Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Январь 2016

Невыразимая красота, вкушение и потеря благодати. Малыми шажками — иди. Преподобная Мелания Римляныня. Молиться надобно всегда.

12.01.16 | Источник: фото - Дмитрий Терентьев
Если кто-то устал или расстроен и хочет почитать что-то лёгкое? – Разве нет никакой духовной книги для такого случая? Цель не в том, чтобы человек забыл своё расстройство, а в том, чтобы он от него избавился. Художественная литература избавления не даёт. Ни романы, ни газеты, ни телевизор не помогают в духовной жизни.

прп. Паисий Святогорец

Невыразимая красота, вкушение и потеря благодати


И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел (Быт. 3, 6). Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Жена по обольщении змием подумала сама про себя: "Если дерево и хорошо на вкус, и может так услаждать взор, и есть в нем некоторая невыразимая красота, да и вкушение от него доставит нам высочайшую честь, то почему же нам не вкусить от него?"». Из этой мысли святителя мы видим, что Ева не отдает себе отчета в том, что, вкушая от этого дерева, она бросает вызов Творцу, отрекается от Господа. Она доверяет змею больше, чем Богу. Что же происходит с Евой?
Первая похоть — это похоть чрева: И увидела жена, что дерево хорошо для пищи. Человек страстно желает всем обладать, все иметь вокруг себя или в самом себе. Но раз и навсегда мы должны запомнить, что единственный собственник во Вселенной — это Господь Бог. Все, что мы имеем, мы имеем из Его рук. Нам на земле ничего не принадлежит, мы только пользуемся не принадлежащими нам благами. Существуют три различных юридических понятия: собственник, владелец, распорядитель. Два последних — меньше, чем первое. Человек может быть лишь владельцем и распорядителем имущества по милости или попущению Бога — Творца и Собственника всего тварного мира.
Человек даже по своему физическому устроению не может обладать всем. Некоторые люди собирают себе такие сокровища, такие богатства, что можно подумать, будто они собираются жить не одну, не две, а несколько десятков жизней. Где-то я прочитал, что жена Рокфеллера, когда умирала, попросила принести свое любимое платье и так вцепилась в него руками, что после ее смерти пришлось ножницами вырезать его по кускам. Женщина, имевшая огромное состояние, уносит с собой из этой жизни только маленький кусочек материи! Воистину, человек приходит в этот мир нагим, нагим и уходит. Вот фундаментальная истина — все принадлежит Богу!
Вторая похоть — это похоть очей. Оно приятно для глаз, говорится далее о дереве. Это очень опасная похоть! Взор человека постоянно блуждает то в одном, то в другом направлении. Диавол знает об этом. Сейчас в Москве, да и в других российских городах, мы видим огромное количество рекламных объявлений, рассчитанных именно на эту особенность человека, на эту его похоть. Идя по улице, человек видит на рекламах обнаженные тела, читает разные призывы, например, такие: «Приходи вместе с нами на стадион. Там мы будем молиться, прославлять Бога, и ты уйдешь оттуда совершенно здоровым!». И рядом фотографии счастливых, здоровых молодых людей. Рядом — следующий призыв: «Сегодня ты можешь спастись только у нас!».
Высшее предназначение человека — это его обожение. Сам Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди сказал: будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48). И человек действительно призван к тому, чтобы восходить к полноте подобия Божия: ведь и создан он по образу и подобию своего Творца. Но диавол всегда предлагает нам форсировать этот естественный процесс. Если хотите, диавол — это первый революционер-диссидент, который предлагает с помощью каких-то резких телодвижений, «решительного выбора», скачков добиться именно той цели, к которой человек стремится по своей природе. Человек всю жизнь стремится к тому, чтобы уподобиться Господу, а диавол предлагает ему немедленный результат. Вдумайтесь только, что говорят нам современные сектанты в своих еретических проповедях. (Хотя лучше их совсем не слушать.) Они, например, постоянно говорят так: «Если вы хотите спастись, то можете сделать это немедленно». Спасение даруется в их «церкви» прямо сейчас, сегодня! Если вы испытываете какие-то духовные проблемы, то они тотчас берутся их разрешить. «Ноу проблем» («нет проблем») — это девиз большинства сектантов, главный принцип протестантской религиозной жизни.
В действительности же человек, общаясь с еретиками, теряет свое спасение. Он теряет и свое здоровье: и физическое, и духовное. Но самое страшное — он теряет благодать! 

Протоиерей Олег Стеняев 

Малыми шажками — иди

Ной около 100 лет строил ковчег, предупреждал людей о грядущем гневе Господнем, призывал к покаянию, несмотря на то что люди сбегались со всех сторон и осмеивали его. И дальше, кого ни вспомни, все учат нас вере и чему-то полезному, приучают к целомудрию, послушанию, никогда не оставлять молитвы, как Даниил и 7 отроков. У всех у них можем черпать духовную мудрость, учиться вере.
Нужно и в жизни окружать себя верующими, мудрыми, богоугодными людьми, твердыми в вере: беседовать с людьми о Боге, читать слово Божие. Это великая сила. Вера сама возникает от чтения и слушания слова Божия. Каждая духовная книга дает новое в познании Бога. Прислушивайся к себе — в чем сердечная потребность, жажда, то и читай: акафист, Псалтирь, Евангелие, книгу святого или др. Читай, малыми шажками иди и исправляй себя, чтобы обрести твердость в вере.
Стяжание Духа Святого в вере и истине — это созидание внутреннего счастья. Доброй жизнью стяжай доброе сердце, наполняй его благодатью. Для этого изучай слово Божие в трех направлениях: 1 — Евангелие, 2 — разъяснение его в откровениях святых отцов, подвижников Церкви Православной, 3 — жития святых, их жизнь и служение Богу. Приучи себя: с утра — Евангелие, днем — разъяснения святых отцов, вечером — жития святых. Пусть душа твоя станет благодатной почвой для зерна — слова Божия.
Угождай Богу с разумением. Говорят: есть человек плотский, а есть духовный. В чем разница? Плотский живет, угождая своей плоти, а духовный верует и угождает Богу. По плодам их узнаете их (Мф. 7, 20). Плотский делает и забывает свое зло, но помнит, если ему кто плохое сделал; духовный — прощает. Плотский ворует, духовный от своего отказывается и т.д. Духовный стяжает Духа Святого, укрепляет веру, плотский — приобретает духа злого, через злые дела свои он часто становится жилищем этого духа. Тот же злой дух его и погубляет, если не опомнится тот человек.
Не говорите, не мыслите и не делайте ничего прежде, нежели увидите, что ваши мысль, слово и дело будут согласны со словом Божиим.
Мы должны иметь три сердца: для Бога — чистое, для ближнего — милостивое, для себя — злое. 

Протоиерей Валентин Мордасов 
...

Исповедь есть подвиг и самопринуждение. Не нужно ждать вопросов, надо самому сделать усилие. Говорить надо точно, не затемняя неприглядность греха общими выражениями (например «грешен против 7-й заповеди»).
Очень трудно, исповедуясь, избегнуть соблазна самооправдания, попыток объяснить духовнику «смягчающие обстоятельства», ссылок на третьих лиц, введших нас в грех. Все это признаки самолюбия, отсутствия глубокого покаяния, продолжающегося коснения в грехе.
Исповедь не есть беседа о своих недостатках, сомнениях, не есть осведомление духовника о себе и менее всего «благочестивый обычай». Исповедь — горячее покаяние сердца, жажда очищения, идущая от ощущения святыни, умирание для греха и оживление для святости...
«Замечаю часто в исповедующихся, — пишет о. Александр Ельчанинов, — желание безболезненно для себя пройти через исповедь — или отделываются общими фразами, или говорят о мелочах, умалчивая о том, что действительно должно бы тяготить совесть. Тут есть и ложный стыд перед духовником и вообще нерешительность, как перед каждым важным действием, и особенно — малодушный страх всерьез начать ворошить свою жизнь, полную мелких и привычных слабостей».
«Подходя к исповеди, — учил старец о. Алексий Мечев, — надо все вспомнить и со всех сторон рассмотреть каждый грех, все мелочи приводить на память, так чтобы в сердце все бы перегорело от стыда. Тогда грех наш станет противен, и создастся уверенность, что мы более не вернемся к нему. Вместе с тем надо почувствовать и всю благость Божию: Господь излил за меня кровь, заботится обо мне, любит меня, готов, как мать, принять меня, обнимает меня, утешает, а я грешу и грешу.
И тут же, когда подойдешь к исповеди, то каешься Господу, распятому на кресте, как дитя, когда оно со слезами говорит: «Мама, прости, больше не буду». И тут есть ли кто, нет ли — будет все равно: ведь священник только свидетель, а Господь все грехи наши знает, все мысли видит. Ему нужно только наше сознание себя виновным».
На исповеди о. Алексий не допускал исповедника говорить подробности для грехов плоти и касаться других лиц, их проступков. Виноватым можно было считать у него только себя. Рассказывая о ссорах, можно было говорить только то, что говорил сам (без смягчения и оправданий) и не касаться того, что отвечали тебе.

Молиться надобно всегда

Молитва есть прошение благ, воссылаемое благочестивыми к Богу. Но надобно не в словах одних поставлять молитву, а паче в душевном расположении молитвенном. И молиться надобно всегда, при всяком случае. Сидишь ли за столом — молись; вкушая хлеб, воздай благодарение Даровавшему; подкрепляя немощь тела вином, помни Подавшего тебе дар сей на веселие сердцу и в облегчение недугов. Миновалась ли потребность в снедях — да не прекращается памятование о Благодетеле. Надеваешь хитон — благодари Давшего; облекаешься в одежду — усугубь любовь к Богу, даровавшему нам покровы, пригодные для зимы и лета, охраняющие нашу жизнь и закрывающие наше безобразие. Прошел ли день? Благодари Даровавшего нам солнце для отправления дневных дел и Давшего огонь освещать ночь и служить для прочих житейских потреб. Когда воззришь на небо и устремишь взор на красоту звезд, молись Владыке видимого и поклонись Художнику всяческих Богу, Который вся премудростию сотворил (Пс. 103, 24). Когда увидишь, что вся животная природа объята сном, опять поклонись Тому, Кто посредством сна и против воли нашей опять приводит в бодрость силы. Не попускай, чтобы от сонного бесчувствия сделалась бесполезной половина жизни. Напротив, ночное время да разделится у тебя на сон и на молитву. Таким образом непрестанно будешь молиться, не в словах заключая молитву, но через все течение жизни приближаясь к Богу, чтобы жизнь твоя была непрерывной и непрестанной молитвой.
Для прочего всему есть свое время; по слову Екклесиаста, время всякой вещи (Еккл. 3, 1), но для молитв и псалмопения пригодно всякое время. 

Святитель Василий Великий 


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS