Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Май 2016

Руководственное пособие к пониманию Псалтири (Псалмы 1-6)

02.05.16 | Автор: еп. Ириней (Орда)

"Бог ли не защитит избранных Своих, Вопиющих к Нему
день и ночь, хотя и медлит защитить их?" 

(Лк.18:7) 

ПСАЛОМ 1. Участь праведника и грешника 

 
В большинстве изданий (греч. и лат.) этот псалом не имеет надписания, может быть потому, что он считался как бы предисловием ко всей Псалтири (так думают св. Василий В., бл. Иероним и другие); уже в древности не все считали его собственно псалмом, а как бы введением к псалмам, и поэтому наш второй псалом называли первым (ср. Деян.13:33 по Cod. D., у Оригена, Тертул. и др.). Толковники видят в этом псалме сущность всех псалмов: "Только в единении с волею Божиею, выражающемся в исполнении закона Божия, заключается истинное, прочное счастие; в отдалении же от Бога нет ничего кроме бедствий". Никто, конечно, больше не испытал на себе этой истины, как Давид, который поэтому и признается писателем этого псалма. В первой его части (ст.1-3) заключается изображение блаженства праведника, который сначала характеризуется как удаляющийся от всякого родах зла; потом положительно, как человек, воля которого в священном влечении направлена только к закону Господню, и который, чтобы не нарушить ни одной из многих заповедей, неустанно (день и нощь) и усиленно (LXX μελετήσει) исследует закон (ст.2). Такой человек твердо вкоренен во всемогущей, оживляющей воле Божией; пусть поэтому проходят над ним палящий зной и жгучий ветер земных бедствий или будущего Божественного суда, он не потерпит никакого вреда, и будет твердо стоять, подобно дереву, корни которого достигают до источника воды. Подобно такому дереву, он в надлежащее время приносит плоды (добрые дела) и стоит с роскошною листвою (жизнь в благодати); так как воля его соединена с волею Всемогущего, то он счастливо совершает все, по-видимому, и самые неудачные дела (Рим. 8, 28) (ст.3). Совершенно иначе нечестивый: он подобен мякине, которую ветер при молотьбе подымает на гумне с земли (от лица земли) и перебрасывает (возметает - projecit) по земле (Ис.17:13), между тем как зерно, не поддаваясь ветру, падает на гумно. Так как грешник не находится в союзе с Богом, то он не имеет постоянной поддержки (благодати); и так как он подобен мякине, то потому (сего ради) он не выдержит дуновения ветра Божественного суда (Пс.17:11). Мучимый угрызениями совести (Прем.5:2 и д.), он не может прямо стоять (ανίστηναι) на суде, пред собранием праведников, свидетелей и присутствующих на этом суде (ср. 1Кор.6:2). Так (по утверждению ст.3 и 4-5) должно быть; праведник должен стоять благоуспешно (ст.3), нечестивый же погибнуть (4-5); потому что (яко ст.6) Бог знает поведение благочестивых и должен признать оное похвальным и заслуживающим награды; путь же грешников с такою же необходимостию оканчивается погибелью (απολειται); ср. Притч.5:5.
Многие св. отцы относят этот псалом к Иисусу Христу, пищею Которого было исполнять волю - закон Своего небесного Отца (Ин.4:34) и Которого ни диавол (Мф.4:1 и д.), ни люди (Мф.16:23), ни собственная природа человеческая, уклонявшаяся от смертных страданий (Мф.26:49), не подвинули хотеть противного тому, что хочет Отец. Покорность Его воле Бога Отца достигла своей высочайшей степени в терпеливом перенесении крестных страданий и добровольной смерти; чрез такое послушание Искупитель сделался плодоносным деревом для алкавшего человечества (ст.1-3), и навсегда разрушил власть греха (4-6). 

ПСАЛОМ 2. Против помазанника Божия ничего не могут сделать никакие мятежники. 

 
Второй псалом - мессианский; христианин убеждается в этом из Деян.4:25 и д. 13:33; Евр.1:5; 5:5; ср. Апок.2:27; 19:15. Иудеи также, еще во времена Иисуса Христа и позже до 12-го века, единогласно считали этот псалом мессианским. - Известно, что кроме мессианских псалмов в Псалтири есть еще преобразовательно -мессианские; но настоящий псалом, по нашему мнению, прямо мессианский; по своему буквальному смыслу и исключительно он должен быть изъясняем в приложении к Мессии; ибо когда же (если привесть хоть одно внутреннеее основание) какому-либо еврейскому царю предлагаема была власть над всеми языческими народами, до самых границ земли (ст.8; ср. ст.7)?!
Писатель псалма, по Деян.4:25, был Давид. - Объятый пророческим духом, пророк провидит мессианское будущее. На основании 2Цар.7:12 и д., власть обетованного Мессии он мог представлять мирною; поэтому он удивился (отсюда и восклицание: вскую!), когда ему в видении показана была сильная, проходящая чрез всю всемирную историю, достигающая своей крайней степени в лице антихриста, оппозиция против Мессии, имевшая свой прообраз во многих войнах Давида с соседними языческими народами. Эта оппозиция представляется ему революционным восстанием всех народов и царей (ст.1-2), которые объявляют, что они насильственно (расторгнем) хотят избегнуть строгой (иго) власти, которую Мессия во имя Божие (поэтому множ. число их) оказывает над ними (в церкви) (ст.3). Но начинание возмутителей напрасно (поучаются тщетным); Царствующий на небе, т.е. Всевышний, Всемогущий, посмеется только над ними (презрение к их бессилию) и тотчас обратится (тогда) с гневным словом, которое и приведет их в смущение (ст.4-5). После того псалмопевец представляет говорящим к гордым возмутителям самого Мессию, Который объявляет им (в ст.6), что Сам Бог поставил его Царем над Сионом (Церковью; ср. Гал.4:22 и д. особ.26), потому они ничего не могут сделать против Него; - Он хочет объявить (διαγγέλλειν) им относящееся сюда определение, решение (повеление) Божие, что тотчас в ст.7-9 действительно и делает. Определение это объявляет Мессию Сыном Божиим (Сын Мой еси Ты), обещает Ему, как отеческое наследство, господство над всеми народами земли и власть наказывать (упасеши жезлом железным) и истреблять (сокрушиши) эти народы, если они будут упорствовать (ст.7-9). Поелику же так и случилось, то пусть возмутители не надеются на победу, - обращается к ним псалмопевец (ст.19-13), в особенности к предводителям их (царие), и увещевает их показать свое благоразумие (разумейте), совершенствоваться (παιδευητε), с благоговением подчиняться (работайте) своему Господу, Мессии и оказывать Ему почтение (радуйтеся - αγαλλασθε - восклицайте радостно, - радостное восклицание - символ почтения (Числ.23:21). С радостною скоростию (δραξασθε) они должны взяться за учение и наставление, чтобы Мессия не разгневался на них и чтобы скоро не погибнуть им и не потерять правого пути (с евр. "чтобы вам не погибнуть в пути" вашем), когда гнев Его возгорится для решительного наказания. В заключение псалмопевец прославляет блаженными всех, с доверием и надеждою предающихся Царю - Богу, Мессии. 

ПСАЛОМ 3. Молитва (утренняя) человека, надеющегося иа Господа во время великой опасности 

 
По заглавному надписанию, возражать против которого нет никаких важных внутренних оснований, псалом этот написан во время гонения Давида Авессаломом. - С плачем и босой убежал Давид, с немногими оставшимися ему верными, из Иерусалима через гору Масличную в Иерихонскую пустыню. Здесь он дал покой своим усталым членам (ст.6; ср. 2Цар.16:14); но в ту же ночь (2Цар.17:21-22) он должен был продолжать свое бегство и перейти через Иордан в Маханаим. Перешедши благополучно чрез Иордан, он ранним утром (2Цар.17:22) излил свою душу в молитве, составляющей содержание третьего псалма. Обратив слезный взор к небу (Господи), он высказывает свое удивление множеству своих врагов (ст.1); весь Израиль был (2Цар.15:13) на стороне Авессалома; дело последнего считали (мнози) правым и громко высказывали убеждение, что Бог на этот раз не поможет Давиду (ст.3). Но Давид и теперь надеется на Господа, что Он спасет его честь и выведет победителем из настоящего угнетенного его положения (ст.4). К Нему, царствующему на Сионе, поэтому, настойчиво (гласом взывать - гебраизм) взывает он о помощи, и уверен, что Бог услышит его (ст.5 возвах=зову; услыша=услышит). В прошедшую ночь Господь чудесно уже защитил его; усталый псалмопевец лег (εκοιμήθην) и погрузился в глубокий сон; и если бы Господь не бодрствовал над ним, то враги напали бы на него и умертвили (2Цар.17:2); но Господь расстроил их планы, и для Давида достаточное основание не бояться (ст.7), хотя бы возмутившийся народ мириадами восстал против него; к Иегове он еще раз взывает о помощи (ст.9); конечно, Он сделает возмутившихся (сравнивает их с дикими зверями) безвредными, и таким образом доставит ему спасение. Достойно удивления, что псалмопевец в заключение (ст.9) испрашивает у Господа благословения своему возмутившемуся народу, и в этом он - прообраз Христа, молящегося на кресте за своих врагов. 

ПСАЛОМ 4. Вечерняя молитва человека несправедливо преследуемого, но спокойно надеющегося на Бога 

 
Как здесь, так и в 54-х других надписаниях псалмов стоит неясное - в конец - είς τέλος. По нашему мнению это темное выражение столь же трудно объяснить, как и еврейское ламнацеах. Большинство переводчиков в настоящее время на основании 1Пар.15:21, 2Пар.1:17; ср. Авв.3:19, переводят его обыкновенно: начальнику хора, т.е. в значении - передать этот псалом для исполнения с аккомпанементом на струнных инструментах (бенегинот, LXX εν φαλμοις, Vulg in carminibus) и т.п.; но не ясно ли уже само собою, что песнь, которая назначалась для хорового исполнения, должна быть вручена начальнику хора? Уже LXX-ти, а также Акиле, Симмаху, Феодотиону и др. эти выражения, подобно другим техническим выражениям надписей, не были понятны. Или, может быть, их είς τέλος соответствовало нашему fortissime (весьма громко). Св. отцы большею частию толкуют эту надпись в смысле эсхатологическом (о конце времен). Происхождение этого псалма одни из толковников относят ко времени Саулова гонения на Давида (1Цар.30:6); большинство же - ко времени Авессаломова гонения; последнее мнение нам кажется (ср. особ. ст.3) справедливее; так как исторические обстоятельства этого псалма почти те же, что и псалма 3-го; только он составляет вечернюю молитву. - Сравнительно с массою своих врагов, престарелый Давид кажется одиноким (ст.10); необходимые средства для пропитания он получил со стороны (ст.8; ср. 2Цар.16:1 и д.); но некоторые из ушедших с ним совершенно потеряли мужество и спрашивали: кто явит нам благая? Он же сам исполнен спокойной уверенности и надежды, и особенно настойчиво выражает желание, чтобы преследователи его (сынове человечестии) увидели свою неправду и не оскорбляли Бога враждою к Его помазаннику. К этим гордым гонителям его обращена первая часть псалма. Давид объявляет им, что Бог доселе внимал ему во всех его нуждах, и затем молится к Господу (ущедри и пр.) о помощи в настоящей нужде. Потом предлагает своим врагам вопрос: доколе они будут упорствовать в своем жестокосердии, измышлять против него ложь и замышлять суетное предприятие (суету), чтобы низвергнуть его с престола. Они должны помнить (ср. 4), что Сам Бог за его благочестие (преподобного), чудом благодати, сделал его царем и поэтому несомненно услышит его. Он не мешает им (ст.5) гневаться за некоторые из его правительственных мероприятий (может быть и не безосновательно, только они не должны (если не одобряют того или другого) доводить себя до греха, т.е. до революции против помазанника Божия; напротив они должны на ложах своих (когда тишина ночи и уединение благоприятствуют спокойному обсуждению) раскаяться в своих замыслах и выразить свое раскаяние в принесении жертвы, которая, если будет происходить из покаянного душевного расположения (Пс.50:19), будет приятною пред Богом (жертву правды); затем они должны надеяться на Бога, а не на восстание. Он с своей стороны надеется только на Бога; правда, многие (его приближенные) ожидают дурного исхода его делу и с ропотом спрашивают: кто укажет нам благая, т.е. спасение? Но над ними Божия милость, и поэтому он среди опасности и нищеты исполнен внутренней радости, которая, как радость в Боге, несравненно действительнее, чем временная радость его врагов, имеющих богатые запасы продовольствия. Беззаботно ложится он спать, и тотчас засыпает, так как Бог дает ему, оставленному людьми, безопасность. 

ПСАЛОМ 5. Утренняя молитва о помощи против врагов. 

 
По надписи пятый псалом написан Давидом; исторические обстоятельства происхождения его с точностию не могут быть указаны; легче всего объяснить все частности псалма, относя его ко времени Саулова гонения. Псалмопевец находится вдали от богослужебных мест (ст.8); он в тесных обстоятельствах (ср. ст.2 звание - (κραυγή), и в своей тяжелой горести в раннее утро обращается ко Господу (ст.2-4). И как он - псалмопевец - чуть свет, в раннее утро предстоит уже (в молитве) пред Господом и с страстным желанием и надеждою ожидает божественной помощи (Мих.7:7), так и Господь, молится он, пусть рано, пусть скоро услышит его. Основание (яко), почему псалмопевец так уверен в ожидаемой помощи, состоит в том, что Бог не может помогать грешникам - каковы гонители Давида, и должен наказать их; наказание же Саулу и особенно тем кровожадным (мужие кровей), которые не переставали Саулу клеветать на Давида (льстива и пр. 1Цар.24:10; 26:19), и будет в то же время испрашиваемою помощью Давиду (ст.5-7). Когда же это исполнится, и Бог, таким образом, покажет на нем полноту Своей милости, то (ст.8 же противоположность; поражение врагов, - спасение угнетенного) псалмопевец пойдет в дом Божий, и там (в притворе) в жилище Божием в священном благоговении совершит благодарственную молитву за такое спасение. В виду правды Божией и злобы гонителей, Давид вполне уверен в спасительном заступлении Божием; но он знает также, что вследствие своей греховности может сделаться недостойным божественной помощи, и тогда легко враги его восторжествовали бы; поэтому (ст.9) он молится, чтобы Бог руководил его Своею благодатью на пути заповедей (правдою; ср. Пс.118), дал ему силу идти прямою (праведною) дорогою пред Его глазами; ибо если Бог не поможет ему, как грешному, то враги тем более будут считать дело свое правым, а это далеко не так: ибо они лжецы и клеветники поэтому несомненно, что Господь явится наказующим их (суди им), не допустит осуществиться их планам, и изгонит их (изрини) из общества. Если, таким образом, победит дело правое над грехом, тогда этому обрадуются все богобоящиеся (уповающии ... любящии), Бог будет жить как бы между ними, как бы явится находящимся среди них, и будет прославляем ими, как защитник праведников (ст.13 благословши - в смысле заботы, как настоящее; венчал еси, кругом окружил). 

ПСАЛОМ 6. Молитва о милосердии и помощи Божией. 

 
Раввины и большинство христианских толковников утверждают, что Давид написал этот Псалом во время болезни, которую он навлек на себя прелюбодеянием с Вирсавией; но можно возразить: как идет сюда молитва об освобождении от внешних врагов (ст.9-11)? - Состояние псалмопевца по этому псалму естественнее представляется в таком виде: очень давно уже Давида преследует Саул и его приверженцы (ст.9) и он много горя перенес уже от гонителей. В близком будущем ему не видится никакой надежды на окончательную победу над противниками; вследствие этого его начинает мучить мысль, что Бог гневается (яростию) на него, отверг его, и что все страдания, которые тяготеют над ним, посланы не отеческою любовью, но по ненависти к нему. В таком опасении страдания псалмопевца еще больше усиливаются, так что не только разрывается его сердце, но и тело тает. Больной душевно и телесно (ст.3-4), он молится, чтобы Бог не отверг его (да не яростию обличиши), не предал его смертной казни, но сжалился над ним - бедным (3-4); тем более это Он может сделать, что с смертию псалмопевца Он потеряет ревностного своего хвалителя, так как в шеоле (во аде) как месте забвения (Пс.87:13, 113:17; Ис.38:18), не вспоминают больше о Боге и поэтому не могут Его там прославлять. - Еще раз (ст.7-8) псалмист изображает свои бедствия; мучимый чувством оставленности Богом, он плачет целую ночь; от душевной боли (от ярости - θύμω) глаза его ослабели (с евр. иссохло око) и он сам состарился, выглядывает стариком, именно потому (от в смысле - по причине), что враги его угнетают со всех сторон. Затем он обращается к этим нечестивцам (ст.9), внутренне утешившись во время своей молитвы и будучи уверен, что Господь его услышит; они, нечестивцы, со стыдом должны возвратиться назад, так как псалмопевец услышан Богом (будущее, вследствие веры, видится ему уже как наступившее): пусть же это совершится! (ст.11).


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS