Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Май 2016

Руководственное пособие к пониманию Псалтири. Псалмы 103-107

22.05.16 | Автор: еп. Ириней (Орда)
Ап. Павел говорит: «…мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (Рим.8:26)

ПСАЛОМ 103. Гимн Творцу и Промыслителю мира.

Псалом этот, образцовое произведение библейской поэзии, составляет вдохновенную хвалебную песнь Богу - всемогущему Творцу и попечительному Промыслителю мира, "громкий отзвук, верное эхо самого мироздания". Псалмопевец начинает возбуждением своей души к прославлению Бога; так как этот Бог чудно велик в Своем творении, и творение есть славное Его облачение (ст.1). - И вслед за тем псалмопевец в частности изображает величие и славу Бога, Творца и Промыслителя мира. Бог создал свет, окружив Себя оным, как бы блестящею одеждою (ст.2а), потом твердь (ст.26 и 3), в облаках и в буре Он нисходит (на суд) и ангелов посылает, как органов Своего откровения (ст.Зб-4). Он создал как небо, со всем, что находится на нем и над ним, так и землю (ст.5), Своим всемогущим словом отделивши воды, покрывающие землю (ст.6) и тем обнаруживши горы и долины (ст.8), которые не должны уже покрываться окружающими их водами (ст.9). - Впрочем, Он не лишил совершенно землю воды, но обильно снабдил ее орошением для блага различных Своих тварей (ст.10-17). Из источников и ручьев звери могут утолять свою жажду (ст.10-11); у ручьев - в тростниках - и на высотах гор птицы вьют гнезда (ст.12). Он также снабжает водою горы и нивы, посылая живительный дождь и произращивая тем пищу для людей и животных (ст.13-16); равным образом дождем оживляются деревья и сохраняются в роскошной зелени и цвету; на них птицы вьют гнезда, даже вершины гор населены зверями (ст.17-18). - Подымаясь на высоты гор к небесному своду и от дел третьего дня мироздания переходя к делам четвертого дня, псалмопевец встречается с луною и солнцем; ими условливается различие дня и ночи; ночь - время для голодающих диких зверей, а день - для труждающихся людей (ст.19-23). Созерцая с достигнутой им высоты как бы лежащие под ним создания, псалмопевец снова выражает удивление творческому могуществу и силе Божией (ст.24) и затем удивленный взор свой устремляет на море и чудеса его (ст.25-27). Всем тварям - как на море, так и на суше - милосердный Творец подает в надлежащее время пищу (ст.28); они существуют только милостию Его; внезапно Он может обратить их в ничто и произвести также новые (ст.29-30). Да будет вовек слава Господня в творениях Его (ст.31); Он всемогущ, и потому может удалить от них всякие перевороты (ст.32). Псалмопевец всегда будет прославлять Бога, столь величественно являющего Себя в своем творении (ст.33); да будет только приятна Ему песнь его (ст.34). Ввиду попечительных, всемогущих действий Божиих в творении, он в заключение снова выражает желание и уверенность, что Господь некогда совершенно истребит с земли нечестивцев, оскверняющих это творение, нарушающих его гармонию (ст.35).

ПСАЛОМ 104. Хвалите Господа, Который согласно обетовашмм даровал семени Авраама св. землю!

По свидетельству книги Паралипоменон (1Пар.16:8 и д.), часть этого псалма (ст.1-15) пели левиты при перенесении Давидом кивота завета на Сион. Псалом наш совершенно округлен и доводит свою мысль до того, до чего она, по ст.10, должна быть доведена; поэтому с несомненностию можно признать, что он составляет оригинал и что им пользовался компилятор песни в книге Паралипоменон; отсюда само собою следует, что псалом должен быть написан несколько времени раньше перенесения ковчега; написан ли он Давидом или Асафом (ср. родственный ему Пс.77), или кем-либо другим, оставляем нерешенным. - Если писатель псалма 77-го хотел на основании древней истории сделать предостережение народу, то наш псалом поставляет себе задачей, указанием на его историю, побудить Израиля к прославлению Бога (ст.1-3), к безусловному доверию Господу и послушанию Ему (ст.4-5). Господь чудесным образом и несмотря на великие препятствия помог Своему народу овладеть Ханаанскою землею, чтобы исполнить данные патриархом обетования; за это Израиль словом и делом должен благодарить Его и быть уверенным, что Господь на основании тех же обетовании и впредь будет помогать евреям в обладании ими землею Ханаанскою. Это мог говорить Давид или его современник, после того, когда побеждены были последние остатки хананеев (Иевусеев) и Израиль достиг спокойного обладания страною. Ход мыслей в псалме следующий: Прославляйте Господа, сотворившего столь великие дела (ст.1-2), и считайте себя счастливыми, что составляете Его народ (ст.3); твердо держитесь Его, потому что это делает вас великими (ст.4); и чтобы не поколебаться в доверии Ему, помните Его чудеса и наказательные действия (ст.5); к такому памятованию вы обязаны как избранные Его (ст.6), которым Он есть Бог совершенно особенным образом, как это Он пред всем миром доказал совершенными в защиту вашу своими карательными для врагов ваших действиями (ст.7). А чтобы это возбуждение к прославлению Господа имело тем вернейший успех, псалмопевец с ст.8-го изображает пред своими соплеменниками те великие дела Божий, которые он особенно имел в виду в ст.5 и д. Сначала он напоминает милость Божию Аврааму, Исааку и Иакову, с которыми Бог заключил вечный завет (ст.8-10), обещая семени его обладание Ханаанскою землею и в то именно время, когда это семя совершенно было еще незначительно (11-12) и странствовало по Ханаану. Затем псалмопевец указывает, как Бог защищал этих патриархов с их семействами во время их странствования (ст.13-15) и как мудро Он пролагал путь исполнению данного обетования. Чтобы семя Авраама под охранительным влиянием Египта возросло в великий самостоятельный народ, Он привел его в Египет, где Он уже чрез Иосифа, который приобрел величайшее влияние в египетских делах, приготовил для целей исполнения обетования весьма благоприятную почву (ст.16-23). Вследствие особого благословения Божия семя Авраамово в сравнительно короткое время возросло в Египте (земля Хамова) в великий народ (ст.24), который должен был переселиться из Египта, чтобы вступить в обладание обещанною землею. Но чтобы народ охотнее оставил землю египетскую и лучше оценил оказанные ему Богом милости, Бог допустил, чтобы египтяне жестоко угнетали их (ст.25). Затем Он послал Моисея и Аарона (ст.26), чтобы они чудесною силою освободили семя Авраамово от угнетения египтян, что им и удалось после многих казней над египтянами (ст.27-Зб). Обогатившись золотом и сребром египтян (ст.37) и к радости последних (ст.38), Израиль вышел из Египта, и под защитою (ст.39) и чудесным покровительством Божиим (ст.40-41), которое последнее свое основание имело в обетовании Аврааму (ст.42), достиг Ханаана, где задача его - из благодарности к милосердному Богу, верно исполнять закон Его (ст.45).
Этот псалом первый из числа так называемых аллилуйных псалмов, т.е. таких, в надписании которых стоит аллилуйя (хвалите Господа); таких псалмов двадцать (104, 105, 106, 110, 111, 112, 113, 114, 115, 116, 117, 118, 134, 135, 145, 146, 147, 148, 149, 150).

ПСАЛОМ 105. Исповедание грехов народа и молитва о прощении и помощи.

Стихи 47-48 этого псалма (ср. также ст.1) почти буквально повторяются в 1Пар.16:34-36. Невероятно, что эти стихи содержат обычно употребительную молитвенную формулу, и что поэтому писатель Паралипоменон и писатель этого псалма могли быть совершенно друг от друга независимы; напротив, пред писателем Паралипоменон находился наш псалом и при том, по-видимому, как составная часть литургической псалтири, что можно видеть из того, что он заимствовал и стих 48, составляющий литургическую заключительную формулу четвертой книги псалмов; впрочем из того, что ст.48 составляет литургическую заключительную формулу, отнюдь не следует уже, что он произошел не от Давида и что автор Паралипоменон несправедливо признает, что этот стих, равно как и ст.47 этого псалма, пели при перенесении кивота на Сион. Нужно однако сознаться, что встречаются большие затруднения и в том случае, если относить происхождение этого псалма ко времени Давида или до него; ср. особенно ст.47. Может быть, он был написан во времена Самуила, и в нем мы имеем подробное изложение исповедания грехов, о котором только вкоротке сообщается в 1Цар.78:6). В пользу столь раннего происхождения псалма говорит и то обстоятельство, что псалмопевец в своем обозрении истории не идет далее периода судей, но заканчивает грехами и наказаниями Израиля в это время. Пленившие их (ст.46) могли быть филистимляне и другие языческие соседи в период судей многократно поступавшие с Израильтянами как с пленниками, многие также могли быть и отводимы в плен, поэтому возвращение Израиля из рабства языческих соседей могло быть названо собранием от язык (ст.47, 1Пар.16:35 так же нужно объяснять). Таким образом этот псалом составляет молитву (ст.4-5, 47-48) народа о помощи против врагов, основывающуюся на надежде на Бога (ст.1-3) и покаянном публичном исповедании грехов (ст.67). Ход мыслей псалма вкоротке следующий:
Прославляйте Господа, потому что Он бесконечно благ (ст.1) и невыразимо могуществен (ст.2); а вследствие этого блаженны и все исполняющие волю Его, потому что им всегда помогает Его милость и могущество (ст.3). О если бы и на нас открылась эта милость и могущество Божие (ст.4), если бы и мы - избранные сделались счастливыми и получили повод к радостному прославлению Господа (ст.5). Конечно, мы этого недостойны, так как подобно отцам нашим мы оскорбляли этого благого и всемогущего Бога (ст.6). Если мы обратимся к истории своего народа, то должны будем сознаться, что он больше заслужил отвержения, чем милости. Несмотря на поразительные чудеса, которые Бог сотворил в Египте, отцы колебались в вере в Него уже в то время, когда входили в Чермное море (ст.7). Бог, однако, так как Он действовал пред египтянами, ради Своего имени, чудесно провел их чрез Чермное море и таким образом навсегда освободил их от власти их притеснителей, которых погреб в морских волнах (ст.8-11). Народ с верою благодарил Бога за это избавление (ст.12), но скоро (ст.13) снова вера их исчезла; они оскорбили Бога своими греховными нехотениями (ст.14-15), восстанием против своих предводителей и против установленных чрез них законов о священстве (ст.16-18), и также и постыдным идолопоклонством (ст.19-20); они совершенно забыли Бога и великие Его дела (ст.21-22); если бы Моисей не выступил с молитвенным ходатайством, Господь тогда совершенно истребил бы народ (ст.23-24). При возвращении соглядатаев они согрешили неблагодарностию и неверием, за что им было возвещено наказание (ст.24-27). Достигши восточной Иорданской долины, они предались моавитскому идолопоклонству, вследствие чего смерть постигла 24000 евреев; но ревность Финееса о славе Божией была величественно награждена (ст.28-31). Своим неверием при Мериве они на мгновение и в Моисее поколебали веру в помощь Божию, за что он был тяжко наказан (ст.32-ЗЗ). В период судей они вступали в сношение с язычниками хананея-ми вместо того, чтобы согласно повелению Божию предать их истреблению, приносили в жертву идолам детей своих и такими мерзостями осквернили святую землю (ст.34-39). В наказание за это Бог неоднократно предавал их угнетению язычников, с которыми они вступали в союзы (ст.40-43), но снова освобождал их, когда обращались к нему за помощию, вспоминал Свой завет и возбуждал к ним милость со стороны их угнетателей (ст.44-46). Ввиду такой милости Божией, столь часто открываемой, несмотря на все предшествующие согрешения, народ и теперь молит Бога, чтобы Он помог ему, освободил из-под власти язычников, за что он будет тогда прославлять Его.

ПСАЛОМ 106. Призыв к благодарению Господа за освобождение из вавилонского плена.

Теперь почти всеми признается, что этот псалом содержит приглашение к благодарению Господа за освобождение из вавилонского плена. Возвратившиеся из плена могли петь его во время жертвоприношения (ст.22) в первый праздник кущей (Ездр.3:4), или, что еще вероятнее, при основании второго храма (3:11). - Четырехкратно повторяется как припев: воззваша ко Господу и проч. и да исповедятся Господеви милости и проч., и под четырьмя различными образами (в четырех строфах) самыми яркими красками изображается бедствие вавилонского плена.
Сначала народ, снова собранный Богом со всех языческих стран в св. землю (ст.2-3), призывается к прославлению Господа за великие Его милости. Чтобы Израиль ясно видел, как много имеет он причин к благодарению Господа, псалмопевец изображает бедствия вавилонского плена; он сравнивает его с безводною пустынею, где он блуждал в голоде и жажде, если бы Бог не указал ему пути в город и не приготовил насыщения (ст.4-9); II. с мрачной темницею, в которой узники крепко оберегаемы были, и в тяжелом положении были близки к смерти (ст.10-16); III. с посланною в наказание смертельною болезнью, от которой немедленно получено чудесное выздоровление (ст.17-22); IV. с бушующим морем, каждую минуту угрожающим потопить кораблеплавателей (ст.23-32). С ст.33 прославление Господа сначала принимает общий характер, а затем снова переходит к прославлению того, что Бог недавно сделал над Своим народом. Он имеет силу - богатую водою землю, потому и плодородную, обратить в пустыню, в сланость (намек на судьбу Содома) (ст.33-34), но Он также имеет силу и пустыню преобразит в страну обильную водою (ст.35); так Он теперь снова благословил совершенно было опустевшую Палестину, возвратил несчастных (алчущия) жителей ее, поселил и устроил их в отечестве, благословляет их плодородием (ст.37) и чадородием (ст.38), хотя прежде они сильно уменьшились от страданий (ст.39). На могущественных же вавилонян Он изливает Свой гнев, наказал их поношениями и бедствиями (блуждание в пустыне), между тем как Он помог угнетенному ими народу, чрезвычайно (яко овцы) умножил его (ст.41). Израильтяне (правии) радуются помощи Божией; язычники же, считавшие ее невозможною, посрамлены. О, если бы весь мир понял исполненные милостей пути Божий и достойно оценил их! - Так как освобождение из вавилонского плена было образом освобождения из великого всемирного плена Христовою крестною смертью, то этот псалом нужно отнести к числу типико-мессианских псалмов.

ПСАЛОМ 107. Молитва о защищении народа.

Нет достаточного основания отрицать указания надписания над псалмом, и потому мы признаем, что сам Давид составил его из двух других прежде написанных им псалмов 56 и 59. Сначала псалмопевец (т.е. народ) словами псалма 56 высказывает свою смелую уверенность и свою радость в прославлении Господа (ст.1-5); затем он молит, чтобы Господь и в настоящее время показал Свою всемогущую силу ко благу Своего народа (ст.6-7), вспомнивши Свои слова, которыми Он обеспечил Израилю обладание Ханааном и подчинение соседних языческих народов (ст.7-10). Полагаясь на эти слова, псалмопевец выражает надежду, что Бог окажет ему Свою помощь в предстоящем походе против Идумеян (11-14).

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS