Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Июнь 2018

О разводах и воспитании детей. О скорбях и смирении.

19.06.18 | Источник: Проповеди митрополита Варсонофия

«Кто наслаждается в юности своей, тот делается рабом страстей в старости и воздыхает в последние дни свои. Как невозможно, чтобы в одном теле были здравие и болезнь, и одно не уничтожалось другим, так невозможно, чтобы в одном доме было изобилие денег и любовь, и одно из них не уничтожало другого. Как стекло не может остаться целым при столкновении с камнем, так и святой, когда бывает, остаётся и беседует с женою, не может прибыть в чистоте своей и не оскверниться. Как предаваемые в руки судей для наказания за злодеяния, если они, как скоро приближаются к пыткам, смиряются и немедленно сознаются в неправде своей, наказание уменьшается, и вскоре по малых скорбях освобождаются они».

Преподобный Исаак Сирин.

О разводах и воспитании детей.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В последние годы участился у нас распад супружеских пар. Обидно то, что многие пары были венчаны, многие подолгу пробыли в супружестве и всё же не смогли до конца донести свой семейный крест. Одна из причин разводов, и тут я могу согласиться со святителем Амвросием Медиоланским, это отсутствие веры. Он писал: «Если самый брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим, то, как может быть брак там, где нет согласия веры».
Благодать чистого единодушия, которая сообщается в таинстве брака, отходит от людей, которые перестают или мало общаются с Богом. Житейские заботы часто делают их беспечными в духовном развитии, благочестие перестает жить в таких домах, и он готов к разрушению.
Евангелие нас учит: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 6)
Святитель Феофан Затворник говорит: «Господь утверждает неразрывность христианского брака. Указан только один законный повод к разводу – неверность супругов. У нас есть всеобщая заповедь – друг друга тяготы носить; тем охотнее должны взаимно исполнять её такие близкие лица, как супруги. Нежелание потерпеть раздувает неприятности, и пустяки нагромождаются в разделяющую стену. Зачем ум-то дал. Сглаживать жизненный путь. Благоразумие рассеет встретившиеся противоречия. Не рассеиваются они от недостатка житейского благоразумия, а больше от нежелания хорошенько обдумать положение и еще больше – от отсутствия другой цели в жизни, кроме удовольствий. Прекращаются наслаждения – прекращаются и довольство друг другом; дальше – больше, вот и развод».
Первые страницы Библии повествуют нам о сотворении первых мужа и жены. Когда Господь привел жену Адаму, Он сказал ему, что она кость от костей его и плоть от плоти его. Это идеальное состояние было разрушено грехом, после которого Господь сказал жене: «К мужу твоему (будет) влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3,16).
Так с древности была установлена власть мужа над женой, которая уравновешивается заповедью данной мужу любить свою жену. Если бы все супружеские пары строго жили по заповеди Законодателя – мы имели бы совсем другие семьи.
По словам святителя Иоанна Златоуста: «Кто любит любящего, тот не делает ничего важного; а кто любит ненавидящего его, тот преимущественно достоин венцов. Так размышляй и ты: (обращается он к женщинам), если будешь сносить жесткого мужа, то получишь светлый венец; а если тихого и кроткого, то за что Бог будет награждать тебя? Говорю это не для того, чтобы подать мужьям повод к жестокостям, но чтобы убедить жен – сносить жестоких мужей. Ибо когда каждый будет стараться исполнять свои обязанности, то и ближней не замедлит сделать тоже. Так, когда жена бывает готова сносить гневливого мужа, тогда и муж не станет оскорблять гневливой жены, тогда во всем будет у них мир, подобный пристани, не возмущаемой волнами».
Отсутствие духовно-нравственных основ в семье приводит ко многим порокам, таким как рукоприкладство, когда муж избивает жену, когда муж, а бывает и наоборот, жена, преданы пороку пьянства. В этом случаи надо скорбеть и молиться Богу об избавлении от этого недуга. Этот порок очень трудно врачуется и является так же одной из причин нынешних разводов.
Кроме самих супругов от разводов страдают дети, часто остаются они на воспитании либо отца, либо матери. Дети это опора и надежда в старости и от их воспитания зависит и судьба самих родителей и на земле, и в вечности.
Сегодня повсеместно и в семьях нет ни какого воспитания, потому что родители больше заняты материальными заботами, а о душе ребенка у них нет ни какого стремления заботиться. Чаще всего дети, у кого только один родитель, предоставлены самим себе. Улица их воспитывает, прививает им вкусы, учит их всем порокам, которые сейчас процветают вовсю в нашей стране. Подростковый пивной алкоголизм поражает нынешнюю молодежь, наркомания, детская проституция стали обычным явлением. Чьи это дети? Это наши дети, которые должны были бы у нормальных, верующих родителей вырасти на радость себе и Богу, а от них уже с детства испытываешь одно горе.
Конечно, есть и исключение, когда в семьях воспитываются хорошие дети, в строгости и трудах, они отличаются поведением и дома, и в школе и в обществе.
Святитель Василий Великий учит: «Пока душа еще способна к образованию, нежна и мягка, подобна воску, легко запечатлевает в себе образы, надо немедленно и с самого начала побуждать её к добру. Когда раскроется разум и придет в действие рассудок, тогда будут уже заложены первоначальные основания и преподаны образцы благочестия. Тогда разум будет внушать полезное, а навык облегчит успех». Нерадение о детях всегда порицалось в обществе, у многих нерадивых родителей дети отбирались, и они лишались родительских прав. В таких семьях дети с детства видят пороки, и потом детскую психику трудно исправить. Как правило, дети, которые воспитываются в детских домах, с трудом усваивают религиозные истины и становятся добродетельными. Умные родители все делают для того, чтобы их дети не видели пороков в своих семьях, а те, кто на глазах детей совершают смертные грехи, хуже убийц.
Во все века наша Церковь обращала внимание на подростковое поколение. Мы находим много поучений у наших святителей прошлых столетий. Так святитель Тихон Задонский советовал родителям чаще возносить молитву о детях, чтобы Сам Господь научил их страху Своему и умудрил во спасение. Он говорил: «Примеры добрых дел нужно являть им в самих себе. Юные, да и люди всякого возраста, лучше наставляются доброй жизнью, чем словом. Ибо дети особенно подражают жизни родителей, что замечают в них, то и сами делают, доброе будет или дурное, что видит. Поэтому родителям нужно самим беречься от соблазнов, и пример добродетельной жизни подавать своим детям, если хотят наставлять их в добродетели. Иначе не в чем не преуспеют. Ибо дети больше смотрят на жизнь родителей и отражают её в своих юных душах, чем слушают их слова. Слово всякого наставника, соединённое с жизнью, - достойное и сильное наставление: тем более наставление родителей».
Безусловно, одной, например, матери, воспитывать сыновей труднее. Когда они подрастают, они уже перестают её бояться и слушаться. И она уже не может их наказывать за какие-то недостойные поступки. Некоторые не наказывают своих детей, просто имея слепую любовь к ним, как бы жалеют их. И эта жалость впоследствии выходит им «боком». «Господь кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12, 6) - сказано в Писании. Поэтому и родители должны подражать Господу и детей своих и любить, и когда это необходимо в целях воспитания, наказывать.
У нас в семье у матери было 6 детей, естественно, нас мать тоже наказывала, когда мы не выполняли её поручения, например, полить огороды, мы «забывали» это сделать, проиграв где-нибудь на улице со сверстниками. Но наказание приучало нас к трудолюбию. Мать приучала нас говорить правду, и если мы лгали, то тоже за это получали по полной программе, что было нам положено по возрасту. Если что-то брали у соседей без спросу, то такое воровство сразу пресекалось.
Святой апостол Павел учит: «Дети, будьте послушны родителям вашим во всем» (Кол. 3,20). Толкуя это место, Святитель Тихон Задонский говорит: «Послушание же это тогда нужно, когда родители учат детей тому, что согласно слову Божию, а не противоречит ему. Потому и святой апостол наказывает детям слушать родителей своих о Господе, то есть слушать в том, что угодно Господу: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе» (Еф. 6, 1). Если же они повелевают противное слову Божию, того ни в коем случае нельзя слушать, поскольку несравненно более должно быть почитаемо Божие повеление, чем родительское. Об этом Христос, Сын Божий, учил в святом Евангелии: «Кто любит отца или мать более нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 16, 27). В Библии Бог определил и наказал за не почитание родителей. Во-первых – это проклятие: «Пропят злословящий отца своего или матерь свою» (Втор. 27,16), а так же – смерть: «Кто будет злословить отца своего или мать свою, тот да будет предан смерти (Лев. 20,9).
Так учит нас, дорогие братья и сестры, Священное Писание и святые отцы, как мы должны жить в браке, стараться избегать необоснованных разводов и ответственно относиться к воспитанию детей. А дети - слушаться родителей, повиноваться им в Господе и заботиться о них в старости. Аминь.

О скорбях и смирении

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Нет такого человека на земле, у которого бы не было скорбей. Для одних скорби отягащают земную жизнь, для других - это вожделенное состояние, благодаря которым человеку уготовляется венец. Поэтому одни ропщут и унывают, другие наоборот терпят все с радостью и принимают всё с духовным весельем и радовонием. Последние знают, что без воли Божией ничего в жизни человека не происходит, и что Господь попускает, то полезно человеку.
Святые отцы через многие опыты вывели закономерность явление скорбей и печалей. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Кто наслаждается в юности своей, тот делается рабом страстей в старости и воздыхает в последние дни свои. Как невозможно, чтобы в одном теле были здравие и болезнь, и одно не уничтожалось другим, так невозможно, чтобы в одном доме было изобилие денег и любовь, и одно из них не уничтожало другого. Как стекло не может остаться целым при столкновении с камнем, так и святой, когда бывает, остаётся и беседует с женою, не может прибыть в чистоте своей и не оскверниться. Как предаваемые в руки судей для наказания за злодеяния, если они, как скоро приближаются к пыткам, смиряются и немедленно сознаются в неправде своей, наказание уменьшается, и вскоре по малых скорбях освобождаются они».
Нечто подобное бывает и с нами. Господь, видя всю нашу жизнь, видит все наши прегрешения, когда бы мы их не совершали, и предает нас под жезл искушений, с одной только целью, чтобы мы, через малые страдания, избегли тамошних вечных нападений. Но это будет только в том случае, если мы смиряемся, если с повинной придем к Богу, вспомним свои неправды, исповедуем их перед праведным Судией. А если ожесточимся в своих скорбях и будем обвинять в наших бедах людей, бесов, и даже самого Господа, и говорить Ему: «за что это так я страдаю?» – мы не только не получим прощения, облегчения, но еще больше увеличим скорби, пока наконец не почувствуем своих беззаконий, а без этого ведь нельзя исправлять свою греховную жизнь. Не случайно ведь неверующие говорят, что у них нет грехов, почувствовать свой грех – это ведь тоже дар Божий. Часто по своему неразумию мы не понимаем значений искушений, а Бог все ждет, когда мы смиримся, чтобы через сердечное наше исповедание простить нам грехи и облегчить нашу жизнь.
Преподобный Исаак Сирин замечает: «Как иной человек, принеся великий дар царю, награждается от него ласковым взором, так и тому, кто имеет в молитве своей слезы, великий Царь веков, Бог, прощает всякую меру грехопадений и награждает его благоволительным взором. Как человек, который пьет вино в день плача, упившись, забывает всякую печаль о своем трудном положении, так и упоенный любовью Божией – во всем мире, который дом плача, забывает все свои труды и печали и по причине своего упоения делается нечувствительным ко всем греховным страстям. Сердце его подкрепляется надеждой на Бога; душа его легка, как пернатая птица; ум его ежечасно возносится от земли, превыше всего человеческого, парит приснопоучениям помыслов своих и наслаждается среди бессмертных у Всевышнего».
Смирение это великая сила, хотя у нерелигиозных людей эта добродетель не в почете. Слово Божие нас учит, что только на смирение и взирает Господь.
Настоящее смирение было у Господа, Божией Матери, у святых. Бывают люди по природе застенчивые, скромные, малоразговорчивые, кроткие – но это еще не значит, что они имеют благодать смиренномудрия. Смиренномудрым бывает тот человек, который имея множество достоинств, не гордится, понимая, что все, что он имеет – это не более чем прах.
Преподобный Исаак Сирин говорит: «Да не осмелится человек помыслить в душе своей, что сам собою пришел он в меру смиренномудрия. Это есть сила, которую прияли блаженные апостолы в виде огня. Для нее то заповедовал им Спаситель от Иерусалима не отлучаться, пока не примут силы Свыше (Деян. 1.4.). Иерусалим сей, есть добродетель, сила – смирение, а сила свыше – Утешитель, то есть Дух утешения. Сие-то и значит сказание о нем в Божественном Писании, что тайны открываются смиренномудрым».
По крайней мере, дорогие братья и сестры, будем стараться через познание своей немощи, смирять себя. Какой смысл нам роптать на Бога и на людей, что от этого мы имеем. Мы должны помнить, что Господь терпит всякие немощи человеческие, но откройте Библию и вы увидите, что Господь не терпит человека всегда ропщущего и не оставляет его без вразумления.
Мы знаем множество примеров, когда уста всегда и за все Бога благодарящие, принимают от Бога одни благословения. У святых отцов подмечено, что благодати всегда предшествует смирение, а наказанию предшествует самомнение. Преподобный Исаак Сирин пишет: «Гордящемуся попускается впадать в хулу, и превозносящемуся добротою дел впадать в блуд. Человек, далекий от всякого памятования о Боге, носит в сердце своем тревожную лукавою памятью мысль против ближнего. Кто, при памятовании о Боге, чтит всякого человека, тот, по мановению Божию, в тайне, обретает себе помощь у всякого человека. Кто обвиняет брата своего в пороке его, тот обвинителя себе обретает в Боге. Кто исправляет брата своего в клети своей, тот исцеляет собственный свой порок; а кто обвиняет кого-либо перед собранием, тот увеличивает болезненность собственных своих язв. Кто в тайне врачует брата своего, тот явною делает силу любви своей; а кто срамит его перед глазами друзей его, тот показывает в себе силу зависти. Друг обличающий тайно – мудрый врач, а врачующий перед глазами многих – в действительности есть ругатель. Кто делает вразумление с целью сделать здравым, тот вразумляет с любовью; а кто домогается мщения, в том нет любви».
Вот причина наших конфликтов и скорбей, одни впадают в грех, а другие, сами такие же грешные, становятся «врачами» и вместо действительного лечения, усугубляют эти болезни, которыми страдает все человечество.
Если уж нам хочется кого-то наставить на добро, то вначале надо его почтить словом любви, так как хорошо известно, что ничто не преклоняет так человека на стыд и не заставляет бросить свой порок, как честь, оказанная от ближнего.
Не будем бояться скорбей, если и потерпим какой ущерб, будем помнить, что смерть у нас вообще все отнимет, что мы имеем. А смерти можно не бояться только в том случае, если наша земная жизнь будет направлена по дороге, протоптанной страдальческими стопами святых. Аминь.


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS