Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Январь 2016

Схимонахиня Маргарита (Лахтионова). Уроки молитвы от преподобного Исаака Сирина. Грех — не личное дело грешника.

26.01.16 | Автор: художник Борис КУНИН
Грехи наши и падения были видимы миру, но наше покаяние было доведомо и зримо только одному Господу Богу.

игумен Феодосий

Схимонахиня Маргарита (Лахтионова)

Память 27января / 9 февраля
Схимонахиня Маргарита (Лахтионова Евфросиния Фоминична) — единственная насельница Серафимо-Дивеевского монастыря, пережившая его разгон в 1927 г. и вернувшаяся в 1991 г. в возобновленную обитель.
Р одилась она 25 сентября / 8 октября 1899 г. в местечке Казанки Херсонской губернии в крестьянской семье. Впервые приехала в Диве-ево в юном возрасте со своей тетей накануне праздника Святой Троицы. Красота и величие монастыря поразили ее. Появилась мечта — поступить в обитель. Отец не сразу дал благословение, но потом согласился и сам отвез дочь в Дивеево. Этот октябрьский день 1915 г. остался особо памятным для Фроси: хоронили великую дивеевскую блаженную схимонахиню Параскеву Ивановну.
Евфросиния выполняла разные общие послушания, была телятницей, просфорницей. Голос ее для клироса не подходил, а слух был. Ее назначили звонарем. Однажды Евфросиния идет звонить, а старшая по корпусу спрашивает: «Что это вы вдвоем идете звонить? Ведь сегодня нет полиелея, звон в один колокол». Фрося отвечает: «Одна я, матушка». А та: «Да как же — вас двое!» Это Ангел помогал звонарям.
7/20 сентября 1927 г., накануне престольного праздника Рождества Пресвятой Богородицы, начался разгон Дивеевского монастыря. Тогда сбылись пророческие слова прп. Серафима Саровского: «Придет время, и мои сироты в Рождественские ворота, как горох, посыпятся». В недельный срок все насельницы были выселены из келий, храмы закрыты, игумения Александра, духовенство монастыря и некоторые сестры арестованы. Епископ Серафим (Звездинский) сказал тогда сестрам: «Хотя вас из монастыря выгоняют, но монашество свое берегите!»
Как она уходила из монастыря, матушка Маргарита не могла потом вспомнить: от потрясения она как бы лишилась памяти.
Великая дивеевская блаженная Мария Ивановна была еще жива. Она скиталась, как и все сестры, из дома в дом, из деревни в деревню. Сестры часто обращались к ней с вопросом: «Мария Ивановна, будет ли снова монастырь?» — «Будет, будет вам монастырь... Только называться вы будете не по именам, а по номерам. Вот тебя, Фрося, звать будут триста тридцать восемь». Матушка запомнила этот номер.
В 1937 г. многие монахини были арестованы и отправлены в арзамасскую тюрьму. Суд был простой:
— В церковь ходила? — Бродяжничество. Три года.
— Пела, читала на клиросе? — Пять лет лагерей. Заключенных везли в вагонах-«теплушках».
— Запевайте «Барыню»! — кричал конвой. А сестры пели свое, духовное, часто из всенощной «Благослови, душе моя, Господа». В лагере под Ташкентом матушке Евфросинии дали номер 338...
При обыске все отобрали, даже нательные кресты. Монахини остались без крестов. Работали они в ту пору на узбекских прялках и из их деревянных вилок сделали крестики. В конце концов начальство разрешило носить нательные кресты.
В лагере матушка тяжело заболела, лежала в лагерной больнице без сознания. Сквозь тяжелый туман услышала голос врача: «А этой доходяге рыбы надо давать, а то ведь помрет». Она подумала: «Кому-то дадут рыбы...» Оказалось, что речь шла о ней самой. Ее стали лучше кормить, и она выздоровела. Все же до последних дней жизни ее не оставлял кашель от хронического плеврита, приобретенного в лагере.
В сороковых годах сроки заключения стали заканчиваться, и сестры вновь начали собираться в Дивееве, но возобновление церковной жизни на этой земле тогда было невозможно. Не случайно прп. Серафим за сто лет до этого говорил: «Не хлопочите и не доискивайтесь монастыря. Придет время — сами предложат и все отдадут».
После 1945 г. жили в Дивееве около 40 сестер бывшего монастыря. На службы собирались по частным домам, хотя это наказывалось штрафами. Приходило молиться и много мирских людей. Сестры духовно поддерживали друг друга. Монастырь как бы сохранял свое существование и вне своих стен.
Около 40 лет прожила матушка Фрося (так ее звали в Дивееве) в малюсеньком, вросшем в землю домике № 16 по Лесной улице. Похоронила шестерых сестер, нашедших пристанище в стенах ее избушки, и осталась она совсем одна. Но Господь не оставлял ее.
Непосредственность и горячность ее молитв, исполненных непоколебимой веры, удивляли и поражали людей, знавших матушку. К прп. Серафиму Саровскому она всегда обращалась как к живому и самому близкому человеку со всеми своими нуждами—и всегда получала помощь. В ее маленьком домике было несколько явлений батюшки Серафима, свидетелями которых были и приходившие к ней люди. В этом доме слышала она голос Царицы Небесной: «Эта ке-лия и эта местность поднимут всю вселенную».
Здесь был совершен постриг в мантию девяти дивеевских сестер. Среди них была и сама мать Евфросиния. Она стала монахиней Марией, а 8 апреля 1984 г. приняла постриг в схиму с именем Маргарита.
В 1988 г. в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси возрос интерес и к Дивееву. Многие годы все паломники, посещавшие Дивеево, заходили к матушке Маргарите, и «тощ и неутешен» никто не уходил. Бывали дни, когда люди шли непрерывным потоком. Схимонахиня Маргарита относилась к приему богомольцев как к своему монастырскому послушанию: ведь у нее хранились бесценные реликвии Преподобного. Богомольцы прикладывались к чугунку батюшки Серафима, в котором он наказал сестрам хранить угли для кадила, люди лобызали поручи и кожаные рукавички Преподобного, его массивный, всегда холодный железный крест. Матушка старалась, чтобы в чугунке не переводились сухарики, и одаривала ими посетителей в память о том, как это делал сам батюшка Серафим. Многие приходившие к матушке слышали из уст ее советы и наставления о выборе жизненного пути.
В 1989 г. в Дивееве наконец начались богослужения, а в 1991 г. возродился и монастырь. Знаменательно, что в последнее время у матушки Маргариты хранилась восковая свеча, которую в 1832 г. (158 лет назад) передал прп. Серафим дивеевским сестрам, сказав, что его с этой свечой встретят в Дивееве. В 1991 г. матушка Маргарита передала ее протодиакону отцу Владимиру Покровскому. Он вставил свечку батюшки Серафима в свою диаконскую свечу и с ней встречал мощи прп. Серафима у Святых ворот обители.
Как и было ей предсказано, схимонахиня Маргарита вернулась в стены обители и стала жить в южном флигеле колокольни возобновленного Серафимо-Дивеевского женского монастыря. В новой келий последние пять лет своей жизни матушка Маргарита подвизалась в молитвенном подвиге. Своим примером она учила новых сестер монастыря непрестанной молитве, великой любви к Богу и людям, к обители. Схимонахиня Маргарита являлась образцом послушания. Она подавала пример должного отношения и к начальствующим, и к старшим, и к младшим, пример постоянного оптимизма и доброжелательности.
Скончалась она в воскресенье, 27 января / 9 февраля 1997 г., когда отмечалась память новомучеников и исповедников Российских. Похоронили матушку Маргариту за алтарем Троицкого собора, недалеко от могилок дивеевских блаженных.
Многие сестры, близко знавшие и любившие матушку при ее земной жизни, не потеряли духовной связи с ней, часто молитвенно обращаются за помощью и советом, с сердечной болью приходят к могилке схимонахини Маргариты. По ее молитвам они получают истинное утешение, умиротворение, исцеления и даже явные знамения ее дерзновения у Престола Божия.

Уроки молитвы от преподобного Исаака Сирина

Непрестанно открывай немощь свою пред Богом, и не будешь искушаем чуждыми, как скоро останешься один без заступника своего (Ангела хранителя).
Покаяние есть с исполненною сокрушением молитвою приближающееся к Богу неослабное прошение об оставлении прошедшего и болезно-вание о хранении будущего. Почему и Господь наш опору нашей немощи указал в молитве, говоря: бдите и молитеся, да не внидете в напасть (Мф. 26, 41). Поскольку Господь знает, что прежде смерти не отъемлет Он у нас возможности к уклонению от добродетели к пороку, то повелел быть тщательными и подвизаться во всегдашней молитве.
Крещение дарует прощение грехов туне и совершенно ничего не требует, кроме веры; при покаянии же во грехах по Крещении Бог не туне прощает, но требует трудов и скорбей, печалей, сокрушения, слез, долговременного плача — и Потом уже прощает.
Как благодать на благодать людям по Крещении дано покаяние, потому что покаяние есть второе возрождение от Бога. Покаяние есть дверь милости, отверстая усиленно ищущим ее; этой дверью входим в милость Божию, кроме этого входа не обретем милости. Покаяние есть вторая благодать и рождается в сердце от веры и страха; страх же есть Отеческий жезл, управляющий нами, пока не достигнем духовного рая благ.
Когда приосенит тебя благодать и приблизятся к тебе Ангелы, ограждающие тебя, и при этом приближении отступят все искушающие, ты не превозносись и не помышляй в душе своей, что достиг необуреваемой пристани... нет будто уже врага и злой встречи,— потому что многие возмечтали это и впадали в опасности, как сказал блаженный Нил.
Знай, что устоять — не твое и не добродетели твоей дело, совершит же это благодать, которая носит тебя на дланях руки своей, чтобы ты не приходил в боязнь. Смирение без дел многие прегрешения делает простительными; напротив, без смирения и дела бесполезны. Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели.

Грех — не личное дело грешника

Диавол никогда не довольствуется только твоей душой, но использует ее для воздействия и на окружающих тебя людей. Если ты грешишь, то не думай, что это твое личное дело. Как спасение одного человека имеет значение для многих, так и грех одного человека касается множества людей. Прп. Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя». Доброе, благодатное духовное состояние одного христианина распростра-няется на многих людей. Так же и грех: появившись в сердце одного человека, он заражает все большее и большее число окружающих. Иногда люди не могут понять: почему предприятие, на котором они работают, находится в таком бедственном положении, хотя и не было тому видимых причин; почему отношения в коллективе все время остаются натянутыми и «взрывоопасными»? Вероятнее всего, объяснение здесь одно: жизнь людей отравляют нераскаянные грехи — их грехи и грехи тех, кто их окружает. Так было и во дни Израиля, так происходит и сейчас. Когда сыны израильские стали блудодействовать с иноплеменницами, то бедствиям, наказанию Божию подвергался весь народ. Это происходило до тех пор, пока Финеес, благочестивый воин, не пронзил блудников копьем прямо во время их блудодеяния. И тогда прекратился гнев Господень (Чис. 25, 7-11).
В Священном Писании сказано: Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода (Исх. 20, 5). Вот как далеко распространяется тлетворное, зловонное действие греха даже одного человека! Недавно мне довелось посетить интернат для слаборазвитых детей, детей с атрофированными конечностями, которые ползли нам навстречу за рождественскими подарками. И когда я спрашивал, чьи это дети, то мне отвечали: сьш алкоголика, сьш наркомана и т.д. Грех — это не твое личное дело. И когда Церковь призывает: «Не греши, старайся исправиться!», то имеет в виду следующее: если изменишься ты сам, то и всё вокруг тебя изменится. Если не можешь уладить какие-то семейные конфликты — иди в храм, иди на исповедь, расскажи священнику о своих проблемах! Это и будет самая лучшая помощь, которую ты можешь оказать своим близким, своей семье. 

Протоиерей Олег Стеняев 


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS