Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Май 2016

Руководственное пособие к пониманию Псалтири (Псалмы 43-46)

08.05.16 | Автор: еп. Ириней (Орда)

«Закон повелевает, история поучает, пророчества предвозвещают тайны Царствия Божия, нравоучение назидает и убеждает, а Книга псалмов соединяет в себе все это, и есть некая полная сокровищница спасения человеческого». 

Свт. Амвросий Медиоланский

ПСАЛОМ 43. Жалобная молитва Израиля во время незаслуженного наказания Божия.

Псалом этот представляет жалобную песнь всего народа. Но трудно указать какое-либо определенное историческое обстоятельство, вызвавшее его происхождение. Одни относят его ко временам маккавейских войн, другие к вавилонскому плену, иные же, на достаточных основаниях, ко времени предполагаемого нашествия идумеев на Палестину в то время, когда Давид воевал на востоке, и св. Земля была опустошаема идумеями, которых Давид разбил потом в Соляной долине (2Цар.8:13; 1Пар.18:12; Пс.59:1). Но никак нельзя здесь предполагать исторические обстоятельства иудеев при персидском военачальнике Вагозе (Древности Иосифа Флп.11:7); так как в это время свящ. канон уже был заключен, и при том тогдашнее положение иудеев не было так печально, как оно изображается в нашем псалме. Скорее уже можно бы относить его к тем печальным временам, когда возвратившиеся из плена должны были бороться с враждебными соседями; но в таком случае, каким образом мог бы он находиться во второй книге псалмов, состоящей большею частью из псалмов древнего времени? Как бы то ни было, однако ход мыслей псалма вкоротке следующий: Бог помогал в древние времена, и до настоящего часа Он есть единственный наш Помощник (ст.2-9); и однако нам теперь так худо, хотя мы совершенно невиновны (ст.10-20); да покажет же Себя Господь нашим Помощником (ст.21-27).
Ввиду великих дел Божиих, совершенных в пользу Израиля над язычниками в древние времена, недавно, как кажется, подвергавшийся угнетению от язычников народ получает ободрение и надежду в печальном настоящем. С воодушевлением псалмопевец напоминает Господу о том, как Он некогда истребил хананеев и землю их единственно по Своей милости отдал Своему народу (ст.2-4). Но Бог не на то только время воспринял Свой народ, Он и теперь еще его Бог и Царь, дающий повеления касательно спасения потомков Иакова (ст.5). С Ним только народ может одолеть всех врагов своих, и тех, которые теперь угнетают его (ст.6); он надеется не на собственную силу, но на Господа, Который всегда спасал его (ст.6-8); он хвалится Богом и непрерывно прославляет Его за все полученные благодеяния (ст.9). И однако (ныне же) хотя Бог прежде всегда помогал Своему народу, хотя народ столь твердо надеется на Него и благодарит Его, но теперь он в бедственном положении; Бог как бы удалился от него, от войска его (ст.1); израильтяне разбиты, разграблены и пленены врагами (11-12), рассеяны между язычниками, и все это не стоило больших жертв победителю (ст.12); поругания от врагов побежденные переносят ежедневно (ст.14-17). Вследствие такого печального положения можно было прийти к мысли, что израильтяне согрешили отпадением в идолослужение, нарушением завета; но не так на самом деле: они торжественно пред Богом могут заявить свою невинность (ст.18-20) Если бы Израильтяне отпали от Бога и обратились в идолопоклонство (ст.21), то это конечно не укрылось бы от Всевышнего, и они. не дерзнули бы заявить себя пред Ним невиновными. Между тем это так, потому что (зане; ст.22) они страдают ради Бога, как верный народ Божий, и находятся в смертной опасности (ст.21-22) . Таким образом, достаточно оснований для Израиля к возбуждению как бы спящего Бога, за Которого он страдает, чтобы Он подал скорее помощь против такого уничижения.

ПСАЛОМ 44. Христос славный Жених Церкви.

Этот псалом, один из прекраснейших, но и труднейших в Псалтири, написан одним из сынов Корея и первоначально был уже в употреблении при богослужении (в надписи: ламнацеах начальнику хора), был назначен для наставления и назидания народа (в разуме), что здесь важно; обыкновенная брачная песнь едва ли бы получила такое назначение, равно как и не принята была бы в канон. Желающие объяснять эту песнь чисто исторически, как обыкновенную обручальную песнь, относят ее то к обручению Соломона с египтянкою (3Цар.3:1), то к Ахаву с Иезавелью, или к Иосафату с тирскою царевною, или к Иораму иудейскому с Гофолией израильскою, даже к сирийскому царю Александру с египетскою царевною Клеопатрою, но все это, как совершенно невозможное, опровергается здравою критикою. "Тон песни пророческий, и что здесь царь есть Мессия, достаточно ясно из содержания". Против исторического толкования нужно поставить на вид, что Жених псалма берет единовременно нескольких невест, что нигде не обычно; далее, о нем говорится, что он господствует вечно (ст.7), поставляет своих сыновей князьями всей земли (ст.17), прославляется всеми народами земли (ст.18), но главное, что царственный Жених называется прямо Богом (ст.7-8). Вследствие таких сильных внутренних оснований, которые уже отчасти говорят и против толкования его в прообразовательно-мессианском значении, LXX считали этот псалом исключительно мессианским; такое толкование во времена Иисуса Христа было распространено и межу иудеями, как видно из Евр.1:8,9 (ср. и таргум), а равно и теперь между многими из иудеев. Отцы Церкви все объясняют о Мессии. - Царь есть Мессия; первая из невест - ветхозаветный народ, первенец, εκλογη из народов; после того, как Предтеча действовал уже, как друг жениха (Ин.3:29), Христос сначала обратился к Израилю, в котором давно действовал Логос, и который Он избрал в Свое наследство (Сир.24:13), в Свою собственность (Ин.1:11), и только после уже призваны к мессианскому спасению языческие народы. Сначала церковь образовалась из иудейства, и иудео-христианская церковь представляется главною невестою, а обратившиеся при ее посредстве ко Христу языческие народы должны считаться подругами ее. - Поэтому мы признаем этот псалом прямо мессианским, хотя этим мы не отрицаем, что псалмопевец в поэтическом изображении своей мысли пользовался обстоятельствами Соломонова времени; благочестивый израильтянин в Соломоне, особенно в первые годы его царствования, мог усматривать образ мессианского времени и его обстоятельств.
Пророческим взором созерцает псалмопевец будущего Мессию, видит Его в несравненной Его красоте (ст.3), как героя победителя (ст.4-6), как славного Царя вечности (ст.7-9, видит (ст.10-18) нежную Его любовь к Своей невесте (Ос.2:19-20), и к невестам (Мф.8:11; ср.22:1). При таком созерцании сердце его волнуется в священном воодушевлении, из восторженного сердца его радостно изливается песнь; он торжественно высказывает (глаголю), что эта песнь (дела) посвящается царю. Если бы мне, восклицает он дальше, хорошо удалось, если бы язык мой был достаточно способен для такого возвышенного предмета! Восхищенный несравненною красотою Мессии, псалмист тотчас начинает прославлять ее (ст.3); в ней он признает основание, почему Бог навеки осыпал Мессию благословениями. - От Мессии иудеи ожидали, что Он явится могущественным героем (ср. Пс.109:5 и д.), ниспровергнет все враждебные противоположности в мире (язычников), оснует царство всеобщего мира и невозмутимой правды. Наш псалмист также созерцает Мессию, как Героя героев (сильне), и торжественно побуждает Его выступить на борьбу против антимессианских сил (ст.4) побуждает Его далее победить эти силы в торжественном Своем геройском шествии (ст.5а) и таким образом показать (царствуй) Себя Царем (царей), исполнить обетования (ради истины), доставить угнетенному право (ради кротости) и правде победу; в сопровождении величественных чудес (дивно) всемогущая Его десница совершит это геройское дело (ст.5 б), Он подчинит Себе все враждебные силы (ст.6). Непоколебимо стоит престол Царя-Мессии, Царя-Бога (Боже) власть Его вполне справедлива (ст.7); да и как могло быть иначе! Престол Его основывается так сказать на правде; ибо Он возлюбил правду, возненавидел грех, и чтобы фактически и сильно, энергически выразить Свою ненависть ко греху и Свою любовь к правде, Он предал на смерть Свою дорогую жизнь, дабы таким образом удален был грех и возгосподствовала правда. Поэтому (сего ради), так как Он засвидетельствовал таким образом любовь к правде и ненависть ко греху, Бог (и по человеческой Его природе в Вознесении) осчастливил Его высокою славою, высочайшим блаженством (елеем радости), даровал Ему царскую власть над небом и землею, и тем возвысил Его над всеми Его братьями, над всеми людьми (причастник) (ср. Флп.2:8-10). В Своей славе (смирна, стакти и касия) Он не отделяется, Он не хочет эгоистически один пользоваться ею; но разделяет с своими царственными невестами, которые в слоновых дворцах издают благоухание подобно Ему и составляют Его радость (ст.9). Одна из невест (Иуд. Церковь) отличается от всех прочих (языческих народов); на нее, стоящую в величественной одежде по правую сторону царя (ближе всех к Нему, больше всех имеет власти), обращено главное внимание псалмиста (ст.10). Он обращается к ней с речью, в которой побуждает ее, оставивши все дорогое для нее, всецело предаться царю (ст.11), чтобы быть достойною Его любви; тем более Он заслуживает такой преданности, что Он есть ее Бог и Господь, Которому поклоняются (ст.12) Когда она сделает это и вследствие своей преданности станет в близком отношении к Царю, тогда и сам богатый и гордый Тир поклонится пред царицей, посредством даров будет искать ее благосклонности, чтобы чрез ее посредство быть принятым от Царя в Его царство (ст.13). - Псалмопевец снова изображает славу находящейся внутри своего дворца (внутрь) главной невесты (ст.14), готовой явиться пред Царем, быть приведенной к Нему, чтобы видеть Его глаз на глаз (Есф.2:12), совершить с Ним вечный брачный пир; затем он обращает свой взор на ее подруг (искренние), на других девственных невест, которые присоединились к ней и идут за нею в царский дворец (небесную славу) (ст.15-16). В ст.17 снова обращается с речью к Царю, обрученному с столь славными невестами, желает ему многочисленного потомства, а потомству господства над всем миром (ст.17); всегда и везде Царь будет прославляем (ст.18).
Главные мысли этого псалма, очень сходного с книгою Песнь песней, вкоротке следующие: Мессия прекраснейший между всеми людьми, Герой, побеждающий всех врагов, основывающий вечное царство, безкорыстно любящий первее всего иудейский народ и языческие народы и дарующий им участие в Своей славе, устрояющий беспредельно богатый благословениями союз (ст.17), за который человек не в состоянии достойно возблагодарить Его (ст.18).

ПСАЛОМ 45. Бог защищает святый город во всякой опасности.

Псалом этот становится совершенно понятным, если признать, что он написан по поводу чудесного спасения Иерусалима из рук ассириян при Сеннахериме (ср. Ис.36:37). Все города иудейские были уже взяты врагами; с насмешками неприятель требовал сдачи Иерусалима; тогда Бог объявил: "Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя (жилища там Божия) и ради Давида, раба Моего; не войдет неприятель в этот город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала" (Ис.37:33,35); и действительно Ангел Господень в одну ночь истребил 185.000 ассириян, освободил от них город и навсегда сокрушил колоссальную ассирийскую всемирную монархию. Ввиду этой чудесной помощи псалмопевец от имени всех жителей Иерусалима и из души их восклицает: "Бог нам прибежище и сила и проч."; в постигшем Иерусалим внезапно бедствии Бог явил себя сильным помощником (ст.2). При такой защите Израиль не боится самых великих переворотов и опасностей (ст.3-4). Милость Божия защищает и радует святый город, который есть жилище Божие (ст.5); так как Бог находится в нем и с ним, то никакая сила не поколеблет его, потому что Он немедленно является с своею помощию (ст.6). Угрожая разрушением и производя везде смятения, ассирияне восстали против народа Божия; но одно слово Господа (голос грома наказаний) привело их в трепет (землетрясение - образ трепещущих жителей земли); и этот всемогущий Бог есть защитник Израиля (ст.7-8). В ст.9-10 псалмопевец призывает свой народ, а также и языческие народы, посмотреть на громадное поле трупов, и помнить, как Господь столь внезапно сокрушил военную силу ассириян; совершил великое событие, являющееся чудным делом во всемирной истории. Вслед за тем призываются все языческие народы прекратить все враждебные действия против народа Божия (упразднитеся) и признать единого Бога, недавно столь великим показавшего Себя среди язычников. Псалом заканчивается утешительным припевом: Господи сил и проч.

ПСАЛОМ 46. Царь народов с торжеством возносится на небо.

На основании ст.6 (ср. Числ.10:35-36; 2Цар.6:15 и д.) многие считали этот псалом песнью, которую воспевали во время перенесения ковчега завета или при Давиде на Сионе, или при Соломоне, в храм, или же при возвращении кивота после победы над языческими народами. По нашему мнению, эту песнь воспели торжествующие победители после чудесной победы Иосафата над аммонитянами, моавитянами и обитателями Сеира в так называемой долине благословения, незадолго пред возвращением в Иерусалим (сыны Кореовы были тогда в войске; 2Пар.20:10). Упомянутые языческие народы имели целью изгнать израильтян из страны, которую Господь предоставил им в особенное наследие (ст.5, ср. 2Пар.20:11); но они сами понесли постыдное поражение, при чем весьма ясно открылось, что Иегова есть страшный Бог и Господь над язычниками. Если справедливо, что и после времен Давида брали на войну кивот завета, то ст.6 несомненно можно относить к возвращению кивота завета на Сион (взыде Бог, т.е. на гору Сион), после упомянутой победы Иосафата; но сомнительно впрочем, чтобы и в это время кивот сопровождал войско на войну.
В ст.2 псалмопевец обращается к побежденным и другим соседним языческим народам, на которых чудесное спасение народа Божия произвело глубоко потрясающее впечатление (2Пар.20:29) прославлять Господа радостными восклицаниями; Он показал Себя всемогущим Господом мира (ст.3), так как доставил Израилю славную победу над языческими народами (ст.4) и этим утвердил его в обладании своим наследием (ст.5). - Бог победил неприятелей; псалмопевец представляет Его сшедшим с неба, присутствующим в войске Израиля и шедшим впереди его. После одержанной победы войско возвращается в Иерусалим, а Бог (по представлению псалмопевца) снова восходит на небо (ср. Пс.7:8), причем его сопровождают торжественные восклицания и радостный звук труб (ст.6). Следя очами веры за возносившимся Богом, псалмопевец побуждает свой торжествующий народ воспеть песнь Богу, Царю Израиля (ст.7), Царю всего мира (ст.8), могущественному Царю и язычников (ст.9). Затем пророческим взором он (ст.10) обращается к будущему, ко времени разнообразно воспетому пророками (ср. Ис.2:2 и д. 60:3; Зах.9:7), когда язычники с своими князьями во главе (Пс.71:10) присоединятся к народу Божию и его богослужению. Так должно быть, потому что и язычники, языческие князья, в очах Божиих назначены к чему-то высокому (вознесошася); не только для Израиля, но и для них предназначено будущее спасение Мессией.


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS