Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Май 2016

Руководственное пособие к пониманию Псалтири. Псалмы 77-81

14.05.16 | Автор: еп. Ириней (Орда)

В этой книге измерены и описаны словом вся жизнь человеческая, и душевные расположения, и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке.

Святитель Афанасия Великого

ПСАЛОМ 77. Зеркало грехов и предостережений из древнего времени.

Очевидно, псалом этот вообще имеет целью, указанием на свящ. историю побудить к соблюдению закона и надежде на Бога (ср. 7-8); но при тщательном сравнении ст.9-10 с ст.67-72 усматривается и частная цель псалма, состоящая в том, чтобы на основании истории убедить народ, что отвержение колена Ефремова и Силома и избрание колена Иудина и Сиона есть праведная и мудрая мера Божия, и что поэтому пора уже перестать косо смотреть на нее. Эта специальная цель псалма достаточно ясно показывает уже, что он написан еще во времена Давида, и что поэтому под Асафом в надписании нужно разуметь известного современника Давида. - После семилетней борьбы Давид подчинил себе и гордого Ефрема с соединенными с ним коленами, и затем перенесением ковчега из Кириафиарима на Сион сделал Иерусалим религиозным и политическим центром всей иудейской нации; но гордость Ефрема, которому перешло право первородства Рувимова (ср. 1Пар.5:1; Быт.48:17 и д. 49:3; 4:22), и который, как кажется (Суд.8:1 и д.; 12:1 и д.), в течение всего периода судей, с особенною силою поддерживал гегемонию, еще отнюдь не была сокрушена; и нужно было опасаться, что завистливое колено Ефремове при первом случае (ср. 2Цар.19:41 и д.) снова поднимет революцию против колена Иудина и преимуществ его (царская власть - ковчег завета - прежде находились в колене Ефремовом в Силоме) и увлечет за собою и прочие колена, как это действительно и случилось при Ровоаме (Ефрем был душою царства Израильского; ср. Ос.5:3,5,12-13; 9:7-8). При таких обстоятельствах важно было убедить народ, что Давид, и в нем колено Иудино, не похитил царской власти, гегемонии, и что перенесение места богослужения из Силома на Сион не было произвольным действием, но что Сам Бог - ввиду высших интересов нации, которые под гегемонией колена Ефремова (склонного к идолопоклонству) сильно подвергались опасности и много страдали, избрал для столь высоких целей колено Иудино, устранивши колено Ефремове. - Укрепить народ в этом никто не был столь способен во всем Израиле, как Асаф, называвшийся "видящим" и, конечно, весьма всеми уважаемый в этом качестве. Но существование в народе этого убеждения еще не настолько утвердилось, чтобы сделать счастливым царствование Давида. Мрачный во всех отношениях период судей прошел, в течение которого народ грешил неверием Богу, склонностью к идолопоклонству, всяческими нарушениями завета; теперь это должно быть иначе, и для содействия этому Асаф представляет народу зеркало его прежней истории, причем особенное внимание обращает на период Судей. Но чтобы не оскорбить Ефрема, он делает довольно общий (ср. ст.9) очерк истории.
Псалмопевец торжественно требует от народа обратить внимание на поучительные и глубоко знаменательные сообщения из древней (исперва) истории (ст.1-2). Рассказы, слышанные псалмопевцем и его древнейшими современниками от предков, пусть они передадут своим детям, молодому поколению (3-4); это повелел Сам Бог, чтобы последующее поколение сохраняло сведения о делах Божиих в древние времена, и ввиду этого образовало из себя верующий, искренно преданный Богу народ, а не такой вероломный, как были отцы (5-8). Пока израильтяне находились под гегемонией Ефрема, следовательно, в период судей, они, к сожалению, не были верующим, преданным Богу родом; хвастаясь столько пред другими народами своим откровением, они оказались трусами в отражении ханаанского нечестия (ст.9) [62], вероломно нарушали завет (10), и собственно потому, что легкомысленно забыли благодеяния и великие дела Божий (ст.11). В этом они были совершенно подобны своим отцам, которых псалмист и характеризует в ст.12-40. Пред их глазами Бог сотворил в Египте величайшие чудеса (ст.12), провел их чрез море (яко мех, как в меху (13), путеводил их светлым облаком, давал им из скалы обильную воду (ст.15-16); и несмотря на это они согрешили против Бога, так как не веруя Его силе спрашивали: может ли Он дать им хлеб и мясо? (17-20). Бог разгневался за такое неверие (ст.21-22); дал Он, правда, для показания своей силы, то, что они желали, дал им чудесный хлеб (23-25) и мясо в изобилии (26-39); но послание мяса крастелей Он в своем гневе употребил для погибели роптавших (31). Хотя же Бог во всем этом показал как Свою славу, так и карающую правду, но они и впредь продолжали грешить своим неверием, именно когда соглядатаи возвратились из обетованной земли (32). В наказание они все умерли в пустыне (33). Все поведение их во время странствования в пустыне показывало их непостоянство и неблагодарность к Богу (34-37); и если бы Бог не был бесконечно милосерд и не взял во внимание человеческой слабости, то они не мало-помалу вымерзли бы, но вдруг и насильственною смертию Он истребил бы их (38-39); потому что они многократно вызывали Его на это (40). - Показавши с 12-40 как предки ефремлян (израильтян в период судей) относились к Богу при исходе из Египта и во время странствования в пустыне, псалмист (ст.41) возвращается к самим ефремлянам и показывает, как они подражали своим предкам в вероломности к Богу. И они также искушали и раздражали Бога (41), не помнили милостивого избавления из Египта (42) и всех чудес, сопровождавших оное (ст.43-51), не помнили спасительного водительства в пустыне (52-53), чудесного поселения в обетованной земле (54-55). Подобно своим отцам, они вероломно оставили Бога, огорчили Его идолопоклонством (ст.56-58). Но Бог за это глубоко уничижил Израиля (как нередко было в период Судей) особенно в последнее время (ст.5. 9), оставил свое прежнее жилище в Силоме, в области более всего виновных ефремлян (ст.60), кивот завета отдал во власть врага (ст.61), допустил своему народу терпеть величайшее поражение и дойти до самого печального положения (ст.55-64). После долгого ожидания Господь наконец снова сжалился над несчастными, навсегда усмирил филистимлян - врагов Израиля - (Давид поколебал их силу), но вместе с тем отверг колено Ефремове, т.е. отнял у него гегемонию (67), и предоставил как царское достоинство, так и святилище колену Иудову (8) и утвердил оное (святилище) на Сионе навеки (69). Из колена Давидова происходил смиренный Давид (в противоположность гордости Ефремлян), которого Бог избрал для управления Своим народом (ст.70-71), которым он и управляет с добродетелью и мудростью (ст.72).

ПСАЛОМ 78. Жалобная молитва над развалинами Иерусалима.

Подобно псалму 73-му и родственный с ним по языку и содержанию псалом 78 написан спустя несколько времени после разрушения Иерусалима халдеями. Псалмопевец в своей молитве яркими красками изображает страшные бедствия, разразившиеся над народом Божиим; - св. земля находится во власти врага, храм разрушен, город представляет кучу развалин (ст.1). Ручьями пролилась кровь исповедников Иеговы (ст.3), самые трупы их повержены на поругание (ст.2), и - что горче всего - соседние народы с злорадством посмеиваются такой участи, постигшей Израиля (ст.4). Такая необычайность бедствий, по-видимому, свидетельствовала, что Бог уже не помилует больше Свой народ, что гнев Его будет продолжаться вечно (до конца); вследствие этого псалмопевец с горестию спрашивает: доколе продолжится это состояние гнева Божия к народу Его (ст.5)? Израиль достаточно уже наказан; пусть же Господь, как предсказывали пророки (в пророчествах на иноземные народы у Исайи, Иезекииля и др.) прострет свой наказующий жезл против неверующих (незнающие не призваша) язычников (ст.6), так жестоко поступивших с Израилем (ст.7); пусть Он забудет грехи Своего народа и скоро явится на помощь ему в его необычайных бедствиях, так как этого требует слава Его имени по отношению к язычникам, которые иначе могут почесть Бога евреев бессильным (ст.8-10). Да совершит Господь поразительное (да увестся) отмщение язычникам, седмерицею да воздаст им и тем снова да поможет Своему народу, который тогда будет прославлять Его (ст.11-13).

ПСАЛОМ 79. Молитва потрясенного народа Божия о восстановлении.

Весьма трудно указать определенное историческое положение для этого псалма. Народ Божий находится в величайшем бедствии (ст.6), которое приготовили ему враждебные соседние народы (ст.7) и угрожают даже его существованию, как самостоятельной нации (ст.13-14). Правда, виноградник стоит еще в своей земле, Израиль находится еще в Палестине, куда Бог привел его из Египта; но этот виноградник сильно пострадал, и если Бог не явит ему - Своему народу - Своей скорой помощи, то ему неизбежно совершенное разрушение (ст.17). При таких тяжелых обстоятельствах псалмопевец от имени народа обращается с молитвою к Богу, чтобы Он, Царь, Пастырь народа (ст.2) - величественный, всемогущий (седяй на херувимех) славно явил свою спасительную власть в отношении к Своему народу (ст.3). Да обратит Он к лучшему настоящее положение, да покажет снова в милости лице Свое и таким образом поможет ему (ст.4). Или еще долго Бог в гневе своем будет отвращать лице Свое от народа (ст.5), не препятствовать бедственному его положению (ст.6) и торжественному высокомерию соседних языческих народов (ст.7)? - Нет! Он должен помочь нам (ст.8)! Бог не может предоставить погибели Свое дело, которое Он так величественно начал и продолжал; Он должен пособить ему. Такова основная мысль, связывающая ст.9 с предыдущим. Подобно винограду Господь пересадил народ Свой из Египта в Палестину и, устранивши ему здесь все препятствия, доставил широкое распространение и прекрасное произрастание (ст.9-12); как же Он мог бы оставить его беззащитным (раскопание стен виноградника) и предать на расхищение хищническим соседним народам (мимоходящие путем) (ст.13) и особенно одному дикому врагу (ст.14)? Не долго Бог может терпеть это; да посетит же Он скорее Своею милостию (ст.15-16) Свой виноградник, о котором Он прежде так заботился и который теперь так сильно поврежден (ст.17), и Своим всемогуществом снова да восстановит его. Тогда Израиль не будет уже больше отступать от заповедей Божиих и, освободившись от опасности погибели (оживиши ны), будет прославлять Бога (ст.19).

ПСАЛОМ 80. К испытанию совести на праздник труб (новый год).

Изъяснению этого псалма необходимо предпослать некоторые археологические замечания. Еще во время странствования в пустыне Бог повелел, чтобы израильтяне торжественно праздновали (Лев.23:24; Числ.29:1 и д.) новолуние седьмого месяца (впоследствии названного Тишри). Правда и каждое уже новолуние имело свое богослужебное отличие (особенные жертвы; Числ.28:11-15; трубить в трубу), но этот день не был днем покоя. Новолуние же седьмого месяца (субботнего) - подобного наибольшим годовым праздникам - было днем самого строгого субботнего покоя; кроме обычных новомесячных жертв оно отличалось еще особенною праздничною жертвою (Числ.29:1-6) и главнее тем, что в этот день торжественно трубили в трубу (шофар - κερατίνη - рог). От этого трубного звука, раздававшегося подобно грому (Исх.19:16,19), и это новолуние называется праздником труб (Лев.23:23 и д.). В Св. Писании неоднократно трубный звук представляется символом приближающегося в Своем величии на суд Бога (Исх.16:16,19; Ос.5:8, 8:1; Иоил.2:1; ср. 1Кор.15:52, 1Сол.4:15). Затем в десятый день седьмого месяца происходил праздник или день очищения во Израиле; в этот день центральню жертвою (кровь приносилась на центр завета, на крышку ковчега завета - каппорет) очищались все грехи всего года, что предполагало раскаяние в них. Для напоминания народу о Праведном Судии, Который прежде на Синае при трубном звуке дал Свой закон и Который при таковом же звуке требует на суд, а также и для побуждения его к раскаянию в нарушении синайского закона, за десять дней пред днем очищения, в первый день седьмого месяца, трубили в трубы. Это раздавался среди народа, так сказать, с Синая голос Бога, всемогущего Судии, чтобы пробудить народ от греховного сна, заставить испытать свое запятнанное грехами сердце обращением к закону, напомнить о всех благодеяниях, какие Бог каждому оказывал в течение года и всему народу от исхода из Египта до последнего времени, и вместе о том, как за это воздано было Богу неблагодарностию и вероломным нарушением Его завета. Напоминая о данном при звуке труб законе и о нарушении его, трубный звук должен был также напоминать (поэтому и название праздника - викрон - собственно - напоминание трубное, Лев.23:24) о благодеяниях Божиих (связь его с праздником кущей, равно как и о неблагодарности Израиля к таким благодеяниям). Имея в виду такое назначение трубного звука и характеризуемого им субботнего новолуния, нам не трудно будет понять наш 80-й и доселе у евреев характеристический новогодний псалом.
Так как в праздник труб напоминалось израильтянину и о божественных благодеяниях, то псалмопевец первее всего возбуждает к радостной благодарности, к торжественной музыке, обыкновенно сопровождающих праздничные жертвы (ст.2-3); затем уже приглашает трубить трубою (шофар, ст.4). В ст.5-6 псалмопевец указывает основания своего приглашения к такому празднеству; Сам Бог заповедал это при исходе из Египта (ст.5-6а). Чтобы сделать понятною цель такого установления, псалмопевец сначала напоминает о великом благодеянии, какое уже заключалось для Израиля в освобождении его из чужой земли, где он переносил тяжелое рабство (ст.6-7); затем он вводит говорящим самого Бога и напоминающим народу, как Он милостиво защищал его и помогал ему в пустыне (ст.8), как отечески (на Синае) убеждал его не уклоняться от Него, и обещал ему за это благословение (9-12), и как все это было напрасно для упорного народа (ст.12-13). С ст.14 Господь обращается к современному Израилю, который был не лучше Израиля прежних времен, и представляет ему, какое благословение почиет на нем, когда он в благодарности и послушании будет предан своему Богу, показавшему на нем столь великие дела Свои (14-17). Указание псалмопевца (ст.6-7) и самого Бога (8-13) на полученные народом милости и виновность его, равно как и увещания Божий (14-17) имеют целию побудить народ Божий к испытанию своей совести; на это указывал и праздничный звук трубы.

ПСАЛОМ 81. Увещание и угроза неправедным судиям.

Бог Сам был царем израильского народа, и земные цари были только видимыми представителями Его. От Бога происходил как гражданский закон, так и всякая исполнительная власть в теократическом государстве; очень часто мы видим, как Бог непосредственными Своими действиями побуждал к исполнению Своих законов и наказаниями утверждал значение их. Как цари, так и все судии были только видимыми представителями Бога, во имя Его применявшими к частным случаям и осуществлявшими данный Богом закон. Как представители Верховного Судии Бога, в Ветхом Завете обыкновенные судьи неоднократно называются "богами" (Исх.21:6, 22:7,8. ср. Втор.1:17, 19:17). Так они называются и в нашем псалме, и под "богами" здесь нельзя разуметь ни царей; ни правителей, ни языческих судей, но именно иудейских судей, и притом тех, которые забыли, что они должны судить во имя Божие, и поэтому справедливо, которые не чуждались подкупа и угнетали вдов и сирот. Такие судьи всегда были в израильском народе, как это доказывают обличения пророков; и в царствование Давида, именно в начале оного, были конечно такие, и поэтому нет решительного основания к сомнению, что псалом наш написан Асафом, современником Давида; впрочем он мог быть написан в позднейшее время и одним из потомков Асафа.
Псалмопевец представляет Господа, Верховного Судию, внезапно являющимся в собрании неправедных судей (в сонме богов), чтобы потребовать от них отчета в злоупотреблении своей властью, произвести суд над ними (рассудить), (ст.1). В торжественной речи Бог указывает им на их несправедливости и внушает им их обязанности (ст.2-4). По собственным словам Божиим, они нравственно слепы и следуют началам, которые неминуемо должны привести к разрушению всякого существующего порядка; поэтому Бог изрекает им Свой судебный приговор (ст.6-7), о приведении в исполнение коего псалмопевец в заключение молит всесильного Господа (ст.8).

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS