Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Январь 2016

Аскетические опыты. Преподобный Антоний Великий. Из «Достопамятных сказаний».

28.01.16 | Автор: художник Борис КУНИН
Вот закон, неизменный от Адама до настоящего дня: если человек познает зло, приобщаясь к нему, он тут же принимает его в себя, соединяется с ним и им побеждается.
И сейчас тот же соблазн исходит от мира: «Все надо попробовать, все надо испытать… Как же ты проживешь, не зная того и другого…» Зло, которое творится вокруг, нам все время рекламируют и преподносят, как соблазнительное блюдо, которое мы обязательно должны съесть. И человек опять вкушает запретный плод, пренебрегая первой заповедью, данной ему Богом: Не вкушай, смертью умрешь (Быт. 2, 17).

прот. Алексий Уминский
Сыны мира признают рассеянность невинною, а святые отцы признают ее началом всех зол.
Человек, преданный рассеянности, имеет о всех предметах, и самых важных, очень легкое, самое поверхностное понятие.
Рассеянный обыкновенно непостоянен: его сердечные ощущения лишены глубины и силы, а потому они непрочны и маловременны.
Как мотылек порхает с цветка на цветок: так и рассеянный человек переходит от одного земного удовольствия к другому, от одного суетного попечения к другому.
Рассеянный чужд любви к ближнему: равнодушно смотрит он на бедствие человеков, и легко возлагает на них бремена неудобоносимые.
Скорби сильно действуют на рассеянного, именно потому, что он не ожидает их. Он ожидает одних радостей.
Если скорбь сильна, но скоропреходяща, то рассеянный скоро забывает ее в шуме развлечений. Долговременная скорбь сокрушает его.
Рассеянность сама карает преданного ей: временем все прискучивает ему, - и он, как нестяжавший никаких основательных познаний и впечатлений, предается томительному, бесконечному унынию.
Рассеянность, столько вредная вообще, в особенности вредна в деле Божиеи, в деле спасения, требующем бдительности и внимания постоянных, напряженных.
«Бдите и молитеся, да не внидете в напасть», - говорит Спаситель ученикам Своим. «Всем глаголю: бдите», - возвестил Он всему христианству: следовательно, и современному нам.
Ведущий жизнь рассеянную прямо противоречит заповедям Господа Иисуса Христа жизнью своею.
Все святые тщательно избегали рассеянности. Непрестанно, или, по крайней мере, по возможности часто они сосредоточивались в себе, внимая движениям ума и сердца, и направляя их по завещанию Евангелия.
Навык внимать себе предохраняет от рассеянности и среди окружающего со всех сторон, шумящего развлечения. Внимательный пребывает в уединении, сам с собою, посреди многолюдства.
Изведав опытом пользу внимания и вред рассеянности, некоторый великий отец сказал: «Без усиленной бдительности над собою невозможно успеть ни в одной добродетели».
Безрассудно - провесть краткую земную жизнь, данную нам для приготовления к вечности, в одних земных занятиях, в удовлетворении мелочным, бесчисленным, неудовлетворимым прихотям и пожеланиям, ветренно перебегая от одного чувственного удовольствия к другому, забывая или воспоминая редко и поверхностно о неминуемой, величественной, и вместе грозной, вечности.
Дела Божии - это очевидно - должны быть изучаемы и рассматриваемы с величайшим благоговением и вниманием; иначе ни рассмотреть, ни познать их человек не может.
Великое дело Божие - сотворение человека, и потом, по падении его, обновление искуплением - должно быть подробно известным каждому христианину; без этого познания он не может знать и исполнять обязанностей христианина. Познание великого дела Божия не может быть приобретено при рассеянности!
Заповеди Христовы даны не только внешнему человеку, но, наиболее, внутреннему: они объемлют все помышления и чувствования человека, все тончайшие движения его. Соблюдать эти заповеди невозможно без постоянной бдительности и глубокого внимания. Бдительность и внимание невозможны при жизни рассеянной.
Грех и орудующий грехом диавол тонко вкрадываются в ум и сердце. Человек должен быть непрестанно на страже против невидимых врагов своих. Как он будет на этой страже, когда он предан рассеянности?
Рассеянный подобен дому без дверей и затворов: никакое сокровище не может быть сохранено в таком доме; он отверст для татей, разбойников и блудниц.
Рассеянная жизнь, наполненная житейскими попечениями, доставляет человеку дебелость, наравне с многоядением и многопитанием. Такой человек прилеплен к земле, занят одним временным и суетным; служение Богу делается для рассеянного предметом посторонним; самая мысль об этом служении для него дика, полна мрака, невыносимо тягостна.
Внимательная жизнь ослабляет действие на человека телесных чувств, - изощряет, укрепляет, образует действие чувств душевных. Рассеянность, напротив того, усыпляет действие душевных чувств: она питается непрерывным действием чувств телесных.
Тщетно рассеянные приписывают невинность жизни рассеянной! Этим они обличают злокачественность недуга, их объемлющего. Их недуг так велик, так притупляет чувства души, что душа, болезнующая им, даже не ощущает своего бедственного состояния.
Желающие научиться вниманию, должны воспретить себе все пустые занятая.
Исполнение обязанностей частных и общественных не входит в состав рассеянности: рассеянность всегда соединена с праздностью, или с такими пустыми занятиями, которые безошибочно могут быть причислены к праздности.
Занятие полезное, в особенности занятие служебное, сопряженное с ответственностью, не препятствует к сохранению внимания к себе, - оно руководствует к такому вниманию. Тем более руководствуют ко вниманию монастырские послушания, когда они исполняются должным образом. Деятельность - необходимый путь к бдительности над собою, и этот путь предписывается святыми отцами для всех, которые хотят научиться вниманию себе.
Внимание себе в глубоком уединении приносит драгоценные духовные плоды; но к нему способны только мужи зрелого духовного возраста, преуспевшие в подвиге благочестия, сперва научившиеся вниманию к деятельной жизни.
При деятельной жизни люди помогают человеку стяжать внимание, напоминая ему нарушения внимания. Подчиненность есть лучшее средство приучиться ко вниманию: никто столько не научит человека внимать себе, как его строгий и благоразумный начальник.
При служебных твоих занятиях, посреди людей, не позволяй себе убивать время в пустословии и глупых шутках; при кабинетных занятиях, воспрети себе мечтательность: скоро изострится твоя совесть, начнет указывать тебе на всякое уклонение в рассеянность, как на нарушение евангельского Закона, даже как на нарушение благоразумия. Аминь 
 
Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты, т. 1. 

Преподобный Антоний Великий

По его молитвам излечиваются многие болезни, особенно проказа и беснование
Прп. Антоний — основатель отшельнического иночества — был родом из Египта. Продав все свое имущество и раздав деньги нищим, Антоний прожил в полном уединении в постах, молитвах и борьбе с бесами двадцать лет. Несмотря на стремление Антония к пустынножительству, Богу было угодно прославить сей светильник веры и благочестия на весь мир. Не учившись грамоте, был удивительно мудр и рассудителен и всегда выходил победителем в спорах с языческими философами. По своим подвигам стяжал от Господа дар исцелений, изгоняя лукавых духов и врачуя разные болезни.
Однажды, когда он пребывал в уединении и, затворившись в своей келье, никого не принимал, пришел к нему с бесноватой дочерью военачальник Мартиниан. Он стал стучаться и умолять преподобного выйти вон помолиться и помочь его страждущей дочери. Антоний, не отпирая дверей, выглянул сверху и сказал: «Зачем ты обращаешься к моей помощи? Я смертен, как и ты, однако мы оба немощны по природе. Если веруешь во Христа, Которому я служу, то ступай, помолись по своей вере Богу, и дочь твоя выздоровеет». Мартиниан уверовал, призвал имя Христово и пошел домой с тотчас же исцелившейся дочерью.

Из «Достопамятных сказаний»

Авва Сисой рассказывал: «Когда я был в Скиту с Макарием, пошло нас семеро с ним жать. И вот, одна вдова позади нас собирала колосья и непрестанно плакала. Старец подозвал владельца поля, спросил его: "Что сделалось со старухою, что она непрестанно плачет?". Он отвечал: "Муж ее взял у кого-то поклажу и нечаянно помер, не сказав, где положил оную. Хозяин поклажи хочет взять в рабство ее и детей". Старец говорит ему: "Скажи ей, чтобы она пришла к нам, когда мы будем отдыхать во время жары". Когда женщина пришла, старец сказал ей: "О чем ты все время плачешь?". Она отвечала: "Муж мой взял у одного человека поклажу и умер, а при смерти не сказал, где положил ее". Старец сказал ей: "Пойди, укажи мне, где ты его похоронила". И, взяв с собою братию, он пошел с ней. Когда же пришли на то место, старец сказал ей: "Ступай домой". Помолившись вместе с братией, старец воззвал к мертвому: "Такой-то! Где положил ты чужую поклажу?". Мертвый в ответ сказал: "Она спрятана в доме моем, в ногах постели". Старец говорит ему: "Спи опять до дня воскресения!". Видя это, братия от страха пали к ногам старца, а он сказал им: "Не ради меня сие, ибо я ничто. Бог сделал сие дело для вдовицы и сирот ее. А главное в том, что Бог хочет, чтобы душа не грешила, и о чем она ни попросит, получает". Потом он пошел к вдовице и сказал ей, где лежит поклажа, а она, взяв ее, отдала хозяину ее и освободила детей своих. Все слышавшие о сем прославили Бога».
Авва Аио просил авву Макария дать ему какое-либо наставление. Авва Макарий сказал ему: «Бегай людей, сиди в келлии своей, оплакивай свои грехи, не люби речей людских — и спасешься».
Авва Иоанн говорил: «Кто из животных столько силен, как лев? Но из-за чрева своего и он попадает в сети, и тогда все могущество его смиряется». 


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS