Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Май 2016

Руководственное пособие к пониманию Псалтири. Псалмы 82-87

15.05.16 | Автор: еп. Ириней (Орда)
Ап. Павел сказал: «исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф.5:18-19). 

ПСАЛОМ 82. Молитва народа Божия против союзных языческих народов.

Различные существуют мнения об обстоятельствах происхождения псалма: одни относят его ко временам Давида (2Цар.10:6 и д.); другие к ассирийскому нашествию при Сеннахериме; иные (Василий В., Феодорит, Зигабен и др.) ко временам злоумышлении самарян против возвратившихся из плена иудеев (ср. Неем.4:7 и д.); еще иные к Маккавейскому периоду (1Мак.5:1 и д.); большинство же к войне царя Иосафата против союзных идумеян, моавитян, аммонитян и т.д. (2Пар.20). Последнее мнение представляется основательнее всех других. Моавитяне, аммонитяне и другие, на востоке и западе Палестины живущие, народы (псалмопевец перечисляет всех их, между тем как во 2Пар.20:2 говорится короче) составили союз (ст.6) с целью не только подчинить себе иудеев, получить от них добычу, но и изгнать их из св. земли (ст.13; ср. 2Пар.20:11). Неожиданно (в ст.4 по евр. тексту речь о хитрости) перечисленные народы вторглись в пределы иудеев, которые при таком множестве врагов не решались противостоять им (2Пар.20:12). Сознавая собственное бессилие, иудеи - мужчины, женщины и дети - собрались в храме с молитвою о помощи Божией против врагов. Среди собрания сошел Дух Господень на левита Иозиила, одного из потомков Асафа, который и успокоил иудеев уверением в помощи Божией (2Пар.20:14). Этот Иозиил и мог быть писателем нашего псалма, который есть ничто иное, как пламенная молитва всего народа о помощи Божией против упомянутых врагов. Псалом дышит твердою надеждою на Бога, составляет "триумфальную песнь пред победою" (в евр. называется шир), и мог быть воспеваем евреями, когда они шли навстречу врагам к пустыне Фекойской (ср. 2Пар.20:21).
Сначала в псалме излагается молитва, чтобы всемогущий (кто уподобится Тебе) Бог помог молящимся, восстал со всею строгостью (ст.2) против надменных (воздвигоша главу) врагов, произведших большое военное движение (возшумеша, ст.3), коварно соединившихся, чтобы истребить Израиля, как народ (ст.4-5) злоумышлением (ст.4-5) и заключивших завет против Самого Бога (ст.6). Затем перечисляются эти враги; зачинщиками были идумеяне, моавитяне, и аммонитяне; измаильтяне, агаряне, гевал, амаликитяне, филистимляне, тиряне и ассириане - союзниками (ст.7-9). Далее снова следует молитва, чтобы Бог со всеми этими врагами поступил так, как поступил с врагами народа Божия в древние времена (ст.10-I3), послал на них бурю (ст.14) и молнию (ст.15) Своего страшного гнева (ст.16), чтобы бесчестным поражением привести их к признанию Его имени, Его высочайшей власти и могущества (ст.17-19).

ПСАЛОМ 83. Молитва о возвращении к дому Божию.

Все древние и многие из новейших толковников признают этот псалом по содержанию и по форме сходным с пс.41. На основании этого сходства естественно заключать, что он, как и псалом 41-й, произошел во время Авессаломова гонения, и написан, как показывает надписание псалма, одним из потомков Корея. Представляемый говорящим в псалме есть помазанник Господень (ст.10), есть царь; он теперь находится в печальном положении (ст.7; во юдоли плачевней), из которого взывает о помощи Божией (ст.9-10); он разлучен с местом богослужения, не может созерцать Бога богов на Сионе (ср. ст.8) и жить в доме Его (ср. ст.5); но в сознании своей невинности (ст.13) он исполнен спокойной уверенности, что Бог скоро снова возвратит его на Сион. Все это не соответствует ни положению народа израильского в вавилонском плену или период Маккавеев, ни положению пленного царя, например, Иехонии, но вполне приличествует положению Давида во время его бегства от Авессалома. Приближенный к Давиду один из потомков Корея, в сердечном участии, переносясь в душевное состояние Давида, выразил в этом псалме испытываемые Давидом чувствования.
Находясь вдали от жилища Божия, псалмопевец, т.е. Давид (может быть в раннее утро, после пробуждения от сна; Пс.62) вспоминает, как сладко и вожделенно было для него всегда посещение места богослужения; поистине, восклицает он при этом воспоминании, возлюбленно это место мною и тысячами других; возлюбленно ради той благодати и наслаждения, какое доставляет посещение его. Поэтому и теперь все существо псалмопевца страстно стремится ко дворам Господним; правда, он не может ходить по ним ногами своими, но в священной радости вся душа его стремится к ним, к месту, где обитает Бог (ст.2-З). - Но почему же богослужебные места составляют для него в столь высокой степени предмет его стремлений, его радости? Потому что алтари их для слабого, беспомощного человека (птица - горлица) служат местом защиты и покоя (ст.4). Поэтому счастливы те, которые могут посещать эти богослужебные места, этот дом Божий, действительно находиться в нем (живущие); пусть они за это счастие вечно прославляют Бога (ст.5). Хотя псалмопевец теперь не может испытывать этого счастия, не может посещать дома, и в этом отношении не может назвать себя счастливым; но в другом отношении он прославляет себя (и всякого другого, кто находится в подобном ему положении) блаженным, и именно за то, что ему и в разлуке его с местами богослужения, в нынешнем печальном его положении, осталась по крайней мере безусловная надежда на Бога и Его помощь (ст.6а). Этою наполняющею сердце его надеждою на Бога он делает себя достойным избавления от настоящей нужды (юдоль плачевная) и беспрепятственного посещения назначенного Богом места богослужения, он прокладывает себе обратный путь на Сион (ст.6-7а). Господь, давший закон, чтобы верующие посещали Его на местах богослужения, должен и благословить их, должен укрепить их против врагов и доставить им победу, следствием чего будет то, что и изгнанные из Иерусалима благочестивые люди снова возвратятся в него, будут посещать и созерцать Бога на Сионе (ст.7б-8). О, если бы это скорее настало! Услышь, Боже" молитву, которую я воссылаю Тебе в моем изгнании (ст.9); вот я Твой помазанник. Ты поставил меня царем, и поэтому должен защитить меня в праве моем (ст.10). Тем более да услышит его Бог, так как он всею душою привязан к месту богослужения, которое теперь для него недоступно и так как счастие посещать его, даже находиться вблизи его, для него выше всех благ, к каким стремятся люди (ст.11). Но почему же он так сильно привязан к Богу и дому Его? Потому что (ст.12) он знает, что Бог исполнен милости, верен Своим обетованиям (истина), и убежден, что Бог к его славе поможет и ему, невинно преследуемому, и ущедрит его своими милостями (не лишит благих). В этом убеждении, в этой надежде псалмопевец находит сладкое утешение, и поэтому за такую надежду считает блаженным себя и всякого, кто может иметь ее (ст.12-13).

ПСАЛОМ 84. Молитва о возобновлении милости народу и стране.

Толковники издавна затруднялись точно определить отношение ст.2-4 к ст.5 и д. Некоторые в ст.2-4 видели предсказание об освобождении из вавилонского плена, а в ст.5 и д. молитву о скором исполнении этого предсказания; другие ст.2-4 относили к освобождению евреев из Египта и затем ст.5 и д. считали молитвою об освобождении из вавилонского плена и т.д. По нашему мнению, псалом принадлежит времени после плена вавилонского. В освобождении из плена Бог показал милость Своему народу (ст.2-4), но гнев Его, как кажется, снова тяготеет над ним, поэтому настоятельная молитва о помощи в ст.5 и д. Отыскивая определенные обстоятельства происхождения псалма, можно указать на время Неемии, когда вернее всего мог произойти он. Над возвращенными в Палестину иудеями тяготели тогда великий гнет и поношение (Неем.1:3); они считали себя рабами (там же 9:36,37), и положение свое только другим родом рабства. Самаряне всякими коварствами старались помешать постройке стен городских (Неем. гл.4); страна терпела неурожай, везде была страшная нищета и бедность (Неем.5; ср. ст.13 этого Пс.) и нуждающиеся продавали себя ростовщикам. В таком печальном положении народ воссылает общественную молитву к Богу о помощи (Неем.4:9); псалом наш мог быть этою молитвою.
Сначала псалмопевец (народ) напоминает Господу, как Он освободил народ из вавилонского плена (ст.2), простил ему грехи, бывшие причиною плена (ст.3-4). Основываясь на такой милости Божией, народ молится, чтобы Господь и теперь явил Свою милость, обратил к лучшему печальное положение народа отвращением от него наказания (ст.5), прекратил Свой гнев (ст.6). Если Бог снова обратится к своему народу, от которого Он отвратился в гневе Своем, тогда народ снова оживет и будет радоваться этому (ст.7, 8). О, если бы это исполнилось (ст.8)! - Молитва псалмопевца (народа) была исполнена веры и надежды; он был уверен, что Бог услышит его. Так как он знает, что Бог подает верующим в Него мир, благодать, помощь, то поэтому он тотчас побуждает себя внимать ответу Господа на свою молитву, или лучше сам дает таковой (ст.9). Ответ этот следует в ст.10-14, и указывает на славное состояние, ожидающее Израиля, состояние мира, правды и естественного плодородия. - Как иудейские, так и христианские толковники считают этот псалом мессианским.

ПСАЛОМ 85. Молитва о помощи против врагов.

Писатель этого псалма этого находится в великом бедствии (ст.1,7); жизнь его подвержена опасности (ст.2,13,14) от множества неправедных и нечестивых врагов (ст.14); между тем как он исполнен упования на помощь Божию, о которой и молится в нашем псалме. - По указанию надписания, псалом написан Давидом, к которому вполне прилагается содержание его, относить ли происхождение его ко времени Саулова, или Авессаломова гонения.
Указывая на свои бедствия (нищ и убог; ст.1; воззову весь день; ст.3), на свое благочестие (преподобен есмь; ст.2), на свою надежду на Бога (уповающего на Тя; ст.2; к Тебе взях душу мою; ст.3), - особенно же на благость и милосердие Божие (ст.5), псалмопевец молится, чтобы Господь услышал его (ст.1,6), спас его (ст.2) и защитил. Он молится потому, что Бог всегда в подобном положении обыкновенно внимал его молитве (ст.7), и потому уверен, что и теперь Он услышит его; далее, потому, что он знает, что только Бог один всемогущ (ст.8), и следовательно может помочь ему. Всемогущество Божие так явно, что, по убеждению псалмопевца, даже языческие народы наконец признают Его единственно истинным Богом, поклонятся Ему и прославят Его, пораженные чудными Его делами (ст.9), так как боги не могут сделать ничего подобного (ст.10). - Зная хорошо, что грех делает людей недостойными Божественной помощи, псалмопевец молится далее (ст.11), чтобы Бог даровал ему милость ходить путем Его заповедей, чтобы страх Божий не был для него бременем, но радостным утешением. Псалмопевец уверен, что это исполнится, что Бог ему поможет и даст повод к прославлению Его (ст.12); явит на нем еще величественнее Свою милость и спасет его из настоящей великой опасности (ст.13). Да, велика опасность (ст.14)! Но Бог имеет все средства спасти его (ст.15). Да призрит же Он милостиво на угнетенного раба своего, да подаст ему силу (державу) [136] против врагов (ст.16)! Да явит над ним знамения Своея милости, чтобы враги увидели, что Бог с ним, и что они таким образом будут постыждены (ст.17).

ПСАЛОМ 86. Иерусалим - матерь народов.

Можно думать, что этот псалом написан при Езекии после поражения Сеннахерима. Созерцая чудесно спасенный город, псалмист торжественно восклицает: основания его и т.д. Теперь для него яснее, чем прежде, что Иерусалим основан Богом, есть Его город, что вследствие этого горы, над которыми Он царит, суть святые горы, что этот Иерусалим Бог любит, как Свой город больше всех других городов Палестины (ст.2); ему ручается за это чудесное спасение его из угрожающей опасности. - Затем псалмопевец и другим выясняет, почему Бог так сильно любит Иерусалим; потому что по пророческому предсказанию, он имеет высокое назначение служить некогда духовным отечеством, быть центром и для языческих народов (ст.3-4). В это будущее славное время число родившихся на Сионе, который стоит вечно, будет чрезвычайно велико (человек и человек) (ст.5). Тогда Сам Бог, когда Он, как Царь совершенной теократии, перечислит ее царей и народы, будет рассказывать о чуде обращения язычников и вступления их в гражданство Иерусалима (ст.6); граждане этого славного Иерусалима все будут в высшей степени счастливы и поэтому будут веселиться (7). Предсказанное пророками (Ис.2:2, 11:10, 19:19 и д. 60:3 и д. 66:18 и д. Мих.4:1 и д. Зах.8:20 и д.) и составителем этого псалма о славном царстве Иерусалима, исполнилось уже и в земной церкви, прообразом которой был земной Иерусалим и окончательно исполнятся в конце времен, когда вышний, небесный Иерусалим низойдет на прославленную землю (Ап.21:2).

ПСАЛОМ 87. Молитва тяжко угнетенного.

Этот псалом принадлежит к самым печальным во всей Псалтири, хотя впрочем он не служит, как утверждают некоторые, выражением отчаяния. Псалмопевец здесь с воздетыми руками молит Бога о помощи (ст.2-3,10,14), что предполагает веру и надежду на Бога, Которого он называет своим Богом спасения и от Которого ожидает чуда избавления от опасности смерти (ст.11-13). Страдания и бедствия тяжелым бременем лежат на молящемся, но он неизменно устремляет взор свой к Господу, хотя ему и представляется, по-видимому, что Бог оставил его, так как страдания продолжаются слишком долго и несмотря на все молитвы не является помощь. Нельзя решительно сказать, страдал ли псалмопевец какою-либо заразительною (ст.9, 19) и крайне мучительною болезнию (проказа) и находился близ смерти, или же все относящиеся сюда выражения нужно понимать образно, в значении великих страданий.
День и ночь псалмопевец молится к Богу, чтобы услышал его (ст.2); о если бы Господь услышал его (ст.3), потому что он в высшей степени несчастлив. Чтобы представить побуждения к своей настойчивой молитве, псалмопевец с ст.4-10 самыми яркими красками изображает свое бедственное положение. Он в смертной опасности (ст.4), считается уже в числе находящихся во аде (ст.5) и поэтому в числе отверженных Богом (ст.6); во аде уже указывают ему (враги его?) место его (ст.7). Сильно тяготеет на нем гнев Божий (ст.8), поэтому от него убегают, как от страшилища, и он - как пленник - не может уйти, явиться публично (ст.9-10); поэтому он так настойчиво взывает о помощи (воззвах к Тебе и проч.). - Псалмопевец молится, чтобы Бог избавил его от опасности смерти, сохранил ему жизнь, так как мертвым Он не совершает уже чудес Своей благости, и врач не может уже умершего призвать к жизни для прославления Господа (ст.11). В самом же аде нельзя уже больше прославить милость Божию и верность обетованиям (ст.12), там уже ничего не знают о великих делах Его (ст.13). - Ободренный такими мыслями, псалмопевец горячо и усердно (утро молитва моя) молится Богу (ст.14); отчего же Бог так долго не внемлет Его молитве (ст.15)? Молящийся с самой юности много страдал уже, и каждый раз, когда на некоторое время Бог возвышал, поставлял его в счастливые отношения, снова поражало его несчастие (ст.16), которое в настоящее время так велико (ст.17-18), что даже самые лучшие друзья оставили его (ст.19). - Многие св. отцы признают этот псалом мессианским, относя его исключительно к страданиям Христовым.


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS