Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Январь 2016

Преподобномученик Исаакий II Оптинский. Память 26 декабря / 8 января

08.01.16
За фразой "у каждого – свой бог" скрывается совсем иное утверждение – "я сам себе бог".
В тяжелом для России 1914 году, через месяц после начала войны, преставился настоятель Оптиной пустыни архимандрит Ксенофонт, управлявший обителью в течение 15 лет. После его кончины на должность настоятеля был избран иеромонах Исаакий.
О. Исаакий поступил в Оптину пустынь в возрасте 19 лет в 1884 году, еще при жизни преподобного Амвросия, и пребывал в ней в течение четырех десятилетий. 7 июня 1898 года он был пострижен в мантию, 20 октября 1902 года рукоположен во иеродиакона, а 24 октября 1902 года — в священнический сан. В 1908 году 72-х лет в обители почил о Господе его отец — схимонах Николай (в миру Николай Родионович Бобриков).
«По своей примерной, истинно монашеской жизни он (Исаакий) был вполне достоин занять столь высокий пост, — повествует духовная дочь последнего Оптинского старца прп. Никона (Беляева). — Очень большого роста, внушительной и благолепной наружности, он был прост, как дитя, и в то же время мудр духовной мудростью. О. Николай, впоследствии о. Никон, всегда тепло вспоминавший совместные труды свои с о. архимандритом Исаакием, однажды, улыбаясь, рассказал своим детям, как на одном совещании, когда решался вопрос, какую сумму денег выделить на пожертвования пострадавшим от войны, о. архимандрит, обращаясь к старшей братии, недоуменно разводя руками, произнес: "Мало — мало, а много — много...". Как любил говорить преподобный Амвросий Оптинский, "где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного". При этом о. Исаакий отличался практической сметливостью и недюжинной физической силой».
Вскоре после начала настоятельской деятельности о. Исаакия в Оптиной пустыни появился юродивый Гаврюша. Появился он зимой, в лохмотьях, босиком, без шапки. В руках у него была щетка, которой он ударил изо всех сил настоятеля и потребовал, чтобы его приняли в обитель и сделали казначеем. «За что же я тебя сделаю казначеем, коли ты дерешься?» — спросил архимандрит Исаакий. «А за то, — отвечал юродивый, — что я метлою от тебя бесенка отогнал, который ссорил тебя с нынешним казначеем». По воспоминаниям протоиерея Сергия Сидорова (расстрелян в 1937 году), «казначей и настоятель, ранее ссорившиеся между собою, с тех пор стали очень дружить», и в монастырь на жительство Гав-рюшу действительно приняли, но он через два дня ушел в Ша-мордино. Там он произвел большой переполох в трапезной, обличив сестер, которые после этого перестали сплетничать.
Незадолго до революции совершил поездку в Оптину пустынь архимандрит Вениамин, будущий митрополит (Федченков, f 1961). Об о. Исаакий ему запомнилось следующее. «Он перед служением Литургии в праздники всегда исповедовался духовнику. Один ученый монах, впоследствии известный митрополит, спросил его, зачем он это делает и в чем ему каяться? Какие у него могут быть грехи? На это отец игумен ответил сравнением: "Вот оставьте этот стол на неделю в комнате с закрытыми окнами и дверью. Потом придите и проведите пальцем по нему. И останется на столе чистая полоса, а на пальце пыль, которую и не замечаешь даже в воздухе. Так и грехи: большие или малые, но накапливаются непрерывно. И от них следует очищаться покаянием и исповедью"».
10/23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь еще держался пять лет под видом сельскохозяйственной артели. Приходящих продолжали принимать два старца — о. Нектарий (Тихонов) и о. Анатолий Младший (Потапов).
Весной 1923 года закрыли и сельхозартель — обитель перешла в ведение Главнауки и как исторический памятник была названа «Музей Оптина пустынь». Архимандрита Исаакия власти отстранили от дел и поручили иеромонаху Никону передачу имущества монастыря музею. О. Никон, помимо богослужения, с благословения о. архимандрита принимал народ, продолжая старческое окормление.
Архимандрит Исаакий и старшая братия, с великой скорбью покинув обитель, поселились на квартирах в Козельске. На некоторое время, пока происходила передача монастырского имущества музею, было разрешено служить в Казанском соборе, и оптинские иноки, переселившиеся в Козельск и ближайшие деревни часто приходили в храм.
6/19 августа 1923 г., на праздник Преображения Господня, в 6 часов утра, вскоре после окончания литургии, которую служили сразу после всенощного бдения, Казанская церковь была опечатана, и храмовые службы в обители прекратились на целых 65 лет.
По праздникам архимандрит принимал участие в служениив в Георгиевском храме Козельска, а из близлежащих деревень приходили поселившиеся там иноки и пели на два клироса. Козельских жителей весьма привлекала монастырская служба, и храм всегда был полон молящихся.
К 1925 году усилилось гонение на Церковь. После появления в 1927 году воззвания к Православной Церкви Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия с призывом молитвенно поминать в церквах всех, «иже во власти суть» (1 Тим. 2, 2), старшая оптинская братия во главе с архимандритом Исаакием, хотя и со скорбью сердечной, благоразумно подчинилась Местоблюстителю как главе Церкви на Земле Русской, — за святое послушание. Старец Нектарий, сосланный в село Холмищи Брянской области, по этому поводу сказал одной своей духовной дочери: «Вот когда евреи были в плену вавилонском и не молились за царя вавилонского, так как он был язычник, им было очень плохо. А когда стали молиться, их положение значительно улучшилось...» А старец Никон на подобный же вопрос ответил: «Обвинять митрополита не следует, так как в отношении догматов Церкви он ни в чем не погрешил. Может быть, некоторым не нравится его политическое, осторожное отношение, — но здесь еще нет вины. Мы не знаем, в каких обстоятельствах он был, когда писал это воззвание».
В 1929 году в Козельске было закрыто семь церквей одновременно, большинство иеромонахов, назначенных на приходы, были отправлены в ссылку. В Козельске с архимандритом Исаакием оставалось лишь несколько престарелых и немощных иноков.
В том же году по всей стране прокатилась новая волна арестов. В августе, на другой или третий день после праздника Преображения Господня, были арестованы и заключены в тюрьму все оптинские иеромонахи вместе с архимандритом Исаакием. В январе 1930 года, после окончания следствия, заключенные были сосланы. О. Исаакий переехал в Белев Тульской области к своим духовным чадам. В Белев к нему продолжали приезжать и духовные чада последних Оптинских старцев.
Сохранилось предание, что однажды блаженный Гаврюша кричал вслед настоятелю: «Вот идет последний оптинский архимандрит! Его расстреляют!». В 1932 году о. Исаакия вновь арестовали. Когда чекисты предложили престарелому архимандриту куда-нибудь уехать, он сказал: «От своего креста не побегу!» Пять лет спустя архимандрит Исаакий сподобился от Господа мученического венца.
Духовным чадам архимандрита Исаакия было известно, что он расстрелян в Туле. Дата мученической кончины старца Исаакия — 8 января 1938 года. Захоронения жертв тульского НКВД находятся в лесу, на 162 км Симферопольского шоссе.
Последний оптинский настоятель преподобный Исаакий Оптинский прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13—16 августа 2000 года.
Собор Пресвятой Богородицы
На второй день Рождества Христова Святая Церковь созывает верных чад своих для благодарственного прославления Пресвятой Девы, послужившей великому таинству воплощения Сына Божия. Поэтому день этот и называется Собором Пресвятой Богородицы.
Кто такой "Раб Божий"?
Раб Божий — это тот, кто старается подчинить свою волю воле Божией. Это является не безволием и не отказом от своей личности, а высшим волевым актом. Бог — наш Отец, но мы должны заслужить право называться чадами Божиими. Человек — образ Божий, но искаженный и испачканный грехами. Поэтому мы должны пройти степени борьбы с грехом. Первая из них — это степень раба; но надо помнить, что Бог — не рабовладелец, а это рабство нужно нам, потому что оно возвращает нас от греха к самим себе, а от себя — к Богу. В этом рабстве — освобождение от рабства греху и демону, поэтому в нем — начало великой свободы. Расскажу вам случай из жизни языческого философа Сократа. В день рождения Сократа его ученики подходили к нему с различными подарками. Среди них был один бедный ученик, который не имел ничего. Он последний подошел к Сократу и сказал: «Я пришел с пустыми руками, но единственное, что могу подарить — это себя самого, возьми меня, как своего раба». На это Сократ ответил: «Твой подарок — самый большой для меня. Я беру тебя, но для того, чтобы, обучив тебя, вернуть тебя тебе самому». Помоги вам Господи.
Как надо молиться?
— Что делать, если молишься и просишь у Господа что-то, но не веришь, что это исполнится, потому что ты плохая и грешная ?
Надо просить Господа об укреплении нашей веры, как в Евангелии молился отец бесноватого: «Господи, верю, помоги моему неверию», — или апостолы: «Господи, умножь в нас веру», — но все молитвы следует оканчивать словами: «Да будет воля Твоя». Если мы были бы хорошие, тогда Господь по закону справедливости должен был бы исполнять наши молитвы в награду за наши заслуги; а мы плохие, поэтому милость Господа — это дар нам. Пока мы в теле, надо молиться не только о духовном, но и земном. Даже в служебных ектеньях содержатся прошения о здравии, благорастворении воздухов, изобилии плодов земных и т. п. Только наДо прежде всего молиться о спасении души, прощении грехов и очищении сердца — о том, что связано с нашим вечным спасением, а земному уделять второстепенное место.

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS