Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Январь 2016

Мысли свт. Феофана Затворника. Колесо. Отец христианского монашества - св. Антоний Великий.

30.01.16 | Автор: художник Борис КУНИН
Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.

прп. Антоний Великий

Мысли свт. Феофана Затворника

(Флп.1:27–2:4; Лк.6:17–23)

Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их – видит, что они не представители блага, а только призраки его.
Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, – духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорбность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.

Колесо

Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, только чуть одной точкой касается земли, а остальными непрестанно вверх стремится; а мы, как заляжем на землю, и встать не можем.

Преподобный Амвросий Оптинский

Отец христианского монашества

Св. Антоний Великий

Сегодня, 30 января (17 января по юлианскому календарю) мы чтим память известного египетского (коптского) святого — преподобного Антония, ещё при жизни прозванного Великим. Он почитается не только за свои личные аскетические подвиги, но и как основатель христианского монашества в качестве особого церковного института, многие представители которого впоследствии становились известными богословами и наиболее ревностными защитниками догматов. Вообще же «преподобными» называют всех представителей разряда святых, подвиг которых заключается в их монашеском подвижничестве. В православном богослужении преподобные особо воспоминаются на проскомидии (подготовительной части Божественной Литургии). За них вынимается шестая частица «девятичинной» просфоры.

О юности великого святого известно мало. Он родился около 251 года в христианской семье в селении Кома (Средний Египет). В 20-летнем возрасте, услышав в храме евангельские слова Спасителя об идеале духовного совершенства[1], Антоний буквально их понял и исполнил: раздал свое имущество и стал упражняться в аскетизме под руководством опытного старца. Затем он оставил учителя и начал самостоятельную жизнь в пустыне, недалеко от Красного моря, проведя в полном затворничестве двадцать лет. С 306 года Антоний начал призывать в пустыню учеников, становившихся, как и он, анахоретами, т. е. «отшельниками», «пустынниками»[2]. Но это отшельничество диктовалось совсем не равнодушием к людским нуждам: известно, что во время гонения на христиан имп. Максимина (311 г.) Антоний появлялся в самых опасных местах, утешая и ободряя верующих. Умер он около 356 года 105-летним старцем.

Житие (биографию) святого Антония написал его младший друг и покровитель святой Афанасий, архиепископ Александрийский († 373), знаменитый борец с ересью арианства, тоже прозванный «Великим». Изложенный в нем метод нравственного совершенствования через духовную борьбу с дьявольскими соблазнами и ужасающими видениями разрабатывался затем как в монашеской практике, так и в творчестве художников и писателей. Знаменитый французский писатель Гюстав Флобер посвятил жизни Антония Великого большой роман — «Искушение святого Антония». Он переписывал его три раза и назвал «творением всей своей жизни».

Именем Антония Великого названа также распространенная в Средние Века болезнь — «антонов огонь», для исцеления которой обращались к нему с молитвой. С 1095 года существовал благотворительный католический Орден Антонитов (Антонианцев), слившийся в 1774 году с Мальтийским. 

Ю. Рубан 

Литература

Извеков М. Преподобный Антоний Великий // Христианское Чтение. 1879. Ч. II;
Флоренский П. Антоний романа и Антоний предания // Богословский Вестник. 1907. N 1. С. 119–159;
Флобер Г. Искушение святого Антония. М., 1936 (собр. соч., т. IV).



Примечания

[1] Слова Христа, обращенные к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, ступай, продай всё, что имеешь, и раздай нищим, и будет у тебя сокровище на небесах; а там приходи и следуй за Мною» (Мф.19:21).

[2] Отшельничество — первоначальная («архаичная») форма христианского монашества. Некоторые представители этого образа жизни доводили свое затворничество до крайности и отказывались от всякого общения с людьми (особенно с женщинами), и даже их несчастные матери, приходившие проститься перед смертью, напрасно плакали у замурованных пещер своих непреклонных сыновей. Они также отказывались принимать священный сан, считая служение в храме «светским» (то есть общественным) занятием, несовместимым с идеалами отшельника. Но уже при жизни св. Антония появляется киновийное (общежительное) монашество, вскоре ставшее доминирующей формой жизни христианских монахов Востока и Запада. Первый общежительный монастырь основал (тоже в Египте, в Фиваиде) преподобный Пахомий Великий († ок. 348 г.).
Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS