Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Январь 2016

Из «Достопамятных сказаний». О мытаре и фарисее. Как высока участь твоя, христианин! Лечиться не грех.

23.01.16 | Автор: фото: Костыгов Ю.П.
Если здесь, при всей внешней прискорбности, жизнь эта доставляет такое успокоение и такую блаженную сладость, то там все это будет в неизреченно высшей степени. Ничто не может поколебать меня в этой надежде. Бог, давший мне вкусить эту сладость здесь, ужели лишит меня таковой там?

свт. Феофан Затворник

Из «Достопамятных сказаний»

Некоторые братия пошли к авве Антонию рассказать ему о видениях, которые им были, и узнать от него, истинные ли то были видения или от демонов. С ними был осел, но он умер по дороге. Как скоро братия пришли к старцу, он, предваряя их, сказал: «Отчего у вас осел умер по дороге?». Братия спросили его: «Откуда ты знаешь, авва?». Старец отвечал им: «Демоны показали мне». Тогда братия и говорят ему: «Мы об этом и пришли спросить тебя. Нам бывают видения и часто сбываются; как бы нам не впасть в искушение». Старец примером осла показал, что их видения были от демонов.
Однажды авва Антоний получил от императора Констанция письменное приглашение, чтобы он пришел в Константинополь. Антоний рассуждал, что ему делать. Потом говорит авве Павлу, ученику своему: «Должно ли мне идти?». Сей отвечал ему: «Если пойдешь — будешь Антоний, а если не пойдешь — будешь авва Антоний».
Авва Антоний пришел однажды к авве Амону на гору Нитрийскую, и, когда они увиделись друг с другом, авва Амон говорит: «Молитвами твоими умножилась братия, и некоторые из них желают построить себе келлии в отдалении, чтобы пребывать в безмолвии — на каком расстоянии отселе велишь построить келлии?». Авва Антоний отвечал: «Вкусим пищи в час девятый и пойдем походим по пустыне и посмотрим место». Они шли по пустыне до самого захода солнца. Тогда авва Антоний говорит: «Сотворим молитву и поставим здесь крест, чтобы здесь строили желающие строить. Тамошние, ежели захотят посетить здешних, пусть приходят сюда, съевши свой малый кусок в девятый час, а здешние пусть то же делают, отходя туда, и они не будут развлекаться при взаимном посещении». Расстояние же было на двенадцать верст.
Он же говорил: «Покорность с воздержанием покоряет зверей».
Также говорил: «Я знаю монахов, которые после многих трудов подверглись безумию, потому что понадеялись на свои дела и презрели заповедь Того, Кто сказал: вопроси отца своего, и возвестит тебе»
Уроки молитвы от святителя Феофана, Затворника Вышенского
Беспокоит душу вашу поспешное совершение молитвословий? И праведно. Зачем врага слушаете? Это враг гонит вас: скорей, поскорей... От этого вы и никакого плода от молитвы не ощущаете. Но положите себе законом не спешить, но так произносить молитвы, чтобы ни одно слово не произносилось без осознания смысла и, по возможности, чувства. Наложите на себя труд сей с решительностью главнокомандующего, чтобы отнюдь никакого не порождалось возражения против сего. Враг внушает: «То надо и другое надо». А вы ответьте: «Без тебя знаю, поди прочь»... Посмотрите, как пойдет молитва. А то у вас молитвословие только есть, а молитвы нет. Питает же душу одна молитва. Вот вы себя и чувствуете неудовлетворенной. По часам сличите, сколько времени пройдет, если не станете спешить,— и увидите, что несколько минут. А ущерб от поспешности какой!
В сердце старайтесь быть вниманием, и больше нигде. Что ум после нескольких молитв убегает из сердца и от памяти Божией отстает — это от слабости внимания и равнодушия к молитве. Не дорожит душа молитвой и спешит отделаться от нее поскорее, бормоча ее кое-как. Взыщи страх Божий и с ним приступай к молитве и молись, внимание держа на смысле слов молитвенных. Для того коротенькие молитовки и молитва Иисусова употребляются, чтобы привить сердцу чувство к Богу и тем приковать внимание. Но если будем небрежно относиться к молитве, то никогда не преуспеем в ней.
Помни также, что молитва одна не бывает в совершенстве, а вместе со всеми добродетелями. По мере усовершения добродетелей совершенствуется и молитва. Главнейшие суть страх Божий, целомудрие, смирение, сокрушение, плоти умерщвление, терпение, любовь... Когда они будут, явятся и другие все, а с ними и молитва.
Количество ли молитв и поклонов себе определить или о внимании более заботиться? Без внимания молитва не молитва. Следовательно, это главное..

О мытаре и фарисее

Фарисей и мытарь вместе пришли в храм помолиться, но вынесли из храма неодинаковый плод молитвы. Мытарь пошел в свой дом более оправданным Богом, чем фарисей. Чем же заслужил оправдание великий грешник, сборщик податей, мытарь? Своим великим смирением и глубоким осознанием своей греховности (почему и не счел себя достойным подойти ближе к святому месту), своим благоговейным вниманием к молитве, так что не смел даже поднять глаз на небо, но весь погрузился в себя, чтобы припомнить все худое, что он сделал или помыслил. Он заслужил оправдание своим сокрушением о грехах — он ударял себя в грудь от сильного волнения, печали и скорби, как тяжело оскорбивший благость и величие Божий. Кроме своей души, своей греховной жизни, он не видел ничего. И Господь услышал его.
Фарисей же не находил причин к покаянию и ощущению сердечного сокрушения. Напротив, он даже был доволен собой. Он знал за собой пост, подаяние милостыни, но не видел тех пороков, которые видел в других и в которых осуждал других. Он перечисляет явные согрешения, которые видимы всеми, но о душевных страстях — гордости, лукавстве, ненависти, зависти, лицемерии — не говорит ни слова. А они-то и составляют фарисея! Они-то и омрачают, убивают душу и делают ее неспособной к покаянию. Они-то и уничтожают любовь к ближнему и рождают исполненный холода, гордыни и ненависти соблазн!
Тщеславный фарисей думает благодарить Бога за свои добрые дела, но Господь отвращается от него и произносит против него строгий приговор: всякий возвышающий сам себя унижен будет (Лк. 14, 11). Когда фарисейство усилится и созреет, овладеет душой, то плоды его будут ужасны. Нет беззакония, перед которым оно бы содрогнулось, на которое бы не решилось... Фарисейство — страшный яд, ужасный душевный недуг. Вот почему Господь в Своем Евангелии изрек нам много заповедей, которыми уничтожаются самые начала, на которых зиждется фарисейство. 

Архимандрит Илия (Рейзмир) 

Как высока участь твоя, христианин!

Христианин! Никогда Бог не являл Себя на земле в таком обильном свете, в таких высоких образах, как Он явился тебе во Христе. Христианство есть полное от-кровение божества - столько полно, сколько может оно быть полным на земле; оно есть самое духовное, самое чистое откровение божества, сколько может быть духовным откровение, назначаемое для сынов земли. Было время, когда Бог беседовал с людьми, как с детьми. Во Христе Он открыл то, что надлежало открыть для мужей. Для людей-детей Он являлся и являл истину Свою в осязаемо-чувственных образах, открывал истины первоначальные на языке понятном для воображения и чувства. Как обилен, и как чист Божий свет, пролитый на тебя, христианин! Представь себе, что ты живешь язычником; представь все, что ты мог думать, что ты мог делать, оставаясь с языческими мыслями, с языческою душою. Ты ужаснуться должен тех грубых суеверий, тех отвратительных пороков, которые обременяли бы тебя, как язычника. Оставаясь иудеем, ты вздыхал бы под немощными и слабыми стихиями мира, под обрядами вещественными. Высокая, духовная истина явилась для тебя в Иисусе, в своем духовном виде. Как высока участь твоя, устроенная во Христе! К несчастию, порча растлила и умы и сердца наши - и мы слишком мало чувствуем достоинство богоявления христианского. Чем заняты мысли, чем заняты сердца большей части из нас? О чем думают с услаждением? Чем восхищаются люди? Истина ли Христова, самая высокая, самая чистая, истина Божия наполняет собою души? О, нет! У людей часто изливаются сердца в веселии и радости, в восторгах самых сладких, но только не свет Христов услаждает их. Земным, часто ничтожным, часто вредным заняты их мысли и сердца: любят тьму, паче света. То что дано знать человеку для жизни земной, дознают со всею ревностью: а то, что открыто для жизни вечной, признают за ненужное, или за излишнее; науку жить на земле для земли делят на отрасли, разбирают по частям, пересматривают простым и искусственным оком, стараются заметить все стороны с отчетливою точностию; а лучшую науку - науку жить для неба - оставляют в стороне или занимаются ею, но довольно холодно. Заботы о земле подавили деятельность христианина - того самого христианина, который должен жить преимущественно для одного неба, которого Отец небесный столько благоволил и благоволит искать для себя одного, хочет исполнить собою одним, в котором - хочет открыть славу Свою. 

Архиепископ Филарет (Гумилевский) 

Лечиться не грех

Святой мученик Кодрат, память которого отмечается ныне, новорожденным младенцем был найден в пустыне близ г. Коринфа. Тут родила его Руфина, жена коринфского гражданина, которая скрывалась в пустыне во время гонения на христиан в III веке, и умерла. Когда при явной помощи Божественного Промысла вырос Кодрат, то научился врачеванию болезней; но по любви к уединению удалился в горы, где подвизался в посте и молитве. По временам все-таки посещал город для врачевания болезней, ибо, живя в пустыне, изучил много целебных трав и растений, и движимый любовью к ближним, делился своими познаниями, пособляя бедным. Когда воздвиг гонение на христиан Декий, то Иасон, царский чиновник, прибывший в Коринф, призвал к себе Кодрата с его друзьями и требовал, чтобы они отреклись от Христа. Когда же они отказались, то приказал их повесить головами вниз, бить, строгать тело и жечь, наконец — отсечь им головы. На месте казни, где земля обагрилась кровью мучеников, вдруг явился источник чистой воды.
Из краткой жизни этого св. мученика вы видели, братия, что он, находясь долго в пустыне и узнав целебные средства многих растений, оказывал, при помощи Божией, врачебную помощь людям. Это учит нас той истине, что лечиться не грех, вопреки предрассудку некоторых, которые считают лечение от болезней грехом.
* * *
Сколь многих болезнь убеждает презирать славу, честь, богатство, сладость мира сего, — из тех, кто, будучи здоровыми, всем этим утешались, — и искать Царствия Божия и правды Его; а в здравии они <и> не думали о том! Искушенный знает это. О, противоречие — горько на вкус лекарство, но спасительно! Оно — жезл отеческого Божия наказания, от сна греховного пробуждающий, искоренение плотского пристрастия, возбуждение к духовной жизни, низложение гордости, училище терпения, воспитание смирения, начало духовной мудрости, вожатый к молитве, приведение к Богу, ходатай упования, которое не посрамит! Скорбь бо терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование, упование же не посрамит. 

Святитель Димитрий Ростовский 
* * * 
Должно поставить правилом приучить тело безболезненно переносить всякого рода влияния внешние: от воздуха, воды, перемен температуры, сырости, жара, холода, уязвлений, болей и прочего. Кто приобрел такой навык, тот счастливейший человек, способный на самые трудные дела, во всякое время и во всяком месте. Душа в таком человеке является полностью владычицею тела, не отсрочивает, не изменяет, не оставляет дел, боясь неприятностей телесных; напротив, с некоторым желанием обращается к тому, чем может озлобляться тело. А это очень важно. Главное зло по отношению к телу -телолюбие и жаление тела. Оно отнимает всякую власть у души над телом и делает первую рабою последнего; напротив, не жалеющий тела не будет в своих предприятиях смущаться опасениями со стороны слепого животолюбия. Как счастлив приученный к сему с детства! Сюда относятся медицинские советы касательно купаний, времени и места гуляний, платья; главное - содержать тело не так, чтобы оно принимало одни только приятные впечатления, а напротив, более содержать под впечатлениями обеспокоивающими. Теми разнеживается тело, а этими укрепляется; при тех дитя всего боится, а при этих на всё готово и способно стоять в начатом терпеливо.

...Не должно оставлять на произвол развитие тела дитяти, а надо держать его под строгою дисциплиною с самого начала, чтобы потом придать его в руки воспитываемого уже приспособленным к жизни христианской, а не враждебным ей. Истинно любя детей, родители-христиане не должны жалеть ничего, ни даже своего родительского сердца, чтобы доставить сие благо детям. 

Святитель Феофан Затворник 

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS