Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Январь 2016

Слово в день памяти прп. Серафима Саровского. Имя Иисус. Блажен имеющий любовь Божию.

15.01.16 | Источник: фото - игумен Александр (Пахомов)
Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает.

прп. Серафим Саровский

Слово в день памяти прп. Серафима Саровского


Сегодня мы празднуем память прп. Серафима, Саровского чудотворца. В ночь с 1 на 2 января 1833 г. он преставился. Прп. Серафим еще молодым пошел в монастырь, прошел в нем все монашеские послушания, работы, испытания, прошел все виды монашеского жития и достиг
величайшего духовного преуспеяния, творил великие чудеса, исцелял неизлечимых больных, предсказывал события, которые всегда исполнялись. Он издалека видел состояние души человеческой. Так, его современник, великий подвижник Георгий Задонский был долго мучим помыслами уйти из своего монастыря, потому что туда приходили люди и мешали ему сосредоточиться. И вот однажды является ему странник и говорит: «Преподобный Серафим велел тебе сказать, как ты столько времени подвизаешься и не можешь понять, что твои помыслы от лукавого. Оставайся на месте». Георгий Задонский очень удивился. Потом стал искать этого странника, который только что вышел. Но оказывается, никто подобный в монастырь не входил. Тогда Георгий Задонский понял, что это был преподобный Серафим, который, видя его душевное состояние, приказал ему, чтобы он оставался на месте. Были случаи воздействия его на внешнюю природу. Однажды вечером он приказал дивеевским сестрам посадить лук, а утром уже посылает их собрать свежий лук и нести в Дивеевскую обитель. «Батюшка, — пытались было возразить монахини, — мы вчера только лук посадили». Но прп. Серафим повторил: «Идите, соберите лук и снесите в Дивеево». Когда они пришли на огород, то лук уже был больше четверти аршина высотой. Другой раз пришли к нему в келию гости, кажется, архиерей, и с ним другие. Прп. Серафим приказал кусту малины зацвесть, принести плод и на глазах гостей, собрав малину, угостил их.
Приходил к нему медведь, который не только не трогал угодника Божия и других присутствующих, но однажды по приказу прп. Серафима поспешно пошел в лес и принес свежего сотового меда. Так сила Божия, благодать Божия зримо почивала на преподобном Серафиме и через него творила многие чудеса.
Был у прп. Серафима близкий человек, некто исцеленный, именем Мотовилов, который с детства размышлял о том, в чем состоит истинное христианство. И вот однажды прп. Серафим, сказав ему об этой его мысли, объяснил, что цель христианина должна состоять в стяжании Духа Святого, а затем и показал ему, как действует Св. Дух, почивающий в человеке. Они были вдвоем на поляне в лесу. Прп. Серафим помолился, и вот лицо его — как в Евангелии сказано о славе праведников в Царствии Божий — засияло как солнце, так что Мотовилов не мог на него смотреть. Так прп. Серафим зримо, наглядно, объяснил ему действие Св. Духа на душу и тело человеческое.
Как же происходит рост духовный у этих великих подвижников? Прп. Серафим, как и многие другие, в юности поступил в монастырь. Здесь он прошел все монашеские послушания, очень необходимы всем вновь поступившим. Ибо среди этих послушаний человек подвергается всякого рода испытаниям и искушениям. Здесь он должен победить свое тщеславие, свой гнев, чревоугодие, должен научиться побеждать всякие помыслы: и нечистые, и помыслы уйти из монастыря, и многие другие — потому что дьявол разжигает человека всячески, делает жизнь монашескую как будто бы невыносимо тяжкой, скучной, бесполезной, гонит каждого истинного христианина из монастыря. Все это нужно преодолевать. Нужно в этой обстановке, среди людей приобрести внутреннюю молитву, молитву сердечную, т.е. чтобы она сама непрестанно действовала в сердце. Эта молитва Иисусова: «Госпо^ ди Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного».
Прп. Серафим говорил: «Монахи, которые не имеют непрестанной молитвы Иисусовой, подобны черным головешкам, они бесплодны и бесполезны». Вот и нужно, живя в общежитии, среди монахов, в монастыре приобретать непрестанную молитву, которая даст силу побеждать всякие искушения: и внутренние, и внешние.
Когда человек приобретет эту молитву, он старается избегать всех людей, по возможности. Он хочет сосредоточиться в себе, хочет, чтобы никто ему не мешал, поэтому во всех монастырях после того, как настоятель, если он опытный, — увидит такое состояние монашествующего, увидит, что у него развилась уже эта молитва, ему разрешал уйти в уединение. Так было и с прп. Серафимом. Несмотря на то, что очень трудно было в то время в монастырях уходить в уединение, Господь устроил таким образом, что ему разрешили уйти, и он много лет жил один в келейке на расстоянии 5 км от монастыря. Здесь он достиг высоких духовных состояний. Здесь он подвергался сильнейшим бесовским искушениям, как и все истинные подвижники. Бесы, то в виде разбойников, то в виде зверей, то страшных чудовищ, старались повредить ему, напугать, изгнать его из этой пустынной келий. Однажды они бросили к преподобному кряж такой величины, что 7 человек с великим трудом вытащили его из келий.
Здесь же в пустынном лесу он подвергся особому испытанию, которое было попущено Господом преподобному (как попускалось многое и другим подвижникам) по следующей причине. Когда подвижники достигали высокой степени совершенства, то у них разгоралась такая пламенная, непостижимая для нас любовь к Господу, благодарность к Нему за то, что Он пришел на землю, чтобы Своею кровью спасти людей, благодарность за Его крестную жертву, которой стали подаваться нам великие духовные дары, то эта пламенная любовь не могла быть у них ни чем иным утолена, как только какими-либо особыми страданиями и подвигами, которых они испрашивали у Господа и которые с радостью переносили. Подвиги нес и прп. Серафим, все, какие только можно было совершить, но, по-видимому, они не могли удовлетворить души преподобного. И вот по его, несомненно, желанию Господь попустил ему понести и особый тяжкий крест, подобно кресту Своему. В лесу напали на него разбойники, три крестьянина, и потребовали у него денег. Прп. Серафим обладал большой физической силой и, имея в руках топор, совершенно свободно мог бы и с большим числом, а не только с тремя, справиться. Но он положил топор на землю, стал на колени и ответил им, что у него денег нет. Тогда разбойники схватили топор и во многих местах проломили преподобному череп, затем повлекли его к келий, избили его, растоптали грудь, поломали несколько ребер. Прп. Серафим был брошен ими в таком состоянии, что в порядке естественном он должен был умереть.
Только сила Божия сохранила его. Разбойники в келий ничего не нашли, кроме 2—3 картофелин, после чего в страхе убежали. Однако потом их нашли и хотели строго наказать. Но прп. Серафим сказал, что если их накажут, то он уйдет отсюда. По его просьбе крестьян оставили в покое. Они потом искренне раскаялись и провели остаток жизни как истинные христиане.
Преподобный Серафим умер 130 лет тому назад, можно сказать, что он почти наш современник. И в его время, и до него, и после, многие говорили и говорят, что теперь уже невозможно достигнуть тех состояний, какие имели древние подвижники. Прп. Серафим своей жизнью показал, что это неправда, и сам он говорил, что во всякое время, до конца мира могут быть истинные подвижники, ибо «Христос вчера и днесь, Той же и во веки». От христианина требуется лишь решимость следовать заповедям Христовым и примеру Его жизни. 

Игумен Никон (Воробьев) 

Имя Иисус

По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве (Лк. 2, 21).
Сие спасительное имя Иисус прежде всех веков, в Троическом Совете, было предуготовано, написано и до сего времени было хранимо для нашего избавления, теперь же, как бесценный жемчуг, принесено было из небесной сокровищницы для искупления человеческого рода и открыто всем Иосифом. В этом имени открыты безвестная и тайная премудрости Бо-жией (Пс. 50, 8). Это имя как солнце озаряло своим сиянием мир, по слову пророка:, возсияет вам, боящимся имене Моего, Солнце правды (ср.: Мал. 4, 2). Как благовонное миро, оно напоило своим ароматом вселенную: Миро из-лиянное имя Твое (Песн. 1, 2) — не в сосуде оставшееся миро имя Его, но вылитое. Ибо, пока миро хранится в сосуде, до тех пор и благовоние удерживается внутри; когда же оно прольется, то тотчас наполняет воздух благоуханием. Не известна была сила имени Иисусова, пока скрывалась в Предвечном Совете, как бы в сосуде. Но как скоро имя то излилось с небес на землю, то тотчас же, как ароматное миро, наполнило всю вселенную благоуханием благодати, и все народы ныне исповедуют, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца (Флп. 2, 11). Сила имени Иисусова теперь открылась, ибо это дивное имя Иисус привело в удивление Ангелов, обрадовало людей, устрашило бесов, ибо и беси веруют и трепещут (Иак. 2, 19). От самого имени сотрясается ад, колеблется преисподняя, исчезает князь тьмы, падают истуканы, разгоняется мрак идолопоклонства, и вместо него воссиявает свет благочестия и просвещает всякаго человека, грядущаго в мир (Ин. 1, 9). О сем имени превеликом Иисусове всяко колено покланяется небесных, и земных, и преисподних (ср.: Флп. 2, 10).
Защити и огради нас, Иисусе, всюду Твоим именем! Означай и запечатлевай нас, рабов Твоих, Иисусе, тем именем, дабы мы могли быть приняты в твое будущее Царство и там вместе с Ангелами славить и воспевать, Иисусе, пречестное и великолепое имя Твое вовеки. Аминь. 

Святитель Димитрий Ростовский 

Блажен имеющий любовь Божию

Блажен человек, в котором есть любовь Божия, потому что носит он в себе Бога. «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1 Ин. 4.16). В ком любовь, тот вместе с Богом превыше всего. В ком любовь, тот не боится, потому что «любовь изгоняет страх» (1 Ин. 4.18). В ком любовь, тот никем никогда не гнушается, малым и великим, славным и бесславным, бедным и богатым: напротив того, сам для всех бывает отребием; «все покрывает, все терпит» (1 Кор. 13.7). В ком любовь, тот ни перед кем не превозносится, не надмевается, ни на кого сам не наговаривает и от наговаривающих отвращает слух. В ком любовь, тот не ходит лестию, сам не запинается и брату ноги не запинает. В ком любовь, тот не соперничает, не завидует, не смотрит ненавистным оком, не радуется падению других, не чернит падшего, но соболезнует о нем и принимает в нем участие, не презирает брата в нужде, но заступается и готов умереть за него. В ком любовь, тот исполняет волю Божию, тот ученик Божий. Ибо Сам благой Владыка наш сказал: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13.35). В ком любовь, тот никогда ничего не присвояет себе, ни о чем не говорит: «Это мое»; но все, что ни есть у него, предлагает всем в общее употребление. В ком любовь, тот никого не почитает себе чужим, но все ему свои. В ком любовь, тот не раздражается, не гордится, не воспламеняется гневом, не радуется о неправде^ не коснит во лжи, никого не почитает своим врагом, кроме одного диа-вола. В ком любовь, тот все терпит, милосердствует, долготерпит (1 Кор. 13.4-7). Посему блажен, кто приобрел любовь и с нею переселился к Богу; потому что Бог знает Своих, и приимет его на лоно Свое. Делатель любви будет сожителем Ангелов и со Христом воцарится. Из любви и Бог Слово снисшел на землю. Любовию отверст нам рай, и всем показан вход в небо. Любовию примирены с Богом мы, которые были Ему врагами. Поэтому справедливо говорим, что «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге» (1 Ин. 4.16). 

Преподобный Ефрем Сирин 


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS