Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Май 2016

Руководственное пособие к пониманию Псалтири. Пслалмы 119-132

25.05.16 | Автор: еп. Ириней (Орда)

«Все, как бы в великой и общей сокровищнице, собрано в книге Псалмов, которые из многих музыкальных орудий Пророк приспособил к так называемому псалтирю, давая тем, как кажется мне, разуметь, что в нем издает гласы благодать, подаваемая свыше – от Духа; потому что в этом одном из музыкальных орудий причина звуков находится вверху. В цитре и в литавре внизу звучит медь под смычком; а псалтирь причины гармонических ладов имеет вверху, чтобы и мы заботились искать горнего, и приятностию пения не увлекались в плотские страсти. Притом пророческое слово, как думаю, глубокомысленно и премудро самым устройством сего орудия показало нам, что люди с прекрасною и благонастроенною душою удобно могут восходить к горнему» [8, ч. 1, c. 180]. 

Святитель Василий Великий о самом названии книги

ПСАЛОМ 119. Молитва об избавлении от злобных и коварных врагов.

Этим псалмом начинается ряд псалмов, имеющих надпись: песнь степеней. Ссылаясь на то, что Господь уже внимал прежним молитвам псалмопевца (ст.1), он снова молится Богу о помощи, так как чрезвычайно сильны и тяжелы его страдания, особенно от злобной и ядовитой клеветы врагов (ст.2). Злословие и клевета на него так несправедливы, что он вправе обратиться к клеветникам с вопросом: есть ли наказание, соответствующее злобе их языка? (ст.3). В ст.4 он отвечает на это: есть такое наказание! Оно состоит в строгом, внезапном наказании от всемогущего (сильного) Бога. Но Бог еще не поднял своей наказующей десницы, еще томится псалмопевец под гнетом своих злобных врагов; отсюда его жалоба, что он так долго вынужден жить среди свирепых, бесчувственных людей, которые причиняют ему столько страданий (ст.5:6), которые совершенно ненавидят мира (ст.7). Если признать, что молящийся здесь является выразителем не личных только своих чувств, то можно псалом этот считать молитвою благочестивых вавилонских пленников, которые подвергались там разным злословиям и клеветам (подозрениям); такому пониманию псалма соответствуют и слова: пришельствие, пришельствова. Некоторые толковники думают, что псалом этот написан по поводу враждебных отношений возвратившихся из плена иудеев к самарянам, которые злостно клеветали на иудеев при персидском дворе; при таком толковании прошедшие времена в ст.1 можно относить к плену и освобождению из плена. Христианин, при чтении этого псалма, имеет в виду свое пребывание среди греховного и развращенного мира и устремляется своим желанием к обителям вечного мира.

ПСАЛОМ 120. Утешение и уверенность в Божественной помощи и покровительстве.

Этот псалом также мог быть написан каким-нибудь благочестивым пленником в Вавилоне. С грустью, с тоскою взирает он из земли пленения к горам, по направлению которых лежит Палестина, взирает следовательно к святой земле, к святому городу, где он представляет себе особенное присутствие своего Бога, и с горестью спрашивает: откуда придет к нему помощь; кто освободит его из плена? (ст.1). В полной уверенности он и отвечает затем: всемогущий Бог (создавый небо и землю) поможет ему. Успокаивая самого себя (ногу твою: перемена лица), он высказывает желание, чтобы Бог не допустил погибнуть ему (пошатнуться), чтобы Бог позаботился о судьбе его (ст.3); несомненно взывает псалмопевец в утешение свое, Господь печется о тебе (ст.4), стоит подле тебя для защиты твоей (ст.5), предохраняет тебя от всякой неприятности (ст.6), от всякого зла (ст.7), и притом везде и всегда.

ПСАЛОМ 121. Радостное чувство и молитва путешественников при входе в Иерусалим?

По надписи в еврейской Псалтири: этот псалом написан Давидом? Он мог быть написан им в то время: когда кивот завета был перенесен на Сион и когда началось совершаться величественное богослужение, организованное Давидом (1Пар.16). Не мог не заботиться Давид о том, чтобы израильтяне всех колен усердно и охотно собирались в Иерусалим на три главные праздника, чтобы приучались там сознавать себя и чувствовать при общественном богослужении чадами одного Бога, святым и избранным народом; но ничто так сильно не могло питать и возвышать сознания единства и национального чувства евреев, как общие праздничные торжества в Иерусалиме. Чтобы сделать посещение этих праздников приятным и полезным для народа, Давид мог написать несколько песней для путешествовавших в Иерусалим; одна из таких песней и сохранилась в этом псалме. Она рассчитана для праздничного каравана путешественников, прибывших в Иерусалим, к воротам его (ст.2) и сбирающихся идти с процессией к скинии (которая называется уже и домом Божиим) на гору Сион. Прибывши в Иерусалим и вступивши в его ворота, путешественники вспоминают, как они еще дома обрадовались, когда им сказали: "близко праздник, пойдем в Иерусалим" (ст.1). И теперь, когда цель их достигнута, когда они прибыли в этот славный Иерусалим, радость их достигла высшей степени (ст.2). Пораженные величественным видом города, они восклицают: "ты, Иерусалим, и по своим уже постройкам величественный город (ст.3); но еще славнее как религиозный центр всех колен" (ст.4). Иерусалим служит и политическим центром народа, как средоточие всякой правительственной и судебной власти. (ст.5). Имея в виду такое высокое значение Иерусалима, путешественники убеждают друг друга молиться о преизобилии божественной милости Иерусалиму (ст.6, 7) и для общего интереса (ст.8) народного желать ему мира, тем более, что он есть город, в котором обитает Бог (ст.9).

ПСАЛОМ 122. Обращение и молитва к Богу о скорой помощи бедствующему народу.

Псалом этот представляет исполненную доверчивости (возведох очи) молитву Израиля ко всемогущему Богу. Сознавая свою совершеннейшую зависимость от Него (раб, рабыня), народ пристальным взором (знак страстного желания в чувстве зависимости) взирает к Господу и не отвращает от Него просящего своего взора дотоле, пока не преклонит Его на милость (ст.2), пока Он не скажет страданиям: довольно! Помилуй, Господи, ибо мы довольно уже пострадали; пусть поношение, которое мы терпели доселе, перейдет теперь на наших гордых, роскошных мучителей (ст.3,4). - Так действительно могли молиться пленники, после того как страдания усмирили их и они снова начали твердо привязываться ко Господу. Другие видят в этом псалме отношение к тому, что терпели возвратившиеся из плена от самарян (ср. Неем.4:4). 

ПСАЛОМ 123. Только Бог помог нам.

По надписи в еврейском тексте Псалтири (в переводе LXX, в Вульгате и большей части древних переводов надписи над этим псалмом нет), псалом этот произошел от Давида, но против этого говорит главным образом арамейский колорит речи сего псалма. Он мог быть написан как благодарственная песнь после отвращения опасности со стороны Арамеян и Идумеян (2Цар.8:3 и д. 10:7 и д.). Может быть также, что возвратившиеся из плена высказывают свою благодарность: если бы Господь не был с нами, - так весь Израиль должен громко и торжественно исповедовать, - то свирепствующие враги покончили бы с нами (ст.1 и 2); мы непременно подверглись бы устремлению вражеской силы (3-5). Да будет, поэтому, благословен Господь, избавивший нас от опасности (6. 7): Он всемогущий (создавший небо и землю) помог нам и только Он может помогать, поэтому на Нем покоится наша надежда (8).

ПСАЛОМ 124. Господь защищает Свой избранный народ.

Эта песнь принадлежит тому времени, когда Израиль находился в св. земле (жребий праведных), сохранял веру и закон, но вместе с тем был под тяжелым гнетом со стороны нечестивцев. Справедливо думают, что это было время, когда приостановилась постройка храма, когда злоба самарян и власти (жезл) язычников над Палестиною слишком тяжело давали чувствовать себя, и некоторые из иудеев подвергались искушению присоединиться к верованиям и поведению самарян и даже язычников (ст.5).
Исполненный уверенности псалмопевец при этом объявляет, что Израиль, который в своем большинстве сохраняет веру и надежду на Бога, так же тверд, как гора Сион, и что поэтому и его враги столь же сильны поколебать его, как и Сион; кто в Иерусалиме действительно имеет свое (духовное) отечество, тот настоящий гражданин теократии, тот вовек не пошатнется (ст.1) Как Иерусалим окружен и защищен горами, так народ кругом защищен Богом (ст.2). Настоящее опасное положение не противоречит этому, потому что оно (ибо) только временное; Бог скоро положит конец гнетущей власти язычников над Палестиною, чтобы среди долго продолжающихся страданий не заблудилась вконец и благочестивые израильтяне и не усвоили поведения нечестивых врагов, дабы войти с ними в лучшие отношения (ст.3). Да, Господи, прими под Свою спасительную защиту Своих верных (4), и накажи злобных врагов наших; тогда наступит мир Израиля (ст.5).

ПСАЛОМ 125. Помощник наш исполнил нас радости и веселия.

К этому псалму прилагается все сказанное нами при изложении псалма 84-го. Он написан в после-пленное время, когда первым возвратившимся из плена приходилось переносить очень много бедствий, когда страна находилась еще в запустении, так как еще мало была заселена; поэтому желание, чтобы Бог привел в отечество и других пленников, и чтобы милость Его подобно ручьям плодотворно излилась над св. землею (ст.4).
Перенесшие тяжелые бедствия плена сначала вспоминают о радости, какую они испытали, когда Бог через Кира освободил их из плена (ст.1); вспоминают, как они тогда торжествовали, и как сами язычники удивились последовавшему сверх всякого ожидания освобождению Израиля (ст.2). Возвратившиеся с благодарностью исповедуют, что освобождение из плена было великим делом Божиим; и доставило им великую радость (ст.3); но: к сожалению: их радость не была совершенною, потому что число возвратившихся еще очень невелико, так что по-видимому плен все еще продолжается; потому молитва о возвращении оставшейся в плену большей части народа (ст.4). С молитвою соединяется тотчас и уверенность, что настоящее страдание Своего народа Бог обратит в радость и притом скоро, как за посевом скоро следует жатва (ст.5-6).

ПСАЛОМ 126. Все зависит от Божия благословения.

По надписи в еврейской псалтири этот псалом написан Соломоном, и против этого нельзя сделать серьезного возражения; напротив, сравнение стихов 1-3 с Притч.10:22 и 2Цар.12:15; 3Цар.3:5-15 (таковое Он даст Своим любимцам во сне) кажется говорит за Соломона. В его царствование воздвигнуты были величественные здания, построен дом Господу и дом (дворец) для него самого; Иерусалим и другие города были укреплены (3Цар.9:15), поставлен был в оные гарнизон (там же 10:26); при нем израильтяне вели самую широкую торговлю (там же 10:15,22,27), среди величайших опасностей и трудов старались приобресть богатства юго-восточных стран. При таких обстоятельствах Соломон имел достаточно причин и поводов напечатлеть в сердцах строивших, укреплявших города и трудившихся о приобретении богатств, что все наконец зависит от благословения Божия (ст.1-2). Пусть и удается кому-либо неусыпным трудом собрать себе богатство; он не может приобресть себе, если не даст ему Бог того, что бесконечно больше доставляет ему защиту в его жизни, -детей, потомство (ст.3-5). Таким образом, этот псалом, как он стоит в еврейском тексте, может быть вполне объяснен из обстоятельств Соломонова времени. - Но уже LXX кажется не приписывали его Соломону и не объясняли его в приложении ко времени Соломона; по крайней мере у них в надписании псалма нет имени Соломона, и в Вульгате имя Соломона поставлено уже в позднейшее время, на основании еврейского текста и древних латинских толковников. Уже LXX могли понимать псалом в приложении к после-пленным обстоятельствам, как это делали в позднейшее время многие толковники; в сирском переводе читаем: expsalmis acsensonis dictus a Davide de Solomone dictus quoque de Aggeo et Zacharia qui urgebant structurara templi. Во всяком случае возвратившиеся из плена во время построения храма и стен городских совершенно кстати могли применять первоначально Соломонову песнь, и последние пророки имели достаточный повод напечатлевать в сердцах соплеменников своих то же самое, что некогда Соломон старался напечатлеть в сердцах своих современников. В то время, когда каждый из строивших подпоясан был мечом (Неем.4:18), когда сам Неемия и его братья, и слуги, и стража не снимали с себя одеяния своего (там же 4:23), не спали в обычное время, не излишне было обратиться к бодрствующим, чтобы они не думали, что достаточно против самарян их способностей, их бодрствования; счастливого успеха своих усилий они должны ожидать единственно от Бога (1-2).
По разумению нашему, LXX и Вульгаты, здесь угнетенным страдальцам дается уверение, что после этих дней страданий наступит для них время спокойствия (сон) и даровано будет им чрезвычайное чадородие (и вместе с тем усиление их народа) (ст.3). Что для героя его стрелы, оборонительное и наступательное оружие, то для угнетенных теперь израильтян будут их многочисленные дети (ст.4). Счастлив поэтому человек, которому Господь дает детей по желанию; они вступятся за него, когда враги восстанут против него (ст.5).

ПСАЛОМ 127. Господь благословляет боящихся Его.

В этой прекрасной песне, которой нельзя указать определенных исторических обстоятельств, вызвавших ее происхождение, изображается блаженство богобоящегося человека, состоящее в том, что Бог благословляет его и временными благами (ст.1), дарует ему в спокойствии и при счастливых обстоятельствах наслаждаться плодами своих трудов (ст.2), награждает его прекрасною супругою и множеством детей, следов, полнотою домашнего счастия (ст.3). Да дастся же тебе (обращается псалмопевец к идеальному богобоящемуся человеку; - может быть, ко всему народу в Сионе) это благословение богобоящихся (cт.4), и во всю твою жизнь видеть Иерусалим с ним и всю страну в благополучии, дожить до внуков и правнуков и Израиля всегда видеть в мире (ст.5-6).

ПСАЛОМ 128. Да постыдятся наконец враги угнетенного народа Божия.

Большинство толковников происхождение этого псалма относят ко времени после вавилонского плена. Освобожденный из вавилонского плена, но теперь снова притесняемый самарянами и другими враждебными соседями, народ вспоминает, как он многократно, со времени своего избрания, был угнетаем врагами, но никогда не был пересилен ими (ст.1-2), как притеснители его нередко долгое время жестоко угнетали их, но Господь всякий раз усмирял горделивых врагов (ст.3,4). Ввиду этого утешительного факта угнетенные высказывают уверенность и желание, что Господь постыдит и самарян, и всех врагов Израиля, положит им скорый и последний конец (ст.6-8).

ПСАЛОМ 129. Молитва пленников о прощении их грехов и освобождении из плена.

Совершенно справедливо считают этот псалом просительною и покаянною молитвою вавилонских пленников. Народ, от имени коего говорит (ср. ст.6) псалмопевец, находится в глубоком бедствии (из глубины), которое, по его сознанию, заслужено им. В таком положении он обращается ко Господу с молитвою услышать его и помочь ему (ст.1-2). Хотя народ, как он это теперь совершенно ясно видит, вполне заслужил такие страдания и за свои беззакония не достоин помощи; но если бы Господь не забывал в Своем милосердии беззаконий людских, тогда пред Ним никто не устоял бы, даже самый благочестивый человек (ст.3). Однако не так (эта мысль подразумевается в ст.3); потому что Господь есть Бог, очищающий грехи (у Тебе очищение) и дал Своему народу закон, заключил с ним завет, в котором лежит залог, что Он не отвергает совсем народа Своего, - хотя бы тот и согрешил, - но только милостиво накажет его; ввиду этого завета (имене ради), Израиль смело и терпеливо надеется на Господа (потерпех), т.е. на просимую помощь; тем более, что он чрез пророков (Исайю, Иеремию и т.д.) обещал, слово твое в ст.4 - слово обещания, после наказания снова помиловать Свой народ. Пусть только народ в своем нынешнем печальном положении не унывает и не перестает (от стражи утренняя до нощи) надеяться на Господа (ст.5); потому что Он милостив и неисчерпаем в средствах и способах к нашему освобождению (многое у него избавление); несомненно Он снимет с Израиля вину его, а с нею и наказание (ст.6).

ПСАЛОМ 130. Смирение и спокойное доверие.

По надписанию в еврейском и в Вульгате (у LXX нет надписи), псалом этот написан Давидом, конечно, во время Саулова гонения, когда его не раз называли гордым узурпатором, обвиняли его в высокомерных замыслах и стремлениях. В противоположность этому Давид пред лицем Божиим (Господи) уверяет, что он не был горд и надменен (ст.1); был смирен сердцем (см. 20) и по милости Божией (воздаси) беспритязателен, спокоен и предан, как дитя на груди матери (ст.26). ст.3 мог быть позднейшею прибавкою; но индивидуальную первоначальную песнь народ мог (в плену, или в тяжелое после-пленное время) усвоить себе, выражая в ней чувства своей привязанности к Господу, и в стихе 3-м ободрял самого себя надеждою на Господа, а не на свою силу. Может быть, и Давид написал этот псалом, после какого-либо неудачного национального предприятия (ср. ст.3); в таком случае он мог свидетельствовать, что не высокомерие его было причиной неудачи, и что он спокоен и предан Господу, несмотря на неудачу (ст.1, 2); пусть же только и народ не теряет мужества.

ПСАЛОМ 131. Молитва пленника о восстановлении богоправления ради заслуг Давида и данных ему обетовании.

Вследствие того, что стихи 8-10 этого псалма находятся в молитве, произнесенной Соломоном при освящении храма (2Пар.6:41,42), большинство толковников признает, что он написан Соломоном и назначался собственно для освящения храма и перенесения кивота в новоустроенный храм (ст.7-8). Но внимательное исследование содержания псалма показывает, что он произошел во время глубокого упадка династии Давида, когда казалось, что Бог совсем забыл обетования (ср. ст.11-12 и Пс.88:30 и д.), данные благочестивому Давиду и потомству его (2Цар.7:12). Поэтому мы можем признать (с Оригеном, Феодоритом и некоторыми из новейших толковников), что он написан в плену и составляет молитву о восстановлении падшего престола Давидова, чтобы Господь услышал прошение пленного царя Иехонии (помазанного в ст.10) и возвратил ему престол.
Сначала неизвестный псалмист напоминает Господу о кротости Давида, по которой он, после восшествия своего на престол, позаботился первее всего не о себе самом, но о том, чтобы устроить Господу постоянное и приличное жилище на Сионе, куда он перенес и ковчег завета из Кириаф-Иарима (2Цар.6). Давид тогда дал обет, что не успокоится до тех пор, пока не найдет места селению Господу (ст.1-5) Затем с ст.6 приводятся заявления Давида, сделанные им, когда на Сионе устроена была скиния для кивота и Давид уже готов был к перенесению ее туда из Кириаф-Иарима. Тогда Давид, прежде поднятия кивота, сказал окружающим его: "мы слышали, что кивот завета находится в Ефрафской области, и нашли его здесь в Кириаф-Иариме Теперь же - когда он будет перенесен на Сион, - мы можем там молиться восседающему над ним Господу. Подымись же, Господи (так говорил Давид при поднятии кивота в Кириаф-Иариме), - Ты, восседающий над кивотом, и воссядь навсегда на Сионе (ст.8), где праведное священство будет служить Тебе и где народ Твой торжественно будет прославлять Тебя (ст.9). - Показавши в предполагаемых словах Давида благочестивую его ревность ко славе Божией, псалмопевец молится, чтобы Бог ради Давида помиловал помазанника, т.е. царя Иехонию, услышал его молитву о восстановлении на престоле (ст.10). Указав на заслуги Давида, псалмопевец переходит затем к обещаниям, какие дал Бог Давиду вследствие его заслуг, именно, что он (в своем потомстве) будет вечно царствовать и сыновья его вечно будут сидеть на престоле, если только сохранят завет с Богом (ст.11, 12). Глубочайшее основание (яко ст.13), почему потомки Давида, согласно с обетованием, должны вечно царствовать в Иерусалиме, заключается в том, что Бог навеки избрал Иерусалим жилищем Себе; жилище невидимого Царя - Бога служит условием царствования Его видимого представителя. В ст.14-18 псалмопевец приводит данные Богом в древние времена обещания вечно пребывать на Сионе, изливать оттуда Свои милости (ст.14-16) и вполне исполнить данные Давиду обещания явлением Мессии и устроением чрез Него спасения (ст.17-18). Указания на заслуги Давида (ст.1-9), а равно и на данные Давиду обещания (ст.11-12 и 14-18) имеют одну цель, подкрепить выраженную в ст.10 молитву о восстановлении разрушенного престола Давидова. Если бог исполнит оба свои обещания, данные Давиду, как он этого заслуживает, то тем самым восстановлено будет богоправление и услышана молитва "помазанного".

ПСАЛОМ 132. Благословение от участия в религиозных празднествах.

По надписаниям в текстах - еврейском, халдейском, италийском и Вульгате, псалом этот принадлежит Давиду; он мог быть написан вслед за псалмом 121-м, когда Давид устроил богослужение и при этом без сомнения имел в виду показать народу благодетельные и радостные последствия, когда все израильтяне будут сходиться в Иерусалим на три главные праздника. В этом псалме дело идет не о каких-либо житейских сходках, но имеется в виду собрание детей (потому в пс. братья) единого истинного Бога в Его доме для богослужения. Давид хотел воодушевить народ к прилежному посещению скинии и ее празднеств. Нечто доброе, потому что богоугодное и вместе нечто утешительное и отрадное составляют религиозные собрания всего народа; их можно сравнить с обильно вылитым миром на первого первосвященника, т.е. оно содействует полноте божественного благословения (ст.2); их дальше можно сравнить с обильною росою, т.е. они освежают и оживляют принимающих в них участие; Сион, куда собираются на праздники, есть место, где Бог подает благословение и жизнь (ст.3).



Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS