Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Май 2016

Руководственное пособие к пониманию Псалтири (Псалмы 18-21)

05.05.16 | Автор: еп. Ириней (Орда)

«Псалмы есть не что иное, как глаголы Духа Святого, обращенные ко всем временам и народам».

Святитель Иоанн Златоуст

ПСАЛОМ 18. Слава Божия в тверди небесной и в законе.

И самый маленький цветочек вещает уже о творческой славе Божией; но громче всего, и понятно для всех и повсюду проповедует о величии Творца величественное небо, - особенно восточное, - преимущественно ночью в спокойном величии звезд, а днем устами величественного солнца. Уже в Пс.8 мы видели, в каком духе Давид созерцал природу; Пс.18 также представляет свидетельство его глубокомысленного созерцания природы. - Небо (небеса), твердь (Быт.1:8), т.е. величественный свод небесный, на котором представляются, как бы утвержденными, солнце, луна и звезды, служат никогда не умолкающею, наглядною проповедью о силе и величии Творца (по-евр. Эл) (ст.2). Это небо псалмопевец олицетворяет здесь; равно он олицетворяет день и ночь. Эти последние слышат проповедь неба, и каждый день и каждая ночь одушевленно и с удивлением повествуют следующему дню и следующей ночи о том (глагол), что они узнали о божественной славе (разум) (ст.3). Как свод небесный представляется простертым над всею землею, так и проповедь его; она весьма внятна (ст.4), слышна даже и на концах земли (ст.5). - Самое величественное между произведениями Творца на небе - солнце; поэтому псалмопевец на нем особенно останавливается в ст.6-7; от него ярче всего отражается творческая слава Божия, так как в нем как бы обитает Бог (положи селение Свое). Величественно оно (и той, т.е. солнце) в своем дневном течении и всеоживляющем господствовании, и представляет величественный образ всемогущего, вездесущего, всему подающего жизнь Бога. Справедливо сравнивает псалмопевец восходящее солнце с юным, крепким силами женихом, с исполином, который, в сознании своей силы, радуется, что может показать ее на ристалищном бегу; и солнце быстро и в короткий срок проходит громаднейшее пространство (от края небесе и пр.), и во время своего течения везде проникает землю своими согревающими, оживляющими лучами. Вслед за тем псалмопевец без всякого внешнего посредства переходит к прославлению закона, положительного откровения Божия. Вследствие этого внезапного перехода, многие толковники ст.8-16 считали особым псалмом, только впоследствии присоединенным к предыдущему, но, конечно, несправедливо, так как в душе псалмопевца был достаточно связный переход. Солнце, его чистый, животворный свет, служит псалмопевцу как отображением Бога, так и символом духовного солнца Израиля - закона. Великим и славным - таков ход мыслей - является Бог на тверди, особенно в солнце; но еще величественнее и славнее - в законе, какой Он дал Своему народу; велик Бог в Своем естественном откровении, но еще больше в Своем благодатном откровении. Чист (непорочен), как солнечный свет, незапятнанный никаким несовершенством, Божественный закон, поэтому он справедлив (прав), без всякой фальши, как Сам Бог; он верен, надежен, не имеет в себе ничего непостоянного, как произведения человеческой мысли, но составляет надежную норму деятельности; он не ложен в своих обетованиях; он постоянен (пребывали в век века), содержит только истину (истинны) и есть выражение Божественной правды и святости. Как откровение Божественного Духа, закон есть свет для омраченного человеческого духа (светила, просвещающая очи), он служит посредником для детски верующих (младенцы; Мф.11:25) к получению истинной мудрости (противополож. Рим.1:21), мира и радости в Боге. Поэтому нет ничего драгоценнее этого закона (ст.11); о, если бы все люди могли сохранять его (посредствующие мысли между ст.11 и 12). Псалмопевец, правда, хранит этот закон, что приносит большую награду; но кто может сказать, что он в действительности исполняет его? Часто нарушают его, не разумея этого (кто разумеет? Тайных. Евр.5:2). Пусть Он простит ему эти бессознателъные грехи, пусть также сохранит от совершения сознательных, и потому тяжелых, грехов; тогда и молитвы его (словеса уст) и возбуждающие его сердце, невыразимое св. чувство (поучение сердца), как человека правого, будут приятны Богу (будут во благоволение); пусть в этом милостиво Он поможет ему (ст.16).
Без сомнения Давид при взгляде на звезды имел в виду и "звезду от Иакова", а при взгляде на солнце и Восток свыше, и в законе Моисеевом признавал указание на закон благодати; в этом смысле этот псалом мессианский; но приводимый из этого псалма текст в поcл. Рим.10:18 дает основание видеть в нем только приспособление (ср. Рим.10:6-7).

ПСАЛОМ 19. Молитва народа о царе перед войною.

Псалом 19 составляет просительную молитву всего израильского народа (ст.8. познах; народ изображается как единое целое, как лице) о даровании победы царю, готовящемуся идти на войну с сильными (ст.8) врагами. Неизвестно, написан ли этот псалом для одного какого-либо случая (наприм. пред сиро-амонитскою войною), или же вообще назначался для подобных случаев; несомненно только, что он назначен был для пения при скинии (народом или от имени его), во время жертвоприношения и в присутствии отправляющегося на войну царя. Народ желает молящемуся царю и приносящему жертвы о даровании победы (ср. 1Цар.13:9 и д.), чтобы Бог услышал его в настоящем тяжелом его положении (в день печали милостиво принял его жертвы и осуществил его планы против врагов (ст.2-5). Народ будет радоваться и торжествовать о победе и спасении царя (ст.6); да услышит же его Господь (ст.7). На основании прежде оказываемой Богом царю помощи и вследствие своей твердой веры, народ во время молитвы (ныне) остается совершенно уверенным (познах), что Бог даст царю победу (спасе - победа, как имеющая несомненно последовать считается уже совершившеюся; ст.7 б). Бог услышит царя, своею всемогущею десницею совершит великие события для спасения его (ст.7 в). Пусть враги хвалятся своими военными колесницами, а мы (израильтяне) надеемся на Бога и победим, между тем как они погибнут (ст.8-9). Но так как победа еще не одержана, то в ст.10-м снова повторяется молитва.

ПСАЛОМ 20. Благодарственная песнь за дарованную царю победу и молитва о новой победе.

Обыкновенно Псалом 20 ставят в ближайшее отношение к псалму 19-му и считают его благодарственною песнию народа за испрошенную в не. 19-м и действительно дарованную царю победу. Такой взгляд совершенно основателен (псалом этот не мог быть песнию, составленною на коронацию царя; против этого говорят прошедш. соверш. времена в ст.3); только здесь нужно присовокупить следующее: из чудесной победы Давида над врагами народ ясно увидел, что Бог потому главным образом оказывает столь чудную и милостивую помощь Давиду, что на нем и потомстве его покоятся мессианские обетования (ср. 2Цар.7:12 и д., Пс.88 и 131). При этом становится понятным, как в этом псалме о победителе могло быть сказано такое, что в строгом смысле относилось не к Давиду, но к Мессии (ст.5 и 7; народ в настоящей победе созерцает будущие славные победы Мессии, и в Давиде, как праотце, видит уже вочеловечившегося Божественного его Потомка. Этим дается основание считать псалом этот мессианским; уже Таргум и древние раввины относили его к числу мессианских. - Прежде всего народ благодарит (ст.2) Господа за то, что Он доставил Давиду такую великую радость своею могущественною (силою) помощию (о спасении) против врагов, исполнил его горячие желания и услышал его молитву (хотения устну) о даровании победы (ст.3). Бог даровал царю победу скорее (предварил его), чем он ожидал, и этою победою блистательнейшим образом и пред всем светом утвердил его на престоле, еще тверже укрепил на голове его подвергавшийся колебанию царский венец (ст.4). - Царь молился, чтобы Бог спас его жизнь на войне (живота просил есть); но Бог не только эту милость даровал ему, но и даст ему вечно жить и царствовать, именно в потомке его: в Мессии (Лк.1:32-33. Ср. 2Цар.7:13; 16:26) (ст.5).
Царь, в славе и величии, стоит теперь пред всем светом, вследствие этой победы, этой блистательной благодатной помощи (спасением ст.6а); но Бог еще больше возвеличит его (ст.66); ибо Он даст его, как праотца Мессии, в благословение всем народам, и обрадует его особенною радостию и благоволением (ст.7). - Такой милости царь вполне достоин, так как он твердо надеется на Бога (ст.8). - В ст.9-13 народ обращается к самому царю-победителю и выражает желание, чтобы, при помощи Божией (ст.10 Господь гневом и пр.), удалось ему истребить и остальных врагов его, замышляющих недоброе против него (ст.12). В ст.14-м народ взывает о постоянном и возобновляющемся откровении силы Божией, за что он будет тогда воспевать всемогущество Господне.

ПСАЛОМ 21. Предсказание о страданиях и прославлении Мессии.

Из Мф.27:35, Ин.19:24 (ср. Мф.27:39,43,46; Мк.15:34) и Евр.2:11-12 христианин знает, что псалом 21-й нужно признавать мессианским; толкование Феодора Монсутского, относившего этот псалом только к Давиду и утверждавшего, что новозаветные писатели только приспособили оный к Мессии, осуждено Церковию. Давид никогда, и во время гонений от Саула, не терпел того, что терпело Лице, изображаемое в псалме; да и кроме того как Давид или какой-либо другой ветхозаветный праведник (Езекия, Иеремия, на которых указывают) могли ожидать от своих страданий таких результатов, какие изображаются в нашем псалме? Все православные и католические толковники считают этот псалом исключительно мессианским. В некоторых стихах (напр. 18 и 19) изображение страданий Мессии так исключительно, что объяснение их сначала в так называемом низшем (историческом) и потом уже высшем (таинственном) смысле прямо невозможно: признавать, что некоторые места относятся только ко Христу, а другие только к Давиду или же к Давиду и Христу вместе, представляется нам довольно неестественным. - Мы признаем, что в то время, когда сильнее всего тяготели над Давидом бедствия (м.б. во время гонения от Саула), он удостоился созерцать в Св. Духе то, что имел некогда претерпеть Тот, Кому Давид в своих страданиях был только слабым прообразом. Это не есть что-либо психологически невозможное: входить в душу другого и чувствовать за другого - многим приходилось испытывать. - Как бы из души распятого на кресте, чувствовавшего Себя оставленным Богом, Спасителя взывает псалмопевец: Боже, Боже мой и пр. (Мф.27:46). - Ужасное чувство богооставленности должен был терпеть Спаситель, так как Он наши грехи сделал своими (грехопадений моих), сделался жертвою за наши грехи (2Кор.5:1); и таким образом усвоенные Им наши грехи вызвали у Него скорбный вопль: вcкую оставил мя еси? Беспрерывно, а не в безумии, молится Страдалец среди своих страданий о помощи, и, как кажется, напрасно (ст.3). Но однако (же) живет же Бог на небе, Он, Которого Израиль прославляет за бесчисленные исполнения его прошений; Который помогал отцам во всякой нужде (ст.4-6). Теперь же совершено иначе (же в ст.7 в противоположность ст.4-6) поступает тот же Бог с молящимся в псалме Терпеливцем; Он находится в самом бедственном, безпомощнейшем (червь) положении (7-9) и Бог не помогает Ему. Враги насмехаются над Страдальцем, говоря: "Он надеялся на Бога, пусть же теперь поможет Ему" (ст.9); на это Он отвечает: "да, так! Я надеялся на Бога, и теперь в крайнейшей нужде также надеюсь на Него; с самого детства Моего Он самым отеческим образом принял Меня (бегство в Египет и т.д. ст.10-11). В виду этих прежних проявлений милости, Искупитель затем молится к Отцу, чтобы Он и теперь не оставил Его (да не отступиши) в Его крайнем бедствии (ст.12); а чтобы показать, что нужда достигла высшей степени, и поэтому необходима скорая помощь, Он снова в ст.12-19 поразительно изображает все тяжелое положение. Злобные враги (ст.13) не могут почти дождаться Его конца (ст.14) и рыщут вокруг Него; Он сам близок к смерти (яко вода и пр.); кости Его (вследствие многих истязаний, особенно пригвождения) вывихнуты, сердце его потеряло свою крепость, разрывается от скорби (яко воск таяй), не в состоянии ясно, заметно выразить каким-нибудь значительным действием свою надежду на Бога и т.д.; возвыситься над болезнями и этим сделать их не так чувствительными (15). Телесная сила его совершенно разрушилась, жизненная сила истощилась (черепок, скудель), страшная жажда (вследствие потери крови) мучит, смерть весьма близко (в персть смерти и пр.) (ст.16). Да и как могло быть иначе? Палачи, подобно голодным собакам, напали на Него (ст.17), пригвоздили Его ко кресту и так растянули, что можно пересчитать Его кости (ст.18). Вместо сострадания к распятому, наслаждаются его муками, и, уверенные уже в Его смерти, с шутками и насмешками, делят Его одежды (ст.19). В таких муках, и оставленный всякою человеческою помощию, страдалец собирает свои внутренние, готовые разлиться, силы, молится, чтобы по крайней мере (Ты же, ст.20 противоположность к 13-19) Бог не оставил Его (ст.20). Человеческое естество Спасителя, по-видимому, страдало на кресте от страшной мысли, что Бог может попустить смерти, и с тем вместе врагам Его преодолеть Его; в ст.21-22 потому Спаситель молится не о том, чтобы Бог избавил Его от смерти (оружие - опасность смерти), но только чтобы Бог не оставил Его в смерти, дал бы Ему, теперь так глубоко уничиженному (смирение), победить Своим воскресением всех злобных Его врагов. - И вот теперь проходит мрачное облако, тяготевшее над душою Страдальца Богочеловека и радостно проникает в нее свет славы воскресения. Несколько минут пред своею смертию Он еще раз подымает вверх Свою поникшую голову; лице Его просветлело; ибо Он с одушевлением смотрит в будущее и видит там славные следствия Своих страданий и смерти; - Ему теперь снова совершенно ясно и несомненно, что Он воскреснет, победит. За эту победу Он обещает всегда и публично прославлять Бога пред искупленными (ст.23); - теперь уже из восхищенной души Его вырывается благодарственная песнь (24-25), которую Он будет петь. С прославлением устами Он соединит прославление и благодарение действием, жертвою среди верующих, пред боящимися, принесет благодарственную жертву, в каковом жертвенном пиршестве может принимать участие бедствующее в грехах, алчущее человечество, чтобы подкрепиться и напитаться для вечной жизни (26-27).
Крестною смертию Христа разрушена стена, разделявшая иудеев и язычников (Еф.2:14); это величественное действие Его жертвы представляется умирающему Спасителю в ст.28-30; Он видит, как язычники (все концы - отечествия язык), по собственной вине забывшие истинного Бога (Рим.1:20 и д.), снова обращаются к Нему, поклоняются Ему, как своему Господу (28), а чрез это границы царства Божия расширяются над тесною областию Израиля, распространяются над всем миром (ст.29). Придут также и сильные земли, имеющие изобилие временных благ (тучнии), чтобы участвовать в приготовленном Христом пиршестве (вся истина и благодать во Христе; Иоан.6:32-50 - в частности, Святая Евхаристия там же ст.51 и д.), принести Ему свое поклонение (Пс.71,10,11); короче, все смертные получат участие в благословениях крестной смерти (ст.30)16. Но Сам Страдалец будет вечно жить прославленным, и из семени Его (при Его посредстве Св. Духом. Ин.1:13; 3:5, 1Ин.3:3) возрожденное новое поколение будет служить Богу (ст.31); как (у евреев) телесному Отцу возвещается, что у него родилось дитя, так тогда и Небесному Отцу возвестится, что будущие роды усыновляются Им; и миллионы святых, которые приняты на небо, будут громко свидетельствовать грядущим, как бы из Бога рождающимся, поколениям о правде Божией, усвоенным Им на основании заслуг Христовых в столь богатой мере, и в небесном свете которых они сияют как17 солнце пред нашим духовным взором (ст.31-32).


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS