Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Май 2016

О вере

28.05.16 | Автор: Преподобный Макарий Египетский
В Евангелии Господь, желая довести учеников до совершенной веры, сказал: верный в мале, и во мнозе верен есть, и неверный в мале, и во мнозе неверен есть (Лк.16:10). Что такое малое? и что такое многое? 
В Евангелии Господь, желая довести учеников до совершенной веры, сказал: верный в мале, и во мнозе верен есть, и неверный в мале, и во мнозе неверен есть (Лк.16:10). Что такое малое? и что такое многое? Малое - это обетование века сего, чем Господь обещал снабжать верующих в Него (таковы например: пища, одеяние и прочее служащее к успокоению тела, здравия и сему подобное), повелев совершенно не заботиться о сем прибегающим к Нему, но с полною доверенностью надеяться на Него. Многое же - это дары вечного и нетленного века, какие Господь обещал даровать верующим в Него, и непрерывно о них заботящимся и просящим их; потому что заповедал: вы же ищите токмо царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф.6:33), чтобы малым и временным испытан был каждый, верует ли он в Бога; потому что Бог обещал снабжать сим, хотя ни о чем таком не станем заботиться, будем же иметь попечение только о будущем и вечном. Ибо по слову, которое сказал Господь, каждый испытывается и познается, если он верует в рассуждении временного. 
Как же это? Слушай. Называешь ты себя верующим, что сподобишься небесного царства, соделаешься сыном Божиим, родившись свыше, будешь наследником Божиим, и целые веки станешь царствовать со Христом, и как Бог блаженствовать в неизреченном свете беспредельные и бесчисленные веки? - Без сомнения, скажешь ты: "действительно так; ибо, по сей причине удалившись от мира, предал я себя Христу". - Итак, испытай сам себя, не обладают ли еще тобою житейские и земные попечения, не много ли у тебя заботы о пище и одежде для тела, о прочих потребностях и о спокойствии, не прибегаешь ли к силам своим, не промышляешь ли сам о себе, тогда как повелено тебе совершенно не иметь о сем попечения?
Если веруешь, что получишь вечное, бессмертное, непреходящее и нетленное; то не тем ли паче получишь это преходящее и земное, что Бог дал и зверям, и птицам, и злочестивым людям? Ужели не веришь, что Господь снабдит тебя тем, о чем заповедал не иметь тебе попечения, говоря: не пецытеся, что ясте, или во что облечетеся: всех бо сих языцы мира ищут; о вас же Отец небесный весть, яко требуете сих всех (Мф.6:25.32); и укоряя маловерных, присовокупляет: воззрите на птицы небесныя, яко ни сеют, ни жнут, и Отец ваш небесный питает их: кольми паче лучше вы есте птиц (26)? И еще более обеспечивая, говорит: не пецытеся убо на утрей (34). Если же имеешь еще о сем попечение и не вверил себя слову Господню; то знай, что не уверовал еще ты в получение тобою вечных благ, то есть, царства небесного; и почитаешь себя верующим, оказываясь неверующим в рассуждении малого и тленного.
И еще, как тело дороже одежды, так душа дороже тела. Итак веруешь ли, что душа твоя приемлет от Христа уврачевание вечных и неизлечимых человеческими средствами язв, страстей безчестия (Рим.1:2,6), так как Господь, единственный Целитель и Врач, для того и пришел сюда, чтобы уврачевать ныне души верующих от неисцелимых человеческими средствами страданий, и очистить от скверны греховной проказы? Ты скажешь: "конечно верую, потому что для сего я здесь, и это самое у меня в ожидании". - Итак, испытав себя, дознайся: не увлекают ли тебя плотские страдания к земным врачам, как будто Христос, Которому вверился ты, не может уврачевать тебя. Видишь как сам себя обманываешь. Смотри, почитаешь себя верующим, и не веруешь, как должно, по самой истине. А если ты уверовал, что Христос врачует вечные и неисцельные язвы бессмертной души и греховные немощи: то ужели невозможно уврачевать временных болезней и немощей тела, если прибегнешь к Нему единому, презрев врачебные пособия? Ибо Создавший душу сам сотворил и тело; и Врачующий бессмертную душу сам может уврачевать и тело от временных немощей и болезней.
Но без сомнения скажешь мне: "Бог дал сие на уврачевание телу, предустроив, что и травы, и земные врачества, и пособия врачей против телесных немощей, для тела, которое из земли, приуготовляются из различных видов земли". И я согласен, что это так. Но знай, кому сие дано, и для кого предустроено. Бог, по беспредельному Своему человеколюбию и по благости Своей, когда человек отпал от полученной им заповеди, подвергся гневному приговору, из рая сладости изгнан в мир сей, как бы в плен, в пустыню, и в какую-то рудокопню, стал под властью тьмы по неверию, вследствие заблуждения страстей, прежде не знавший ни страданий, ни болезней, впал в страдания и болезни плоти, и все от него родившиеся стали подвержены тем же страданиям; тогда по великой благости Своей, не хотя, чтобы конечно погиб грешный род человеческий, предустроил все сие для немощных и неверных. Но в подкрепление, обережение и служение телу, дал сие людям мира сего, всем внешним; ибо пользоваться сим дозволил им, неспособным еще всецело вверить себя Богу.
А ты, монах, пришедший ко Христу, возжелавший быть сыном Божиим, родиться свыше от Духа, стать выше первого и не знавшего страданий человека, приявший большие обетования - благоволительное пришествие Господа, соделавшийся странником мира сего, должен, преимущественно пред всеми мирскими людьми, приобрести себе и веру, и мысль, и житие, как бы новые и необычайные. Ибо если живешь так же, как и все, то ничем не отличаешься от людей мирских. Вот в мире и женятся, и едят, и пьют, употребляют в свою пользу и золото, и серебро, и торговлю, и искусства, и богатство, так как Бог все назначил для человека, подпадшего греху. Ибо не утверждаем, чтобы из определенного на пользу человеку было что-нибудь не от Бога. Но ты для совершенного благоугождения Христу стал вне этого; также должен поставить себя вне мирского врачевания немощей и вне врачебных пособий, как притекший ко Христу, Который обетовал всем наделять рабов Своих. Если же и рассуждаешь, и чувствуешь одинаково с миром; то подобен ты уже людям мирским, и также неверен, хотя почитаешь себя верным и своим Христу. Новых и необычайных для всего мира, и произволения, и веры, и занятий, и жития, домогаться и достигать должен ты, возжелавший совершенно благоугождать Христу, последовать стопам Его и иметь образ мыслей, противный людям века сего; потому что ты поверил новой и необычайной вести, обетованиям благ вечных, наследию небесного града, неразрушимого царства, непрестанных утех и вечного наслаждения, освящению сердца и совершенному очищению, произведенному в тебе Духом. Ибо возжелавший быть действительно Христовым человеком и надеющийся улучить вечные блага обязан с радостью труды и скорби почитать богатством, злострадание вменять себе в упокоение, суровую жизнь в наслаждение, укоризну в честь, оскорбления в славу; потому что это - слава рабов Божиих, последующих своему Господу и покорствующих словам Его.
Подвижник и воин Христов не только должен переносить укоризну, но если встретится и богатство, то ему прилично вменять оное в гной; а если слава и начальство, то не превозноситься и не надмеваться; если похвалы и почести от людей, почитать их незаслуженными; лучше же сказать, что почитается славным, о том скорбеть, а что бесчестно в мире, тому радоваться и тем увеселяться. Иногда возможно перенести укоризну и не перенести славы и почестей, а напротив того возгордиться и выйти из себя, и оставить смиренный путь правды. Посему-то говорит Павел: оружии правды десными и шуими, славою и безчестием (2Кор.6:7), чтобы, при всяком испытании тем и другим, быть себе самому равным, и неколебимым, и не выходить из себя. Ибо таков должен быть желающий истинно благоугождать Господу, и так совершать подвиг своего произволения. Как наковальня не уступает ударам и не напечатлевается на ней впадин, но всегда остается сама себе равною; так и желающий быть христианином в различных скорбях и искушениях (как при внешних, людьми причиняемых обидах, или гонениях, или ущербах, или подобном тому, так и при внутренних нападениях духов злобы), да будет сам себе равен, мужественно перенося все, что ни приключится. Твердынею, ограждением и столпом крепости от лица вражия имея всегда Господа, к Нему да прибегает во время брани, если находится в какой либо вражеской стране, и да скажет: буди ми, Боже, в прибежище и в место крепко, спасти мя (Пс.70:3). Так возможет он преодолеть все встречающиеся искушения и скорби, имея всегда пред очами Господа, также веру в Него и упование, подобное твердой уверенности. Если же встретят его слава человеческая, похвалы, почести и начальство, то, как сказано, да не производят в душе его никаких впадин и напечатлений, так чтобы ему услаждаться и упокоеваться, превозноситься и выситься тем. Ибо ему, искушаемому десными и шуими, т.е. славою и безчестием, гаждением и благохвалением, надобно быть ровным и непреклонным ни на ту, ни на другую сторону, оставаясь всегда неколебимым.
Так, кто заранее построил основание свое на камне, тот при наводнениях и реках скорбей, при бурях искушений, хотя напирают и ударяют в него страшные ветры - духи злобы, не падет, потому что основан бе на камени (Мф.7:24). Кто первоначально, по Божию слову, упражнялся в приобретении такового навыка и в благом приобучении себя к мужеству, твердости, великодушию, терпению, вере, надежде и преданности, навык добрым нравам и праведной жизни, проводит время и в других упражнениях добродетели, последует слову Божию, и потом, по ожиданию веры, приял силу свыше; тот по благодати Божией истинно делается основанием, домом, столпом и утверждением, для многих душ служит виновником жизни, имея силы понести немощи многих.
Посему и мы, обучив себя всякой добродетели и по всякому доброму способу предав себя благоугодной жизни, когда ум наш не будет уступать никакому искушению, укрепляемые благодатью Божиею, да соделаемся наследниками вечных благ о Христе Иисусе Господе нашем. Ему слава и держава со Отцем и Святым Духом во веки веков! Аминь. 

Примечания 

1. И сия беседа, хотя не в полном виде, также находится между сочинениями пр. Макария Египетского (Беседа 48).

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS