Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Май 2016

Руководственное пособие к пониманию Псалтири (Псалмы 54-60)

11.05.16 | Автор: еп. Ириней (Орда)

Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол.3:16).


ПСАЛОМ 54. Молитва Давида, вероломно оставленного народом и близким другом.

На основании ст.14 и 15 псалом этот следует (вопреки новейшим толковникам) изъяснять в индивидуальном значении и относить его к бегству Давида от гонения Авессалома и вероломного Ахитофела (так думают многие древние толковники; некоторые же относят ко времени Саулова гонения). Давид находится еще в Иерусалиме (ст.10,11,12), когда уже дошли слухи о восстании в Хевроне (2Цар.15:10); в сильном потрясении вследствие полученного известия о заговоре, он придумывает средство уйти из Иерусалима (ст.7-9), молится о даровании ему помощи и наказания врагов, из коих особенно выдается один. Некоторые толковники, на основании изображения беспорядков и беззаконий в городе, относят этот псалом ко времени осады Иерусалима халдеями.
Свою настойчивую молитву об услышании (ст.2) псалмопевец мотивирует живым изображением своего смятения и скорби, произведенных злобою врагов (ст.3-6). Невинный псалмопевец готов далеко и поспешно уйти в пустыню от окружающей его опасности, чтобы там быть спокойным и безопасным (ст.7-8); только одна еще остается у него надежда на Господа, Который может избавить и избавит его от этого состояния внутреннего волнения (бури) и страха (ст.9). Он молит Бога погубить его врагов, разрознить их (ст.10а); такое вмешательство Божие необходимо, потому что (яко) в городе царствует беззаконие (восстание против поставленного Богом царя) и возмущение (пререкание) против установленного порядка (ст.106); снаружи и внутри, днем и ночью, он исполнен всякого рода беззаконий (ст.11-12). В подтверждение того, как велико господствующее развращение и для обоснования (яко ст.13) начертанного в ст.10-12 изображения, псалмопевец представляет то, что даже самый близкий друг, с которым он находился в самой искренней дружбе, теперь находится в числе самых злобных врагов его (ст.13-15). - Начатая уже в ст.10 молитва в ст.16 возобновляется с усиленною энергией; он молит, чтобы Бог истребил всех неправедных врагов его (ст.16), а его услышал (ст.17); он неустанно (вечером, утром, в полдень: три молитвенные часа (Дан.6:11; Деян.10:8) вопиет к Богу о своей нужде, и поэтому должен быть услышан (ст.18). Несомненно Бог снова дарует псалмопевцу мир (избавит миром), спасет его от опасности смерти, угрожающей ему со стороны многочисленных (яко во мнозе) врагов (ст.19). Вечный Бог, уже в первобытные времена (прежде век) являвший Себя Судиею, смирит врагов; а они ожесточены и не имеют в себе страха Божия (ст.20). Наказующая десница Божия уже простерта против них, так как они нарушили завет Его (ст.20 и 21); пылающий от лица судии гнев рассеет их (разделишася), за их коварство против него (ст.22а). Такое наказание тем справедливее, так как враг (словеса его, коллективно, или же Ахитофела, как представителя прочих) показывал Давиду такую любовь и привязанность, но в действительности исполнен был злобы (22б). В заключение псалмопевец убеждает сам себя к мужеству и надежде на Бога (ст.23), и снова высказывает свою уверенность в истреблении врагов и в собственном спасении (ст.24).
Многие толковники весьма справедливо изъясняют этот псалом в мессианском значении. Как во всех своих страданиях, так и в изображенных здесь, Давид был прообразом Иисуса Христа; что Ахитофель сделал Давиду, то впоследствии Иуда причинил Иисусу Христу, против Которого, как некогда против Давида, восстал весь Иерусалим; чувства, подобные волновавшим псалмопевца, могли происходить в душе Божественного Искупителя, когда он с Масличной горы смотрел на вероломный город; тогда буквально исполнились на Нем слова: сердце мое смятеся во мне и боязнь смерти нападе на мя.

ПСАЛОМ 55. Прилежная молитва и твердая надежда в великой опасности.

По указанию надписания псалом этот имеет отношение к положению Давида, изображенному в 1Цар.21:11-16. Преследуемый Саулом, Давид убежал к филистимлянам, которые однако скоро узнали в нем победителя Голиафа, так что и здесь угрожала ему опасность жизни и только хитростью он избежал смерти. Давид мог молиться словами нашего псалма, после того как гефяне уже схватили его, но еще не отправили к Анхусу. Псалом направлен не только против враждебных филистимлян, но и против Саула и его приверженцев, так как они собственно повергли его в настоящую опасность. - Сначала псалмопевец молится о помощи Божией против многочисленных врагов (ст.2-3). Затем он высказывает свою не поколебавшуюся от многих опасностей надежду на Бога (ст.4), и хвалится дарованным ему обещанием защиты (словеса), укрепляясь на котором, он не боится никакого человека (ст.5) После того Давид изображает злобу своих врагов, причем он преимущественно имеет в виду Саула и его приверженцев; когда он уверяет их в своей невинности (словес моих), то они ругаются за это (гнушахуся); они только и думают о его погибели (ст.6) и подстерегают, чтобы коварно погубить его (ст.7а). Поэтому он молится, чтобы Бог отверг их за их злоумышление против псалмопевца и погубил филистимлян (люди ст.7б-8). Несомненно Бог сделает это! Псалмопевец изложил ему бедствие своей настоящей жизни, и Господь, согласно своему обетованию, не оставит без внимания слез его и осушит их (ст.9), а врагов его, по молитве его, да обратит Господь вспять; псалмопевец совершенно уверен (познах), что Бог есть помощник его (Бог мой ст.10-11). Радостно хвалится он обетованием (ст.5), которое дал ему Бог, с уверенностию надеется на Него (ст.12); по получении спасения, которое в вере он видит уже совершившимся (ст.14 прошед. времена), он исполнит данные Богу для Его прославления обеты (ст.13).

ПСАЛОМ 56. Исполненная надежды ночная молитва в великой опасности.

Освободившись хитростию из рук филистимлян, Давид убежал в Одолламскую пещеру (1Цар.22:1), чтобы скрыться от Саула; наш псалом содержит мысли и чувства, наполнявшие тогда сердце Давида (кажется вечером, пред отходом ко сну). Он настойчиво молит о помощи Божией, которую Господь тем более окажет ему, что он (яко) на Него, на защиту Его (сень крылу) против враждебной злобы (беззаконие) полагает всю свою надежду (ст.2). В такой надежде псалмопевец взывает к Богу, Который есть Всевышний, и потому может помочь; Он всегда доселе оказывал Давиду помощь, поэтому и теперь не оставит совершить на нем дело благодати (Фил. 1, 6), (ст.3). Несомненно, Господь помогает мне (ст.4; прош. вр., так как будущее вера представляет уже как бы наступившим), сохраняет на мне Свою милость и верность обетованиям в великой моей опасности (от среды скимнов). Велика она; с опасением я ложусь отдохнуть, и враги мои, хотя они слабые только сыны человеческие, жестоки (зубы) и сильны в клевете (ст.5). Покажи, Боже, против них Твое могущество и величие (вознесися), превышающее небеса, накажи их таким блестящим образом, чтобы сведения о них распространились по всей земле. Они коварствовали и до настоящего часа коварствуют против меня, но несомненно приготовленная ими для меня погибель постигнет их самих (ст.7). Поэтому я исполнен самой смелой уверенности; предстоит еще время, когда я буду прославлять Бога за ожидаемое теперь спасение (ст.8). К такому прославлению псалмопевец вслед за тем возбуждает свою душу (ст.9 слава; Пс.7:6) и даже свои музыкальные инструменты, заявляя, что он в самое раннее утро (знак великой радости) начнет такое прославление, и что он не только в тесном кругу своих ближних будет прославлять Бога за Его неизреченную (ст.11) милость, но и пред всем светом (ст.10); пусть же Господь скорее только и величественнее явит эту милость! (ст.12). - Св. отцы изъясняют этот псалом, прилагая его частию к страданиям Христа (ст.5-7), частию к славному Его Воскресению.

ПСАЛОМ 57. Ожесточенные враги правды и жребий их.

Псалом этот по характеру своему сходен с предыдущим и последующим псалмами (поэтому и надписание их одно и то же, да не растлиши); подобно им, он также, кажется, относится ко времени Саулова гонения. Саул и придворные его считали Давида узурпатором, преследование его признавали справедливым против него судом, себя же фактически - судьями (ср.2Цар.24:13). Поэтому Давид взывает к ним: если вы действительно судьи, как выдаете себя (правду глаголете), то судите справедливо (ст.2). Я имею достаточное основание убеждать вас к этому; потому что (ибо) вы только злобу измышляете против меня и постоянно обрабатываете ее (ст.3), следовательно вы несправедливо судите. - Вслед за тем Давид изображает лично враждебных ему противников людьми, которым злоба так сказать прирождена (ст.4), которые ядовиты, как змеи, и ожесточены, как аспиды, глухи к заклинаниям преследуемой невинности (ст.5-6). Но Сам Бог (в евр. обращение с молитвою к Богу) укротит их и наказанием сокрушит их власть (ст.7); бесследно они погибнут (ст.8а-9а). Господь совершенно уничтожит их (ст.86-9б) и притом неожиданно быстро (ст.10). Давид же и всякий праведник возрадуется (ст.10) в виду такого наказания врагов его и такой победы (умовение рук в крови побежденных) и торжественно заявит, что на земле есть Праведный Бог (ст.12).

ПСАЛОМ 58. Молитва невинного о помощи против злобных врагов.

По надписанию, псалом этот относится ко временам Саулова гонения. Давид счастливо уклонится от брошенного в нем Саулом копья и убежал в свой дом; тогда Саул послал своих слуг, чтобы они ночью окружили дом Давида и утром, когда он будет выходить из дому, убили его (1Цар.19:11). Только хитростию Мелхолы был спасен Давид. В нашем псалме он высказывает свои чувства, какие наполняли его сердце в роковую ночь пред его спасением, следовательно, в то время, когда он еще находился в своем доме, окруженном со всех сторон слугами Саула. Настоятельно он просит Бога избавить его от этих несправедливых, кровожадных врагов (Саула и его сыщиков) (ст.2-3); они как за диким зверем гонятся (уловиша) за ним (ст.4), невинным (ст.5) Пусть Бог Всемогущий (Бог сил), страж завета (Бог Израилев), придет ему на помощь и безпощадно истребит всех беззаконных язычников (ст.6) Как бы мотивируя эту молитву, псалмопевец изображает злобу своих врагов. С дикою алчностью они рыщут по городу и около дома, в котором находится Давид, подобно диким, голодным собакам, которые на востоке днем блуждают по полям, а вечером с голодным лаем возвращаются в город и бегают по улицам, ища добычи (ст.7). Так как эти враги его не имеют никакой справедливой причины злоумышлять на его жизнь, то они должны прибегать ко лжи и клевете, что они и делают самым бессовестным образом (ст.8). Но псалмопевец не унывает; Господь легко (посмеешися) может уничтожить и уничтожит всех язычников (ст.9); у Него Всемогущего и Милосердного - крепость Давида; несомненно Он скоро поможет ему (ст.10); покажет Свою власть над врагами. Но псалмопевец молит Бога, чтобы Он не внезапно умертвил их, но мало-помалу приводил их к погибели, дабы на судьбе их можно было иметь предостерегающий пример и свидетельство того, что Бог многомилостив к Своим праведникам (ст.12а). Пусть Господь сокрушит силу врагов (ст.126); соответственно тому, что они заслужили клеветою своею, да погибнут они в гордости своей (ст.13а); когда же потом наступит время, когда суд Божий над ними достигнет высшей своей степени, и в полной мере откроется на них гнев Божий, их публично будут представлять в пример (возвестятся), они совершенно будут истреблены и в этом узнают, что Бог (а не они) есть Владыка над народом завета (Иаковом) и над всею землею (ст.14). Затем псалмопевец снова изображает алчность подстерегающих его врагов (ст.15), они разбежались вокруг дома его, подобно собакам, высматривающим добычу, - но намерение их не исполнится и от этого они придут в гнев (ст.16); меня же Бог спасет от настоящей опасности, и я буду за это прославлять Его (ст.17-18).

ПСАЛОМ 59. Молитва испытующего бедствия о помощи Божией.

Довольно трудно указать в этом псалме переход от одной мысли к другой, вследствие чего толковники расходятся в определении исторических обстоятельств, лежащих в основании его. Мы думаем, что псалом этот легче всего может быть объяснен, если согласно с надписанием признать его молитвою Давида об успехе военной экспедиции против Идумеи (ст.11-14), молитвою, получающею особенную уверенность в исполнении просимого ввиду недавней помощи Божией против сириян (ст.3-7) и на основании древнего Божественного обетования (ст.8-10). Поэтому нужно полагать, что псалом этот написан прежде победы в Соляной долине (2Цар.8:13) и считать его молитвою об этой победе.
В то время, когда Иудеи на северо-востоке воевали с Сириянами, Идумеяне вторглись на юге Палестины и произвели страшное опустошение (ст.4 - образ землетрясения). Допустив это, Бог, по-видимому, отвергал Свой народ (ст.3); но в то же время Он оказал ему и Свое милосердие (ущедрил), даровал победу над Сириянами, и псалмопевец молится теперь, чтобы Бог, в опустошениях от Идумеян показавший народу Своему такую жестокость (ст.5), подал победу над ними (исцелением причиненного вреда) как Он в других случаях (как например недавно против Сириян) давал Своему народу победное знамя против врагов (ст.6). Указывая далее повод к своей молитве о помощи против Идумеян, псалмопевец приводит изречение Божественное, в котором Ханаан называется собственностию Божиею, владение коим обеспечивается Израильтянам и обещается подчинение им враждебных соседей, в особенности Идумеян (ст.8-10). Основываясь на этом Божественном изречении, псалмопевец теперь спрашивает, кто будет предводительствовать войском, кто поведет против идумейской крепости (Восора; Ис.63:1) (ст.11); и отвечает: Тот же Бог, который при вторжении к нам Идумеян на время отверг нас и по-видимому удалился от нашего войска (ст.12). Поэтому в заключение псалмопевец снова обращается с молитвою о помощи (ст.13) и надеется, что молитва его будет иметь блестящие последствия.

ПСАЛОМ 60. Молитва и твердая надежда изгнанного царя.

Псалом этот произошел во время преследования Давида. Молящийся, по словам псалма, находится на границах земли (ст.3), т.е. удаление его от места служения Господу, странствование вне отечества для него все равно, как если б он изгнан был на край земли; Давид же мог говорить это во время Саулова или Авессаломова гонения. Ст.7 и 8 предполагают уже данное Давиду чрез Нафана (2Цар.7:12) божественное обетование; поэтому псалом этот может относиться ко времени Авессаломова гонения. Изгнанный из св. земли (восточная заиорданская земля, где находился Давид, в тесном значении, не принадлежала к Ханану) и лишенный престола Давид молит Господа, чтобы Он услышал его, находящегося теперь в изгнании (от конец земли) и в тоске сердечной взывающего о помощи ст.2-З). Только Бог, Который есть надежда и крепость псалмопевца, может возвести его из опасного наводнения страданий на спасительную скалу и надежно руководить его, как это Он неоднократно уже доказывал (ст.3-4). Во время молитвы псалмопевец пришел к уверенности, что Бог услышит его, поселит его в жилище Своем и примет его под Свою защиту (ст.5); Он всегда обыкновенно внимает (прошед. = настоящ.) молитве псалмопевца и доставляет боящимся Его обладание св. землею (достояние ст.6). И не только обыкновенным образом Бог окажет милость царю, находящемуся теперь в изгнании, но в силу данного ему обетования (2Цар.7:12) в потомстве его Он дарует ему вечное царство с необычайными, явными всему миру благословениями (ст.7-8) [130]; и за это он вечно будет прославлять Господа (ст.9).


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS