Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Январь 2016

Святитель Филипп, митрополит московский. Покайтесь! Слово Божие не дает духовно состариться. О чтении светских книг.Не бойся, Я с тобою.

21.01.16
«Именуется эта купальня просвещением, потому что просвещаются умом те, которые познают это»

мч. Иустин Философ (ум. 166)

Святитель Филипп, митрополит московский

Родился в 1507 году, происходил из древнего знатного рода бояр Колычевых. До тридцатилетнего возраста находился на государственной службе, затем тайно отправился в Соловецкую обитель, где сделался послушником. Через полтора года принял постриг. По кончине игумена Алексия принял начальство над Соловецкой обителью: написал устав для братии, построил два храма, устроил скит и больницу для иноков. Со временем Филипп стал настоятелем. При нем обитель процветала, и слава о подвижнике распространилась по всей стране. Дошла она и до царя, и 25 июня 1566 года по приказу Иоанна Грозного он возведен в сан митрополита Московского. При дворе святитель бесстрашно обличал неправду и несправедливость, что вызывало злобу у его недругов. По вымышленному доносу митрополит Филипп лишился первосвятительского сана и был заточен в темнице, а затем был сослан в Тверской монастырь и 23 декабря 1569 года задушен в своей келье. Сын и наследник Иоанна Грозного, благочестивый царь Феодор Иоаннович, перенес нетленные мощи свт. Филиппа в Соловецкий монастырь.
В ночь под Рождество святитель Филипп явился во сне рабочему Василию, придавленному деревом, и сказал ему: «Встань, Василий, будь здоров во имя Господа и ходи!» Больной проснулся исцеленным, стоя на ногах. Также явился он болящему Иоанну, золотых дел мастеру, и перекрестил его больное место со словами: «Ты меня не знаешь. Я — Филипп Соловецкий». И болящий проснулся исцеленным. Инок Георгий, страдавший болезнью ног, исцелился от одного прикосновения к гробнице святого.
Перенесение мощей святителя Филиппа из Соловецкой обители в Москву совершилось 3/16 июля 1652 года. В Москве встретил святые мощи царь с сонмом духовенства и огромной толпой народа; мощи были положены в Кремле, в Успенском соборе. Во время торжеств, которые продолжались от 9-го до 17-го июля, по свидетельству самого царя Алексея Михайловича ни один день не проходил без исцеления, а иногда их бывало до семи в день. Особенно поразительным было исцеление глухой и слепой боярыни Вельяминовой, страдавшей, кроме того, сильными головными болями. Святитель явился ей во сне и сказал: «Прикажи отвести тебя к моему гробу!» — где она и получила исцеление.
Св. Церковью он прославляется как истинный архиерей и страдалец, истины поборник, столп Православия, Российский светильник.

Покайтесь!

Счастливое было время, когда из уст Самого Спасителя раздавалась проповедь: Покайтесь! (ср.: Мк. 1, 14). Счастливы были люди, которые слышали эту проповедь и выполняли ее. Это была проповедь не обыкновенного учителя или даже пророка, это — проповедь Сладчайшего Иисуса, проповедь воплощенной Любви. Как было не послушать такой проповеди? Как было не умилиться душой, не поплакать слезами раскаяния? Если бы теперь возвратилось к нам то счастливое время, если бы теперь явился среди нас Спаситель наш и сказал нам: «Покайтесь!» — думаю, что каждый из нас пал бы к пречистым ногам Его, облил бы их слезами сокрушения, покрыл бы их крепкими лобзаниями сердечной любви и с глубокими сердечными вздохами повторял бы только: «Господи, каюсь я, прими мое покаяние. Господи, каюсь я, не помяни моих беззаконий...». Не так ли, дорогие братия и сестры? О, если бы это было так! Но не забудем, что Господь вчера и днесь Тойже, и во веки (Евр. 13, 8), не забудем, что Он и теперь, как и тогда, непрестанно взывает к нам: Покайтесь!
С готовностью ли отзывается наше сердце на этот зов Божественной любви? Конечно, нет. Наша рассеянность доходит иногда до того, что мы даже совсем не слышим его, хотя этот голос Господа, зовущего нас к Себе, раздается для нас всегда и везде, не говоря уже о храмах святых, где так громко слышится глас Божий, не говоря и о Святом Евангелии, где так ясно возвещается нам святая воля Его.
Взывал некогда Господь к падшему Адаму: Где ты? Адам слышал голос Божий, но, вместо того чтобы отозваться на него с сокрушением сердца, с сознанием своей виновности, он решил скрыться от Вездесущего среди райских деревьев... Не то ли же бывает и с нами? Раздается глас в нашей душе: «Грешник, где ты? Еще шаг — и ты в пропасти! Одумайся, остановись!». А мы, вместо того чтобы одуматься и остановиться, бежим от преследования совести и думаем заглушить спасительный голос шумом мирских забав и удовольствий. И голос Божий остается в нас бесплоден... 

Архимандрит Илия (Рейзмир) 

Слово Божие не дает духовно состариться

Пишете, что очень любите детей за их удивительное чувство благодарности, которое у взрослых изрядно притупилось. Приводите примеры. Приведу и я один пример. Митрополит Петербургский Исидор часто рассказывал о том, как, будучи ребенком, нередко ходил босой. Некий человек сжалился над ним и купил ему за пять копеек лапти. Это малое благодеяние настолько запечатлелось в душе будущего митрополита, что он спустя пятьдесят лет, уже став священником, а затем и иерархом, постоянно молился о своем благодетеле, которого звали Петр.
Пишете, что сострадаете детям в эти тяжелые времена, когда детскую душу всюду подстерегают соблазны. Система ценностей пошатнулась, кругом противоречия - все это, словно ледяной ветер, пронизывает детскую душу в школе, дома, на улице. Вы размышляете о создании новой педагогической системы, которая защитила бы детей от всех современных соблазнов и искушений. Однако Господь сказал: если не обратитесь и не будете как дети, не сможете войти в Царство Небесное (Мф. 18: 3). То есть Господь подчеркивает необходимость воспитания не детей, а взрослых, и показывает способ их воспитания, совсем простой способ - брать пример с детей. Но Он сказал и о том, как следует воспитывать детей, тоже очень просто: пустите детей приходить ко Мне. Пусть только придут к Нему, а их воспитание - Его дело. Единственная задача родителей-пустить детей к Нему (см. Мф. 19:14).
Итак, пустите малых приходить ко Христу, и старых к Нему пустите. Дети в присутствии Христа, своего лучшего Друга, не только научатся, но и окрепнут. Ибо Христос не только наставляет, но и дает благодатную духовную силу исполнять то, чему Он учит. Христос - вечная молодость, и Он зовет детей и дает им силу не одряхлеть духом и навсегда сохранить радость, бодрость и крепость духа. Слово Божие не дает духовно состариться.
В противоположность Ему и Его мудрости существует школьное, схоластическое воспитание, все усилия которого направлены на то, чтобы как можно скорее сделать из детей стариков. В пример приводятся старики, старческий образ мыслей прививается как единственно правильный, и детские сердца сморщиваются от старческого скепсиса и пессимизма. Вместо того чтобы уподобиться детям, старики делают детей подобными себе. Сами не войдут они в Царство Небесное и детям войти не дадут. Поэтому и слышим мы повсюду жалобы, что молодежь переживает депрессию и отчаяние.
Да благословит и ободрит Господь детей наших. 

Из писем святителя Николая Сербского 

О чтении светских книг

Спрашиваете: можно ли читать иное что, кроме духовного Сквозь зубы говорю вам, чуть слышно: пожалуй, можно, только немного и не без разбора. Положите такую примету: когда, находясь в добром духовном настроении, станете читать с человеческими мудрованиями книги и то доброе настроение начнет отходить, бросайте ту книгу. Это общий для вас закон.
Но и книги с человеческими мудрованиями могут питать дух. Это те, которые в природе и в истории указывают нам следы премудрости, благости, правды и многопопечительного о нас промышления Божия. Такие книги читайте. Бог открывает Себя в природе и истории так же, как и в Слове Своем. И они суть книги Божий для тех, кто умеет в них читать. Сказать: читайте такие книги, — легко; но где их взять? Этого я вам указать не могу. Ныне более выходит книг по предметам естествознания. Но все они с дурным направлением, именно: покушаются объяснить происхождение мира — без Бога, и все нравственно-религиозные и другие проявления духовной в нас жизни — без духа и души. И в руки их не берите. Есть книги по предметам естествознания без таких мудрований. Те можно читать. Хорошо уяснить себе строение растений, животных, особенно человека, и законы жизни, в них проявляющиеся. Великая во всем этом премудрость Божия! Неисследимая!..
А повести и романы? Есть и между ними хорошие. Но чтобы узнать, хороши ли они, надо их прочитать, а прочитавши, наберетесь таких историй и образов, что Боже упаси! Занавозите свою чистенькую головку. После, поди, вычищай. Какая же стать накликать на себя такой труд? Потому, думаю, лучше не читать их. Когда кто из прочитавших благонамеренных людей порекомендует какую повесть, можете прочитать. Но все понемногу, и как бы для разнообразия.
...Да ведь с одним Евангелием или Новым Заветом можно целый век прожить — и все читать. Все его читай — и не дочитаешь. Сто раз прочитай, а там все будет оставаться недочитанное. 

Из письма свт. Феофана Затворника 

Не бойся, Я с тобою

Бывает, что мать, видя свое дитя плачущим, утешает его и говорит ему: "Не бойся, я с тобою". Так Милосердый и Человеколюбивый Бог — Создатель и Отец щедрот и утешения — верной душе, находящейся во искушениях и напастях, скорбящей и сетующей и боящейся, говорит: "Не бойся, Я с тобою; Я твой Создатель, Я твой Искупитель и Заступник; Я, Который в руке Своей все содержу и Которому все повинуются, Я, Тот — с тобою". Так был Господь с верными Своими и всегда сохранял их. Был с пророками, апостолами, был с мучениками, сохраняя их среди ужасных мучений; был с пустынниками, и сохранил их от козней вражиих; был, есть и будет до скончания века с верными рабами Своими, по неложному Своему обещанию: и се, Аз с вами есмъ во вся дни до скончания века. Аминь (Мф. 28, 20).
Смотри, христианин, только ты будь Божий, а Бог Своего не оставит. Веруй сердечно Богу; угождай Ему верой и правдой; всю надежду твою полагай на Него и от сердца призывай Его; а Он близ тебя есть, с тобою есть, сохраняя тебя Святой Израилев; и где ни будешь, в какой скорби и искушении ни находишься, с тобою есть, и смотрит на подвиг твой, и невидимой рукой укрепляет тебя и помогает тебе; и хотя все злые люди восстанут на тебя, и бесовские полки обойдут тебя, — ничего не успеют. Господь сохранит тебя от всякого зла, сохранит душу твою Господь. 


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS