Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Май 2016

Руководственное пособие к пониманию Псалтири (Псалмы 7-12)

03.05.16 | Автор: еп. Ириней (Орда)

«Даже хотя бы ты не разумел силы Божественных слов, приучай, по крайней мере, уста произносить их, язык освящается этими словами, если они произносятся с усердием».

Святитель Иоанн Златоуст

ПСАЛОМ 7. Молитва невинного о наказании клеветников его.

Псалом 1 этот написал Давид. Саул пред всеми объявил, что Давид злоумышляет против него (1Цар.22:7-13) и следовательно злое имеет против него в уме, и таким образом за любовь платит ему неблагодарностию. Такими заявлениями (о словесех) Саула вызвано происхождение этого псалма. Псалмопевец находится в бегстве и каждую минуту в опасности, что Саул схватит его и лишит жизни (да некогда похитит, - единст.число) при помощи и содействии многочисленных своих придворных (от всех гонящих мя); - ввиду этого он молит о помощи Бога, своего Помощника (ст.2-3). Затем он мотивирует свою молитву клятвой в своей невинности (ст.4-6). Если он сделал это (сие) - именно, то, в чем упрекает его Саул, - если он сделал неправду (в руку моею), даже если он только не удержался от (позволенного) возмездия (ср. 1Цар.24:12; 26:18); то пусть Бог накажет его пред врагами его самым постыдным образом (ст.5); пусть умертвит его (в персть вселит). В твердом сознании свидетельствуемой невинности, Давид умоляет Господа произвесть суд над врагами, не оставить их не наказанными, восстать против них, так как они уже до крайности дошли (в концах), - наказать соответственно заповеди (εν προστάγματι), которую Он дал Своим представителям на земле, именно судиям, - заповеди наказывать притеснителей и оправдывать угнетаемых; что Он поручил Своим представителям на земле пусть скорее исполнит Сам. - И в глазах моавитян, филистимлян, эдомлян и других, с таким ожесточением преследуемый Саулом Давид должен был показаться злодеем; поэтому он высказывает желание, чтобы народы, как свидетели, окружили (и сонм людей) престол Божий, где Он будет судить; иначе - пусть Бог так необычайно накажет гонителей его, чтобы и соседние народы и весь мир могли убедиться, что дело гонимого правое. Ради этих народов (и о том - сонме), т.е. чтобы явиться Ему всемогущим заступником правды, Он должен возвратиться на высоту, т.е. на Свой высокий престол, который Он по-видимому оставил, так как неправда сильно уже распространилась на земле; - Господь есть Судия и язычников (судит людем) и поэтому Он должен теперь явиться пред ними, как Судия. Этим судом невинному псалмопевцу воздано будет по правде (суди ми); злоба врагов истребится и угнетенный праведник будет поставлен прямо (исправиши), т.е. как победитель (ст.10). После молитвы в сердце псалмопевца является теперь успокоительная надежда на праведную (праведно) помощь (ст.11); если Бог праведен, то и должен Он помогать праведнику; это и может Он, ибо Он всемогущ (крепок); а если Он на некоторое время гневается на праведника, т.е. если допускает ему бедствовать, то это продолжается не навсегда (не до конца прогневается); как долготерпеливый, Он только ожидает некоторое время, не отстанут ли нечестивцы сами по себе от преследования праведника; а если они этого не делают, то Бог приходит с судом на них. Поэтому псалмопевец обращается с грозным требованием к своим гонителям: аще не обратитеся... Бог уже поднял свою страшную руку против них, посему это самое лучшее время для раскаяния их и обращения. Но Давид предвидит, что таковое не последует, что поэтому должен открыться суд над врагами; и он изображает этот суд уже наступившим (се! непосредственное настоящее). Его враг (коллективно) ходит беременный злобою к псалмопевцу; скорбное и тяжелое положение (болезнь - πονος) он придумал ему (зачат) и в своей злобе уже достаточно приготовил ему страданий (роди); верную (ископа) погибель, ров, покрытый ветвями для лова львов, измыслил враг для псалмопевца; но все это зло обращается на него самого; спасенный псалмопевец за это будет хвалить Бога (18).

ПСАЛОМ 8. Величие Божие в величии человека.

Восьмой псалом составляет одну из прекраснейших песней, написанных Давидом, и по своему ближайшему смыслу может быть назван хвалебною песнью величию Божию, проявляющемуся в величии человека. - В тихую ночь, с раздумьем в сердце, смотрит псалмопевец на прекрасное, особенно в Палестине, звездное небо (в ст.4-м солнце не упоминается); его объемлет чувство величия Божия, которое громче всего возвещает звездное небо. Это чувство возрастает при взгляде псалмопевца на дремлющую в ночном покое землю (ст.2 и 10); все чудные черты, которыми в книге видимой природы написано имя Божие, выступают пред его душою, и, переполненный такими впечатлениями, он восклицает: Господи, Господь наш и пр. По всей земле имя Божие (т.е. Бог, насколько Он в природе открывает, так сказать, высказывает Себя, называют) чудно, т.е. размышляющему чувству Бог везде в Своем откровении в природе представляется великим, чрезвычайно славным; да иначе и быть не могло. Ибо слава Его достигает превыше неба (взятся), т.е. она безмерно велика! Печать Своего величия Господь положил и на созданной Им природе. Это величие и слава, особенно в звездном небе, столь поразительны и внушительны, что уже грудной младенец (у евреев кормили грудью до третьего года) и лепечущее дитя, - восхищаясь его видом, - чувствуют это и высказывают радостно в (бессознательной) хвале Богу; потому-то именно и не извинительны безбожники: величие Божие так очевидно в природе, что даже детям оно заметно, - лепечущее дитя осуждает, обезоруживает их (ст.3; ср. поразительное применение этого стиха Спасителем у Мф.21:16). Каким незначительным является в сравнении с этим, в Своем откровении в природе, безпредельно великим Богом, слабый, тленный человек; каким незначительным кажется он, если сравнить с ним открывающуюся в звездном небе творческую славу Божию (ст.4-5). И однако при всем Своем величии Бог так милосерд, снисходителен к человеку (помниши и посещавши. Руф.1:6, Лк.1:78). Эта снисходительность и изображается в частных чертах. Хотя человек (в своем падшем состоянии) является на некоторое время (βραχυ τί) униженным пред ангелами и поэтому в нем меньше открывается то, что Бог в Своем милосердии положил на нем великого; но тем не менее человек (по своему назначению, по своей идее) поставлен Богом как царь (слава и честь - царское достоинство) над всею не свободною тварию (ст.7-9), над этим славным творением, и таким образом сделан участником божественной власти; достаточное основание для псалмопевца еще раз воскликнуть: Господи, Господь наш и т.д.; ибо в этом величии человека лучше и больше всего открывается величие Божие.

ПСАЛОМ 9. Хвалебная песнь о победе над языческими народами, соединенная с молитвою.

Девятый и десятый псалмы, по еврейскому счислению, у LXX и в Вульгате составляют один псалом. В подтверждение того, что 9 и 10 псалмы первоначально составляли один псалом, указывают первее всего на отсутствие надписи над 10-м псалмом; потом выставляют на вид поразительное сходство обоих псалмов в выражении (ср. 9:20 с 10:12, 16:18), и на достаточно ясные следы (в евр. тексте) одного (если и непоследовательно) алфавитного порядка, проходящего через оба псалма; ссылаются также и на внутреннюю связь между обоими псалмами, так как оба псалма равно направлены против язычников (в ст.10 говорится не против нечестивых израильтян; ср. 10:16).
Известно, что языческие соседние народы много делали беспокойств Давиду, писателю этого псалма, во все время его царствования, особенно в начале оного. Над некоторыми из этих нечестивых языческих соседей (нечестивые, грешные, гордые и т.д.) он только что одержал победу (9:6 и в псалме 9-м от имени всего народа (убогий, нищий, праведный и т.д.) благодарит Господа за эту чудную победу (2-4). Совершенное поражение врагов было действием Божественного суда (ст.5-8). Этою победою израильтянам снова весьма ясно показано было, что Бог есть праведный Судия всего мира, помощник праведнику в нужде (9-19), поэтому на Него можно положиться (ст.11). От Сиона, где Вечный царит (в Шехине - видимой славе) над ковчегом завета, пришла помощь; за это нужно прославлять Бога и возвещать везде между язычниками, как Он помогает Своему народу; ибо Он за него отомстил язычникам и услышал его вопль о помощи (ст.12-13). Пред ст.14 и 15 можно подразумевать вносный знак и считать эти стихи буквальными словами зова (звания) убогих (ст.13); тогда ст.16 легко может быть соединен с ст.13-м таким образом: Ты услышал эту мою молитву (ст.14-15), поэтому я теперь буду радоваться; наши враги запутались в своей собственной хитрости, и в этом повороте судьбы, в совершении суда, открывшемся в том, что они попали в собственные сети, совершенно очевидно открывается Бог (знаем есть). Что случилось над побеждеными недавно языческими соседями, то да совершится над всеми прочими (ст.18), потому что Бог не допустит Свой народ вечно и напрасно (не погибнет) ожидать помощи (терпение) (ст.19). Побеждены не все еще языческие соседи; псалмопевцу и его народу угрожает опасность еще с другой стороны; поэтому благодарность за одержанную победу соединяется у него с молитвою о даровании другой победы, о новом суде над язычниками, чтобы они, беззаконники были усмирены и таким образом показано было их бессилие (20-21). - Если 9 и 10 псалмы действительно первоначально составляли одно целое, то связь между ними должна быть следующая: Господи, восстань и еще против непобежденных наших языческих соседей (20-21). Зачем Ты допускаешь так долго ожидать нам этой дальнейшей победы, как будто Ты отступил от нас (22)? - Но вероятнее, что Пс.10 произошел несколько позже, хотя и относится к тем же врагам (ст.16, языцы), о помощи против которых он молился в Пс.9:20-21; так как эта помощь не приходила долее, чем ожидали ее, то Давид излил свою жалобу и молитву в пс.10; угнетаемый и гонимый, он является представителем ненавидимого язычниками народа Божия При этом довольно просто объясняется и соединение и разделение псалма. Во второй половине нашего 9-го псалма, псалмопевец, как сказано, сначала жалуется, что так долго не приходит божественная помощь против языческих народов; они (коллективно) нечестивый, грешник, лукавый, и под их высокомерием очень страдает угнетенный народ Божий (нищие) (23). В ст.24 - 32 указывается основание сделанным выше сильным изображениям. Враги его так бесстыдны, что публично хвастаются своими неправдами, беззаконничают против праведников, не взирая на Бога и Его суды (24-26) и считают себя непоколебимыми в своем счастии (27). У них нечестивые уста (28 и они высматривают только, как бы погубить невинный народ (ст.29-31), убеждены, что Бог не отмстит (ст.32). Затем псалмопевец снова молит Бога не терпеть более такого нечестия (33-34); да не будет Он слеп, как говорят, но да ведает ясно, что страдает Его народ (болезнь и ярость); Он знает это, чтобы взять в Свои руки (болезнь и ярость, а не врагов), т.е. сохранит их (Пс.55,9); чтобы язычникам не забыты были все бедствия, какие они приготовили Его народу; да будет Он единственным помощником угнетенного; пусть Он поэтому накажет врага (ст.36). В заключение (37-39) псалмопевец уверен, что Бог скоро явит Себя Царем, истребит врагов и таким образом восстановит право Своему народу.

ПСАЛОМ 10.

Он мог быть написан в последнее время пребывания Давида при дворе Саула. Сам Давид, а также и Ионафан (1Цар.19 и д.) употребляли все меры уничтожить в Сауле подозрение против Давида; но завистники его не переставали клеветать на него Саулу, так что друзья Давида не считали его жизнь безопасною при дворе и советовали ему бегство в горы. Исполненный непоколебимой надежды на Бога, псалмопевец объявляет своим советникам: на Господа уповах и пр. Во 2 и 3 ст. приводятся мотивы предложенного друзьями совета: нечестивцы (Саул и его свита) уже готовы умертвить Давида; дело зашло так далеко, потому что (зане, ст.3 все, что ни делал Давид, чтобы приобресть благосклонность Саула, клеветники всякий раз снова делали напрасным; - да и что иное против такой враждебной партии делать такому человеку, как Давид, хотя право на его стороне (праведник), как не бежать? (ст.3). Но Давид не принимает такого их совета и объявляет советникам: не убегу, но буду надеяться на Всемогущего, царствующего с неба над людьми (на небеси Престол; храм - небо, а не Сион), всеведущего (ст.5-6), праведного Бога и Судию; от Него, - а не от бегства, - буду ожидать помощи; ибо Он знает справедливость моего дела и явится на суде в мою пользу (7).

ПСАЛОМ 11. Молитва уверенного в помощи Божией против господства лжи и обмана.

Очень часто, особенно во время преследований Саулом и Авессаломом, Давид имел случай убедиться, как люди вероломны и коварны, как мало искренних людей даже между его соотечественниками; во время этих гонений, и вероятнее всего - гонения от Саула (ср. 1Цар.24:10; 26:19), и произошел этот псалом. Хитрые лицемеры, силу которых составляет клеветливыи их язык, привели псалмопевца в великое бедствие; поэтому он и воссылает к Богу молитву о помощи (спаси мя); побуждением к молитве (яко) он выставляет изображение великого нравственного развращения между его соотечественниками; страдания его и имеют свой источник в этой их развращенности. Почти уже нет более ни одного праведника (хасид = οσιος); правдивость (емуним - верные, правдивые, по LXX абстрактно: емунаг - истины) почти исчезла из среды сынов человеческих; ложь и обман даже ближних (соотечественников; Исх.32:27 стали обычным явлением (ст.2,3). Но да уничтожит Господь всех этих людей, геройская сила которых заключается в их языках (ст.4-5). На эту свою молитву псалмопевец получает внутренно от Бога ответ, уверяющий его, что ему оказана будет помощь, а с притеснителями его строго будет поступлено (ст.6). Этому (и вообще обещаниям божественной помощи) псалмопевец безусловно верит; потому что слово Божие чисто, не разбавлено ложью, как слово врагов (ст.7); потому он теперь уверен, что Бог защитит его среди этого развращенного рода (ст.8); правда, он окружен еще везде врагами; - но он знает, что Божественному величию сообразно (прошедшее здесь в смысле - настоящ.) сохранять, соблюдать и благословлять сынов человеческих (которые достойны этого - и к таким псалмопевец причисляет и себя) (ст.9).

ПСАЛОМ 12. Молитвенный вопль верующего во время оставления его Богом.

Этот псалом мог быть написан Давидом в позднейшее время преследования его Саулом. Долгие годы прошли уже, а ожидаемая и столь часто испрашиваемая у Бога победа над врагами все еще не приходила; в душу Давида могла время от времени закрадываться мысль, что Бог совершенно [75]1 забыл его (ср. Пс.6), отсюда вынужденный горем вопрос: долго ли еще будет продолжаться состояние этого полного забвения? Псалмопевец составляет все новые планы, чтобы избегнуть от преследования, но все они не удаются ему; потому и составление планов производит в нем скорбь (ст.2) [76]; положение его столь тяжело, что он от нужды и скорби близок к смерти (усну в смерть), - все это потому, как думал псалмопевец, что Бог отвратил от него лице Свое (ст.1). Поэтому он молится, чтобы Бог снова посмотрел на него (призри), даровал новый свет [77] очам его, готовым заснуть сном смерти; тогда враги злорадствовали бы его погибели (ст.5). Но и в таком отчаянном положении псалмопевец надеется еще на Бога (ст.6); и он в молитве получает уверенность, что будет время, когда он возрадуется о своем спасении, за которое тогда будет прославлять Господа (слов 6-го стиха: "и пою имени Господа вышняго" нет в еврейском).


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS