Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Май 2016

Руководственное пособие к пониманию Псалтири. Псалмы 61-67

12.05.16 | Автор: еп. Ириней (Орда)

Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге Псалмов, которые из многих музыкальных орудий Пророк приспособил к так называемому псалтирю, давая тем, как кажется мне, разуметь, что в нем издает гласы благодать, подаваемая свыше – от Духа; потому что в этом одном из музыкальных орудий причина звуков находится вверху. В цитре и в литавре внизу звучит медь под смычком; а псалтирь причины гармонических ладов имеет вверху, чтобы и мы заботились искать горнего, и приятностию пения не увлекались в плотские страсти. Притом пророческое слово, как думаю, глубокомысленно и премудро самым устройством сего орудия показало нам, что люди с прекрасною и благонастроенною душою удобно могут восходить к горнему

Свт. Василий Великий

ПСАЛОМ 61. В бедствиях нужно ожидать помощи от Бога, а не от людей.

Псалом этот может относиться как ко времени Саулова, так и Авессаломова гонения на Давида; в том и другом случае Давид подвергался гонению за свою царскую власть, которую хотели отнять у него (ст.5); во время того и другого гонения он полагал надежду свою на Бога, а не на людей. Хотя и тяжко страдает псалмопевец, но он безусловно подчиняется Господу, от Которого приходит спасение (ст.2); Он единственный Помощник псалмопевца, и конечно не допустит его сделаться еще несчастнее (ст.3). Затем Давид изображает свои настоящие страдания; многочисленные враги (еси вы) устремляются на него с уверенностию, что они наносят ему уже последний удар (ст.4). Все усилия и стремления их направлены к тому, чтобы лишить его царского его достоинства, и для достижения своей цели они прибегали к постыдному притворству (ст.5). Тяжело псалмопевцу, но он возбуждает себя к безусловной преданности Богу, Который дарует в спокойном терпении ожидаемую им помощь; Он есть Спаситель его и не доведет его до бегства пред врагом (ст.7), и на Него псалмопевец полагает всю свою надежду (ст.8). Испытавши на себе, какое успокоение доставляет надежда на Бога, псалмопевец и соотечественников своих побуждает возложить надежду свою на Бога; возносить (излияйте сердца) свои молитвы к всегда готовому Помощнику своему; и при этом предостерегает их от надежды на людей, которые лживы и суетны (ст.10.5), а также и от надежды на силу и богатство (ст.11). В заключение псалмопевец показывает основание, почему нужно надеяться не на людей, но единственно на Бога, и почему нельзя полагаться на насилие и неправду: неоспоримая (единою глагола) псалмопевцу хорошо известная двойная истина, что только Бог имеет власть, и что Он - угнетенному милостиво помогает, а неправедника наказывает (ст.12).

ПСАЛОМ 62. Бог - мое все, а потому и победа моя.

По смыслу надписания над этим псалмом, он мог быть написан только во время Авессаломова гонения; Давид уже царь (ст.12), но коварные враги изгнали его в пустыню. Там он должен был ночевать; на постели своей, прежде напоминания о необходимости внезапного перенесения своего лагеря (2Цар.17:21), он размышлял о Боге своем (ст.7); проникнутый горячею любовью к Нему, он и в пустыне так живо поставляет себя в присутствии Божием, как если бы он находился при скинии и взирал ко святилищу, где пребывает Господь над кивотом (ст.3). Псалмопевец потому живо представлял себя в присутствии Божием и проникался размышлением о нем, что (яко) для него Бог и милость Божия гораздо выше бедствен ной жизни; и на основании этой милости Божией, он твердо убежден, что Бог поможет ему, и этим доставит новый повод к прославлению Его (устне мои похвалите тя). Таким образом - т.е. если спасительная Твоя милость подаст мне ожидаемый повод к прославлению Тебя - я всегда буду прославлять Тебя и воздымать руки для благодарственной молитвы (ст.5). Да излиется при этом (именно в молитве) в мою душу богатое благословение от Господа, и я буду радостно прославлять Его за это (ст.6). Псалмопевец снова уверяет Господа, как он всецело привержен к Нему; когда он пробуждается ночью, то первая его при этом мысль: о Боге, и о Нем размышляет он - на постели своей до утра. Такая совершенная преданность Богу и приверженность к Нему имеет свое основание в том, что (яко) псалмопевец знает, что Бог есть Помощник его и за такую приверженность (прильпе душа) защитит его против врагов (в крове крилу и проч.: ст.7-9). Равным образом он несомненно знает, что теперешние враги его бедственно погибнут (ст.10-11), между тем как он - царь - на радость всем благочестивым и к посрамлению всех клеветников, спасен будет (ст.12).

ПСАЛОМ 63. Коварный клеветник посрамлен будет.

Основная мысль этого псалма следующая: "где больше всего опасность, там ближе всего и помощь Божия; поэтому не должно унывать". Эту истину Давид часто испытывал на себе во время Саулова гонения; поэтому и происхождение этого псалма можно относить ко времени Саулова, а также и Авессаломова гонения. Опасаясь за свою жизнь со стороны своих злобных врагов (от страха вражия), Давид молится Богу о помощи; так как только Он один может защищать его от нападения этих врагов (ст.3). И в такой защите псалмопевец сильно нуждается; потому что враги его в высшей степени опасные люди, подобные разбойникам, которые в тайном месте подсматривают путешественника, не предчувствующего никакой опасности, и внезапно нападают на него, чтобы умертвить его; это люди, не имеющие в себе страха Божия, уже твердо установившие свои пагубные планы и ни о чем больше не говорящие, как только о том, как бы хитростию погубить невинного псалмопевца (ст.4-6). Враги псалмопевца исследовали всю область человеческой злобы, чтобы осуществить свой пагубный план, и вот теперь они готовы (ст.7); вот они приближаются с глубоко задуманными в сердце (глубоко) планами против меня; но вместо торжества надо мною, как они с уверенностию ожидали, Бог показывает свою высоту (вознесется), наказывая их и спасая меня. Стрелы, которые они направляют против меня, оказываются безвредными детскими стрелами, и клеветливые языки их притупились, сделались безвредными (ст.8-9a). Это наказание, которое Господь посылает против врагов Давида, имеет самые благодетельные последствия; страх обнимает всех, видевших это (ст.9), и они должны признать, что здесь перст Божий и праведное наказание (ст.10). Псалмопевец же и с ним все праведные (праведник поставлено коллективно) возрадуются о победе доброго дела, еще большую возымеют надежду на Бога и будут хвалиться тем, что принадлежат Ему (ст.11).
Многие толковники изъясняют этот псалом в пророчески-преобразовательном значении и относят его к страждущему Христу, Который, как на масличной горе, так и на кресте, молился о помощи против своих врагов, клеветавших на Него пред Пилатом и измышлявших планы лишить Его жизни и проч.

ПСАЛОМ 64. Молитва о благословении Божием на поля и на нивы.

По переводу с еврейского этот псалом можно считать благодарственною песнию, которую собравшийся у скинии народ воспел Богу после обильного, долго ожидаемого дождя, оживившего природу. По переводу же LXX и Вульгате мы должны считать его молитвою, в которой общество верующих просит Бога подать земле дождь и благословение внешней природе. Собравшееся для молитвы общество заявляет сначала, что подобает прославлять Бога, живущего на Сионе и приносить Ему благодарственные обетные жертвы (за полученные благодеяния). Чтобы доставить повод к такому прославлению и принесению благодарственных жертв, да услышит Бог настоящую молитву народа (о дожде); к Нему обращается всякая плоть (люди и животные: Пс.103), и все приходит к Нему, чтобы испросить необходимое (ст.3). Хотя народ и обольстился грехом и чрез это сделался недостойным божественной милости; но Бог милостив и прощает грехи (ст.4), и народ, молящийся Ему - избранный народ Его, удостоенный права являться в жилище Божием, где Святый и Праведный Господь царствует в величии, и получать там от Него великие милости (ст.5). Услышь нас, продолжает далее псалмопевец, Ты, на Которого уповает весь мир и тем более народ Твой (ст.6); Ты - всемогущий Бог (ст.7-8), от великих дел Которого трепещут все народы, но если Ты захочешь, то можешь сделать их радующимися (ст.9). Ты в другие времена обыкновенно милостиво посещал землю, подавая обильный дождь и чрез него полноту благости; никогда не иссякает Твоя река, из которой падает дождь; таким образом Ты в другие времена снабдевал нас хлебом, приготовлял землю для произведения его (ст.10). Сделай это и теперь! Напой борозды земли и таким образом умножь ее производительную силу; произрастения радуются орошению дождем, так как без дождя не могут давать плодов (ст.11). Несомненно, Ты исполнишь то, о чем мы просим! Пославши дождь, Ты сделаешь этот год благодатным годом (ст.12): во всем пошлешь урожай и за это будешь прославляем (ст.13-14).
Находившиеся в вавилонском плену иудеи, вероятно, очень часто употребляли этот псалом, как просительную молитву о прощении грехов (ст.4), о возвращении народа на Сион и оплодотворении св. земли, лежавшей в запустении (ст.10-14). Такое употребление песни со стороны синагоги могло подать повод к надписи: "песнь Иеремиева и проч."; по словам бл. Феодорита и св. Василия В., этой надписи не было в экзаплах Оригена и она находится в самом незначительном числе греческих кодексов; нет ее у св. Илария, но есть она у бл. Августина.
В древнем Вавилоне, о котором упоминает надпись псалма, многие святые отцы и древние толковники видели тип язычества с его мерзостями (Апок.14), и толковали псалом как молитву язычников о принятии их в церковь, о прощении их грехов (ст.4), о допущении к пользованию благами царства Божия (ст.5). Действительно, Бог для обращения языческих народов (ст.6) поставил апостолов в мире подобно высоким горам и проповедью Евангелия потряс уже многие народы и для усиления этой проповеди совершил величественные чудеса (ст.7-9); поэтому да посетит Он теперь всех находящихся в пустынях язычества плодотворным дождем своей благости и преобразит их (ст.10-14).

ПСАЛОМ 65. Благодарственная песнь народа за чудесное спасение.

Многие древние и новые толковники считали этот псалом благодарственною песнию за освобождение из вавилонского плена; но ст.9 (не давшаго во смятение), затем ст.17 (воззвах и вознесох - скорое" услышание) и особенно ст.18 (плен был следствием тяжелых грехов) говорят против такого толкования, а также и то обстоятельство, что благодарящие Бога в этой песне побуждают себя идти в храм (который следовательно должен стоять еще) для принесения благодарственной жертвы (ст.13). Если искать определенного исторического положения для происхождения этого псалма, то его можно относить ко времени чудесного спасения Израиля из рук Сеннахерима и сравнивать его с Пс.45 (особ. Пс.65:5 с Пс.45:9). Поражение Сеннахерима произвело большое впечатление и на языческие народы; из этого и они могли заключать, что Бог евреев могущественнее их богов, что Он один истинный Бог. Поэтому псалмопевец побуждает всю землю, следовательно, и язычников, признать Бога и прославлять за Его страшное величие (ст.2-4) Чтобы побудить себя к такому признанию, они должны обратить только внимание на великие дела Божий, которые Он совершил в величии Своем (страшен ст.5); к великой радости евреев Он провел их чрез море и Иордан (ст.6); Он есть вечный Царь и язычников, упорство коих Он не оставит без отмщения (ст.7). Поэтому, язычники, признайте и прославьте и вы Бога (ст.8), особенно ввиду недавнего чудесного спасения своего народа, самому существованию коего угрожала (от ассириан) опасность (ст.9) и подвергшегося тяжелому посещению Божию (ст.10-12), теперь же чудесно спасенного своим Богом, в благодарность Которому народ тотчас приносит на месте жилища Его обещанные жертвы (ст.13-15). Но недостаточно однако принесения одних внешних жертв; поэтому благодарный народ соединяет с ними и духовные жертвы хваления; он призывает всех богобоящихся идти ко храму и слушать повествование, в котором приносящие жертвы рассказывают о великих делах Божиих (ст.16); Он скоро услышал взывающих о помощи, и дал таким образом повод к прославлению Его (ст.17). За такое услышание молитвы и откровение милости должно прославлять Бога (ст.20).

ПСАЛОМ 66. Молитва о благословениях Мессии.

Новейшие толковники ближайший повод происхождения этого псалма указывают в словах: "земля даде плод свой"; необычайно богатая жатва напомнила псалмопевцу о всеобще ожидаемом плодородии внешней природы во времена Мессии (ср. Пс.71:16; 84:12. Ис.65:21 и д. Ос.2:18. Иоиль 3:18 и др.) и затем об обращении всех народов; с пришествием Мессии ожидали, что благословение Его излиется как на внешнюю природу, так и на языческие народы, которые тогда присоединятся к народу Божию и богослужению Иегове (Ис.60:3 и д. Мих.4:2 и д.). И вот в нашем псалме псалмопевец молит о благословениях мессианского времени (ст.2) и потом о распространении истинного богопознания и между язычниками. Но нам думается, что эта обильная жатва, если бы она действительно послужила ближайшим поводом к написанию этого псалма, не только вкоротке и между прочим упомянута была бы (ст.7); напротив можно думать, что для псалмопевца главное составляло обращение язычников и оно-то дало повод упомянуть между прочим и о преобразовании внешней природы, которого он ожидал как следствия преобразования людей. - Псалмопевец молит Бога так явить Себя в милости своей, чтобы и язычники вследствие этого откровения Его уверовали в Него (ст.2-3) Затем он высказывает горячее желание, чтобы это время несомненно наступило уже, время, когда все народы, соединившись под праведным господством Мессии, будут прославлять Господа; пророческим взором он и видит уже землю - внешнюю природу прославленною и благословенною, как во времена Мессии (ст.7), и в заключение снова молит о Мессианском благословении (ст.7-8).

ПСАЛОМ 67. Господь торжественно над Кивотом завета восходит на Сион.

Признавая подлинность надписания псалма, по которому он написан Давидом, остается только определить, к какому перенесению ковчега относится этот псалом, самый трудный между псалмами, к перенесению ли Давидом ковчега завета из дома Аведдара на Сион (2Цар.6:5), или же к возвращению ковчега на гору Сион после какой-либо одержанной Давидом победы (ср. 2Цар.11:11). Есть внутренние основания для того и другого мнения, но для последнего их больше (характер победной песни). Во всяком случае псалом относится к процессии (ст.25-27) с ковчегом завета (ст.2), подвигавшейся к месту, назначенному для богослужения.
Когда подымали ковчег завета для путешествия, Моисей всякий раз говорил: восстани, Господи, и да рассыплются врази твои, и да бежат еси ненавидящий Тебе (Числ.10:35). Повторяя эти слова, составитель этого псалма, вероятно, при начале процессии, когда поднят был ковчег завета, молится, чтобы Бог и впредь так действовал по отношению к Своему народу, как Он действовал доселе, посрамлял врагов Своих и Своего народа (ст.2-3), а Своему народу доставил благодатное утешение (ст.4). С преднесением ковчега завета в войнах Давида многие враги были уже побеждены, но еще некоторые оставались непобежденными и угрожали нападением на Иудею; отсюда его молитва, соединенная с благодарностию за полученные победы. - К такой благодарности псалмопевец возбуждает и участвующий в процессии народ; он должен петь Господу, идущему в шехине над ковчегом в Сионе, похвальную песнь, достойным образом прославлять Его (ст.5); ибо Тот, во Имя и в честь Коего совершается процессия, есть могущественный Бог, защитник и освободитель Своего народа, милостивый даже к врагам, когда они обращаются к Нему (6-7). Как бы в основание того, что Бог есть милосердный защитник своего народа, Отец его, псалмопевец в ст.8 обращает свой взор на величественные проявления милости Божией в прежнее время, на чудеса во время странствования в пустыне (ст.8-10), и на чудеса, сопровождающие разделение Ханаана Израилю (ст.11). Затем с величайшею живостию (будущ. здесь = прошедш.) псалмист изображает победы, которые Бог вместе с богатою добычею даровал своему народу, как при Навине, так и при некоторых судьях, и созерцает в прошедшем счастливый мир, которым он наслаждался после истребления врагов (12-15) Величайшею милостию (Втор.4:7) было, что Бог навеки поселился среди Своего народа в колене Иудовом (к которому принадлежит псалмопевец), на незначительном по природе Сионе, чрез что этот Сион стал замечательнейшею горою (гора тучная) и как бы предметом зависти для других гор (ст.15-17) На этом Сионе царит Он в могуществе (колесница) и славе, окруженный мириадами ангелов (ст.18). После того Он возвращается (над Кивотом в шехине) из войны снова на гору Сион (прошедш. = настоящ.), возвращается как Победитель, взявший в плен языческих соседей, не хотевших верить Его пребыванию на Сионе (ст.20).


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS