Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Июнь 2019

Проповеди митрополита Варсонофия. О страстях и искушениях.

20.06.19

Преподобный Исаак Сирин учит: «Ангелы и Архангелы, сии вельможи Царя, во время молитвы твоей, взирают на тебя, с каким прошением обращаешься к Владыке их; и изумляются и радуются, когда видят, что ты, земной, оставил плоть свою и просишь небесного; и, напротив того, огорчаются, смотря на того, кто оставил небесное и просит своего гноя». 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
До самой смерти человека обуревают и мучают страсти. С одной стороны Бог вложил их в природу человека, чтобы тот все время возрождался. Но человек исказил свою природу, стал грешить и душой и телом и поэтому, пока он живет, не может не иметь помыслов греховных и брани.
Святые боролись со страстями и побеждали их добродетелями и не уступали им победы над собой. Чистота ума и чистота сердечная достигались многими скорбями. По словам преподобного Исаака Сирина, всякая чистота, приобретенная скоро, в короткое время и малым трудом, скоро теряется и оскверняется. Чистота же, достигнутая многими скорбями и приобретенная продолжительным временем, ничего не страшится, ибо её укрепляет Бог.
Из состояния чистоты человек, да и весь мир, выпадают по нерадению о своем спасении. Без страха Божия, наверное, ни один человек не сможет жить по воле Божией, быть послушным Богу. По любви к Богу человек становится добродетельным и имеет дерзновение обращаться в молитвах со своими прошениями к Богу. Святые угодники, подвижники, чтобы не оскорблять Бога, старались думать не о земном, а о горнем, потому и их молитвенные воздыхания всегда были о самом важном, о том, что необходимо человеку для вечности. У духовных людей почитается за неразумного такой, кто в молитвах своих у Бога просит только земных благ. Преподобный Исаак Сирин учит: «Ангелы и Архангелы, сии вельможи Царя, во время молитвы твоей, взирают на тебя, с каким прошением обращаешься к Владыке их; и изумляются и радуются, когда видят, что ты, земной, оставил плоть свою и просишь небесного; и, напротив того, огорчаются, смотря на того, кто оставил небесное и просит своего гноя».
Святые отцы советуют не просить у Бога того, что Он Сам без прошения подаст нам, не только верующим в Него, но всем людям земли, то, что обычно люди ищут для своего тела. Нам же Господь повелел не заботиться о еде и о питье больше чем о Царстве Небесном, ибо Он Сам Отец наш Небесный знает в чем мы нуждаемся. Если уж Он печется о птицах и всякой твари, то неужели промыслительно Он нам не подаст всего необходимого?
Говорят неверующие, что нет чудес на свете, но Господь проявляет Свою промыслительную деятельность в нашем мире постоянно. Как известно, бывает перелет птиц с юга на север и наоборот. Так вот, по окончании лета с северной части земли птицы, а их миллион, устремляются на юг, этот перелет бывает по несколько тысяч километров. Где-то в конце сентября соколы в северной части Африки начинают выводить птенцов, для того чтобы они могли в течение месяца вырасти, им нужно съедать в день по три птицы. Где сокол среди голых скал возьмет этих птиц? В обычное время года их нет, но вот приходит сентябрь – октябрь, и миллионы птиц пролетают над этими местами, и соколы успевают за это время вырастить своих детей. Пролетая где-то половину пути, птицы, теряют свой вес наполовину, им надо где-то подкрепиться, и в это время рыбы так много бывает на морском берегу, что всем птицам достается и они, подкрепившись, устремляются дальше на юг – где ждут их морские отливы и множество корма.
Итак, из года в год, из века в век, Господь промышляет об этих тварях. Неужели в очах Божиих человек менее птицы? Конечно нет, потому призывает нас Господь искать прежде всего Царства Божия и правды Его. Если Господь к нашей молитве бывает медлителен с ответом, мы не должны печалиться и огорчаться. Значит, мы еще не выросли в ту меру, чтобы принять прошлое. Да и все что легко нам достается, быстро утрачиваем, нежели то, что приобретаем мы большим трудом.
Некоторые говорят, как только я стал больше обращать внимание к религиозным вопросам, у меня начались большие искушения и на работе, и дома. Что все это значит? Да, путь Господень не прост.
Часто нам искушения попускаются из-за нашего самомнения, высокоумия, гордости и прочих худых дел, но мы должны знать, что «в не искушения не усматривается Промысел Божий, не возможно приобрести дерзновение перед Богом, невозможно научиться премудрости Духа». Священное Писание приводит нам в пример мужей, которые с помощью Божией выдержали искушения. Иосиф в Египте показал образец целомудрия, Даниил во рве львином и три отрока в пещере огненной отвергли нечестие. Бог попускает искушение и в нужный момент помогает. Он избавил Иеремию изо рва львинного и даровал ему милость в стане Халдейском. Он спасал апостолов Петра и Павла. Он укреплял сонмы мучеников во всех страданиях, когда они стояли на судах перед мучителями.
И мы призываемся быть мужественными, мудрыми. Пусть всегда перед нашими глазами будут живые образы святых пророков и апостолов, мучеников и преподобных и всех праведных людей, которые при искушениях, не сравнимых с нашими, устояли в правде и за это попали в книгу жизни.
Нам надо изучать творения святых отцов, читать назидательные их жития. Чего только стоит прочитать житие преподобной Марии Египетской! Если в нашей памяти постоянно будет Господь, и мы будем ходить в страхе Божием, если мы будем постоянно размышлять о духовных вещах, наша жизнь приобретет правильный строй. Конечно, каждой душе посылаются свои скорби, но что бы стать достойным Царства Божия, надо выдержать искушения даже от самых близких людей. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Если случится с тобой огорчение, то потерпеть его не зло, тяжело и опасно оставаться в огорчении. Если в отсутствие твое, брат, злословил тебя кто-нибудь, и другой, пришедший, объявил тебе, что такой-то брат злословил тебя, то, как мудрый, разбери, чье это наваждение и не огорчайся на брата своего. А известившему тебя скажи так: «Хотя оскорбил он меня, но он мне брат, да я и сам заслужил оскорбление, впрочем, оскорбил он не сам по себе, но устроил сие враг, чтобы посеять вражду между нами. Господь же да разорит умыслы лукавого, а брата да помилует, и нас да не оставит».
Богомудрые святые отцы учат, что огонь не гасится огнем, и бес раздражительности врачуется любовью, степенностью и великодушием. И особенно мы должны помнить, что если нам приходится терпеть за Христа – это великое дело, за это надо Бога благодарить, потому что так мы страдаем за свое спасение.
Все, хотящие благоугодить Богу, должны мужественно переносить все, что встретится на пути: болезни ли, страдания, поношения, обиды. Одним словом должны взять крест свой и распять на нем все свои страсти и похоти, лучше здесь потерпеть геенские скорби, нежели терпеть там, где участь нерадивых, ленивых, погибших для вечности людей.
Пусть Сам Господь укрепит нас и даст нам разумение к познанию воли Его и ревностному исполнению Его заповедей и повелений. Аминь.

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS