Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Май 2016

Руководственное пособие к пониманию Псалтири. Псалмы 67-76

13.05.16 | Автор: еп. Ириней (Орда)

Да сбудется реченное чрез пророка, который
говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку
сокровенное от создания мира. 

(Мф.13:35) 

ПСАЛОМ 67.

Да будет благословен этот всемогущий Бог, принимающий Свой народ таким милостивым образом (ст.20), спасающий его из величайших опасностей (ст.21) и уничтожающий всех нечестивых его врагов (22), как это Он обещал делать (23-24). - Теперь псалмопевец начинает изображать движение процессии, сопровождающей ковчег завета на Сион. Видны массы зрителей при вступлении (шествия) Бога-Царя в Свое святилище (ст.25). Начальники колен (князи) открывают шествие (предвариша); за ними музыканты на струнных инструментах и певцы (φαλμοντες), окруженные девами, ударяющими в тимпаны (ст.26); к музыкантам обращено требование псалмопевца прославлять Бога (ст.27). Конечно, здесь участвовали все колена, но псалмопевец указывает только на четыре, как представителей остальных (два южные - Вениаминово и Иудино, и два северные - Завулоново и Нефалимово?) ст.28. - В заключение псалмопевец молится, чтобы Бог и впредь являл Свою силу в пользу Своего народа, чтобы окончил дело Своей милости, начатое подчинение языческих народов (ст.29); да устроит Он так, чтобы языческие цари стали приносить жертвы в Иерусалиме, чтобы враждебные иудеям египтяне и все цари и народы к тому склонились хоть вследствие страха наказания (запрети - επιτίμησον) (ст.30-32) [184]. Наконец псалмопевец требует, чтобы царства, т.е. цари земли, языческие цари и народы признали Бога и прославили Его, величественного (ст.34-35), всемогущего, милостивого Защитника Израиля (ст.35 - 36).
Из Ефес.4:8 открывается, что этот псалом - мессианский; большая часть св. Отцов и древних толковников считают его исключительно мессианским. Согласно с некоторыми древними и большинством новых мы признаем, что он только по своему высшему или таинственному смыслу - мессианский. Что было прообразуемо ковчегом с шехиною, то исполнилось на Богочеловеке. Восшествие кивота завета с светлым облаком на Сион было прообразом вознесения Богочеловека на небо, в небесный Сион. Когда Господь вознесся на небо, окончилась война победою над адскими силами, и с надеждою взирающее на него человечество могло молиться к Нему, чтобы Он снова встал с неба против усиливающихся врагов (2-3), для победы над ними (4). Прославление принадлежит возвращающемуся к Отцу Победителю (5-6), Который искупил человечество (ст.7) в течение своего 33-летнего странствования в пустыне земной жизни (ст.8), совершал великие чудеса, давал пищу ослабевшему человечеству, даровал ему победу над диаволом и приготовил отраднейший жребий (9-15). Он основал Церковь (тучная гора) (ст.16-17), в которой Он живет с великою властию (18), хотя и вознесся на небо, куда взял и богатую добычу - всех ветхозаветных праведников (ст.19). Пусть же вознесшийся одесную Отца Победитель и впредь помогает против врагов наших (ст.20-24)! Пусть Он, славное восшествие Коего к Отцу мы прославляем (25-28), чрез Св. Духа утвердит и окончит с небесного Иерусалима начатое на земле дело (29-30). Наконец, да содействует прославленный Богочеловек и тому, чтобы весь мир обратился к Нему и поклонялся Ему (ст.31-32).

ПСАЛОМ 68. Преследуемый ревнитель славы Божией молится о помощи и о суде над ожесточенными своими врагами.

По надписи псалом написан Давидом; считающие его принадлежащим Иеремии (ср. гл.38) не имеют достаточных к тому оснований. Изъясняющие этот псалом в индивидуальном смысле относят его большею частию к Саулову гонению, но едва ли так, вследствие ст.8-13, и особенно ст.10. По крайней мере весьма сомнительно, чтобы Давид во время Саулова гонения уже был во враждебном отношении к братьям и родителям своим (ст.9), - это особенно сомнительно в виду 1Цар.22:1-3, а ограничение ст.10, ревностию к истинному богопочтению и исполнению Божеств, заповедей, кажется неосновательным: дом Иеговы (дому Твоего) везде значит места богослужебные; это подтверждает 2:17. Можно кажется признать, что Давид написал этот псалом совершенно специально для богослужения, и при этом имел в виду не какого-либо частного, но вообще страждущего праведника; он хотел составить такую молитву, которая пригодна бы была для всех тяжко страждущих праведников в обществе Израильском, и поэтому в свое изображение страдания внес черты из разных состояний страдания, из которых со многими даже он и сам был знаком по собственному горькому опыту. Взывающий о помощи находится в величайшей опасности (ст.5); его усиленный вопль и ожидания были доселе напрасны (ст.4). Бесчисленное множество ненавистников и гонителей окружают его и делают ему несправедливые притязания (ст.5). Бог, ведущий грехи молящегося (ст.6), знает, что он не заслужил таких страданий; поэтому да не посрамит Он его, а с ним (о мне) и всех богобоящихся, но да спасет его из этих страданий (ст.7). Враги его преследуют и издеваются над ним только потому, что он верный слуга Божий (ст.8), и даже самые близкие его враждуют против него только потому, что он ревнует по славе Божией, о Его богослужении (9-10). Чтобы подвигнуть Господа к отвращению таких страданий, молящийся подверг себя тяжелому посту, надел печальную и покаянную одежду, но и над этим смеялись враги его (ст.11-12); на публичных местах (во вратех) и в питейных домах он стал предметом насмешек (ст.13). - В таком положении страдалец обращает свою молитву к Господу: настало время, чтобы Он открыл свою милость (благоволение), дал помощь по своей милости и верности обещаниям (ст.14). Да, Господи, изми меня от угрожающей опасности (ст.15-16), скоро услышь меня (17-18), и спаси мя (ст.19); Ты знаешь мое печальное положение (20) и ведаешь, что я (без Тебя) только еще большее должен испытать поношение и бедствия, и не найду участия (ст.21). Все удовольствия жизни (пища и питье) стали горьки мне (ст.22). - Таким образом накажи их за это (23-29). Обрати нынешнее их счастие (трапеза) в погибель, пусть оно будет им причиною их падения (23), порази их слепотою и навсегда сокруши их силу (24); в полноте гнева твоего (25) опустоши их жилище (26); ибо они уже довольно сильно преследуемого Тобою еще больше замучили (27); предай их ожесточению (28), и вычеркни их из книги живых, т.е. предай их, как нечестивых (ср. Пс.36), ранней смерти (Исх.32:82; Дан.12:1), не дай им, как даешь праведникам, насладиться долгою жизнию. - Во время молитвы он получает уверенность, что Бог накажет врагов, и спасет его; правда, говорит он, теперь я нахожусь еще в печальном положении, но Бог спасет меня (30), тогда я принесу Ему жертву благодарения (31), которая Ему приятнее, чем (только) внешняя жертва. Все несчастливцы обрадуются этому спасению, так как увидят в нем залог и своего спасения (33-34). Весь мир радуется (35), что Бог созидает Сион и города иудейские и св. земля снова населяется своим народом (36-37).
По словам Спасителя (Мф.23:38, Ин.15:25) и Его Апостолов (Ин.2:17; Мф.27:23; Ин.19:28; Деян.1:20; Рим.11:9-10; 15:3) - этот псалом мессианский. На пятом Вселенском Соборе св. Церковь осудила Феодора Мопсуетского, утверждавшего, что он только приспособлен к новозаветным событиям. Мы относим его к прообразовательно-мессианским псалмам. Давид в образе ветхозаветного терпеливца начертал образ Страдальца Богочеловека; так напр. Давид не случайно употребил образ желчи и уксуса (оцта) (ст.22); Св. Дух устроил так, что эти образы во Христе исполнились буквально. Кратко сказать, кроме буквального смысла мы имеем здесь и таинственный. - Уже во время Своего общественного служения Иисус Христос много терпел ради Бога, ибо Он учил и действовал по поручению Отца, по Божественному уполномочию Он выступил против осквернителей храма (Ин.2) и т.д.; поэтому Он был оклеветан и преследуем (Рим.15:3). Но особенно на Нем исполнился псалом во время Его страданий (ст.4,5,9,13,21,22). За все беззакония, которые иудеи в злобе своего сердца совершили над Спасителем, Он проклял их, и это проклятие исполнилось на них (в частности, на Иуде, Деян.1:20 и на всем народе. Мф.23:38). Что отличило их от прочих народов (трапеза их), откровение, послужило им к падению, потому что они сами злоупотребили им; поелику они закрыли глаза свои, смотрели только плотским чувством, подпали совершенной слепоте и ожесточению (Мф.13:12 и д. Ин.5:45 и д. Рим.11:9-10; 2Пар.3:14). Их прежнее жилище лежит в развалинах, земля опустошена (26), и они сами 18 столетий ходят согнувшись по всему свету (хребет сляцы), что после предсказал и Амос (8:12).

ПСАЛОМ 69. Молитва о помощи против врагов.

Псалом этот составляет настоятельную молитву о помощи Божией в борьбе с опасными врагами; он почти буквально входит в псалом тридцать девятый. Псалом 39-й, который написан также Давидом, состоит из благодарения (ст.2-12) и молитвы. Вторая часть Пс.39-го была отделена, как можно предполагать из надписания, самим Давидом и составлена таким образом особая песнь для тех из молящихся, которые находились в положении, побуждавшем исключительно к молитве.

ПСАЛОМ 70. Молитва богобоящегося старца о помощи против врагов.

В еврейском тексте псалом этот не имеет надписи; поэтому некоторые считали его внутренне связанным с псалм. 39 и принадлежащим Давиду. LXX и Вульгата приписывали его, может быть, на основании предания, тоже Давиду. Трудно решить, имеет ли этот псалом индивидуальный характер и относится к позднейшим годам жизни Давида - ко временам времени Авессаломова гонения; или же имеет общее назначение и вообще выражает чувства страдающего старика. Многие толковники считают его произведением пророка Иеремии, основываясь на словах в надписании "сынов Ионадавовых" и проч. Под этими сынами Ионадавовыми без сомнения нужно разуметь Рахавитов (ср. о них Иер. Гл.25. 4Цар.10:15,23; 1Цар.2:25); они могли почему-либо особенно употреблять этот псалом во время своих странствований на границах Палестины, или же находясь в Иерусалиме во время осады Навуходоносором. Равным образом псалом этот, кажется, был любимой песнею первых пленников израильских, может быть, после разрушения царства израильского, или же и иудеев первого переселения; в их устах он составлял молитву о спасении народа. Введение в этот псалом заимствовано из Пс.30-го и содержит исполненную надежды молитву об услышании, спасении и защите (ст.1-3). Псалмопевец молится, чтобы Бог избавил его из-под власти нечестивых (ст.4); вся надежда его с самой юности его обращена к Богу (ст.5). От матерней утробы псалмопевца, Бог был твердою опорою его, и за это он всегда прославлял его (ст.6). - Вследствие нынешних своих страданий он сделался предметом удивления для многих (чудо бых); но от этого он не теряет мужества, так как Бог крепкий Помощник его (ст.7). Да подаст только Господь ему скорее повод к прославлению Его (ст.8); и да не оставит теперь в старости того, кто с детства был привержен к Нему (ст.9)! Хитрые враги его считали его уже погибшим, оставленным Богом (ст.10-11); пусть же Бог поэтому тем ближе станет к нему со Своею помощью (ст.12) и нанесет врагам постыдное поражение (ст.13). - Псалмопевец твердо надеется на Бога в настоящей нужде, и он уверен, что Бог Своею благодатною помощью даст ему повод усилить свое прославление Господа, каковое он и будет совершать тогда непрерывно (ст.15). Если бы он был ученым, умел сочинять письменные произведения, то он записал бы для потомства великие дела Божие; но так как он не умеет писать книг, то по крайней мере хоть размышлением он будет проникать (вниду) в эти великие дела Божие (в силе) и устно (в песне) прославлять правду Божию (помяну). Еще с юности Бог, так часто помогая ему, научил его торжественному прославлению имени Божия; и до настоящего часа он благодарно прославлял Его за все чудеса, которые Он сотворил над ним. Да не оставит же его Бог и теперь в глубокой его старости, да поможет ему всемогущею Своею рукою и да даст возможность благодарно возвещать потомству беспредельное (даже до вышних) Его могущество и правду, являемую в такой помощи (ст.18-19). Бог допустил испытать псалмопевцу великие бедствия, но несомненно он и поможет ему Своею силою (ст.20-21), и за это псалмопевец будет прославлять Его (ст.22-24).

ПСАЛОМ 71. Мирное и славное царствование Мессии.

Псалом этот всегда считался мессианским, но так, что одни первее всего относили его к Соломону, созерцая в нем прообраз Мессии; другие же исключительно ко Христу, и под Соломоном в надписи разумели Мессию, Царя мира; иные же одни слова псалма относили к Соломону, а другие - ко Христу. Нам кажется возможно только или признать, что автор псалма, относя его к Соломону, созерцал в Соломоне обетованного Мессию, желал и ожидал при наступлении его царствования, чтобы в нем и на нем исполнились мессианские обетования; или же признать псалом исключительно мессианским, допуская, что в изображении Мессии и мессианского царства он воспользовался только обстоятельствами славного царствования Соломонова, так как он казался автору самым соответственным типом мессианской власти. Мы признаем последнее; уже Таргум и большая часть раввинов считают псалом прямо мессианским. Только о Мессии, а не о обыкновенном земном царе израильском могло быть сказано, что царство Его распространится по всей земле (ст.8) и при том не посредством оружия (ст.9-11, ср. с 12), что Он будет владычествовать над всеми царями и народами (ст.9-11), и что Он Сам будет вечно жить (ст.5:7,15) и т.д. Этот псалом мог быть написан самим Соломоном, который ввиду мессианских обетовании, данных Давиду, и при созерцании своего славного царствования, легко мог воодушевиться к пророчеству, как оно изложено в нашем псалме Ход мыслей в нем следующий.
Псалмопевцу (вследствие высшего озарения) ясно, что пришествию Мессии будут предшествовать тяжелые времена, времена угнетения и неправды; ввиду этого он молится, чтобы Бог послал Мессию, послал Его, как Царя правды, дал ему чувство справедливости и божественную праведность (ст.23); тогда Он в состоянии будет воздать и воздаст правду угнетенному народу (ст.2), всем нищим против их угнетателей (ст.4) и через это установит всеобщий мир (ст.3); это благодатное состояние будет не временным только, но продолжится вечно, потому что вечен и Царь, подающий эти блага (ст.5); явление Его может быть сравниваемо с чудным, живительным, оплодотворяющим жаждущую землю дождем (ст.6); с Ним наступит вечный (дондеже отнимется луна) мир и вечная правда (ст.8); они составляют оружие, которым Мессия-Царь покорит себе весь мир (ст.8); ибо и самые дикие (Ефиопляне) и враждебнейшие народы (ст.9) преклонятся пред Ним; западные (царие Фарсийстии) и южные (царие Аравстии) цари, цари со всего света принесут Ему дары, поклонятся Ему и подчинятся (ст.10-11). Такое всеобщее и блистательное признание Царю дано будет вследствие того, что Он есть Царь правды, помогающий беспомощному, страждущему под гнетом неправды (лихва неправды), не презирающий его, подобно тирану, но почитающий его (как образ Божий) и вступающийся за него. - Как праведный царь, Он не подлежит смерти, но живет вечно (жив будет); Ему постоянно будут приносить дары (дастся), и Его подданные будут молиться о Нем, вечном, счастливом существовании Его царства (ст.15). - Как народ, так и земля, внешняя природа, будет благословена в царстве Мессии; даже на высотах гор созреет хорошее зерно и будет велико благословение плодородия (ст.16). Такой Царь, служащий благословением всему свету, заслуживает, чтобы весь мир и все времена прославляли Его (17). - Славословие в ст.18-19 не относится к псалму, но прибавлено собирателем псалмов; подобные славословия см. в окончании каждой части Псалтири.
еп. Ириней (Орда)

ПСАЛОМ 72. Не должно соблазняться счастием грешников.

Псалом этот, как в еврейском, так и в греческом тексте представляющий толковнику некоторые трудности, по содержанию своему родственен с псалмами 36 и 48 и отчасти также с псалмом 39. В нем псалмопевец занимается вопросом, так сильно и часто приводившим в недоумение ветхозаветных праведников: как примирить с благостию и правдою Божиею земное счастие нечестивых и разные бедствия и страдания людей благочестивых? Певец нашего псалма, благочестивый израильтянин (ст.1,13,28), в минуты тяжелых страданий (ст.14 и 26), задавал себе также этот вопрос, возбуждавший в нем тяжелую борьбу лучшего верующего убеждения с сильным сомнением в благости и правде Божией. Он только что пережил эту внутреннюю борьбу и вновь больше, чем когда-либо, укрепился в убеждении, что Бог и тогда благ к Своим верующим, когда по-видимому Он оставляет их; и теперь он изливает свое сердце в нашем псалме, излагая испытанное им и внутренне пережитое в минуты этой борьбы.
Псалмопевец заявляет в ст.1-м, что он остается при том убеждении, что Бог всегда истинно благ к Израилю (к Изралию по его идее), ко всем искренним (правым сердцем) Своим исповедникам. Но однако же, продолжает он, я едва было не поколебался в этой несомненной истине (ст.2), чуть было не споткнулся в своем убеждении; при виде счастия нечестивых я ощутил зависть к ним (ст.3), так как я замечал, что они от множества непрерывных наслаждений ни на минуту не приходят к мысли о смерти, и что, как я замечал далее, если и постигает их страдание, то оно продолжается недолго (ст.4). Они не разделяют обычных трудов и бедствий человеческой жизни (ст.5); поэтому они предаются гордости и совершают страшные несправедливости (ст.6), источником которых (изыдет) является также их счастие (тук); они достигают исполнения всех своих похотей (ст.7); они измышляют всегда бедствия для ближних, о которых говорят высокомерно (ст.8); свои правила и требования они поставляют на место правил и требований божественных и своим порочным языком везде устрояют на земле погибель (ст.9). - Поэтому, вследствие того, что таким нечестивцам живется так хорошо, и они во всем достигают исполнения своих желаний (ст.4-9), мало-помалу даже благочестивые израильтяне (людие мои) обращаются к ним, думая, что только у них, только в жизни по их правилам, находится полное счастие жизни (ст.10). И эти лучшие израильтяне приходят к убеждению, что Бог не заботится о людях, о правде и неправде (ст.11) и в доказательство этого указывают на нечестивцев, наслаждающихся счастием (ст.12). Такие мысли, при виде счастия грешников, подобно народу, по крайней мере многим из народа, приходили на ум, и самому псалмопевцу; и у него являлась мысль, что пред Богом праведность не имеет особенной цены и страдания ради Его не награждаются Им (ст.13-14). Но псалмопевец не выражал публично этих мыслей, одолевавших его в тяжелые часы внутренней его борьбы; и благодарение Богу! иначе он фактически отпал бы от народа Божия, который безусловно должен веровать в праведное Его воздаяние (ст.15). Во время такой борьбы с мучительным сомнением, псалмопевец пытался собственным размышлением об этом (сие) разрешить вопрос, почему грешники часто благоденствуют, а добродетельные так жестоко страждут; но напрасно (ст.16); только у святилища Божия, в смиренном поклонении Богу и при взгляде на последнюю судьбу нечестивых стало ему ясно это (ст.17). Для него теперь несомненно, что Бог земное счастие нечестивцам дал, так сказать, только как приманку и в сеть, чтобы в то время, когда они возвысятся, сильнее низвергнуть их (ст.18). Псалмопевец очами веры видит уже нечестивых преданными внезапной и совершенной погибели (ст.19), и кажущуюся славу их (образ) уничтоженною, подобно прерванному прекрасному сновидению (ст.20). Вслед за тем псалмопевец указывает, почему не всегда он держался этого понятия, отчего он заблуждался: он позволил себе завидовать в сердце своем счастию нечестивых, чрез это он сделался духовно слепым и подобным животному (ст.21-22). Но теперь, после счастливой победы над искушением, он никогда не отступит от Бога своего (и аз выну с Тобою), Который и здесь отечески премудро руководит его, и примет его некогда в Свою (небесную) славу (ст.23,24). Да и как псалмопевцу не привязаться всею душою к Богу своему, когда ни на небе, ни на земле, кроме Бога, нет ничего такого, что могло доставить ему действительное удовлетворение (ст.25); и в смерти и после смерти Бог будет его - все (ст.26); и между тем как удаляющиеся от Бога погибают (вечною смертию?), псалмопевец в своей особенной привязанности к Богу, соединенной с прославлением Его, находит высочайшее постоянное счастие (ст.27-28).

ПСАЛОМ 73. Жалобная молитва над развалинами Иерусалима.

Многие древние и новые толковники, особенно протестантские, относят этот псалом к угнетению иудеев и опустошению их храма при Антиохе Епифане (1Макк. гл. 1 и 4). Для нашей цели нет надобности входить в подробное изложение оснований, какие представляют за и против этого; заключение канона св. книг при Ездре так твердо засвидетельствовано внешними основаниями, что уже по одному этому нельзя утверждать происхождения этого псалма в период Маккавейский; но кроме того и внутренние основания, заимствованные из самого псалма говорят против столь позднего написания его, как это будет указано при изъяснении. Согласно с надписанием, мы признаем, что псалом написан одним из Асафидов вскоре после разрушения Иерусалима и храма Навуходоносором. Псалмопевец, кажется, жил в Св. земле, вблизи разрушенного города и принадлежал, конечно, к "ос-танку Иуды", к тем немногим, которые по убиении Годолии не переселились в Египет. Печальное зрелище представляла Св. земля; нигде не видно было и следа скорой помощи Божией, напротив, казалось, что на этот раз Бог уже не отвратит наказующего жезла Своего от народа и страны; поэтому жалобный вопль псалмопевца.
Зачем Бог навеки (до конца) отвергнул Свой народ (ст.1)? и молитва - вспомнить его снова Своею милостию, так как он есть собственность Его и гора Сион есть избранное Его жилище (ст.2), - молитва - обратить Свою силу против горделивых врагов, неистовствовавших в святилище Его (ст.3). Затем изображаются эти их неистовства (ст.4-7) и показывается печальное положение Израиля (ст.9). - Дикими криками завоеватели прервали священные празднества и в слепой гордости везде водрузили свои штандарты (ст.4). С величайшим презрением к святилищу они разрубили двери храма (ст.5-6), зажгли его и разрушили до основания (ст.7); - все это для того чтобы раз навсегда положить конец служению Иегове (ст.8). Вот что сделали враги; и они довели дело до того, что все отличительно иудейское (знамения наша) исчезло из страны, не было в ней уже пророка, Бог как бы не знал своего народа, оставил его (ст.9). После этого поразительного изображения псалмопевец с тоскою спрашивает: долго ли продолжится это состояние, долго ли Бог (в своем народе) будет поругаем врагами (ст.10), долго ли Израиль, любимец Его, должен оставаться беззащитным (ст.11)? Будет ли это вечно (в конец) продолжаться? Нет! Бог с самых первых времен есть Царь Израиля и многократно совершал над ним чудные и спасительные дела Свои (ст.12). Он провел его чрез Чермное море, в котором египтяне нашли свою смерть (ст.13-14), чудесно давал ему воду в пустыне и по суху перевел через Иордан (ст.15). Как в истории Своего народа (ст.12-15) Бог столь же великим является и в Своем творении (ст.16-17). Такой Бог не может ненаказанно поносим быть язычниками; пусть поэтому Он вспомнит, что они (людие безумнии) поносят Его (ст.18) и да не предаст впредь под власть их Израиля, который знает и прославляет Его (ст.19). Вспомни, Господи, что Ты заключил завет с нами, потому что вот неправда и насилие этих ослепленных язычников (помраченнии земли) распространяются все дальше и больше (ст.20). Не оставь народ Свой неуслышанным и в стыде пред Тобою, и Он тогда восхвалит Тебя (ст.21); явись с могуществом и правдою Твоею против богохульных и гордых врагов (ст.22-23)!

ПСАЛОМ 74. Бог несомненно спасает своих верующих и осуждает их врагов.

Не подлежит никакому сомнению, что псалом этот написан в такое время, когда израильтяне подвергались тяжелым преследованиям со стороны нечестивых, высокомерных врагов (ст.4-6), но при этом проникнуты были самою твердою уверенностью, что Бог скоро окажет помощь Своему угнетенному народу. Не невероятно, что псалом этот представляет выражение той уверенности, какая оживила царя Езекию и народ его, после того как пророк во имя Божие предвозвестил предстоящее поражение нечестивых, богохульных ассириян (ср. Ис.37:33 и д.). - Скоро наступит время, говорит псалмопевец в ст.2-м, когда мы будем прославлять Тебя за полученную помощь, рассказывать о чудесах избавления нашего. Ты изрек уже: егда иму время и пр. (ст.3-4), т.е. когда наступит определенное время, Я подвергну нечестивцев страшному наказанию (ст.3); вся земля в возмущении и расстройстве от страха пред ними, но Я снова установлю надлежащий порядок (ст.4). Напоминая эту угрозу, псалмопевец от имени народа обращается теперь к врагам с предостережением, чтобы они отстали от своей неправды и своей богохульной гордости (ст.5-6), потому что хвастовство своею силою не принесет никакой пользы. Спасительная помощь, которой ожидает Израиль, не есть какая-либо земная помощь; ему поможет не народ какой-либо с востока или запада, или юга, но Бог Праведный Судия (ст.7), и он смирит врагов (сего) и даст победу Израилю (сего). Чашу гнева Своего Он уже держит в руке Своей; из нее пили уже многие народы, но она еще не выпита до дна, и из нее должен пить каждый (нераскаянный) грешник, и притом пить подонки, самое горькое в ней (дрождие) (ст.8-9). Несомненно, враги наши должны будут пить из этой чаши гнева, а мы будем спасены! (Посредствующая мысль между ст.9 и 10). Об этом я тогда постоянно буду повествовать с похвалою (ст.10); и буду всегда содействовать ослаблению нечестивцев и торжеству праведников (ст.11)

ПСАЛОМ 75. Благодарение Господу за величественное поражение наших врагов!

По надписанию LXX и в Вульгате, псалом этот относится к поражению ассириан (ко Ассирианину), очевидно, тому, какое происходило при Сеннахериме (Пс.37, 36); это неоспоримо подтверждают и внутренние основания (ср. Ис.45).
Как бы в основание последующим своим словам псалмопевец предпоставляет два великие факта: а) что Бог издавна чудесным образом помогал Своему народу (ст.2); б) что Иерусалим есть избранное Его местопребывание (ст.3); - из этих двух фактов, по мнению псалмопевца, с необходимостию вытекало поражение неприятеля, изображаемое в ст.4; потому что Бог не мог предать уничтожению народ Свой, которому Он столь часто оказывал помощь, и город, где Он Сам обитал. - Поэтому Он сокрушил там, т.е. пред стенами этого Иерусалима (тамо), военную силу ассириян (ст.4), когда в лице Своего истребляющего ангела сходил с небесных высот как бы в огне (просвещаеши) на горы и привел в смятение ослепленных врагов (ст.5-6а). Они стали добычею смерти не удовлетворивши своей жажды к добыче (мужие богатства) (ст.6б), стали добычею силою Божественного гнева (ст.7). Созерцая это наказание врагов разгневанным Господом, псалмопевец взывает: Ты страшен еси и пр., и затем указывает, какие счастливые результаты были следствием этого для Израиля; последовал мир (ст.9) и спасение (ст.10) от власти угнетателей. Так и должно быть, Израиль должен быть спасен, а чрез это и Бог прославлен пред всем миром; потому что (яко ст.11) таков закон нравственного мироуправления: то, что люди совершают (помышление) против Бога и Его дела (народа Его), содействует к большему только прославлению (исповестся) Божию (ст.11). - В заключение псалмопевец возбуждает Израильтян принести своему Богу, так страшно показавшему Себя, благодарственные жертвы, а окружающие языческие народы - дары почтения и покорности (ст.12-13).

ПСАЛОМ 76. Размышление о событиях св. истории доставляет утешение унывающему в бедствиях.

Судя по ст.6, 8-10, 12-21, псалом этот, кажется, имеет национальное отношение. Псалмопевец видел народ свой в то время, когда происходило в душе его изображенное им в псалме, в самом угнетенном положении; как некогда во время угнетения египетского (выставляется на вид исшествие из Египта), так и теперь самому существованию его, как особому народу, казалось, угрожала опасность, и Бог на этот раз не хотел оказывать милости и спасения народу (ст.8-10). Псалмопевец (представитель всех благочестивых израильтян) не переставал взывать к Богу о помощи, но напрасно; вследствие этого он впал в совершенное уныние и потерял всякое утешение. В таком душевном расположении мы встречаем его в нашем псалме.
Часто, говорит он, обращался я (прежде) с молитвою к Богу, и каждый раз Бог внимал мне (ст.2); целые ночи во времена бедствий я воздевал с молитвою руки к Богу, и это никогда не было напрасно (ст.3); душа моя чаще казалась уже недоступною никакому утешению; если же я, когда вспоминал о Боге, о великих делах Его, то каждый раз снова находил в этом сладкое утешение (возвеселихся) Но вот теперь (вследствие бедствий народа моего) я пришел в такое душевное состояние, в каком прежде никогда не был; - я трудился и мучился размышлением и заботами (размышлях) о печальном положении народа моего, так что совершенно изнемогал душею (малодушествоваше дух мой). Никогда не мог я заснуть; я был погружен в немое беспокойство (ст.5), раздумывая, как Бог в древние времена (лета вечная) так чудесно помогал Своему народу (ст.6), и размышляя, отчего теперь Бог поступает совершенно иначе. Такие мысли постоянно занимали меня (размышлях), я исследовал всю область духа моего, чтобы найти основание утешению (испытоваше дух мой), но напрасно! Меня не оставляла мысль, что Бог теперь навеки отверг Свой народ, никогда не помилует его; и тогда я в тоске взывал: еда во веки отринет и пр. (ст.8-10) Но вот вдруг, когда смущение души моей достигло высшей степени, мне стало на сердце светлее, и я в одушевлении мог воскликнуть (и рех): теперь начинаю я прозревать в настоящее положение народа моего; Всемогущий (десница Вышнего) Бог допустил подвергнуться нам столь великим бедствиям; Его рука и теперь управляет нами, и, конечно, Он ею освободит нас (ст.11). - И когда я пришел к такой мысли и уверенности, то для большего укрепления в этом я повторительно стал размышлять о великих делах Божиих в древние времена (ст.12), о всех мудрых планах (начинаниях) Его по отношению к Израилю (ст.13). И тогда я стал молитвенно взывать: святы Твои действия (путь) и всемогущи (ст.15), как Ты особенно показал это пред всем светом при освобождении Израиля из Египта (ст.16-20), а также и в водительстве Твоего народа Моисеем и Аароном (ст.21).




Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS