Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Июнь 2018

О борьбе со страстями. О гневе.

14.06.18 | Автор: Проповеди митрополита Варсонофия

Целомудренная жизнь, к которой мы все должны стремиться произрастает от воздержания и постничества, а от пьянств и пресыщения происходит всякое распутство и всякая нечистота.


О борьбе со страстями

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В одном из поучений преподобный Исаак Сирин учит: «Всякому надлежит, как бы на весах взвешивать житие свое. В то время, когда насыщаешься, остерегайся давать себе и в малом свободу. Храни себя от самомнения во время добрых в тебе изменениях. Немощь свою и невежество свое относительно тонкости сего самомнения рачительно открывай Господу молитве, чтобы не быть тебе оставленным и не искусится в чем-либо срамном, потому что за гордостью следует блуд, а за самомнением обольщение». Только при внимательном отношении к себе, к своим чувствам, можно правильно выстроить свою жизнь, чтобы она была угодной Богу. Большинство христиан живет среди мира, который вычеркнул из своей жизни понятие греха и все производства этого мира направлены к тому, чтобы удовлетворять плотские потребности и непотребности человека.
Целомудренная жизнь, к которой мы все должны стремиться произрастает от воздержания и постничества, а от пьянств и пресыщения происходит всякое распутство и всякая нечистота.
Грех – это болезнь, и раны от него долго кровоточат. При внимательной к себе жизни можно увидеть, как одни раны рубцуются и заживают, и в душе появляется мир. От чего это происходит, в действительности ли наша душа стала выздоравливать или просто вследствие удаления от того источника, от которого в нашей душе происходило смущение и немирствие? Как бы там ни было, каждому из нас предстоит подвиг исполнения заповедей Божиих. Пока мы живем в мире, мы живем со своей страстной плотью и от страстей плоти мы терпим каждый по-своему, но терпим все, искушения и беспокойства. От сожительства со своей страстной плотию, каждый человек бывает в опасности, и, часто вопреки своей воле, человек падает с любой высоты, которую он достигает с помощью Божией.
Когда посещает нашу душ благодать, наше сердце исполняется радости, мира от Бога. Но вот, во время этой радости, надо готовиться принять то искушение, ту скорбь, которая последует за этим.
Могу нечто сказать из своего небольшого опыта. Когда нам приходилось бывать на Святых местах, в святой Земле, на Афоне – душа там радуется и ликует от общения с теми святынями, которые имеются там. Но по возвращении домой, невероятные бывают напасти бесов через ближних. Бесам не нравится, когда мы хоть на малейшую ступень поднялись выше, они всячески стремятся нас снять с лестницы восхождения. Что же нам делать?..
По этому поводу святые отцы учат, опираясь на Святое Евангелие, что сколько бы раз мы не нарушали заповеди Божии и не переступали закон, столько же раз, покаявшись, мы должны врачевать свои души. Все испытания и искушения, которые случаются в нашей жизни, должны нас умудрять, борьба со своими страстями долгая и длительная, но эту борьбу вели все святые люди, стараясь не печалиться и не унывать в этом подвиге. Бог никогда не оставляет человека одного в борьбе с грехом, если только сам человек не возгордится и не станет думать, что своими силами он что-то может в себе изменить.
Преподобный Исаак Сирин учит, «что устоять не твое и не добродетели твоей дело, совершит же это благодать, которая носит тебя на дланях руки своей, чтобы ты не приходил в боязнь. Смирение и без дел многие прегрешения делает простительными. Напротив того, без смирения и дела бесполезны, даже уготовляют нам много худого. Что соль для вашей жизни, то смирение для всякой добродетели; оно может сокрушить крепость многих грехов, без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание».
Будем всегда помнить, что по мере удаления от нас каких-то греховных вещей и видений некоторых предметов – страсти в нас не умирают, просто помыслы перестают нас беспокоить, страсти в нас остаются, куда бы мы ни удалились, и только при содействии благодати Божией они врачуются. Поэтому многие не находят себе места для жительства. Переходя от одного места в другое, думают, что им мешает нечто внешнее. Нет, им мешает внутреннее, все страсти они носят с собою, куда бы ни пришли и где бы ни поселились. Исполнение заповедей Божиих, борьба со страстями – это повседневный наш труд пока мы живем, если хотим быть совершенными, а к этому призвал нас Сам Господь. К совершенству стремились все святые, и многие из них действительно стали совершенными и уподобляются Богу излиянием любви своей и человеколюбия ко всем.
Известно, что преподобный Антоний Великий старался всегда сделать больше для ближних, чем для себя, считая, что выгода его ближнего – наилучшая для него награда. Преподобный Авва Агафон говорил: «Желал бы я найти прокаженного и взять тело его, а ему дать свое».
Конечно, такой любви достигают не многие, и особенно трудно это сделать тем, кто привязан к земной жизни и не верит в жизнь вечную. Но кто стяжал такую любовь, тот облекся в благодать Божию, уподобляясь Самому Богу. Такого человека в этом мире ничего не мучает, даже его собственная плоть, потому что с Богом он обрел полноту жизни. Поэтому, пока мы ходим одетыми лохмотьями мира сего, мы не облачимся Божией благодатью, и лишь, как только, по заповеди Божией оставим все мирское, и возненавидим свою греховную жизнь, можем, наконец, стать учениками Христовыми и Господь будет обитать в нас.
Только долговременными навыками святые отцы достигали изглаживания из себя всего греховного, а вместе с этим ослабляли над собой власть и сети диавола, и освободившись из его когтей, они воспаряли к горнему. Будем и мы в смирении учиться у них, не будем увлекаться стихиями мира сего, если мы однажды поверили в Бога, то и будем верить, что Он все время к нам близок, и что мы должны каждую минуту это чувствовать и ходить перед ним. Когда нас укрепит благодать Божия, Господь будет попускать нам искушения, и в этих искушениях, Господь будет испытывать нашу силу, будем помнить, как только даже в наших помыслах мы подумаем о себе, что мы нечто значащее, у нас появится самомнение, искушения последуют неминуемо, чтобы познали свою немощь и вновь прибегли к Богу и со смирением прилеплялись к Нему. Всякое дело будет сопровождаться скорбью, и если оно совершается без труда – то это не добродетель.
Дай Бог, чтобы мы хоть чему-то научались каждый день и приходили в меру смирения к познанию своих немощей и ко Христу прилепляли свои сердца, как младенец тянется к своей матери. Аминь.

О гневе


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Душу убивают многие страсти, и одна из них – это гнев. Христианство – это религия любви. Основатель христианства Сам Бог. А Бог как мы знаем, есть Любовь. Однажды ученики Иисуса Христа обратились к Нему, чтобы Он наказал жителей одного селения. Но Господь им ответил: «не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9, 54-56).
Где гневаются люди, там Бог отсутствует. Святитель Григорий Богослов спрашивает: «Скажи, какое другое зло хуже преступивших меру гневливости? И есть ли от этого исцеление. В иных болезнях прекрасное исцеление – мысль о Боге. А гневливость, как только однажды преступим меру, прежде всего заграждает двери Богу. Само воспоминание о Боге увеличивает зло, потому что разгневанный готов оскорбить и Бога». Апостол Иаков писал: «Гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1, 19-20).
Кто из нас не гневается и не раздражается? Иногда это мы сваливаем на свои нервы, которые у нас расшатаны от тяжелой жизни. Возможно это и так, и у всех жизнь складывется по-разному. На чью-то долю выпала война, на чью-то напряженность современной жизни, кто-то живет в окружении с родными, у которых трудный характер, у кого-то на работе нервозная обстановка. Но все это не может служить оправданием, глубоко укоренившейся в нас привычке вымещать своё раздражение, злость, дурное настроение на наших родных и близких или сотоварищей по работе. Нередко приходится слышать в наших семьях и раздражительность, и вспыльчивость и куда большую грубость, от которой в первую очередь разрушается семейная жизнь. Часто у нас ссоры возникают из-за каких-нибудь пустяков, но это вызывает ответную ненависть, желание отомстить, ожесточаются в конечном итоге сердца в целом добрых и любящих друг друга людей. Очень часто причиной гнева бывает высокомерие, гордыня, желание показать свою власть над другими, обличить его пороки, забывая, естественно, о своих грехах.
Святитель Василий Великий говорит: «Истреби в себе две мысли: не признавай себя достойным чего-либо великого и не думай, что другой человек много ниже тебя по достоинству. В таком случае наносимые нам обиды никогда не приведут нас в раздражение»
По словам преподобного Ефрема Сирина: «гневливый человек далек от долготерпения и любви, пустыми речами легко приводится в смятение, из безделицы заводит ссоры; где в нем нет нужды, там вмешивается и навлекая на себя все большую и большую ненависть».
Когда человек гневный, ничего у него не клеится, все из рук валится, весь он трясется, хотя иногда он гневается вовсе напрасно. Толком не разобравшись в ситуации, часто достается от нас совсем невинному, тогда мы совсем выглядим глупо, и напрасно оскорбляем человека. Иногда начальствующие оправдывают свой гнев, говорят, что без твердого словца работа не клеится, но это как раз свидетельствует, что в этом коллективе нездоровая обстановка, и что Бога там точно нет.
Святитель Дмитрий Ростовский говорит: «Бог предусмотрительно создал пчелиную матку не имеющей жала: если бы имела она его, всех бы умерщвляла. Это пример начальствующим: ибо начальствующему совсем не следует предаваться слепому, беспамятному гневу и ярости, чтобы не умерщвлял он всех, повинующихся ему, своим яростным нападением. Итак, побеждай благим злое, а не злым злое, ибо как огня не погасишь огнем, но только водой, так и ярости ты не сможешь победить яростью, но преодолеешь её кротостью и долготерпением».
В аскетических творениях святых отцов Церкви содержится немало советов для борьбы со страстью гнева: «Один из самых действенных – «праведный гнев», иными словами, - обращение способности нашей к раздражению и злости на саму страсть гнева. По словам святителя Дмитрия Ростовского «не только допустимо, но и впрямь спасительно гневаться на свои собственные грехи и недостатки».
Святой Нил Синайский советует быть «кротким с людьми, но братолюбивым с врагом нашим, так как в том и состоит естественное употребление гнева, чтобы враждебно противоборствовать древнему змию». И он же говорит: «Кто памятозлобствует на демонов, тот не злопамятен на людей».
Мы знаем, что наша природа извращена грехом, и потому гнев на врага перерос в гнев на человека: вместо диавола мы мишенью своей избрали своего ближнего.
Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу говорит: «Для того и дал нам Бог оружие гнева, чтобы мы не собственное тело (то есть ближних) поражали мечом, но чтобы вонзали все его острие в грудь диавола. Вонзи туда свой меч по самую рукоять, если хочешь и рукоять, и не извлекай его оттуда никогда, напротив, присоедини еще и другой меч. А это произойдет, если мы будем щадить друг друга, если будем миролюбиво расположены друг к другу».
Мы иногда и не ругаемся и не гневаемся, но часто один суровый взгляд может оскорбить нашего ближнего. Святые отцы советуют сами помыслы гневные искоренять из сердца, и это будет означать, что мы имеем полное сердечное прощение. Замечательную победу над гневным помыслом одерживает тот, кто не только прощает, но и молится за своих оскорбителей. По отношению же к ближним следует проявлять кротость и терпение. «Будь мудр, - учит преподобный Антоний Великий, - и уста тех, которые говорят о тебе злое, заграждай молчанием, а не гневом и руганием». «Когда злословят тебя, - говорит преподобный Нил Синайский, - смотри, не сделал ли ты что-либо достойное злословия. Если не сделал, то злословие почитай улетающим дымом».
А по словам святителя Филарета, митрополита Московского «когда почувствуешь в себе сильный приток гнева, старайся молчать. А чтобы самое молчание принесло тебе более пользы, обращайся мысленно к Богу и читай мысленно про себя в это время какие-либо краткие молитвы, например, Иисусову молитву». Даже спорить надо без ожесточения и без гнева, так как раздражение тут же передастся другому, заражая его, но ни в коем случае не убеждая в правоте.
Великий русский старец Нил Сорский говорит: «Молитва за брата – это есть любовь и прощение, а призывание в помощь его молитвы – это уже есть смирение. По возможности нужно и добро ему делать и так исполнится заповедь Господа: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44). За то и награду Господь обещает тому высшую, нежели другим. Обещает не Царство Небесное, не только утешение и радование как прочим, но усыновление: «да будете, сказал Он, как сынами Отца вашего Небесного» (Мф. 5, 45).
Сам Господь наш Иисус Христос, положивший нам сию заповедь, и обещавший такое великое, за исполнение её, воздаяние, - как научил, так и Сам исполнил это, подавая нам пример, чтобы и мы по возможности, подражали Ему. Сколько зла претерпел Он от иудеев за нас грешников? И не только не гневался на них, но и молился за них к Отцу Своему, говоря: «Отче, отпусти им» (грех сей) (Лк. 23, 34). И все святые, шествовавшие таким путем, получили от Бога благодать не только не воздавать зло за зло своим оскорбителям, - но делали им добро, молились за них, прикрывали их недостатки, радовались об их исправлении, и когда те приходили в сознание своих зол – поучали их любовью своей и прощением.
Итак, дорогие братья и сестры, зная, что гнев является началом того пламени, которое ожидает нас, если мы эту страсть не искореним в своей жизни, будем применять все те средства, которые указало нам Слово Божие и опыт святых отцов. Будем просить лучше друг у друга прощения, чем ходить и серчать постоянно, раздражаясь по всякому поводу и без повода. Не должно быть в нас никаких пороков и такого особенно, как человекоубийственная страсть – гнев. Будем молиться Господу Богу, чтобы Он помог изгнать нам всех бесов гнева, которые поселились в наших душах, как у себя дома и сделали нас своими рабами.
Мы рабы Христовы и Христос готов нас сделать Своими сынами по благодати. Аминь.


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS