным светом. Преподобный говорит: «Если человек не имеет вовсе никакого попечения о себе ради любви к Богу и дел добродетели, зная, что Бог печется о нем, - таковая надежда есть истинная и мудрая. А если человек сам печется о своих делах, и обращается с молитвой к Богу тогда только, когда уже постигают его неизбежно беды, и в собственных силах не видит он средств к отвращению их и начинает надеяться на помощь Божию – такая надежда суетная и ложная. Истинная надежда ищет единого Царствия Божия, и уверена, что все земное, потребное для жизни временной, несомненно дано будет. Сердце не может иметь мира, доколе не стяжет сей надежды. Она умиротворит его и вольет в него радость. О сей-то надежде сказали достопоклоняемые и святейшие уста: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас» (Мф. 11, 28), т.е. надейся на Меня, и утешишься от труда и страха. В Евангелии от Луки сказано о Симеоне: «И бе ему обещано Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня» (Лк. 2, 26). И он не умертвил надежды своей, но ждал вожделенного Спасителя мира и, с радостью приняв на руки свои, сказал: ныне отпускаешь меня, Владыко, идти в вожделенное для меня Царствие Твое, ибо я получил надежду мою – Христа Господня».
Преподобный Серафим, хотя сам упражнялся в великих подвигах, своим собеседникам не советовал брать на себя подвигов выше всякой меры, он советовал идти средним путем: духу давать духовное, телу давать телесное, чтобы поддержать временную жизнь, насколько это необходимо. Терпеть свои немощи и недостатки, но стараться побуждать себя к совершенствованию. За все мы должны благодарить Господа и придавать всю свою жизнь воле Господней, чтобы наши мысли, слова и поступки были направлены к Богу, чтобы мы постоянно находились с Ним в молитвенном общении. О молитве Преподобный говорил: «Истинно решившиеся служить Господу Богу должны упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве к Иисусу Христу, говоря умом: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного», в часы же послеобеденные можно говорить сию молитву так: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитвами Богородицы, помилуй мя грешного»; или же прибегать собственно ко Пресвятой Богородице молясь: «Пресвятая Богородица, спаси нас», или говорить поздравление ангельское: «Богородице Дево, радуйся». Таковым упражнением при охранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним.
По словам святого Исаака Сирина, кроме, как посредством непрестанной молитвой, мы приблизиться к Богу не можем. В церкви на молитве стоять полезно с закрытыми глазами во внутреннем внимании; Открывать же очи разве тогда, когда унываешь или сон будет отягощать тебя и склонять к дреманию; тогда очи обращать должно на образ и на горящую пред ним свечу. Если в молитве случится плениться умом в расхищение мыслей, тогда должно смириться перед Господом Богом и просить прощения, говоря: согреших, Господи, словом, делом, помышлением и всеми моими чувствами. Когда же ум и сердце будут соединены в молитве и помыслы души не рассеянны, тогда сердце согревается теплотою духовною, в которой воссиявает свет Христов, исполняя миром и радостью всего внутреннего человека».
Кроме молитвы наша душа должна упражняться в чтении Слова Божия. Сам Преподобный Серафим всегда с собой носил Евангелие и старался за неделю прочитывать всю книгу. И поэтому он, зная что дает чтение Слова Божия, советовал: «Душу снабдевать надобно словом Божиим: ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб ангельский, им же питаются души, Бога алчущие. Все же более должны упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири; что делать должно стоящему. От сего бывает просвещение в разуме, который изменяется изменением Божественным. Надобно так себя приобучить, чтобы ум как бы плавал в законе Господнем, которым руководствуясь должно управлять жизнью своею. Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать всю Библию разумно. За одно такое упражнение, кроме других добрых дел, Господь не оставляет человека Своей милостью, но исполняет его дара разумения».
Преподобный Серафим много поучал о стяжании мира душевного, и он говорил, кто ходит в мирном устроении, тот как лжицею черпает духовные дары. «Святые отцы, - по его словам, - имея мирное устроение и будучи осеняемые благодатью Божией, жили долго. Всеми мерами надобно стараться, чтобы сохранить мир душевный и не возмущаться оскорблениями от других; для сего нужно всячески стараться удерживать гнев и посредством внимания ум и сердце соблюдать от непристойных движений. И поэтому оскорбления от других переносить должно равнодушно и приобучаться к такому расположению духа, как бы их оскорбления не до нас, а до других касались. Таковое упражнение может доставить человеческому сердцу тишину и соделать оное обителью для Самого Бога. Для сохранения мира душевного также всячески должно избегать осуждения других. Неосуждением и молчанием сохраним мир душевный: когда в таком устроении бывает человек, то получает Божественные откровения. Чтобы избавиться осуждения, должно винить себя, ни от кого не принимать посторонних мыслей и быть ко всему мёртву».
Часто у Преподобного спрашивали, может ли человек по падении снова восстать и спастись. Преподобный отвечал утвердительно. Он говорил: «Лет до тридцати пяти, то есть до преполовения земной жизни, велик подвиг бывает человеку в сохранении себя, и многие в сии лета не устаивают в добродетели, но совращаются с правого пути к собственным пожеланиям: многие много собрали в юности и посреде жития бывши, восставшим на них искушениям от духов лукавствия, не стерпели волнения, всего того лишились. Желающему спастись, всегда должно иметь сердце, к покаянию расположенное и сокрушенное, по Псалмопевцу: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19). Когда же человек старается в себе иметь сердце смиренное и мысль не возмущенную, но мирную, тогда все козни вражьи бывают бездейственны, ибо где мир помыслов, там почивает Сам Господь Бог – в мире место Его (Пс. 75, 3). Мы во всю свою жизнь грехопадениями своими много или мало оскорбляем величество Божие, а потому и должны всегда смиряться перед Ним, прося оставление долгов наших. Мы должны всегда в смирении призывать Господа и молиться, да не попустит на нас быть искушению выше силы нашей, но да избавит нас от лукавого. Ибо когда Господь оставит человека самому себе, тогда диавол готов стяжать его, яко мельничных жернов – пшеничное зерно».
Инокам преподобный Серафим советовал укрощать себя молчанием, я думаю и нам, живущим в миру, нужно этого правила придерживаться. Святой ссылался на святителя Амвросия Медиоланского, который говорил: «молчанием многих видел я спасающихся, многоглаголанием же ни одного, а в Добротолюбии сказано: молчание есть таинство будущего века, словеса же орудие суть мира сего».
Сегодня мы, дорогие братья и сестры, коснулись небольшой части поучений преподобного Серафима, и нашли в них ответ на волнующие нас вопросы. Сейчас выпускается много литературы о преподобном Серафиме, постараемся приобретать его бесценные духовные творения и, вчитываясь в них, будем руководствовать ими в деле нашего спасения. Аминь.


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS