Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Май 2016

Руководственное пособие к пониманию Псалтири (Псалмы 22-29)

06.05.16 | Автор: еп. Ириней (Орда)

«Псалом - это тишина души, раздаятель мира. Он смягчает раздражительность души и уцеломудривает невоздержанность. Он утишает мятежные и волнующие помыслы. Псалом - посредник дружбы, единение между далекими и примирение враждующих. Ибо кто может почитать еще врагом того, с кем возносит единый глас к Богу? Посему псалмопение доставляет нам одно из величайших благ - любовь». 

Святитель Василий Великий

ПСАЛОМ 22. Господь - мой пастырь и питатель.

Псалом этот написан Давидом вероятно в позднейшие годы его жизни, так как он предполагает уже многие опыты отеческой благодатной помощи Божией и дышит совершенно спокойным настроением. Первоначально он имел целью прославить пастырское попечение Божие, оказанное Давиду во время его многотревожной жизни, и изобразить наполнявшее душу псалмопевца безусловное, детское доверие ко Господу, явившееся результатом многих опытов помощи и милости Божией; но без сомнения скоро же и все общество Израиля усвоило себе этот псалом и употребляло его в более духовном смысле при богослужении, так как оно привыкло представлять себе Господа своим Пастырем, а себя Его стадом (ср. Пс.27:9; 77:52; 79:2; 94:7. Мих.7:14. Ис.40:11; 63:9).
В ст.1-м содержится тема всего псалма: "Господь пасет меня, и ничего не лишит меня", и затем следует развитие ее, и с начала первой половины: "Господь пасет меня", изображением (ст.2-5) пастырской деятельности и пастырского попечения Божия, и говорится, что Бог заботится о выборе хорошего пастбища и водопоя для своих овец, водит их хорошею дорогою, защищает в величайших опасностях, так что они могут быть совершенно спокойны и безопасны под Его пастырским жезлом. - Далее развивается другая половина темы: "и ничего не лишит меня", изображением того, как Бог питает и кормит своих верующих. Под Его милостию и покровительством, избранные Его, к досаде супротивников, имеют обилие всего и притом на всю их жизнь.
Спаситель в одной из своих притчей называет Себя добрым Пастырем, а верующих - Своими овцами (Ин.10:1 и д. ср. Петр.2:25; 5:4); Он явил Себя добрым пастырем, положивши за них Свою жизнь, проливши Свою кровь (Евр.13:20; Великий Пастырь Кровию). Злачное место - пастбище - Спаситель приготовил нам в Своей Церкви, где подает в пищу Свое Пречистое Тело.

ПСАЛОМ 23. Песнь при перенесении кивота на Сион.

Несомненно, что псалом этот воспеваем был при перенесении ковчега завета на св. гору Признавая же, согласно с надписанием, что он написан Давидом, мы должны также признать, согласно с мнением большей части древних и новых толковников, что он написан по случаю перенесения кивота из дома Аведдара на гору Сион, в построенную Давидом скинию (2Цар.6). Над херувимами, стоявшими у кивота, носилась слава Господня (шехина) и служила знаком особенного присутствия Божия (1Цар.4:4; 2Цар.6:2); поэтому с ковчегом Господь входил в город, в новую скинию. Этою мыслью всецело исполнен теперь псалмопевец, и высказывает ее в ст.1-2. Он как бы обращается к участвующему в процессии народу и говорит: знайте, Кто отселе царствует на Сионе. - Всемогущий Бог, Творец и Господь неба и земли - При этом само собою (особенно после случая, рассказанного в 2Цар.6:7 и д.) представлялся вопрос: кто же достоин взойти для участия в богослужении на гору Сион, на которой теперь обитает Господь (гору Господню)? Какие качества должен иметь посетитель богослужебных мест (кто станет на месте святом), чтобы быть угодным Богу и удостоиться Его благословения? - Ответ дается в ст.3-6. С такими мыслями процессия достигла до старинных (врата вечная), еще иевусеянами построенных ворот Сионского города (Салим); высокопоэтически побуждает псалмопевец, вероятно стоявших в готовности для принятия - старейшин - князей города, возвысить ворота, потому что беспредельно высокий Бог, являющий Свое видимое присутствие над кивотом, в шехине, имеет пройти чрез них. Чтобы дать повод псалмопевцу и процессии к дальнейшему прославлению входящего Царя славы, встречающие старейшины спрашивают: кто же этот царь? И получают ответ: Тот, Который в войнах, во времена судей, при Сауле, а также и при Давиде, являлся всемогущим Защитником Своего народа (кивот сопровождал войско во время войн); Он есть Господь не только земли (ст.1), но и неба, воинства небесного (Господь сил, Господь Саваоф).

ПСАЛОМ 24. Молитва о милостивом руководительстве и помощи в бедствиях.

Псалом 24 в еврейском тексте имеет в начале каждого стиха алфавитный порядок букв и называется псалмом алфавитным. Нельзя с точностью указать определенного исторического повода к происхождению его, но можно думать, что он произошел во время Саулова или Авессаломова гонения. Псалмопевца сильно притесняют многочисленные враги (ст.19), несправедливо преследующие его (ст.3), и он находится в бедственном положении (ст.17,18): только немногие благомыслящие остаются привязаны к нему (ст.21). В таком положении он обращается с упованием и молитвою ко Господу, чтобы Он не допустил восторжествовать его врагам, но посрамил их (ст.2-З). При этом псалмопевец тотчас вспоминает, что Бог тогда только может помочь и поможет ему, если он благоугодно будет ходить пред Ним; поэтому он молится далее о внутреннем просвещении, чтобы он всегда мог ходить путями Господними (4-5). Господь издавна являл свое милосердие (ст.6), поэтому псалмопевец молится как о просвещении, так и о прощении своих грехов легкомыслия и неведения (ст.7), которые могут мешать услышанию его молитвы. - Псалмопевец совершенно уверен, что Бог дарует ему внутреннее просвещение и побудит к точному исполнению Божественных заповедей, так как Бог благ и в благости Своей не оставит Своим руководством смиренного и согрешающего не по злобе, и укажет, как идти путем Его (ст.8-9); - Он также милосерд к тем, которые искренно заботятся об исполнении Его закона (ст.10), а к таким принадлежит и псалмопевец, несмотря на многие свои прегрешения, которые Бог несомненно простит ему (ст.11), Всякому (кто есть человек бояйся Господа - каждому человеку и проч.), кто боится Его, Бог дает руководство, внутреннее указание, как идти путем закона, на который уже вступил он (ст.12); а хождение путем закона Божия привлекает особенную милость Божию (ст.13) и надежную опору (державу Господь) во всякой опасности. Поелику же псалмопевец искренно стремится идти путем закона и поелику он, укрепляясь испрашиваемою (в ст.5-14) благодатию, надеется в будущем также вполне совершенно поступать пред Богом, то он уверен, что Бог и в настоящем его бедствии не оставит без Своей помощи. С смелою надеждою он взирает на Господа (ст.15), умоляя Его призреть на него в его тяжелом и опасном положении (ст.16-19), защитить его угнетаемого от бедствий и освободить от них (ст.10). Тем более да поможет ему Господь и не допустит восторжествовать врагам его, так как и другие праведники присоединились к нему, в убеждении, что Бог не посрамит столь твердо надеющегося на Него (ст.21); в противном случае и эти верующие могли бы усомниться в правде Божией. - Ст.22 составляет литургическое прибавление; молитва Давида о себе самом могла скоро сделаться богослужебною молитвою всего народа во время нападений врагов, и тогда сделано это прибавление.

ПСАЛОМ 25. Молитва благочестивого человека о помощи Божией.

Этот псалом мог быть написан во время Саулова или Авессаломова гонения. Давиду угрожает опасность жизни (ст.9); ввиду своей невинности и твердой надежды на Бога, он молится о помощи, именно о суде Божием, потому что если Бог станет судить его, и разберет дело между ним и его противниками, то приговор будет в его пользу. Псалмопевец не боится самого точного и строгого расследования Богом своего дела, и просит даже такового (ст.2); он всегда во всех своих действиях обращал и обращает свой взор к Богу (ст.3), и никогда не имел общего дела с нечестивцами (ст.4-5); сознавая себя невинным, он может поэтому умыть свои руки, объявить себя чистым (ст.6). Его радует не неправда, не суетные какие-либо вещи, но Господь и прославление Его в богослужении (ст.6г-8). За такой образ мыслей и действий ст.3-8), псалмопевец молится (в ст.9 и д.), да спасет его Господь (ст.11 б) из настоящей нужды, да не погубит его вместе с нечестивыми, с которыми у него нет ничего общего (ст.11 и 12). Созерцая верою спасение свое уже совершившимся (нога моя ста на правоте - противоположность неровному пути несчастия), псалмопевец обещает перед всеми прославлять Господа.

ПСАЛОМ 26. Спокойная уверенность и настойчивая молитва в великом бедствии.

Псалом этот мог быть написан во время Саулова гонения. Он разделяется на две части в первой (ст.1-6) псалмопевец "на крыльях веры подымается к небу, и смотря оттуда вниз на землю, на бедствия и опасности, посмевается им". Настоящие бедствия, приготовленные ему клеветливыми врагами (ст.12), представляются ему густою тьмою; но Господь для него есть свет и светильник (Мих.7:8), так как Он помогает ему (Спаситель) и защищает его (Защититель); поэтому псалмопевец не убоится, хотя бы и еще большие опасности постигли его (ст.2-3). Только об одном он всегда молил и в настоящей нужде молит Господа, чтобы пользоваться ему близостию к Нему (ст.4); ибо тогда он хорошо будет защищен (ст.5), и из окружающих опасностей выйдет победителем над своими врагами и за это пред всеми прославит Господа (ст.б). Во второй части (ст.4-14) псалмопевец с полученною им от Бога силою снова нисходит на землю, в среду угнетения и бедствий; торжественный его тон сменяется исполненною надежды молитвою о помощи (ст.7), о том, чтобы Бог милостиво явил лице Свое, которое псалмопевец ищет с таким сердечным чувством (ст.8), не оставил его (ст.9); его оставили уже даже самые близкие к нему (ст.10). Но Господь не оставляет его, принимает его (в Свой дом и под Свою защиту). Он молится, чтобы Господь подал ему только свет и силу и впредь поступать право (ст.11) и остаться таким образом достойным божественной помощи и защиты против клеветливых врагов (ст.12). В заключение псалмопевец высказывает, что он твердо стоит в вере, что Бог не погубит его, дарует еще ему среди живых (земля живых, в противоположность к шеолу, аду) увидеть Его милость и благодатную помощь (благая). Наконец (ст.14) обращается к своей душе, убеждая ее терпеливо ожидать помощи Божией.

ПСАЛОМ 27. Молитва о помощи против сильных и опасных врагов.

Псалом этот мог быть написан Давидом во время Авессаломова гонения. Вынужденный уйти из Иерусалима, царь (ср. в ст.8 - Христа) настоятельно молит Господа, чтобы Он вступился за него против коварного (2Цар.15:2 и д. ср. ст.2 этого псалма) Авессалома и приверженцев его, сказал бы решительное слово (не премолчи) и этим спас бы его преследуемого от опасности смерти (ст.1). С полною надеждою псалмопевец по время бегства прострет свои руки к Иерусалиму, к жилищу Господа, и молит, чтобы Господь услышал его (ст.2), не такой жребий приготовил ему, какой следует лживым врагам (ст.3), не погибель, не постыдную смерть; молит, чтобы Господь воздал этим врагам по делам их (ст.4) и совершенно истребил их, так как они не обращают внимания на великие дела Божий, в которых Он так часто уже являл Себя святым, праведным, и не побудили этим себя к праведности (ст.5). Во время молитвы псалмопевец получает такую уверенность в исполнении своей молитвы, что уже считает ее услышанною и прославляет за это Господа (ст.6,7), который в настоящем случае вновь явился защитником народа (который страдал от революции) и царя (ст.8). Но в действительности молитва его еще не исполнена, поэтому в ст.9-м он снова повторяет ее.

ПСАЛОМ 28. Песнь величию Божию, открывающемуся в грозе.

По указанию надписания, псалом этот написан Давидом. По еврейскому тексту ход мыслей в нем можно изложить таким образом: псалмопевец призывает ангелов (сыны Божий) прославлять на небе (во дворе святем Его) Господа, проявляющего свое величие на земле, особенно в грозе, которая везде (Ливан, пустыня) производит ужас и опустошение. Затем в заключение (ст.10-11) Израиль высказывает свою уверенность, что Бог, так могущественно открывающий Себя в явлениях природы, защитит Свой народ. По тексту же LXX и Вульгаты (принимая во внимание ст.1 и 6), смысл псалма может быть изложен следующим образом: Давид только что одержал победу над могущественными царями (сынове Божии) языческих соседних народов, победу, которая представлялась ему наказанием (гроза; ср. Пс.17) над его врагами. И вот теперь он, как и в других псалмах (наприм. 95:7,8), побуждает этих могущественных царей (сынове Божии) признать единого Бога и принести Ему жертву на Сионе при скинии (ст.1-2). Чтобы побудить их к этому, он в картинном изображении, под образом страшной грозы (ст.3-9), представляет им, как Бог открыл Свое всемогущество и правду в наказании их и спасении Своего народа (ст.3-9а); изображение грозы служит наглядным представлением суда. За такое проявление могущества в пользу Своего народа Бог прославляется и будет прославляем Своим народом при скинии (ст.96). За грозою следует большое наводнение, род потопа; и так как этот потоп служит проявлением силы Божией, открывающейся в нем, то и может быть назван Его местопребыванием, как с одной стороны наказание над врагами, так с другой потоп служит для Бога, так сказать, местом суда, среди которого Он восседает. Такие частные проявления царской и судебной власти Божией свидетельствуют, что Он есть вечный Царь (сядет во век, ст.10), и потому народ Его с уверенностью может ожидать от Него помощи и благословения (ст.11). - В ст.3-9 воды служат образом враждебных народов, нападающих на народ Божий; эти великие и страшные народы (пустыня; см. прим.4); гром и молнии служат образом откровения Божия в отношении ко врагам, могущественные цари которых сравниваются с ливанскими кедрами; наводнение есть открывшийся суд Божий.

ПСАЛОМ 29. Благодарственная песнь Давида по прекращении язвы.

Судя по смыслу ст.6-7 и 12 (ср. 1Пар.21:16; вретище), этот псалом составляет благодарственную песнь Давида за скорое прекращение язвы, вызванной его высокомерием (ст.7). Хотя язва и не коснулась его самого (1Пар.21:16,17), но, как виновник ее, он во все время ее продолжения находился в постоянной опасности смерти, и потому сказанное в ст.3-4 и 9-10 весьма удобно может быть приложимо к нему (исцелил в ст.3 имеет, как известно, широкое значение). При богослужении же этот псалом мог быть употреблен в первый раз, когда устроенный Давидом, по прекращении язвы, алтарь на гумне Орны иевусеянина (2Цар.24:25; 1Пар.21:22 и т.д.), освящен был первым жертвоприношением, и жертва - в знак присутствия Божия на этом месте - была пожрана небесным огнем.
Псалмопевец будет прославлять Господа за милостивое спасение от смерти (ст.2-4); с ним должны прославлять Господа и все благочестивые люди за оказанную благодатную помощь, которою Бог создал Себе вечный памятник (ст.5), - Он скоро обратил свой гнев в милость, печаль в радость (ст.6). Благоденствие, которым псалмопевец, по милости Божией, наслаждался, привело его к высокомерию (исчисление народа; 2Цар.24:2,3) и самоуверенности (не подвижуся, ст.7); тогда Бог разгневался (отвратил лице), послал язву и таким образом привел царя в страх (ст.8). Он стал молить его (ст.10) здесь не только от собственного имени, но во имя всего народа, так как народ потерпел на себе следствие его греха, Господь услышал его (ст.11), обратил его скорбь в радость (ст.12), чтобы дать ему повод к прославлению Его, что псалмопевец и исполнил (ст.13).


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS