Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Январь 2019

Виф­ле­ем­ская тра­ге­дия. Праведный Иосиф Обручник.

11.01.19
ЭТОТ ДЕНЬ В ИСТОРИИ

1700 год. в России вместо византийского календаря введён юлианский календарь. После 31 декабря 7208 года наступило 1 января 1700 года. Начало года перенесёно на 1 января.

1899 год. Министр иностранных дел России граф Михаил Николаевич Муравьёв обратился к другим державам с нотой, в которой содержались предложения о проведении международной мирной конференции по проблемам разоружения и сохранения мира. Такая конференция была созвана в мае этого же года в Гааге.

Виф­ле­ем­ская тра­ге­дия

Ко­гда че­ло­век впер­вые чи­та­ет Еван­ге­лие, то мо­жет ужас­нуть­ся то­му фак­ту, что в Виф­ле­е­ме бы­ли уби­ты 14 000 невин­ных мла­ден­цев. О смыс­ле их стра­да­ний и смер­ти рас­суж­да­ют пре­по­да­ва­те­ли Мин­ских Ду­хов­ных Школ: Биб­лей­ской ис­то­рии — Кон­стан­тин Кон­стан­ти­но­вич Ма­чан (он пер­вым от­ве­ча­ет на на­ши во­про­сы) и фило­со­фии — иерей Сер­гей Ле­пин.

Как Вы оце­ни­ва­е­те смысл стра­да­ний Виф­ле­ем­ских мла­ден­цев? И ка­кое ме­сто уго­то­ва­но им в за­гроб­ной жиз­ни?

Ни­ка­кие стра­да­ния не оста­ют­ся бес­смыс­лен­ны­ми пе­ред Бо­гом. Об этом го­во­рят и мно­го­чис­лен­ные сви­де­тель­ства из Свя­щен­но­го Пи­са­ния, и при­ме­ры из жиз­ни лю­дей, стра­да­ю­щих в этом ми­ре по тем или иным при­чи­нам. Про­мысл Бо­жий о че­ло­ве­ке и ми­ре на­прав­ля­ет все ко бла­гу, но не все­гда че­ло­ве­че­ско­му чув­ствен­но­му по­ни­ма­нию уда­ет­ся осо­знать уви­деть это сра­зу, в один миг. А ино­гда и да­ле­кие ис­то­ри­че­ские при­ме­ры оста­ют­ся для нас необъ­яс­ни­мы­ми с точ­ки зре­ния оправ­дан­но­сти стра­да­ний. Виф­ле­ем­ские мла­ден­цы ста­ли пер­вы­ми му­че­ни­ка­ми за Хри­ста, про­лив­ши­ми свою невин­ную кровь за Спа­си­те­ля ми­ра. Хо­тя они сде­ла­лись му­че­ни­ка­ми бес­со­зна­тель­но, но это про­изо­шло по Про­мыс­лу Бо­жию. По­сле Крест­ной Жерт­вы Спа­си­те­ля стра­да­ния за Него ста­но­вят­ся для че­ло­ве­ка сви­де­тель­ством ве­ры. Ведь по-гре­че­ски «му­че­ник» — «сви­де­тель». Но что мож­но го­во­рить о пра­вед­ни­ках Вет­хо­го За­ве­та, стра­да­ю­щих за Ис­тин­но­го Бо­га еще до при­ше­ствия Хри­ста или о стра­да­ни­ях Виф­ле­ем­ских мла­ден­цев — сверст­ни­ков Мла­ден­ца-Спа­си­те­ля? Без со­мне­ния, они важ­ны для Бо­га ни­чуть не мень­ше но­во­за­вет­ных, с той лишь раз­ни­цей, что Хри­стос по­стра­дал за них на Кре­сте и осво­бо­дил от гре­ха, про­кля­тия и смер­ти по­сле их зем­ной жиз­ни. 

Мно­го­об­ра­зие при­ме­ров му­че­ни­че­ства мож­но услов­но раз­де­лить на две груп­пы: му­че­ни­че­ство вы­бо­ра и му­че­ни­че­ство по необ­хо­ди­мо­сти (без ва­ри­ан­тов). В пер­вом слу­чае му­че­ни­ку пред­ла­га­ет­ся от­речь­ся от Хри­ста и про­дол­жать жить без Него на зем­ле и в за­гроб­ной жиз­ни или с Ним, по­стра­дав за Него: «Итак вся­ко­го, кто ис­по­ве­да­ет Ме­ня пред людь­ми, то­го ис­по­ве­даю и Я пред От­цем Мо­им Небес­ным» (Мф.10:32). Ко вто­ро­му по­дви­гу му­че­ни­че­ства от­но­сят­ся те слу­чаи, ко­гда че­ло­век не вы­би­ра­ет «жизнь или ве­ру», при­ни­ма­ет стра­да­ния по­то­му, что ко­му-то в ре­ли­ги­оз­ных или по­ли­ти­че­ских це­лях необ­хо­ди­мо убрать сво­их оп­по­нен­тов. Царь Ирод Ве­ли­кий, узнав о но­во­рож­ден­ном Ца­ре Иудей­ском (по про­ро­че­ству — по­явив­ше­му­ся на свет в Виф­ле­е­ме) и опа­са­ясь, чтобы Он не от­нял со вре­ме­нем у него цар­ства, «по­слал из­бить всех мла­ден­цев в Виф­ле­е­ме и во всех пре­де­лах его, от двух лет и ни­же» (Мф.2:16). По пре­да­нию их бы­ло 14 000. Не зная, где имен­но на­хо­дит­ся Иисус, Ирод же­лал в чис­ле этих невин­ных стра­даль­цев по­гу­бить но­во­рож­ден­но­го Хри­ста. У этих мла­ден­цев не бы­ло вы­бо­ра—они еще не осо­зна­ли жизнь с ее пре­врат­но­стя­ми, ни у ко­го из них не спро­си­ли, вы­би­ра­ют ли они этот путь или нет. Но имен­но та­кой бы­ла их до­ро­га в Цар­ство Небес­ное. За свои ве­ли­кие зло­де­я­ния Ирод не из­бе­жал на­ка­за­ния Бо­жия — те­ло его по­кры­лось бо­лез­нен­ны­ми ра­на­ми. Ря­дом с ним не бы­ло ни од­но­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый бы со­чув­ство­вал его стра­да­ни­ям. Но и на смерт­ном од­ре Ирод про­дол­жал умно­жать зло: при­ка­зал убить бра­та, сест­ру и ее му­жа, на­ко­нец, пре­дал смер­ти свою же­ну Ма­ри­ам­ну и трех сы­но­вей, ви­дя в них со­пер­ни­ков.

По­че­му Гос­подь по­пустил смерть и му­че­ния невин­ных де­тей? Ведь они не со­вер­ши­ли зла и гре­ха?

Здесь мож­но от­ве­тить от­но­си­тель­но их зем­ной уча­сти. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст го­во­рит: «Ес­ли бы кто взял у те­бя несколь­ко мед­ных монет, а вза­мен от­дал те­бе зо­ло­тые, неуже­ли ты счи­тал бы се­бя оби­жен­ным? На­про­тив, не го­во­рил ли бы ты, что этот че­ло­век — твой бла­го­де­тель?». Здесь несколь­ко мед­ных монет— на­ша зем­ная жизнь, ко­то­рая ра­но или позд­но за­кан­чи­ва­ет­ся смер­тью, а зо­ло­то — жизнь веч­ная. Так, за несколь­ко мгно­ве­ний стра­да­ний и му­че­ний мла­ден­цы об­ре­ли бла­жен­ную веч­ность, об­ре­ли то, че­го свя­тые до­сти­га­ли по­дви­га­ми и тру­да­ми всей жиз­ни. Виф­ле­ем­ские мла­ден­цы на­сле­до­ва­ли се­бе веч­ную жизнь в сон­ме Ан­ге­лов. Для них стра­да­ния бы­ли той та­ин­ствен­ной две­рью, ко­то­рая при­ве­ла их в Цар­ство Небес­ное.

Про­рок Иере­мия пи­шет: «Глас слы­шен в Ра­ме, плач и ры­да­ние и вопль; Ра­хиль пла­чет о де­тях сво­их и не хо­чет уте­шить­ся, ибо их нет» (Иер.31:15). Это от­но­сит­ся толь­ко к Виф­ле­ем­ским мла­ден­цам или ко всем по­ко­ле­ни­ям хри­сти­ан­ских му­че­ни­ков-мла­ден­цев?

Ра­ма — это ме­стеч­ко в Из­ра­и­ле, где бы­ла по­хо­ро­не­на Ра­хиль, же­на вет­хо­за­вет­но­го пат­ри­ар­ха Иа­ко­ва, сы­на Иса­а­ка и вну­ка Ав­ра­ама. По пре­да­нию, ко­гда сы­на Ра­хи­ли, Иоси­фа, ве­ли в Еги­пет, как плен­ни­ка и ра­ба, он, про­хо­дя ми­мо гроб­ни­цы сво­ей ма­те­ри, за­пла­кал и за­кри­чал: «Мать моя, слы­шишь ли ты ме­ня? Мать моя, ви­дишь ли, ку­да ве­дут тво­е­го сы­на?». В от­вет из гроб­ни­цы по­слы­ша­лось ры­да­ние. За­тем, ко­гда ва­ви­лон­ский царь На­ву­хо­до­но­сор в 586 го­ду до Рож­де­ства Хри­сто­ва со­кру­шил и раз­гро­мил Иудей­ское цар­ство, то он при­ка­зал пе­ре­се­лить его жи­те­лей в Ва­ви­ло­нию, и Ра­ма бы­ла го­ро­дом, где со­би­ра­ли плен­ни­ков-иуде­ев, чтобы вез­ти их в да­ле­кую стра­ну. 

По сво­е­му гео­гра­фи­че­ско­му по­ло­же­нию го­род Ра­ма на­хо­дит­ся в 12-ти ки­ло­мет­рах от Виф­ле­е­ма. По­это­му, мож­но пред­по­ло­жить, что ко­гда царь Ирод «по­слал из­бить всех мла­ден­цев в Виф­ле­е­ме и во всех пре­де­лах его» (Мф.2:16), эта тер­ри­то­рия вклю­ча­ла в се­бя и Ра­му. В Вет­хом За­ве­те про­рок Иере­мия опи­сы­ва­ет жи­те­лей Иеру­са­ли­ма, уво­ди­мых на чуж­би­ну (Иер.1:15), и эти сло­ва о пла­чу­щей Ра­хи­ли ска­за­ны о них. На этом пе­чаль­ном пу­ти они про­хо­дят ми­мо го­ро­да Ра­мы—ме­ста за­хо­ро­не­ния Ра­хи­ли (1Цар.10:2); и Иере­мия ри­су­ет Ра­хиль, пла­чу­щую да­же во гро­бе о судь­бе, вы­пав­шей ее на­ро­ду в Ва­ви­лон­ском пле­не­нии. 

Но спу­стя ве­ка про­изо­шла бо­лее страш­ная тра­ге­дия. Уже не вра­ги уво­ди­ли в плен, а свои со­пле­мен­ни­ки уби­ва­ли непо­вин­ных де­тей. В на­ше вре­мя, пом­ня о мла­ден­цах из Виф­ле­е­ма, мы вспо­ми­на­ем обо всех уби­ен­ных — уби­тых про­сто так, без об­ви­не­ния, без ка­ко­го бы то ни бы­ло «со­ста­ва пре­ступ­ле­ния», уби­тых про­сто так, по той при­чине, что это бы­ло нуж­но мно­го­чис­лен­ным «Ка­и­нам и Иро­дам».

Пре­да­ние го­во­рит, что мла­ден­цев бы­ло 14 000, о в Еван­ге­лии об этом ни­че­го не ска­за­но. Эта циф­ра име­ет ка­кое-ли­бо зна­че­ние?

Их бы­ло, как ука­зы­ва­ет ви­зан­тий­ская тра­ди­ция, 14 000. По­нят­но, что столь­ко де­тей «от двух лет и ни­же» про­сто не мог­ло быть в ма­лень­ком Виф­ле­е­ме и его окрест­но­стях. От­сю­да ста­но­вит­ся яс­но, что чис­ло это име­ет сим­во­ли­че­ское зна­че­ние. Оно го­во­рит о мас­со­во­сти та­ко­го яв­ле­ния, как уби­е­ние невин­ных, как ре­прес­сии, ко­то­рые ча­ще все­го об­ру­ши­ва­ют­ся не на еди­ниц, а на ты­ся­чи и да­же мил­ли­о­ны. Ев­фи­мий Зи­га­бен, ви­зан­тий­ский бо­го­слов ХII ве­ка пи­шет об этом так: «Ирод по­ла­гал, что звез­да, воз­ве­стив­шая муд­ре­цам с во­сто­ка о Рож­де­стве Хри­сто­вом, не тот­час же яви­лась им, но что Мла­де­нец ро­дил­ся за­дол­го до ее по­яв­ле­ния. Для боль­шей без­опас­но­сти он и по­ве­лел пред­ва­рить вре­мя на два го­да». 

В то же вре­мя мож­но го­во­рить о сим­во­лич­но­сти циф­ры «14» как о чис­ле «сы­но­вей» Ра­хи­ли. В Биб­лии сы­но­вья­ми Ра­хи­ли на­зы­ва­ют­ся не толь­ко Иосиф и Ве­ни­а­мин, рож­ден­ные ею, но так­же и вну­ки (сы­ны Иоси­фа и сы­ны Ве­ни­а­ми­на) — «это сы­ны Ра­хи­ли, ко­то­рые ро­ди­лись у Иа­ко­ва, все­го че­тыр­на­дцать душ» (Быт.46:22). По 14-ти ты­ся­чам «сво­их сы­но­вей» пла­чет Ра­хиль спу­стя 17 сто­ле­тий по­сле сво­ей зем­ной жиз­ни. 

Во­об­ще, циф­ра «14» ча­сто встре­ча­ет­ся в биб­лей­ской тра­ди­ции. На­при­мер, в ро­до­слов­ной Спа­си­те­ля на­счи­ты­ва­ет­ся «всех ро­дов от Ав­ра­ама до Да­ви­да че­тыр­на­дцать ро­дов; и от Да­ви­да до пе­ре­се­ле­ния в Ва­ви­лон че­тыр­на­дцать ро­дов; и от пе­ре­се­ле­ния в Ва­ви­лон до Хри­ста че­тыр­на­дцать ро­дов» (Мф.1:17). Па­мять из­би­ен­ных в Виф­ле­е­ме мла­ден­цев Цер­ковь на­ча­ла со­вер­шать уже во II ве­ке. Ве­ро­ят­но, то­гда и бы­ла опре­де­ле­на циф­ра «14 000».

Праведный Иосиф Обручник

11 января (переходящая) – Неделя по Р.Х.

Свя­той Иосиф был цар­ско­го ро­да, из до­ма Да­ви­до­ва и Со­ло­мо­на[1], внук Мат­фа­тов, пра­внук Ели­е­зе­ров, сын Иа­ко­ва по при­ро­де, а Или­ин по за­ко­ну ужи­че­ства[2]. Ибо его дед Мат­фат, по рож­де­нии от­ца его Иа­ко­ва, умер. Же­ну же Мат­фа­то­ву, мать Иа­ко­ва, взял за се­бя в за­му­же­ство Мел­хий, от ко­ле­на На­фа­на, сы­на Да­ви­до­ва, и ро­дил Илия. А Илий же­нил­ся и умер без­дет­ным, а по­сле него Иа­ков, ко­то­рый был его бра­том от од­ной ма­те­ри, но не от од­но­го от­ца, взял за се­бя же­ну его, по­то­му что за­кон пред­пи­сы­вал, что, ес­ли кто умрет, не имея де­тей, то пусть брат его возь­мет за се­бя же­ну его и вос­кре­сит потом­ство сво­е­го бра­та. По это­му-то за­ко­ну Иа­ков взял за се­бя же­ну брат­нюю и ро­дил се­го свя­то­го Иоси­фа об­руч­ни­ка, и был Иосиф, как уже ска­за­но, сы­ном обо­их: по при­ро­де — Иа­ко­ва, а по за­ко­ну — Илия. Вот по­че­му св. Еван­ге­лист Лу­ка, из­ла­гая ро­до­сло­вие Хри­ста, на­звал от­цом Иоси­фо­вым Илия, го­во­ря о Хри­сте так: «сын, тот и был, как ду­ма­ли, сын Иоси­фов, Или­ев, Мат­фа­тов» (Лк.3:23-24), на­зы­вая Илия вме­сто Иа­ко­ва.


Об этом свя­том Иоси­фе су­ще­ству­ют раз­лич­ные мне­ния у за­пад­ных и у во­сточ­ных хри­сти­ан. За­пад­ные го­во­рят, что он до са­мой кон­чи­ны сво­ей был дев­ствен­ни­ком, со­вер­шен­но не всту­пая в брак, а во­сточ­ные утвер­жда­ют, что он имел же­ну и ро­дил де­тей. Так, Ни­ки­фор, древ­ний гре­че­ский ис­то­рик, сле­дуя св. Ип­по­ли­ту, пе­ре­да­ет, что он же­нил­ся на Са­ло­мии, но не ду­май (при­бав­ля­ет он), что это та Са­ло­мия, ко­то­рая на­хо­ди­лась в Виф­ле­е­ме и бы­ла на­ре­чен­ною баб­кою Гос­по­да, это бы­ла иная Са­ло­мия. Ибо та бы­ла род­ствен­ни­ца Ели­са­ве­ты и Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, а это бы­ла дочь Аг­гея, бра­та За­ха­рия, от­ца Пред­те­чи, Аг­гей же и За­ха­рия бы­ли сы­но­вья­ми свя­щен­ни­ка Вара­хии. Имея в су­пру­же­стве сию Са­ло­мию, дочь Аг­гея, свя­той Иосиф ро­дил че­ты­рех сы­но­вей: Иа­ко­ва, Си­мо­на, Иу­ду, Иосию, и двух до­че­рей Ес­фирь и Фа­мар, или, как го­во­рят дру­гие, — Мар­фу; а си­нак­сарь неде­ли свя­тых ми­ро­но­сиц при­со­во­куп­ля­ет еще и тре­тью дочь име­нем Са­ло­мию, ко­то­рая бы­ла за­му­жем за Зе­ве­де­ем. А Ге­ор­гий Кед­рин, упо­мя­нув о двух до­че­рях Иоси­фа, го­во­рит, что од­на из них, Ма­рия, бы­ла вы­да­на за­муж за Клеопу, бра­та Иоси­фа, уже по­сле воз­вра­ще­ния Иоси­фа из Егип­та, но та Ма­рия, как ка­жет­ся то же ли­цо, что и Мар­фа или Фа­марь[3]. Ка­кая бы она ни бы­ла дочь, и сколь­ко бы у Иоси­фа ни бы­ло до­че­рей, — во вся­ком слу­чае несо­мнен­но то, что Иосиф был же­нат и имел сы­но­вей и до­че­рей. По кон­чине же сво­ей же­ны Са­ло­мии, свя­той Иосиф жил в вдов­стве до­воль­но вре­мя, про­во­дя дни свои в чи­сто­те. Во свя­том Еван­ге­лии его свя­тая и непо­роч­ная жизнь за­сви­де­тель­ство­ва­на сле­ду­ю­щи­ми, хо­тя и крат­ки­ми, но весь­ма по­хваль­ны­ми сло­ва­ми: «Иосиф же, муж Ее, бу­дучи пра­ве­ден» (Мф.1:19). И что мо­жет быть боль­ше та­ко­го сви­де­тель­ства? Он был столь пра­ве­ден, что сво­ею свя­то­стью пре­взо­шел про­чих пра­вед­ных пра­от­цов и пат­ри­ар­хов. Ибо кто был до­сто­ин стать об­руч­ни­ком и мни­мым му­жем Пре­чи­стой Де­вы, Ма­те­ри Бо­жи­ей? И ко­му да­на бы­ла та­ко­вая честь, — сде­лать­ся на­ре­чен­ным от­цом Хри­сто­вым? По­ис­ти­не Гос­подь об­рел се­го му­жа по серд­цу Сво­е­му, ко­то­ро­му Он от­крыл «без­вест­ные и тай­ные пре­муд­ро­сти» (Пс.50:8) Свои, со­де­лав его слу­жи­те­лем та­ин­ства на­ше­го спа­се­ния. По­ис­ти­не он был до­сто­ин та­ко­вой че­сти и та­ко­го слу­же­ния, ра­ди со­вер­шен­ной по доб­ро­де­те­лям жиз­ни сво­ей. Ко­гда он был уже стар, лет вось­ми­де­ся­ти, об­ру­че­на бы­ла ему Пре­чи­стая Де­ва Ма­рия и да­на бы­ла ему для хра­не­ния Сво­е­го дев­ства (а не для плот­ско­го, дей­стви­тель­но­го су­пру­же­ства). И он со вся­ким бла­го­го­ве­ни­ем и стра­хом слу­жил Ей, как Ма­те­ри Бо­жи­ей, и сво­ей и все­го ми­ра Гос­по­же и Вла­ды­чи­це (уве­рив­шись в этом от Ан­ге­ла, ко­то­рый яв­лял­ся ему во сне), так­же и рож­ден­но­му от Нее Бо­гом­ла­ден­цу и во вре­мя бег­ства в Еги­пет, и по воз­вра­ще­нии от­ту­да, и во вре­мя пре­бы­ва­ния в На­за­ре­те, до­бы­вая Им про­пи­та­ние от тру­дов рук сво­их, ибо он был плот­ни­ком и че­ло­ве­ком бед­ным, хо­тя и цар­ско­го ро­да. Ибо Гос­подь вос­хо­тел ро­дить­ся в ни­ще­те, за­им­ство­вав от цар­ско­го ро­да толь­ко плоть, но не цар­скую сла­ву, бо­гат­ство и вла­ды­че­ство. По­се­му Он бла­го­из­во­лил иметь ни­щею и Свою Пре­чи­стую Ма­терь, ни­щим и мни­мо­го от­ца Сво­е­го, по­да­вая об­раз сми­ре­ния.


Про­жив все­го сто де­сять лет[4], св. Иосиф мир­но скон­чал­ся и ото­шел к от­цам сво­им, на­хо­див­шим­ся в ше­оле[5], неся ту­да ра­дост­ную и вер­ную весть о том, что при­шел же­лан­ный Мес­сия, име­ю­щий осво­бо­дить и спа­сти род че­ло­ве­че­ский, Хри­стос Гос­подь, Ко­то­ро­му сла­ва во­ве­ки. Аминь.

При­ме­ча­ния

[1] Па­мять пра­вед­ных Да­ви­да ца­ря, Иоси­фа об­руч­ни­ка и Иа­ко­ва бра­та Бо­жия со­вер­ша­ет­ся в неде­лю по Рож­де­стве Хри­сто­ва, ко­то­рая по­се­му и на­зы­ва­ет­ся неде­лей Бо­го­отец. Ес­ли эта неде­ля слу­чат­ся 1 ян­ва­ря, т.е. по от­да­нии Рож­де­ства Хри­сто­ва, то служ­ба упо­мя­ну­тым свя­тым от­прав­ля­ет­ся 26 де­каб­ря.

[2] За­кон ужи­че­ства или ле­ви­рат со­сто­ял в том, что, ес­ли муж уми­рал, не оста­вив де­тей, то брат, пе­ре­жив­ший его, по древ­не­му обы­чаю (Быт.38:8 и дал.), дол­жен был, как де­верь (jabam, levir), всту­пить в брак с ов­до­вев­шею же­ною бра­та (сно­хою). Этот за­кон из­ло­жен у Мо­и­сея во Вто­ро­за­ко­нии (Втор.25:5-10). Ин­те­рес­но здесь от­ме­тить, что ле­ви­рат су­ще­ству­ет и у мно­гих на­ро­дов Во­сто­ка, напр. у пер­сов, ин­дий­цев, аф­ган­цев, дру­зов, у боль­шей ча­сти кав­каз­ских пле­мен и др. По за­ко­ну ле­ви­ра­та, де­ти от ле­ви­рат­ско­го бра­ка счи­та­лись детьми то­го ли­ца, чью вдо­ву взял по это­му за­ко­ну де­верь се­бе в за­му­же­ство, это и зна­чи­ло «вос­ста­но­вить се­мя бра­та сво­е­го».

[3] Здесь кста­ти бу­дет за­ме­тить, что в гру­зин­ских свят­цах, в чис­ле свв. жен Ми­ро­но­сиц, по­чи­та­ет­ся и св. Фа­марь (под име­нем Та­ма­ры). Оче­вид­но, пре­да­ние, со­хра­ня­е­мое Гру­зин­скою цер­ко­вью, сход­но с тем из­ве­сти­ем, по ко­то­ро­му Фа­марь мог­ла быть и до­че­рью Иоси­фа, и впо­след­ствии ми­ро­но­си­цею, вме­сте с сест­рою сво­ею, Са­ло­ми­ею (дру­гою до­че­рью пра­вед­но­го стар­ца).

[4] Это пре­да­ние о 110-лет­нем воз­расте прав. Иоси­фа сход­но с из­ве­сти­ем, что он пре­ста­вил­ся 111-ти лет, о чем мы на­хо­дим упо­ми­на­ние в апо­кри­фи­че­ской «Ис­то­рии плот­ни­ка Иоси­фа».

[5] Ше­ол — ад, жи­ли­ще мерт­вых.



Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS