Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Январь 2020

Символ веры. Памятуете ли?

25.01.20

Вот поэты и мудрецы языческие поставляют всю мудрость свою в том, чтобы изъяснять нелепое многобожие слепотствующего народа. У них суть бози мнози, и господи мнози; но нам, - говорит христианин, - Един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него (1 Кор. 8, 4. 5 ), и со св. отцами повторяет: верую во единаго Бога Отца Вседержителя... 

Символ веры


Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марши Девы, и вочеловечшася. Распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И вшкресшаго в третий день по писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, животво-рящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго Пророки. Во едину святую, соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь. 

О первых представителях Церкви Своей Единородный Сын Божий так говорил в молитве ко Отцу: глаголы, ихже дал еси Мне, дах им: и тии прияша, и разумеша воистину, яко от Тебе изыдох, и вероваша, яко Ты Мя послал еси (Ин. 17, 8). Они первые прияли от Него глаголы живота вечного, первые и уразумели, яко Он есть воистину Христос, Сын Бога живаго, при-шедый в мир грешныя спасти, и сию великую истину предали роду человеческому. После сего мы справедливо можем отнести то же Божественное изречение и к представителям Церкви последующим - святым пастырям и отцам ее. И им вверены словеса Божий, те самые глаголы, кои принес от Отца вечный Сын Божий; они всем сердцем приняли сии живоносные глаголы, сохранили и предали нам все те сокровища премудрости и ведения Божия, кои сокровенны были от веков в Возе (Еф. 3, 9), и потом явлены святым Его (Кол. 1, 26). Где же сии достойные поверенные Господни, сии таинники Божий, учители вселенной, где сложили они сокровища, вверенные им во благо всех человеков, как и в чем предали они нам глаголы живота вечного и свое разумение сих глаголов? Сложили и предали преимущественно в том символе веры, который ежедневно повторяет нам св. Церковь и который известен каждому христианину с самого младенчества его. 

Любезный собрат! часто ли ты размышляешь об этом драгоценном даре и наследстве, преданном нам отцами? Сознаешь ли ты, какое сокровище, какая высокая мудрость, какие спасительные истины заключены в этом кратком изложении нашей Божественной веры? Здесь мыслящий христианин всегда найдет, чем питать и ум свой, и сердце; здесь в готовности у него величайшие предметы для благоговейного размышления и самое верное руководство на пути спасения. Имея сей символ в уме и сердце и исповедуя его устами, самый простолюдин, даже отрок христианский, знает несравненно больше благотворных истин, нежели все мудрецы языческие. Премудрость мира породила бесчисленные книги, наполнила ими величайшие библиотеки; и сколько же в них неопровержимых истин! Если и есть они, то совсем неприметны среди громадных хитросплетений лжи, суетных умствований или словопрений. Между тем наш краткий символ веры весь есть свет животворный для духа, вожделенный для сердца, спасительный для всего человечества. Богомудрые отцы составили его почти весь из выражений Св. Писания и заключили в нем все важнейшие истины евангельского вероучения. 

Мы, наслаждающиеся столькими благами в Царстве благодати Христовой, мало сознаем все величие нашего счастья. Но вспомним, что было в мире до проповеди евангельской и что теперь, и мы увидим, от какой тьмы, какого унижения избавил нас Божественный Спаситель и в каком свете, в какое достоинство поставил. Се тма покрыет землю, - говорит Исайя, - и мрак на языки; на тебе же явится Господь, и слава Его на тебе у зрится (Ис. 60, 2). И явился Господь нам, и свет славы Его, свет истинного Богопознания и Богопочитания озарил нас! Обратимся опять к свету нашего символа и посмотрим, сколь явною делается при нем область мрака, покрывающего неверующих. 

Вот поэты и мудрецы языческие поставляют всю мудрость свою в том, чтобы изъяснять нелепое многобожие слепотствующего народа. У них суть бози мнози, и господи мнози; но нам, - говорит христианин, - Един Бог Отец, из Негоже вся, и мы у Него (1 Кор. 8, 4. 5 ), и со св. отцами повторяет: верую во единаго Бога Отца Вседержителя... 

Мудрствующие по стихиям мира все мысли свои погружают в стихии вещественные, рассуждая о происхождении мира, и потому то огнь, то скор воздух, то круг звездный, то зелъную воду принимают за первое начало вселенной (Премуд. 13, 2). Хаос мнений их не лучше довременного хаоса, какой они себе воображали. Как же решаем мы вопрос о происхождении мира? Весьма просто и ясно: веруем в Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 

Есть и другого рода неверующие. Они признают единого Бога, но такого, вся деятельность которого ограничивается одним миром, и который без творенья представляется недействующим. Мы отвергаем и это иудейское - раввинское понятие о Боге: мы веруем в превечную, внутреннейшую деятельность Божества триипостасного,- веруем в Бога Отца, в Сына Божия Единороднаго, прежде всех век, и в Святаго Духа, Господа, Иже от Отца исходящаго. 

Что может сказать непросвещенный откровением разум о спасении грешников? Какое изобретет он средство для восстановления падшей природы человеческой? Самим язычникам известно было, что Божественная правда и добродетель (Астрея) давно оставили землю: как же низвесть сию правду опять на землю, и низвесть во спасение, а не на погибель человеку? Как сочетать правду Божию с милостью? Как примирить человека с Богом? - Тщетны здесь все гадании разума, бессильны все изобретаемые им средства. Одна вера евангельская открывает людям вожделенную тайну их спасения, и христианин, покланяясь святому кресту, сознавая в себе новую жизнь от Бога, исповедует: верую в Сына Вожия Единороднаго, нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, распятаго за ны, воскресшаго, возшедшаго на небеса и седяща одесную Отца. 

А что известно разуму о будущей участи человеческого рода? К чему, наконец, приведет нас течение веков? В какое состояние лучшее должен перейти человек? О несовершенстве настоящего состояния свидетельствуют и опыт и разум, самая естественная мудрость требует, чтоб добродетель торжествовала и блаженствовала, а порок был унижен и подавлен; но где и как будет победа над злом, когда и как восторжествует добродетель? Здесь новая тьма для мудрствующих одним разумом. Но благодаря Божественному откровению и вселенским наставникам веры христианин и здесь видит свет, он верует в Сына Божия, паки грядущаго со славою судить живых и мертвых; он чает воскресения мертвых и жизни будущаго века.
Но премудрость Божия, заключенная в символе веры, открывает нам не только начало и конец нашего спасения, она открывает и действительнейшие силы и средства к совершению спасения в нас. Веруя в Сына Божия, нас ради сшедшаго с небес и паки грядущаго со славою, без особенного Божественного наставления как бы мы могли воспользоваться плодами пришествия Господня первого и удостоиться славы пришествия второго? Но веруем еще в Духа Святаго Господа Животворящаго, уверены, что Он наш Наставник и Утешитель, что Божественною силою Его сохраняется и возвращается все посеянное на земле Сыном Божиим и что Он же, обитая в сердцах верующих, уготовляет в них вечные обители славы. Сверх того, мы веруем и во святую вселенскую Церковь и, веруя, находим в ней все сокровища даров Святого Духа, пользуемся всеми средствами ко спасенью, в ее крещении исповедуя источник жизни благодатной, а в других таинствах - утверждение и совершение сей жизни.
Благословен убо Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, породивший нас во упование живо и призвавший из тьмы в чудный Свой свет! (1 Петр. 1, 3; 2, 9). Благодарим Его и за тех богомудрых наставников веры, каких даровал Он нам в святых отцах вселенских. Нам остается только пользоваться бесценным наследием - достойно ходити звания нашего и блюсти единение духа в союзе мира, памятуя, что едино тело - святая Церковь един Дух, ее оживляющий, един Господь, едина вера, едино крещение; един Бог и Отец всех, Иже над всеми и чрез всех и во всех нас (Ефес. 4, 1-6. «Воскр. Чт.», 1844 г.).

Памятуете ли? 


Позвольте мне, братия мои, по долгу пастыря Церкви, войти с вами в рассмотрение духовного состояния вашего и для сего предложить любви вашей несколько вопросов. И, во-первых, храните ли вы в целости драгоценный залог веры, преданный каждому из нас при святом крещении? Памятуете ли, что все мы, кто бы ни были, существа падшие, кои, будучи созданы невинными, украшены образом Божиим, поставлены в рай сладости, предназначены к бессмертию и блаженству вечному, не умели стоять на высоте богоподобия, послушались совета земного, низверглись произвольно в бездну непослушания и греха, разбились в прах и потеряли все, что имели и могли иметь? Памятуете ли, что для восстановления нас от сего ужасного падения, для изведения из бездны греха и тления сошел на землю Сам Сын Божий, облекся нашей плотью, жил подобно нам, претерпел все виды бедности и поношений, умер за нас на кресте, сошел в ад и потом, воскресши из мертвых, вознесся на небо, дабы с престола славы управлять всем миром к нашему спасению? Памятуете ли, что Сей возлюбленный Искупитель наш, вознесшись на небо, послал нам вместо Себя Иного Утешителя, Духа Пресвятого, дабы Он пребывал с вами вовек, наставлял нас на всякую истину, утешал нас во всякой скорби, что сей всеблагой Дух просвещает нас в Пророках и Апостолах, освящает и врачует в таинствах Церкви, что Он обитает благодатью Своею в каждой душе, которая не изгоняет Его из себя своею нечистотою и нераскаянностью? Памятуете ли, что у всех нас есть общая, Самим Богом данная, матерь-Церковь Христова, которая отрождает всех нас водою и Духом в таинстве Крещения, питает всех нас Словом Божиим и Телом и Кровью Христовою в таинстве Причащения, врачует души и совести в покаянии и исповеди, сопровождает нас в самые двери гроба разрешением и молитвами своими, что связанное или разрешенное служителями ее, связывается или разрешается в то же время на небе, и что всяк, противящийся святым уставам Церкви, по сему самому, есть хуже мытаря и язычника? Памятуете ли, наконец, что все мы здесь на земле на краткое время, что всех нас ожидает смерть и суд, что настанет время, когда все видимое пройдет, все умершие восстанут, дабы восприять по делам своим, и что тогда истинно покаявшиеся получат блаженство нескончаемое, а нераскаянные подвергнутся вечным мукам в аде! 

Вот сущность святой Веры нашей! Она высока и вместе открыта каждому, как свод небесный, глубока, неисчерпаема и вместе доступна всякому, как море, неисследима в существе и вместе благотворна для всех и везде, как солнце. Храните братие, сию святую Веру; за нее мученики пролили всю кровь свою, ей святые подвижники посвятили всю жизнь свою; для нее скитались в горах и пропастях земных те, коих, по слову Апостола, не бе достоин весь мир (Евр. 11,38). Стыдно и грешно будет нам, если мы не сохраним сей святой Веры теперь, когда ничто не отвращает от нее, но все побуждает хранить ее в целости. 

Соблюдая Веру правую, стараетесь ли, братие, жить по правилам сей святой Веры? Вы знаете, чего требует она от нас: чтобы мы не любили мира, ни яже в мире, чтобы избегали похоти плоти, похоти очес и гордости житейской, чтобы проводили жизнь в целомудрии, благочестии и правде, чтобы были милостивы, кротки, великодушны, чтобы помышляли и исполняли, по слову Апостола, вся елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика прехвалъна, аще кая добродетель, и аще кая похвала (Фил. 4, 8). Такова ли ваша жизнь, возлюбленные? Кого Бог благословил дарами счастья, благодарит ли тот Бога, и употребляет ли сии дары во славу Его и на пользу ближних? Кого Бог благословил несчастием, смиряется ли тот под крепкую руку Божию, носит ли свой крест благодушно и пользуется ли им для очищения и освящения души своей? Отцы и матери! воспитываете ли детей ваших в страхе Божием и подаете ли им пример жизни святой и богоугодной? Чада и домочадцы! вознаграждаете ли своею любовью и послушанием родителей за заботы и труды, для вас подъемлемые, услаждаете ли своим усердием и нежностию их старость и немощи? Господа и властители! памятуете ли, что и над вами есть Владыка, Коему должны вы будете некогда дать отчет в участи подручных вам, и не страждут ли они от вашей жестокости и ваших прихотей? Слуги и рабы! служите ли господам своим по-христиански, трудясь от души, а не пред очами точию работающе? Знаете ли, что вы служите не человекам, а Господу, Который поставил вас при рождении в сие состояние, и что, чем труднее жребий ваш здесь, тем большая ожидает вас награда там? Христианство не уничтожает различия званий и состояний земных, но оно облагораживает и освящает их все. Христианин превыше земных отношений: каждое звание для него есть только переход к одному званию всеобщему, небесному. Там всё сравняется, всё вознаградится сторицею: там соединимся все, и составим единое семейство Отца небесного.

Господь милосердый, ведая всю немощь существа нашего, преподал нам наидействительнейшее средство к изглаждению самых грехопадений наших. Я разумею покаяние и исповедь. Пользуетесь ли вы сим драгоценным средством, как должно? И производит ли оно в вас то, что должно? - пользуетесь ли? Мы ежедневно омываем лицо и руки, почитаем за необходимое чистить платье, обувь и внутренность домов наших: как же, хотя раз в год, не омыть души и сердца слезами покаяния? не очистить совести исповедью? Но покаяние действительно тогда только, когда оно сопровождается истинным раскаянием во грехах, исповедь сильна тогда только, когда мы не возвращаемся снова на те грехи, в коих прияли отпущение. Итак, стараетесь ли избегать тех мрачных и скользких стремнин, в коих падала и сокрушалась ваша добродетель? Принимаете ли все меры к тому, чтобы нужный росток невинности, возникающий в таинстве покаяния был ограждаем и храним от новых бурь, от новой засухи и ожесточения греховного, от нового наводнения потоками чувственности? Без сего вы будете восставать только для того, чтобы упасть снова и еще глубже, пока не погрузитесь в ту глубину зол и нечестия, откуда нет исхода. 

Последний вопрос: памятуете ли, братие, о своей смерти и приготовляетесь ли, как должно, к последнему часу вашему? Неминуем и грозен час сей; страшно разлучение души от тела! Тогда все оставит нас, все, что занимало, обольщало, радовало и печалило! Позади мир и жизнь, впереди вечность и суд! Одна вера, одни добрые дела, одно покаяние и сокрушение сердца пойдут за нами и будут в помощь нам, если мы стяжали их. Памятуете ли сие, возлюбленные, и готовитесь ли к переходу из суетного мира сего в вечность? Если мы, предпринимая какой-ли4© временный путь, заранее готовимся и обдумываем, как совершить его, где и в какое время остановиться, что где сказать и что где сделать, то не крайнее ли безрассудство иметь пред собою вечность и не думать предварительно, как вступить в нее, не стяжать надлежащего запаса на бесконечное странствование, не употребить всех сил и средств на то, чтобы последний грозный час не застал нас внезапно - неготовыми? Ибо кто положил завет со смертью? Кто может сказать, что он увидит завтрашний день? не пойдет ныне же путем всей земли? Благо тому, кто живет так, что всегда готов окончить жизнь и предстать на суд Божий! Но горе тому, кто потерял из виду последнюю цель бытия своего, кто поработил себя похоти и страстям, кто, имея еще возможность принести покаяние в грехах своих и очистить их верою и слезами, не спешит воспользоваться средствами к спасенью грешной души своей! Пройдет драгоценное время милосердия, и двери затворятся! Начнет он тогда плакать и вопить, и никто не услышит! Да не постигнет сия страшная участь никого из нас. Аминь. 

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS