Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Май 2016

Руководственное пособие к пониманию Псалтири (Псалмы 30-42)

07.05.16 | Автор: еп. Ириней (Орда)

«Здесь есть совершенное богословие, есть пророчество о пришествии Христовом по плоти, есть угроза суда Божия. Здесь внушается надежда воскресения и страх мучений. Здесь обещается слава, открываются тайны».

Свт. Василий Великий

ПСАЛОМ 30. Твердая уверенность и горячая молитва во время величайшей нужды.

Этот псалом дышит детскою доверчивостью человека, находящегося среди величайшей опасности; он мог быть написан во время Саулова гонения; большею частию происхождение его относят к обстоятельствам, рассказанным в 1Цар.23:26. Давид находится в крайнем бедствии (ст.10-14); если Бог теперь не поможет ему, то он несомненно погибнет и навсегда (во век) посрамится. Но это не может быть; Давид твердо надеется на Господа (на Тя уповах), и такой надежды не посрамит Господь; Он Бог праведный (правдою Твоею избави мя), и поэтому не может предать тяжкой погибели несправедливо преследуемого (ст.2). - На этих двух основаниях, надежде на Бога и убеждении в правде Божией, возносится вслед за тем (ст.3 и 4) настоятельная молитва о помощи, и твердая уверенность (ст.4б-6), что Господь услышит. Бог ненавидит таких людей, как его враги, людей, которые полагаются не на Бога, но на суетные вещи (ст.7); в противоположность им псалмопевец единственно надеется на Господа, и Он поэтому несомненно поможет ему в настоящем бедствии, освободит от власти врагов, и таким образом доставит ему радость и торжество (ст.8-9). Но эта помощь, хотя и столь несомненно ожидаемая, еще только в будущем; ввиду же величайшего бедствия, в каком псалмопевец теперь еще находится, место уверенности заступает слезная молитва, мотивируемая трогательным изображением печального положения. Поистине это положение ужасно; и душевно и телесно бедствует он, стал предметом насмешек, поношения и смертельной ненависти (ст.10-14) Но (же ст.15) это не может привести псалмопевца в совершенное отчаяние; нет, он тем тверже надеется на Господа (ст.15), которому о помощи он не перестает молиться (ст.16-17), призывая наказание на гордых и клеветливых врагов (18-19). Во время молитвы псалмопевец внутренно получил уверение, что он будет услышан; ввиду этого он высказывает свою радость о благости Божией; ему теперь представляется, что Бог сокрыл у Себя, в Своем небесном святилище, как бы в некоем хранилище, множество благодати для Своих верных, чтобы во время нужды открывать эту сокровищницу, награждать богобоящихся и посрамлять нечестивцев (ст.20); псалмопевец совершенно уверен, что Господь защитит праведника под кровом своим от насилия и коварства его врагов (ст.21). Поэтому далее следует благодарение за несомненную уже защиту (град ограждения) и победу (ст.22). Правда, Давид в совершенной своей беспомощности (во исступлении); (ср. примеч. 1) некоторое время приходил в отчаяние в помощи Божией; но именно потому, что бедствия и нужды достигли высочайшей степени, и пришла скоро помощь, т.е. внутренняя в ней уверенность, что молитва будет услышана (ст.23). В радости об этом он призывает всех праведников, из благодарности искренно любить истинного, праведного Бога и в уповании на Него быть мужественными во всякой опасности (ст.24-25).

ПСАЛОМ 31. Сознание в грехах приводит к прощению в оных.

Псалом этот, содержащий наставление о том, как избавиться от греховных бедствий, многими толковниками издавна признается благодарственною песнию Давида, которую он воспел, получивши прощение от Господа за убийство Урии и грех с Вирсавией (2Цар.12). Признавая, согласно с надписью, что он написан Давидом, нужно согласиться с мнением этих толковников и о происхождении его; потому что какой другой более тяжелый грех можно указать в жизни Давида? Возвративши себе снова внутренний мир, псалмопевец прославляет сначала вообще блаженство всякого человека, которому прощены его грехи и который освободился от самообольщения (лесть) касательно сущности грехов. Вслед за тем псалмопевец представляет основание своего прославления, изображая, как он был несчастлив, пока грех тяготел еще над ним, прежде чем он с раскаянием исповедал его пред Богом (ст.3-4а); греховные бедствия (страсть) мучения совести (терн) побудили его наконец с раскаянием обратиться к Богу, признать и исповедать грех, следствием чего было прощение и мир (ст.46 и далее). Так как Бог принимает раскаивающегося, то пусть всякий верующий израильтянин (преподобный), если он согрешил, тотчас (во время благопотребно; прежде чем постигнет наказание) молит Бога о прощении; и если бы он своими грехами заслужил самый строгий суд (второй потоп), то наказание тогда не коснется его (ст.6). Затем (ст.7) псалмопевец с благодарностью обращается к Богу, и объявляет, что Он освободил его от бедствий, которые грех уже причинил ему (внутреннее мучение) и еще больше причинил бы, что этот прощающий его Бог составляет теперь предмет его радости. Но так как псалмопевец знает, что ему угрожают новые опасности и искушения ко греху, то молится, чтобы Бог и от них освободил его. Бог отвечает (ст.8) на его молитву, уверяя его, что Он просветит его, укажет ему правый путь и поможет ему Своею благодатною помощию (утвержу очи Мои) Далее (ст.9) следует увещание псалмопевца ко всем людям, особенно к грешникам, чтобы они не противились неразумно Господу, не ожидали, пока Он посредством наказаний заставит их (браздами и уздою) идти к Себе; но чтобы свободно в раскаянии приближались к Нему; грешников ожидает наказание, а тех, которые с надеждою обращаются к Богу за прощением, милостивое прощение (ст.10). О такой благодати Божией - как испытал ее на себе псалмопевец - должны радоваться все праведники (ст.11).

ПСАЛОМ 32. Всемогущий, всеведущий Бог защищает Свой слабый народ.

Псалом этот составляет ветхозаветный парафраз слов Господа: не бойся малое стадо (Лк.12:32). Ближайшим поводом к происхождению его могла быть какая-нибудь чудесная победа, одержанная незначительным по числу народом Божиим над могущественными языческими народами. Ввиду необычайной помощи Божией, псалмопевец призывает верующего Израиля (праведные, правые) с восклицанием (радостные, торжественные возгласы; 1Ездр.3:11) и с музыкой воспеть необычную новую песнь (ст.1-3): в дарованной победе (дела) Господь самым блистательным образом показал Себя любящим истину (ст.4 в вере = верность обетованиям), милостивым (к Израилю) и праведным (в суде против язычников ст.5). Он Всемогущий Бог, как доказывает это творение мира (ст.6,7,9); поэтому весь мир должен бояться Его (ст.8), должны также бояться Его и язычники, враждебные планы коих против Израиля разрушит Всемогущий (ст.10), между тем как милостивые Его определения к Израилю останутся навеки неизменными (ст.11). - Можно ли не назвать счастливым народа, которого Всемогущий избрал в особое Себе наследие и защищает всемогущею рукою Своею (ст.12)? Но Защитник Израиля не только всемогущ, но и всеведущ (ст.13-14); как создавший сердца человеческие, Он знает все мысли и дела людей (ст.15), поэтому может сделать их безвредными для народа своего, так что никакие силы не могут ничего сделать против Израиля (ст.16-17); на него (ст.18) обращены всевидящие очи Господни, и отвращают от него всякую опасность (ст.19). Поэтому Израиль спокойно, при всяких обстоятельствах, надеется на Господа, в убеждении, что Он всегда помогает, и радуется тому; пусть же милость Его соответствует надежде Израиля (якоже = в той же мере)!

ПСАЛОМ 33. Кто боится Бога, того Он охраняет.

По смыслу надписи над псалмом происхождение его относится к тому времени, когда Давид хитростию спасся из рук филистимлянского царя Анхуса. И действительно Давид имел причину благодарить Господа, что хитрость его удалась ему. Поэтому он во все дни своей жизни будет прославлять Господа за помощь, оказанную ему в столь опасном положении (ст.2), будет славиться своим Богом, даровавшим ему спасение (ст.3а); он приглашает также и всех благочестивых людей соединиться с ним для величания Господа (ст.3б-4). Затем он представляет основание (ст.5-11) своей решимости и своего приглашения к прославлению Господа; Господь а) услышал его, когда он молился, чтобы хитрость его удалась ему, и избавил его от всех скорбен его (ст.5). Как Бог сделал ему, так Он поступает б) и со всеми благочестивыми, которые поэтому и призываются во всех своих нуждах также обращаться к Богу, от Него ожидать спасения и помощи (ст.6). В сердечной радости псалмопевец вторично рассказывает, что Господь помог ему (ст.7) и снова повторяет, что Господь чудесно спасает всех богобоящихся (ст.8) и желает, чтобы все люди, подобно ему, испытали на себе благодатную помощь Божию, которую он представляет под образом вечери, приготовленной для всех праведников, и приглашает принять в ней участие; упование на Бога (9 б) и страх Божий (бойтеся; ст.10) делают достойными этой вечери, насыщения всякими благами (ст.11). Так как страх Божий есть необходимое условие всякого благополучия, то псалмопевец, как опытный наставник, хочет научить всех людей (ученики - чада) страху Божию (ст.12); он состоит в том, чтобы не клеветать на ближнего, не делать ему никакого зла, мирно жить с ним (ст.14-15). Кто следует этому, кто боится Бога и соблюдает правду, того благословляет Бог Своими милостями, внимает ему во всех его нуждах, тот пользуется особенным попечением Божиим (ни одна кость не сокрушится), между тем как нечестивый отвергается Богом и его постигает ужасный конец (ст.16-23).

ПСАЛОМ 34. Молитва о помощи против злобных и неблагодарных врагов.

Происхождение этого псалма относится к раннему времени гонения Саулова (ср. ст.1Цар.24:16, ст.11 с 1Цар.24:10); не трудно указать определенное положение, в котором находился тогда псалмопевец. Давид тяжело страдает от врагов, которым он оказывал только любовь и дружбу, и которые теперь на него клевещут и поставляют величайшую радость в том, чтобы коварно ввергнуть его в несчастие. В таком положении невинно преследуемый молится о помощи к Богу и обещает Ему за это хвалу и благодарение. Эти основные мысли псалма выражены в трех строфах, из которых каждая оканчивается обещанием благодарности (ст.9 10, 18, 28), с повторением в каждой жалобы на настоящие страдания, а также и молитвы об освобождении из них. I Строфа. Господи, противоборствуй за меня (ст.1-3), сделай так, чтобы враги мои были неисцельно поражены и обратились в бегство (ст.4-6), Да обратится на них самих погибель, которую они мне замышляли (ст.7-8); за это я буду прославлять Тебя (ст.9-10). II Строфа. Меня неправедно обвиняют (ст.11), за мою дружбу и сердечное участие (ст.13,14) воздают неблагодарностию, злорадованием, клеветою и насмешкою (ст.12,15,16); спаси меня из такого положения (ст.17), я за это буду прославлять Тебя (18). III Строфа. Да не порадуются враги мои, без всякого основания (ст.19) и коварно (ст.20) ненавидящие меня и считающие погибель мою несомненною (ст.21); помоги мне (ст.22-24) и посрами их (25-26), а мне и моим друзьям доставь радость (27), чтобы прославлять Тебя за полученное спасение (28).
Так как Давид в своих страданиях был прообразом Мессии, неблагодарно отвергнутого своим народом, то этот псалом с историческим характером соединяет и мессианский, т.е. он - преобразовательно-мессианский; поэтому и Спаситель у Ин.15:25 мог иметь в виду этот псалом (ср. еще Пс.68:5).

ПСАЛОМ 35. В союзе с Богом не страшна самая сильная злоба врагов.

Основную мысль этого псалма можно представить таким образом: как ни велика злоба и сила грешников, так что даже праведник может прийти в уныние (ст.1-5); но бесконечно больше милость Божия праведникам и наказание Его нечестивцам (ст.6 10); защищаемый Богом праведник торжествует наконец над грешниками (ст.1-13). Никто конечно больше Давида не имел случаев испытать эту истину в собственной жизни; что испытал он на себе высказывает вообще в нашем псалме, в утешение и одобрение всех праведников, среди развращения мира. - Сначала псалмопевец изображает это развращение, людей греха, пред которыми трепещет праведник; это люди, не имеющие страха Божия, и на место божественной воли поставившие свои греховные желания (ст.2). Пред глазами Божиими они коварно поступают с ближним, и притом так, что грехи их не обыкновенные какие-либо, которых Бог отвращается, но такие, которых Он ненавидит и за которые поэтому накажет самым строгим образом (ст.3). Беззаконны их слова, ожесточенно (не восхоте разумети) сердце (ст.4); даже ночью злоба их не дает им покоя; они не боятся никакого греха (ст.5). При виде такого развращения в мире, псалмопевца и вообще праведника поддерживает только мысль о безмерной благости Божий, не оставляющей своих верующих, о бесконечной верности Господа Своим обетованиям, обещавшего праведникам награду (ст.6), и неизменной (горы) и страшной правде Божией, по которой Он не может оставить грех не наказанным (ст.7) Псалмопевец сравнил наказание Богом грешников с большим наводнением (бездна много) и при этом разумел, может быть, потоп; как во время потопа Бог спасал некоторых людей и животных, так Он спасет праведников во время имеющего постигнуть наказания грешников, потому псалмопевец с воодушевлением восклицает: яко (как) умножил еси и пр. (ст.8); о прославляемом величии страха Божия свидетельствует то, что Бог принимает под Свою Отеческую защиту убогих сынов человеческих, так как они несомненно могут надеяться на Его помощь (кров крылу) и от святого жилища Его получат обильную Его милость (ст.9). Бог дарует спасающую, подкрепляющую, подающую жизнь и сохраняющую ее благодать, потому что Он Сам есть жизнь (источник живота); Он есть Первоисточник всякого блага, благо людей; но благо в противоположность бедствиям есть свет (ср. Пс.4:7; 26:1; 30:17 и др.); поэтому Бог есть свет; если же исходящий от Него свет светит на нас, тогда и мрачные обстоятельства нашей жизни становятся светлыми, блестящими; в благодатном Его свете мы видим свет, т.е. счастливые дни (ст.10). - За уверенностью в помощи Божией следует (ст.11) молитва, чтобы Бог, как теперь помогает праведникам, так и впредь сохранял их Своею благодатию (пробави - παράτινον - продли) и предал злобе грешников (ст.12; нога гордыни, ступание ногою на спину - образ поругания; рука - образ власти). Вера убеждает псалмопевца, что последнее и случится; поэтому он взором веры видит (ст.13) поражение, которое нечестивцы всегда и везде будут испытывать, как бы уже совершающимся (тамо - указание на нечто настоящее).

ПСАЛОМ 36. Счастие нечестивого быстро проходит, невинность остается торжествующею.

Псалом этот составляет учительную песнь и потому в еврейском тексте имеет форму алфавитного изложения, с некоторыми впрочем отступлениями. Основная мысль этого псалма, развиваемая с разных сторон, следующая: если ты видишь, что иногда в этом мире нечестивцы благоденствуют, а праведники бедствуют, то не завидуй счастию грешников; не ропщи на управляющий миром Промысл, не теряй веры и надежды; скоро дело примет другой вид; после кратковременного счастия, нечестивцев постигнет погибель, а праведник за свою добродетель и упование на Бога получит богатую награду. - Известно, что представления евреев древнейшего времени о земном назначении человека, были довольно неясны, и потому понятно, если взоры их преимущественно обращены были на земное воздаяние человеку, и если они от правды Божией здесь уже ожидали награды за добродетель и наказания за порок. Так и в нашем псалме; страдающий праведник утешает себя не ожидающею его наградою в будущем, но уверенностью в торжестве своего дела уже здесь на земле; и действительно Бог в Ветхом Завете для утешения своих праведников и к устрашению грешников уравнивал уже на земле разности нравственного мироправления, как это мы видим в судьбе Иова. Спокойное пребывание в земле обетования (ст.3,9,11,18,22,27,29,34), мирное пользование сокровищами и богатствами ее (ст.3,19,25,26), помощь против притеснения грешников (39:40), долгая жизнь и богатое потомство (ст.29,37) - вот предстоящая праведнику награда; между тем как грешник после кратковременного счастия подвергается Суду Божию (ст.13,17,18) и тому несчастию, какое он замышлял праведнику (ст.15); обеднение (ст.21), изгнание из своей земли (ст.9) и совершенная погибель (ст.19,28,34,36,38) награда нечестивца. - Псалом этот несомненно написан Давидом, добродетель коего осталась торжествующею, между тем как временное счастие Саула, Навала, Ахитофела, Авессалома, скоро погибло. При ясности общей мысли псалма, в нем немало трудных мест, требующих объяснения.

ПСАЛОМ 37. Молитва во время тяжкой болезни и преследования от врагов.

Обстоятельства происхождения этого псалма представляются тождественными с обстоятельствами Пс.6. Псалмопевец, вероятно преследуемый Саулом, тяжело страдает (ст.3,7,9,18) и душею (ст.7,9,11) и телом (ст.4,6,8,11); все эти страдания, кажется, причинены ему были злобными гонителями; но страдающий псалмопевец главную их причину видит в собственной греховности. Настоящее бедствие представляется ему безмерным, поэтому оно не есть действие божественной любви, но божественного гнева; вследствие этого он молится, чтобы Бог не с яростию и не с отвергающим гневом наказал его. Свое опасение, что переносимые им бедствия происходят не от отеческой любви, но от ненависти, он обосновывает поразительным изображением этого своего бедствия (ст.13-14). Его постигло тяжкое наказание Божие (ст.3), он сильно страдает вследствие своих грехов (ст.5) и телом (ст.4,6,7-8) и душою (от воздыхания сердца - внутренней боли; ст.9). А что он не преувеличивает своих страданий, в свидетели призывает Самого Бога; Бог знает вызываемое тяжелыми бедствиями сильное его желание помощи, знает сердечные страдания псалмопевца (ст.10). Чтобы подвинуть Всеведущего к помощи, чтобы возбудить Его сострадание, псалмопевец снова начинает изображать свое печальное положение (ст.11-13); от сердечной скорби изнемогает телесная его сила, исчез блеск от очей его (ст.11); друзья убегают его (ст.12), между тем как клеветливые и коварные враги покушаются на жизнь его (ст.13). Чтобы показать Господу, что он не только нуждается в Его помощи (ст.3-13), но и достоин ее, псалмопевец выставляет на вид, как он вел себя в отношении к врагам своим; он не воздавал им за их ругательства и клеветы (ст.14,15), но с доверчивостью представлял свое дело Богу, от Которого ожидал быть услышанным (ст.16). Почему же он надеется, что Бог его услышит? Потому что (яко; ст.17) псалмопевец говорит сам себе, думает, молится: да не когда порадуются враги мои, иначе говоря, Бог не допустит, чтобы враги одержали победу над псалмопевцем; если они велеречат уже, видя его только колеблющимся, то что станут делать, когда он совсем упадет, будучи оставлен Богом. Псалмопевец свое нынешнее состояние образно представил в виде колебания, дрожания ног, т.е. изобразил свою опасность падения; это он обосновывает в ст.18 (яко); он подвергается всяческим нападениям врагов своих, находится в постоянном мучении (болезнь моя предо мною) и именно потому, что он чувствует себя грешником (ст.19). Многочисленны и могущественные враги его (ст.20); он им делал одно только добро, и вот они за правду его преследуют его (ст.21); против них только Бог может помочь ему (ст.22-23).

ПСАЛОМ 38. Долго сдерживаемая жалоба и настоятельная молитва тяжело испытываемого праведника.

По надписанию, псалом этот написан Давидом без сомнения во время Саулова гонения. Псалмопевец находится в страшном угнетении от злобных людей (ст.2б, 10, 11), но он твердо решился, не жаловаться в своем страдании, чтобы не согрешить ропотом против Бога (ст.2). Долго он крепился в принятом решении и молчал, смиренно подчиняясь водительству Божию; но такое молчание не имело никаких добрых последствий, потому что насильно сдерживаемая скорбь тем сильнее только прорывалась (ст.3); при мысли о насмешках со стороны зазнавшихся врагов, скорбь, подобно огню, воспламенялась в сердце его (ст.4), и высказывалась в сильном вопле к Богу. В скорби своей псалмопевец пришел было к исполненной отчаяния мысли, что Бог совершенно оставил его, не поможет уже здесь ему, и что только смерть избавит его от страданий; поэтому он спрашивает Бога о конце своей жизни; если он узнает его, то узнает также, сколько ему остается терпеть еще (ст.5). Вслед за тем он жалуется на краткость и ничтожество человеческой жизни (ст.6,7), как бы говоря: жизнь человека и сама по себе коротка и довольно бедственна; а Ты мне необычайным образом еще больше делаешь ее горькою. - Высказавши таким образом свою скорбь, псалмопевец возвращается в спокойное состояние, и задает себе вопрос: что же, если и действительно так, если жизнь человеческая так коротка и бедственна, и если к тому же еще я совершенно оставлен Богом, - что имею я, на чем бы мог основать свою надежду? Должен ли отчаиваться? - Нет! Я полагаю свою надежду на Господа (ст.8). Опасаясь, что испытываемые им страдания могли быть заслуженными, он молится о прощении своих грехов (ст.9а), напоминает Господу о том поношении, какое он должен испытывать от своих нечестивых врагов (безумному), и как он доселе молчал в убеждении, что это испытание происходит от Бога (ст.9б,10). Теперь же он молится, чтобы Господь отвратил тяготеющие над ним страдания (ст.11а), так как иначе он может погибнуть под наказующею рукою Божиею (ст.11б). В ст.12 (о беззаконии и проч.) он переходит от частного к общему; как его теперь наказывает Бог, по его мнению, за грехи его, так и вообще Он наказывает каждого человека за беззакония его, и скоро уничтожает его, мятущегося, как будто он вечно будет жить (ст.12). В заключение Давид молится, чтобы Господь по крайней мере теперь услышал его, помог немного отдохнуть пред своею смертию, т.е. избавиться от тяготеющих над ним страданий (ст.13,14).

ПСАЛОМ 39. Благодарение за великую помощь и молитва об окончательной победе.

Псалом этот написан Давидом и мог произойти во время Саулова гонения (1Цар.23:26 и д.). Псалмопевец, хотя недавно и был спасен Богом от великой опасности (2-3), но ему угрожают еще другие многочисленные опасности (ст.13), его преследуют враги, замышляя на жизнь его; - как часто это случалось во время гонений от Саула! - Псалмопевец находился в явной смертной опасности; в это время он, с полною уверенностию и надеждою (терпя потерпех - ожидая ожидал), молился ко Господу, который и услышал его (ст.2), избавил от опасности (ст.3), и таким спасением воодушевил его к благодарственной песни и укрепил всех добрых людей в надежде на Бога (ст.4). Ввиду полученной им помощи, псалмопевец прославляет блаженство тех, которые надежду свою полагают на Бога, а не (подобно некоторым из его врагов) на суетных богов и на волшебство (ст.5), и восходя от частного к общему, указывает (в 6 ст.) на чудесные проявления милости Божией во всей истории Израиля; ибо и в этом указании заключается новое подтверждение того, что надеющиеся на Господа счастливы бывают (ст.5). - Благочестивый израильтянин, по получении особенной милости Божией, обыкновенно приносил в жилище Его жертву в благодарность за милости и в прославление своего Бога. Давид также поблагодарил бы Господа жертвоприношением за полученное им только что чудесное спасение; но он в бегстве, и не мог поэтому принести жертвы. Бегство было премудро определено ему Богом; невозможность принести жертвы зависит от Бога. Поэтому псалмопевец совершенно прав, говоря, что Бог не хочет от него (в этом случае) благодарственной жертвы, вообще никакой (внешней) жертвы (7-8), а желает от него только того, что он может принести Ему в своем отдалении от богослужебных мест, именно послушания (с евр. уши проколол; слав. тело свершил), смиренного подчинения Его воле; и это - жертву духовного самоотречения - псалмопевец и обещает Господу (се прииду); в законе (Пятокнижии; главизна книжная, свиток книжный) возвещается ему воля Божия; как в книге закона, так и в его сердце; ему приятно исполнять (из благодарности) эту волю Божию и этим приносить приятную Богу жертву. Псалмопевец другим образом принес уже духовную хвалебную жертву, именно тем, что он в кругу многих своих приверженцев и знающих его громко прославил явно открывшуюся на нем правду и верность обетованиям (ст.10-11 ср. ст.4). - С указанием на жертву благодарения за недавно полученное спасение у псалмопевца, еще окруженного многими опасностями, весьма естественно соединяется молитва, чтобы Бог и в будущем не оставил его Своими милостями (ст.12) против бесчисленных врагов, в виду которых он почти теряет мужество (ст.13). Конечно, псалмопевец в окружающих его бедствиях признает заслуженное только наказание за совершенные грехи (постигоша мя беззакония моя), но он с надеждою молится о помощи Божией (ст.14) и о посрамлении злорадных врагов (15-16). Если Бог услышит псалмопевца, тогда все добрые люди будут радоваться с ним и хвалить Бога (17); но теперь он еще не услышан, еще находится в печальных обстоятельствах; да поспешит же Господь, пекущийся о нем, услышать его (18).
Доселе мы изъяснили 39 псалом по ближайшему историческому его смыслу; но верующий христианин из Евр.10:5 и д., знает, что этот псалом имеет также мессианский характер. Ап. Павел некоторые слова его относит к Мессии. Не раз уже говорено было, что Давид в своих страданиях, как и в славном царствовании был прообразом своего Богочеловеческого Потомка, Христа. Как некогда от Давида Господь не хотел никакой левитской жертвы, а желал жертвы безусловного послушания, жертвы всей личности; так и от Христа, послушание Коего к Отцу достигло своей высочайшей степени в предании Своего тела на ужаснейшую смерть; как Давид свою внутреннюю жертву совершил исполнением Божественной воли, так и Христос (Ин.4:34, Мф.26:39, Евр.10:7-10). Эта воля считается душою этой προσφορα. Как Давид самого себя предложил в жертву и сказал: се прииду, так сказал и Христос уже в минуту Воплощения (εισερχόμενος κλ Евр.10:5), и потом во все дни Своей земной жизни, особенно на Масличной горе (да будет воля Твоя) и на кресте. Не как частное лице стоял Богочеловек среди рода человеческого, но как Представитель его, солидарно с ним связанный; поэтому нет ничего удивительного в том, что Он, имея глубокое прозрение в любовь Божию к падшему человечеству, во время своей земной жизни часто благодарил Отца - от имени человечества (10-11), как за все благодеяния роду человеческому, так особенно за устроение искупления; ст.2-6 можно вообще считать такою благодарностью Богочеловека от имени человечества. - Пред исшествием из мира сего Искупитель молился за Своих учеников и за всех Своих людей, имевших уверовать в Него (Ин.17); Он знал, что они и по совершении искупления будут бороться еще со многими врагами; ст.12-18 можно считать молитвою Богочеловека от имени искупленного, под игом страстей и неисчетных страданий вздыхающего человечества. Вися на кресте, Спаситель мог буквально применить к Себе ст.12-18.

ПСАЛОМ 40. Благожелание тяжко страждущего сострадательным и молитва о наказании жестоких и коварных врагов.

Нельзя с точностью указать определенного положения в жизни Давида, как на обстоятельство происхождения этого псалма; одни относят его к последнему времени пребывания его при дворе Саула, другие ко времени бегства от Саула, иные к Авессаломову гонению (особенно ради ст.10; Ахитофель; ср. Пс.54). Псалмопевец находится в тяжкой болезни, причиненной, как кажется (ср. Пс.6 и 37), сильными преследованиями злобных врагов и соединенною с этим душевною скорблю. В таком печальном положении псалмопевец чувствует, как отрадно бедствующему встретить сострадание и как горестно безучастие и ругательство. Поэтому псалмопевец прославляет блаженным человека сострадательного (ст.2) желает и обещает ему от Бога награду и помощь во время собственного бедствия (ст.3-4). Без сомнения псалмопевец мог сказать о себе, что он всегда был сострадательны к страждущим и поэтому в настоящем своем положении он мог и себе ожидать такой помощи Божией, которую изображал в ст.2-4; это он и выражает в ст.5. Он молится об избавлении от своего бедствия, которое конечно не было совершенно незаслуженным (ст.5); затем он изображает свое печальное состояние, чтобы указать побуждение к своей молитве. Между тем как он молится о прощении и выздоровлении (ст.5), враги его ожидают смерти (ст.6). Правда, при посещении его во время болезни, они лицемерно высказывают ему свое участие, но выходя от него, они все вместе насмехаются над бедствием псалмопевца, желают ему смерти (ст.7-9); даже самый лучший друг его коварствует против него (ст.10). В таких обстоятельствах псалмопевец тем настойчивее должен молиться о выздоровлении, чтобы потом во имя Божие он мог отмстить злобным врагам (ст.11). Если Бог доставит ему выздоровление и таким образом не допустит восторжествовать его врагам, то он увидит в этом доказательство, что Бог благоволит к нему (ст.12); поддерживаемый Богом, он твердо и непоколебимо будет стоять против врагов его (ст.13). Ст.14 составляет прибавление, сделанное вероятно собирателем псалмов, и заканчивает собою первую часть книги псалмов.
Псалом этот относится к числу прообразовательно-мессианских. Поруганный, тяжко больной, оставленный даже самыми лучшими друзьями, Давид был прообразом Богочеловека, взявшего на себя немощи наши и понесшего болезни (Мф.8:17), преданного своим учеником (Ин.13:18), и смерти Коего с нетерпением ожидали злорадственные "друзья" его. Происходившее в меньшей степени с Давидом на Иисусе Христе совершилось в полной мере (да исполнится, Ин.13:18).

ПСАЛМЫ 41-42. Исполненное упования желание изгнанника о возвращении ко святилищу.

Оба эти псалма не только родственны между собою, но и составляли первоначально один псалом, как это довольно ясно видно из формы и содержания его. Больше чем в 40 еврейских рукописях оба они составляют один псалом, и там, где они разделены, Пс.42 не имеет никакой надписи; находящаяся под четырьмя еврейскими рукописями надпись ле давид очевидно позднего происхождения, хотя она имеется уже у LXX, в Вульгате и в Пешито. Когда (в плену?) и по каким побуждениям (м.б. богослужебным) произошло это разделение, ничего не известно.
Псалом 41, как и несколько еще других (43-48, 83, 84, 86, 87), написан сыновьями Корея. Это было одно левитское семейство певцов (1Пар.6:16 и д. 9:19 и др.), существовавшее еще во времена царя Иосафата (2Цар.20:19); некоторые члены этого семейства были не только певцами псалмов, но и составителями их. Предметом псалма служит однако Давид, в чем по многим внутренним основаниям, почти нельзя сомневаться; но каким же образом после этого он мог быть написан кем-нибудь из сынов Корея? Вероятно, в числе немногих оставшихся верными Давиду и сопровождавших его во время его бегства от Авессалома (2Цар.20:19), был и один из сынов Корея, написавший этот псалом; в сердечном участии к тяжелой участи изгнанного царя, он живо представлял себя в его положении, в его душевном настроении, и из души его, следовательно, некоторым образом во имя Давида, вылилась эта песнь, одна из прекраснейших в Псалтири. - Давид, во время бегства от Авессалома, находился на восточной стороне Иордана (ст.7), в пустыне Маханаим (3Цар.2:8); тяжелее всего для него было то, что он должен был находиться вдали от скинии Господней, не мог посещать ее, не мог видеть лица Божия; ему казалось, что это удаление от свящ. места служит знаком немилости Божией (2Цар.15:25,26); поэтому его мучит мысль, что Бог совершенно отвратился от него; к тому же злобные люди с насмешкою спрашивали: "где есть Бог твой?"-Находясь вдали от места богослужения, и потому чувствуя себя оставленным от Господа, Давид пламенно стремится к Богу, стать пред лицем Его, что служило бы для него ручательством возвращения в дом Божий (ст.2-3) [3]. Это страстное желание тем сильнее и болезненнее, что положение Давида в высшей степени печальное и над ним ругаются, как над отверженным Богом (ст.4). Тяжело страждущим душам во время бедствий свойственно припоминать прежнее счастие, а от этого терзающая скорбь достигает крайней своей степени. Так было и с Давидом; в своем изгнании он припоминает себе (ст.5), как он с толпами верующего народа посещал скинию Господню и принимал участие в радостях богослужения. Внезапно над колебаниями уповающей души возвышается сильный верою дух псалмопевца и взывает к ней, зачем она предается такому унынию и почему не надеется на Бога, Который, конечно, поможет ей и тем подаст повод к прославлению Его (ст.6)? Это обращение произвело свое действие; псалмопевец в скорби своей (ко мне самому и проч.) будет теперь в месте своего изгнания помнить о Боге (ст.7), без сомнения для того, чтобы в этом воспоминании почерпать утешение и надежду. Но скорбь снова и снова теснит его душу; поэтому в ст.8 новая жалоба и изображение страданий, которые одно за другим и одно больше другого наступают на него (ст.8). Впрочем, псалмопевец (разумей - Давид) должен сознаться, что Бог среди страданий подает ему Свою милость и даже силу, в песне и молитве излить свое сердце, в молитве, которую он и представляет далее (ст.9-11). Все еще неспокойная душа его снова возбуждается и ободряется к надежде на Бога и к уверенности в скорой помощи (ст.12).
Прерванная ободрением помощи (ст.11-12) молитва снова продолжается в псалме 42-м. Он просит Бога, крепость свою, рассудить тяжбу с его народом, неблагочестивым и вероломным, с нечестивым и коварным Авессаломом, Ахитофелом и т.д. (от человека неправедна); избавить его от бедствий, послать свет Своей милости, показать верность своим обетованиям (и истину) и таким образом возвратить его ко скинии (ст.3). Тогда псалмопевец, как бы помолодевши, в радости сердечной приступит к алтарю Господню и благодарственно прославит Его (принесши жертву благодарения) (ст.4). Но к сожалению это блестящее будущее еще не настало; поэтому снова следует ободрение унывающей душе (уповай и проч.).


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS