Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Май 2016

Руководственное пособие к пониманию Псалтири (Псалмы 47-53)

10.05.16 | Автор: еп. Ириней (Орда)

«В ней, как в раю, насаждено все, что по частям содержится в других священных книгах и всякий читающий ее, может найти в ней все, что для него нужно и полезно. В ней ясно и подробно изображена вся жизнь человеческая, все состояния духа, все движения ума, и нет ничего в человеке, чего бы не содержала она в себе. Хочешь ли ты каяться и исповедоваться, постигла ли тебя скорбь и искушения, гонят ли тебя, уныние и беспокойство овладело тобою, или что-нибудь подобное терпишь, стремишься ли к добродетели и преспеянию в ней и видишь, что враг препятствует, желаешь ли хвалить, благодарить славословить Господа? – в божественных псалмах найдешь наставление для всего этого» (Послание к Маркеллу). 

святитель Афанасий Великий

ПСАЛОМ 47. Чудесная защита города Божия.

Псалом этот мог быть написан по тому же самому поводу, что и псалом 46; только последний пели уже на поле сражения, а Пс.47 после возвращения в храме Иерусалимском (ст.10). Цари (ст.5 - этим множественным числом и некоторыми другими обстоятельствами затрудняется приспособление псалма к нашествию Сеннахерима) аммонитян, моавитян и сеиритян при Иосафате дошли до Фекуи, откуда они могли видеть Иерусалим, который имели в виду разрушить; но едва только они взглянули на город, как по действию божественному среди их произошло междоусобие, и они истребили друг друга (ст.6-9); ср. 2Пар.20:28, так что войско Иосафата нашло одни только трупы. Возвратившись с поля, усеянного неприятельскими трупами, израильтяне собрались в храме (2Пар.20:28), чтобы возблагодарить Господа за чудесное спасение города; псалом наш есть благодарственная песнь.
Чудесно спасенный город Божий, благодатно защищенная святая гора с возвышающимся на ней храмом, служат наглядною проповедью о всемогуществе Божием, откровением Его величия и славы (ст.2); город явным образом обязан защите Божией (ст.4), что он еще существует во всей своей крепости и величии на радость всея земли (ст.3). Союзные цари подходили к святому городу (ст.5), но едва приблизились к нему и увидели его, как невидимою силою Божиею приведены были в смятение и погибли (ст.6-8). Жители Иерусалима сами теперь увидели то, что слышали в повествованиях о древних временах (Исход из Египта, вступление в Ханаан), именно, теперь Он сделал чудо милости над Своим городом, который Он основал на вечные времена и потому не отдал его врагам (ст.9). За такую милость они благодарят теперь Бога в храме (ст.10), в убеждении, что хвала Божия распространится над храмом и до границ земли, так как Бог этим чудесным спасением, этим действием своей правды возвеличил Свое имя по всей земли (ст.11) О таком действии божественной правды в отношении к врагам Израилевым радуется город (гора Сионская) и вся страна (дщери иудейские = другие города, как бы дочери столицы). Затем псалмопевец призывает жителей Иерусалима обойти город, внимательно осмотреть его и таким образом убедиться, что он не потерпел никакого вреда, чтобы некогда рассказать о том Своим потомкам (ст.13-14) и убедить их, что таков (той есть Бог), т.е. столь всемогущий и попечительный о Своем народе всегда Бог Израиля.

ПСАЛОМ 48. Утешение угнетенного праведника ввиду неодинакового на земле жребия его и гордых его притеснителей.

Псалом этот относится к самым трудным в Псалтири; он столько же неясен и в еврейском тексте, как и в LXX и в Вульгате. По содержанию он сходен с Пс.36 и 72. Основная мысль его следующая: угнетенный нечестивыми праведник не должен унывать; и богачи должны будут умереть и получат после смерти вечное наказание, между тем как праведника Бог принимает к Себе после его смерти. - Во время великого угнетения, подобного тому, какое испытывал псалмопевец, такая утешительная мысль имела большую важность; поэтому псалмопевец призывает весь мир внимательно слушать важную истину, глубокое учение (ст.4), которое он, просвещенный Божественным Духом (ст.5), будет передавать (ст.1-5). Затем он от имени всех угнетенных предлагает вопрос: зачем ему бояться в несчастии, под гнетом горделивых богачей, зачем ему беспокоиться в виду их счастия (ст.6-7) И они также должны умереть, и тогда не будет уже никакого выкупа за их жизнь (ст.8-9а); после смерти ожидает их вечное мучение (утрудися в век) И этого мучения они не избавятся в будущем, смерть их предаст оному. Или, может быть, они не умрут, когда умирают самые разумные праведники. И безумный нечестивец умирает также, и должен бывает оставить свои богатства, довольствоваться гробовым жилищем; хотя бы он увековечил свое имя, после смерти это не принесет ему никакой пользы (ст.10-12). К сожалению, человек во дни счастия своего не разумеет этого, и поэтому живет подобно несмысленным скотам, не заботясь о будущем, о вечности (ст.13). Такая жизнь (сей путь) послужит к падению (соблазн - σκάνδαλον - запинание) нечестивцев, к вечной их погибели; в своем ожесточении они и тогда не обратятся (во устех благоволят), несмотря на все бедствия, которые их окружают во аде. Там смерть, вечная смерть будет пасти их; праведные же на суде одержат блестящую над ними победу, между тем как нечестивцы останутся беспомощными, лишены будут прежней своей славы, и отданы во ад (ст.15). Праведника Бог сохранит от ада, возьмет его к Себе на небо (ст.16). Делая из сказанного нравственный вывод, псалмопевец говорит: если видишь наслаждающегося счастием нечестивца, не унывай от этого (ст.27); он должен будет умереть и ничего не возьмет с собою (ст.18), и в будущей жизни ничего не должен ожидать себе доброго (это нужно дополнить); потому что (яко; ст.19) он в этой жизни уже насладился благами, он здесь был добрым другом только тем (исповестся тебе), которые помогали ему в чувственных наслаждениях (благосотвориши). Он пойдет туда, куда пошли единомысленные с ним предки его (ст.20), во ад, и в век не уйдет оттуда (не узрит света); о если бы понимал это слепой человек и не жил подобно неразумным скотам (ст.21)!

ПСАЛОМ 49. Суд Божий на приносящих жертвы без внутреннего сердечного участия.

Псалом 49-й написан Асафом, и если этот Асаф одно и то же лицо с упоминаемым в 1Цар.15:17,19, - во времена Давида. Известно, каким блеском Давид окружил богослужение; некоторые израильтяне до того ослеплялись этим блеском и пышностью, что могли приходить к мысли, что сущность богослужения и заключается во внешнем великолепии его, а не в сердечном расположении жертвоприносителя. Асаф направляет свой псалом против тех, которые думали, что Бог довольствуется одним внешним, вещественным жертвоприношением, и не требует внутреннего участия, сердечного раскаяния в грехах и всецелой преданности Господу. Для большей силы и внушительности своего предостережения от такого опасного заблуждения, псалмопевец представляет явившимся и говорящим самого Господа. Высочайший (Бог богов) и всемогущий Господь начинает речь и призывает всю землю (от восток солнца и проч.) во свидетели Своей обвинительной речи против Израиля (Втор.32:1). Как некогда Бог сходил с Синая, чтобы дать закон (Втор.32:2), так Он теперь приближается с Сиона, жилища Своего (Пс.67:7), чтоб изъяснить и подтвердить этот закон; Он идет в славе (благолепие красоты), в виду всего мира (яве); Он идет как Бог завета (Бог наш), чтобы изречь строгое слово (не премолчит). Как некогда на Синае, так здесь Он является в огне (Исх.19:18) и сильной грозе (буре), чтобы внушить страх и показать Себя народу Судиею и строгим ревнителем (огнь поядаяй Евр.12:29) Своего закона (ср. Исх.20:20). Призываются небо и земля во свидетели суда над народом завета (ст.4). И вот теперь, когда все приготовлено, дается повеление исполнителям суда (ангелам?) привести обвиняемых (ст.5). Вслед за тем начинается суд; небеса возвещают правду Божию; т.е. с неба раздается голос Бога - Судии (ст.6. гром: ср. Исх.20:10). Сначала Судия напоминает преступникам, что Он вступил с ними в особенные близкие отношения (завет), совершенно особенным образом стал их Богом (Бог твой). Это особенное отношение они должны были свидетельствовать своими жертвоприношениями (посредствующая мысль между ст.7 и 8). Правда, у них нет недостатка во внешних жертвах (ст.8); но вещественные (кровавые и хлебные) приношения, если не служат выражением внутреннего самопожертвования и искренней благодарности, не имеют никакой цены пред Богом; жертвенные животные и бескровные приношения (красота сельная), как предметы природы, и без того принадлежат уже Богу, который не нуждается в чем-либо, как люди (ст.9-13). Прославление Господа, одушевляющее и сопровождающее внешнюю жертву, признание величия Божия, преданность Господу, вот жертва, какой хочет Бог, и какою только можно воздать сделанные жертвенные обеты (ст.14). Кто приносит жертву такого рода, тому Бог внимает и слышит его молитвы (ст.15). Но совершенно иначе приносят жертву обвиняемые, как жалкие грешники, предстоящие пред судом Божиим, которых Он и обличает здесь в совершенном отсутствии у них надлежащего сердечного расположения, необходимого при жертвоприношении, раскаяния в грехах и проникновения страхом пред святостию и правдою Божиею. Они устами проповедуют Божественные заповеди и уставы (оправдания), на которых основывается завет, твердят устами завет Божий, законы Его (ст.16); но на деле презирают его разными неправдами (ст.17-20), и сверх того еще думают, что Бог равнодушен ко всему этому; но они сильно обманулись (ст.21). Судия заключает свою речь угрожающим предостережением преступникам (забывающии); они должны благовременно исправиться, принести внутреннюю жертву хвалы Богу, и тогда Бог явит им спасение Свое (ст.22-23).

ПСАЛОМ 50. Покаянная молитва о прощении грехов.

По надписанию, подлинность коего несомненна, этот псалом составляет покаянную молитву Давида, с которою он обратился к Богу после обличения его пророком Нафаном в преступлении с Вирсавией и смерти Урии (ср. ст.6 с 2Цар.12:9,13). Он разделяется на две главные части; с 3-14 ст. Давид молится о том, что Бог должен даровать ему в настоящем его положении; с 15-10 ст. он излагает, продолжая просить, как он будет благодарить за исполнение его молитвы. - Давид главным образом молится о прощении греха (ст.3-4); тем сильнее он надеется на прощение, что сознает всю гнусность своего греха и исповедует оный(ст.5,6). Дальнейшее основание (се бо), почему Бог подаст просимое, Давид находит в том, что уже со времени зачатия его грех живет в нем и потому может быть несколько извиняем (ст.4). Далее, Бог любит истину, именно, как она начертывается в человеке, в его жизни; поэтому Он дал ему руководящее откровение, которое тогда только снова может осуществиться в жизни псалмопевца, отпавшего от этой истины, когда Бог сначала простит ему настоящий грех и подаст благодать к праведной жизни (ст.8). Поэтому, так как столь многое говорит за прощение (ст.5-9), пусть Бог подаст ему оное (с. 9), пусть Он скажет: "Я простил тебя!" и пусть этим словом обрадует уже псалмопевца (слуху даси радость), восстановит скорбью раскаяния надломленную силу (ст.10); пусть впредь не вспоминает о грехе, истребит его из сердца (очисти), и на место запятнанного грехом сердца духовным творческим актом поставит чистое сердце, освежит сильно ослабленный грехом добрый дух, снова оживит его (ст.11-12). Да исполнит Бог эту молитву, да не отвергнет просителя от Своего лица (ст.13), да не удалит совершенно от псалмопевца святого и освящающего Своего Духа (ст.13); но, как и прежде, да явится с своею помощью, да обрадует его поданием спасения (радость спасения = прощение и сообщение высших жизненных сил) и укрепит его (Дух владычний) Если Бог окажет таким образом милость кающемуся псалмопевцу, то он в доказательство своей благодарности поставит себе задачею обращать возможно большее число грешников и отвращать от их злых путей (ст.15); освободившись от тяжелой кровавой вины, он будет прославлять Бога и Его открывшуюся в прощении (1Ин.1:9) правду (ст.16). Пусть только Бог простит ему, даст ему чрез это повод к прославлению, отверзет ему уста для хвалы; тогда он принесет жертву уст, хвалебную жертву (ст.17); ибо такой жертвы хочет Бог; Он хочет благодарной, благоговейной преданности сокрушающегося от раскаяния сердца, а не внешней только жертвы; если бы Бог хотел таковой, то псалмопевец давно бы уже примирился, ибо со времени своего греха он такую жертву многократно приносил; но эта жертва не приносит пользы, так как не была выражением кающегося, приносящего духовную жертву сердца. Этой внутренней жертвы хочет Бог, милостиво на нее смотрит; она только делает внешнее приношение действительною жертвою. Ст.20,21, вероятно, прибавлены в вавилонском плену, когда евреи часто молились словами псалма сего о прощении грехов, избавлении от плена, возобновлении города и храма (ст.20) и о восстановлении богоугодного богослужения (21).

ПСАЛОМ 51. Бог не допускает торжествовать клеветникам.

Содержание этого псалма вполне соответствует его надписанию, даже и в том случае, если считать его направленным не против Саула, как виновника убийства восьмидесяти пяти невинных священников, но против Дойка, исполнителя повеления Саулова. Доик был человек знатный (1Цар.22:9) и без сомнения богатый (ср. ст.9 этого псалма). Никто из слуг Саула не решился умертвить священников; один Доик взялся за это; нет ничего вероятнее, что он хвастался этим постыдным действием, как геройским поступком (ст.3). Доик был человек злобный, клеветник и доносчик (ст.4-6), об этом можно заключать из 1Цар.22:22 (Давид говорит: "я знал, что он непременно донесет Саулу"). К этому Дойку обращается Давид в нашем псалме, после того как спасшийся Авиафар доставил ему ужасное известие об умерщвлении жрецов. Он спрашивает Дойка, как у него достает столько безстыдства хвалиться еще своим постыдным действием (ст.3); и затем он изображает его человеком злобным, коварным, клеветливым (ст.4-6), которого Бог накажет заслуженным истреблением (ст.7) к радости праведников (ст.8-9). Псалмопевцу же, находящемуся теперь в бедственном положении предстоит счастливое будущее, которое он очами веры созерцает уже как настоящее. Господь из дома своего (скиния) дарует ему богатое благословение, так что его тогда можно будет сравнить с зеленеющею (так в евр.), плодовитою маслиною, посаженною в доме Божием. Он твердо надеется на Господа и уверен, что будет прославлять Его за ожидаемое теперь с такою уверенностью (сотворил еси) спасение; - для назидания всех праведников он всегда будет надеяться на благость Божию (ст.10-11).
Хотя псалом этот первоначально имел личный характер, однако в нем содержится общее учение (поэтому в надписании: разума), именно, что праведник не должен терять надежды на Бога вследствие постигающей злобы и клеветы сильных врагов. Многие св. отцы под упоминаемым в псалме могущественным клеветником и злодеем разумеют антихриста; другие же разумеют иудейский народ, клеветавший на Христа пред Пилатом, и за это изгнанный из дома (Церкви), между тем как верующие во Христа процветают в Церкви.

ПСАЛОМ 52

См. Пс.13, с коим он почти буквально сходен. Ст.6 с евр. "ибо Бог рассеял кости обложивших тебя; ты посрамишь их, потому что Бог отверг их".

ПСАЛОМ 53. Молитва о помощи против врагов.

Саул в разных местах искал Давида, не зная, что он находится в пустыне Зиф; зифиты удивляются, что Саул так долго ищет его, так как, по их мнению, местопребывание Давида всем известно; вследствие этого такое своеобразное их показание пред Саулом. Как ты можешь столь долго искать его, хотят они сказать, разве он не у нас находится, как об этом знает полсвета (1Цар.23:19. ср.26:1). - Когда Давид узнал о таком жестокосердии зифитов и об угрожающей ему великой опасности, то обратился с молитвою к Богу, прося у Него помощи (ст.34) против нечестивых врагов (ст.5). - В своей твердой вере и надежде на Бога, он уже как бы пред глазами видит (се) исполнение своей молитвы (ст.6); он испрашивает погибели своих врагов (ст.7) и обещает тогда прославить Его жертвою и благодарением (ст.8) за полученное (прошедш. врем, в ст.9) спасение.


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS