Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Май 2016

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

27.05.16 | Автор: еп. Ириней (Орда)

Книга псалмов достойна особого почитания, ибо она, по словам святителя Афанасия Великого «подобно саду, заключает в себе насаждения всех других книг Священного Писания». Она чудесно соединяет в себе и учение о благочестивой жизни, и напоминания закона, данного Богом, и историю народа Божьего, и пророчества о Мессии и его Царстве, и таинственные указания на Троичность Бога, тайна бытия Которого была до времени сокрыта от ветхозаветного человека.

ПСАЛОМ 144. Прославление великого имени Божия.

Это единственный псалом, надписанный в евр. тексте - "хвалебная песнь". Написал его Давид в позднейшее время своей жизни, дав ему форму так называемых алфавитных псалмов. Нельзя указать определенного исторического повода к написанию его. С воодушевлением взирая на величие Божие в Его откровении, псалмопевец выражает свою решимость всегда прославлять имя Божие, т.е. открывающегося в своих делах Бога (ст.1-2). Величие Божие бесконечно (ст.3) и что Он совершил в Своей святости, правде и милости, никогда не может быть забыто, всегда будет прославляемо (ст.4-7). Милостив и долготерпелив Господь к народу Своему (дела Его, ст.9), который должен прославлять Его (ст.10 дела параллельно к святые, т.е. израильтяне). Народ должен величать Его, как своего славного, могущественного Царя (ст.11), чтобы и язычники слышали об этом Великом Царе евреев (ст.12), царство Которого вечно (ст.13) и Который свят и верен своим обетованиям. - Тем особенно вызывает прославление великий Бог, что Он нисходит к самым слабым творениям; Он заботится о несчастных (ст.14) и доставляет обильную пищу всем живущим (ст.15-16). В своей правде и святости (ст.17) Он помогает несправедливо угнетенным, искренно (во истине) молящихся к нему защищает, истребляя нечестивых гонителей их (ст.18-20). Этого Бога будет хвалить Давид, а с ним и весь мир (ст.21).

ПСАЛОМ 145. Призыв к прославлению Всемогущего Бога и надежде только на Него одного.

Нельзя с точностью определить, происходит ли надпись "Аггея и Захарии" о LXX или сделана после; несомненно однако, что этот псалом написан во времена этих двух пророков. Некоторые из толковников думают, что он написан по строении храма; но из ст.7-9 можно заключать о его происхождении в то время, когда положение Израиля, несмотря на освобождение из плена, было печальное и потому вероятнее всего он мог быть написан во время приостановки построения храма. - Псалмопевец возбуждает себя (и народ свой) к решимости, не терять мужества, но радостно всегда хвалить Господа, избавившего от плена, и спокойно с уверенностию предаться Ему (ст.1). Так как некоторые израильтяне в деле приостановки постройки храма слишком много придавали значения благорасположению персидских вельмож и слишком мало надеялись на Бога, то псалмопевец заявляет, что надежда на людей суетна (ст.3-4) и внушает надеяться на Бога отцов (Бог Иаковль), Который всемогущ (ст.5-6), верно исполняет обещания (хранящего истину) и всегда и везде помогает угнетенным и безпомощным всякого рода (ст.7-9), а следовательно поможет и Своему угнетенному народу. Бог навеки Царь Своего народа, Царь над Сионом, и поэтому Он и останется таковым, язычники и самаряне не могут уничтожить Его власти.

ПСАЛОМ 146. Призыв к прославлению Господа, снова благословившего народ и страну.

Этот псалом написан после плена вавилонского, может быть, в позднейшие времена Неемии, который особенно занят был восстановлением и укреплением Иерусалима (ср. Неем.2:5, 7:4 ст. этого псалма). Во время написания этого псалма Иерусалим, как кажется, был уже восстановлен, бывший в рассеянии между язычниками народ (в массе) возвращен в отечество и нанесенные ему раны были исцелены (ст.2,3). За все это Израиль должен благодарить Господа, всеведущего и всемогущего (ст.4,5), к свойствам Которого принадлежит, милостиво снисходить кротким, но наказывать угнетателей (ст.6), за все это Израиль должен достойно хвалить Господа. Далее он должен прославлять Его (начало второй строфы ст.7), потому что Он с народом благословил и благословляет и землю, потому что Он благотворными дождями удаляет неурожай, и заботится даже о животных (ст.8, 9). Спасши так чудесно Свой обессиленный и угнетенный народ, Господь ясно показал, кому Он благоволит: не язычникам, полагающимся на свое естественное могущество (сила конская - конница; лысты мужеские - могущественная пехота), но надеющимся на Него и исполняющим закон Его иудеям (ст.10,11).

ПСАЛОМ 147. Приглашение возобновленному Иерусалиму прославлять Господа.

Этот псалом также из после-пленного времени и может быть подобно предыдущему написан во времена Неемии, который, как известно, строил стены и ворота Иерусалима (ср. Неем. гл.7. ст.2 с этим псалмом). Псалмопевец побуждает укрепленный снова и густо населенный (благослови сыны твоя в тебе), пользующийся миром и внешним также благосостоянием (тука пшенична) Иерусалим, к прославлению Господа (ст.1-3). Могущественное слово (ст.4) Господа, Который с великою легкостью суровую зиму может превратить в мягкую весну (ст.5-7), произвело это спасение, тяжкий жребий Израиля (плен - зима) переменило на лучшее. Да и не могло быть иначе; Израилю вверено Откровение (ст.8) и тем он существенно превосходит все народы, есть любимец Божий (ст.9).

ПСАЛОМ 148. Приглашение всей природы к прославлению Бога Спасителя.

Этот псалом есть выражение благодарности со стороны избранного народа (люди приближающиеся, святые) за спасение из угнетенного состояния (вознесе рог народа своего); - разумеется, конечно, освобождение из вавилонского плена. Так как благодеяние было необычайное, то такова должна быть и благодарность; поэтому не только облагодетельствованный народ (ст.14), но и все творение, в известном смысле в народе Божием имеющее средоточный пункт, приглашается к благодарственному прославлению Господа: сначала жители неба, ангелы (ст.1-2), потом звезды небесные, как созданные и управляемые Богом (ст.3-6). Нисходя с высоты небесной на землю, псалмопевец призывает к прославлению Бога сначала море и обитателей его (ст.7), затем обращается к воздушным явлениям (ст.8), оттуда снова опускаясь на горы и к тому, что на них (ст.9), к обитающим (преимущественно на равнинах) животным (ст.10). Но главнее всего к прославлению Господа призываются люди всех наций, состояний и возрастов (ст.11-12); в спасении Своего народа Он превыше всего прославил Свое имя и прославление Ему должно поэтому раздаваться как на небе, так и на земле, особенно среди народа Его (ст.13:14).

ПСАЛОМ 149. Приглашение к благодарению благого Бога словом и делом.

И этот псалом мог принадлежать также после-пленному времени. Бог в действительности явил свое благоволение Израилю (ст.4), так как Он освободил его, помог ему построить город и храм, во всех отношениях благословил его и тем снова прославил между язычниками. За это Израиль должен пред всеми торжественно хвалить Господа, которому он, как народ завета, обязан своим существованием (о сотворшем его), должен день и ночь (на ложах своих) радоваться чести, которой Господь снова удостоил его (ст.5). Устами он должен прославлять Бога в песнях, но из рук не должен выпускать меча, т.е. не забывать указанной Богом в законе заповеди уничтожать язычество и исполнять над ним произнесенный Богом приговор ему (ст.6-9).

ПСАЛОМ 150. Приглашение хвалить великого Бога на музыкальных инструментах.

Псалмопевец призывает весь мир (всякое дыхание - причем конечно первее всего разумеется Израиль) к торжественному прославлению Бога (ст.3-5), Который присутствует среди Своего народа, во святилище на Сионе (во святых) и царствует высоко на небесах (во утверждении силы, на тверди небесной). Предметом такого прославления должны быть великие дела Божий (силы), Его безмерное величие, открывающееся как в мироуправлении, так в особенности в Его исполненном милости отношении к Израилю (ст.2).
* * *
В заключении Книги псалмов в нашей славянской псалтири есть еще неканонический 151 псалом. Хотя его нет в еврейском тексте и в Вульгате, но древность его несомненна. В нем неизвестный писатель от лица самого Давида передает исторические сведения о том, как Давид стал псалмопевцем, как помазан на царство и как победил Голиафа. Одни толковники считают его эпитафией Давиду, а другие вернее - "предисловием на Псалтирь".

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS