Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Май 2018

Руководственное пособие к пониманию Псалтири. Псалмы 88-93

16.05.18 | Автор: еп. Ириней (Орда)

Бог ясно сказал чрез Нафана, что Он Сам призвал Давида на царство, снабдил его для этого божественными силами (помазал) и укрепил его против всех его врагов (ст.20-24), поставил его властелином великого царства (ст.26).

ПСАЛОМ 88. Молитвенный вопль о глубоком упадке царства Давидова.

Псалом 88 написан еще до вавилонского плена; потому что псалмопевец, конечно, не оставил бы без упоминания разрушение города и храма, если бы таковое уже последовало. Но династия Давидова находится уже в глубоком упадке (ст.40-46) и безсилии, народ стал предметом поругания у соседних народов. Такое печальное положение легко могло бы привести псалмопевца к мысли, что Бог совершенно отвратил Свою милость от Израиля и его царствующего дома, не исполнил данных Давиду (2Цар.7:8,12-16) обетовании. Но псалмопевец не отдается такой мысли; он остается убежденным, что милость Божия и верность обетованиям - хотя теперь и прикрыты для чувственного взора - продолжатся вечно. Поэтому он всегда будет воспевать эту милость, которая по собственным словам Божиим (ст.3) и в силу ясного обетования Давиду (ст.4-5), продолжится во век. Да и как Бог не продолжил бы Своей милости и обетовании Давиду? В благодатных чудесах Своих и Своей верности обетованиям Он составляет предмет хвалы даже для ангелов (ст.6); из этого уже достаточно ясно, что Его милость и верность должны быть безмерно велики. Нет у него недостатка и в могуществе исполнить Свои обетования; Он превыше всех тварей (ст.7-9), повелевает морем, в котором потопил врагов народа Своего (ст.10-11). Он - Господь всей земли (ст.12-13), столь же могуществен, сколько праведен и благ (14-15). Сей-то Бог дал Давиду обетование, которое Он на основании сказанного (ст.6-15) хочет и может исполнить. Счастлив тот народ, который может торжественно восхвалять такого Бога, как Царя своего, в Нем он велик и крепок (ст.16-19). - Высказавши в предыдущих стихах свою решимость всегда, а также и в настоящем бедствии, прославлять непоколебимую милость и верность Божию и указанием на величие Божие возбудивши, далее, уверенность, что Бог несомненно исполнит обетование, данное Его любимцу во благословение всему народу, псалмопевец с ст.20-го входит в ближайшее рассмотрение этого обетования, в котором заключалось ручательство того, что Бог поддержит падающую скинию Давидову, поможет дому Давида, к новому блеску его и через то ко спасению всего народа. Бог ясно сказал чрез Нафана, что Он Сам призвал Давида на царство, снабдил его для этого божественными силами (помазал) и укрепил его против всех его врагов (ст.20-24), поставил его властелином великого царства (ст.26). Бог поставил Давида в столь близкое отношение к Себе, что он может называть Бога Отцом, всегда просить от Него помощи (ст.27), возвысил его над всеми царями земными (ст.28). Это благодатное отношение Бога к Давиду должно, согласно обетованию, продолжаться вечно, следовательно, переходить к потомкам Давида (ст.29), престол его будет существовать вечно (ст.30). В случае же нарушения потомками его завета и вероломства их, Бог обещал посетить их только спасительным наказанием, но не отвергать их совершенно (ст.33-35). Бог торжественно засвидетельствовал, что данная Им клятва о вечном господстве Давида (ст.38) останется ненарушимою. - В резком противоречии с этим обетованием Божиим находится настоящее бедственное положение дома Давидова и всего народа. Бог, по-видимому, отверг Давида (в его потомке, тогдашнем царе) (ст.39), нарушил обетования; потому что теократическое царство повержено в прах (ст.40), обессилено (ст.41), предано врагам (ст.42), которые торжествуют (ст.43-44) поражению Давидова дома, близкого к совершенной погибели (ст.45-46). Долго ли, с горестию спрашивает псалмопевец, продолжится еще такое печальное состояние (ст.47)? Жизнь человеческая так коротка, а Бог не захочет к тому еще всецело отяготить ее, чтобы не подумал кто, что Бог напрасно (по отношению к наслаждениям жизни) создал человека. Никто не избавлен от смерти, никто не живет вечно, чтобы мог надеяться хотя впоследствии (здесь на земле; понятия о загробной жизни были темны у евреев) на получение вознаграждения за перенесенные страдания; поэтому псалмопевец и молится, чтобы Бог теперь помог ему (ст.48-49), взял во внимание Свои милости и обетования, данные с клятвою в древние времена (ст.50), ввиду того, что Израиль терпит теперь от враждебных соседей (ст.51-52). ст.53 составляет заключение третьей книги псалмов.

ПСАЛОМ 89. Молитва об отвращении наказания смертию во время перехода чрез пустыню.

По указанию надписания псалом этот написан Моисеем; за написание его этим "человеком Божиим" говорят и внутренние основания. Моисей мог написать его к концу странствования в пустыне, после того как гнев Божий поразил уже большую часть противников Его и нарушителей Божественной воли. Можно поэтому считать этот псалом молитвою, которую Моисей вложил в уста народу, об отвращении Божественного наказания. Быстрое вымирание сотен тысяч народа весьма сильно напечатлевало в сознании оставшихся в живых непрочность и шаткость человеческой жизни и страх божественного гнева; они ясно видели, что у них нет никого, кто бы мог помочь им, к кому бы они могли обратиться, кроме Бога; отсюда одушевленное восклицание: Господи, Ты и только Ты, был всегда нашим прибежищем (ст.2). - Бог есть надежное прибежище для слабого и непрочного человека, Он вечен (ст.3). О если бы Господь не поразил еще больше и так уже довольно наказанный народ, не истребил всех (осужденных на преждевременную смерть) и смиловался над ними ввиду их раскаяния (ст.4) Жизнь человеческая и без того уже, хотя бы она (как жизнь патриархов) продолжалась тысячу лет, в сравнении с вечностью Божиею (пред очима Твоима) не более, как мгновение (ст.5) и лета человека, хотя бы они и не сокращались вследствие особенного божественного наказания, равны нулю (ст.6); жизнь его весьма непрочна (ст.7). В ст.8 и т.д. народ подробнее развивает, почему он (в ст.4) молится, чтобы Бог не сокращал насильственно, особенными наказаниями (смирении) и саму по себе (ст.3-4) столь кратковременную уже жизнь человека; потому именно (яко, ст.9), что вымирание народа есть следствие особенного божественного гнева (ст.7). Бог не простил еще грехов его неверия, противления и проч. (ст.8), потому что иначе давно должно было бы перестать смертное наказание (ст.9). С заботами и беспокойствами трудится народ, но из-за семидесяти лет, которые Бог дает иному прожить, едва ли это стоит труда; редкий доживает до восьмидесяти; а что свыше то исполнено бывает болезней и скорбей (ст.10). Если бы все ясно познавали, что быстрое вымирание народа в пустыне было справедливым явлением Божественного гнева, если бы они со страхом и трепетом, а не с тайным нерасположением рассуждали (исчести) о силе наказующего гнева, то давно бы в искреннем раскаянии они обратились к Богу, и Бог помиловал бы их; в таком убеждении псалмопевец взывает (ст.11): кто весть и проч. и молит, чтобы Бог дал народу правильное понимание этого сильного наказания (десницу - поднятую для наказания руку Божию) и мудрых людей (окованные сердцем мудростию), которые помогли бы ему в правильном понимании и мудрости (ст.12). В заключение молится псалмопевец, молится народ о милости, об отвращении так долго продолжающегося наказания (ст.13), и очами веры видит уже исполнение своей молитвы; народ сильно радуется и обильно вознаграждается за прошедшие страдания (ст.14-15). В заключение повторяется молитва о милости и помощи (ст.16-17).

ПСАЛОМ 90. Бог защищает праведника во всякой опасности.

Псалом 90-й принадлежит к самым изящным, к самым задушевным во всей Псалтири. Он представляет выражение спокойной уверенности, какую праведник может иметь, находясь под всемогущею защитою Божиею; и краткое содержание его таково: "если Бог за нас, то кто (или что) против нас?" LXX, конечно, на основании предания, приписывают этот псалом Давиду. Трудно указать определенный исторический повод к происхождению его. Особенность этого псалма составляет быстрая перемена лиц (ср. ст.2-3 с ст.4-8; потом в ст.9 первый член со вторым и с ст.10-13). Для надлежащего объяснения его нет надобности предполагать, что его пели по частям два или даже три различные хоры; достаточно взять только во внимание, что язык радостно возбужденного чувства по своей природе иной в сравнении с языком логического рассудка. То, что псалмопевец усвояет всякому (речь во втором лице), именно защиту Божию, он многократно испытывал на самом себе (речь в первом лице); отсюда тождество его личности со всеми другими, надеющимися на Бога, неожиданная замена одной другими.
Сначала псалмопевец (в ст.1) высказывает тему всего псалма: кто верою и надеждою связывает себя с помогающим Богом, делается другом и сожителем Его, тот находится в совершенной безопасности. Он с уверенностию может называть Бога своим защитником, во время нужды просить у Него помощи (ст.2), так как Он освобождает его от всех вражеских злоумышлении (ст.З), защищает его в силу Своей верности обетованиям (истина ст.4), так что ему нечего бояться ни тайной, ни явной опасности, хотя бы она была и самая угрожающая (заразительная болезнь ст.5-6). Вокруг него будут погибать нечестивцы (ст.7), он же останется невредимым, и торжествующим взором будет смотреть на праведное их поражение (ст.8). Да и как могло быть иначе? Праведник надежду свою полагает на всемогущего Бога (ст.9), Который не допустит ему испытать какой-либо вред (ст.10), но поручит ангелам заботливо защищать его (на руках возмут и проч. ст.11-12). При такой защите ничто опасное (ст.13) не повредит ему. В ст.14-16 псалмопевец вводит говорящим Самого Бога, Который уверяет его, что Он освободит от всякой опасности и исполнит всеми милостями верующих в Него (познать имя), надеющихся на Него и призывающих Его.

ПСАЛОМ 91. Хвалебная песнь божественным действиям в истории святых.

По надписанию псалом этот назначен был для пения при богослужении в субботу; он не имеет индивидуального характера и по своему первоначальному назначению составляет общественную песнь. Празднование субботы между прочим имело целию напоминать израильтянам о завете, который Господь заключил с ними. Ради этого завета и для исполнения связанного с ним обетования, Бог всегда оказывал милость народу Своему, сохранял его невредимым среди могущественных языческих народов, и когда он (за свои грехи) подвергался нападениям от враждебных соседей, помогал ему одерживать над ними победу. Если же еврей вспоминал в субботу о завете и чувствовал себя членом завета, то он не мог при этом не вспомнить о тех благодеяниях, какие Бог оказывал народу Своему, как народу завета, и это должно было побуждать его к благодарному прославлению Того, Кто так чудесно сохранил народ и руководил им. Псалом наш, с одной стороны, служит выражением воодушевленной благодарности ввиду этого чудного водительства Израиля, а с другой - выражением твердой уверенности, какую святой народ, как народ завета, имеет при всех постигающих его бедствиях.
С исполненным благодарности сердцем псалмопевец заявляет (от имени всего общества), что для него великое наслаждение ревностнейшим и величественнейшим образом прославлять в субботу звуками священной музыки благость Божию (милость, ст.3) и верность обетованиям (истину) (ст.2-4); одна мысль о благодатных и чудных действиях Божиих в отношении к Своему народу наполняет сердце его воодушевленною радостию (ст.5), и ввиду этих величественных действий Божиих он чувствует в себе побуждение молитвенно воскликнуть: яко возвеличишася дела Твоя (как величественны дела Твои) Господи (ст.6)! Но при этом могли возразить: если Бог в истории Своего народа действительно так милостиво управляет им, то как объяснить, что и среди евреев люди благочестивые, верные завету, часто бедствуют, а нарушители завета благоденствуют; и что, далее, нечестивые языческие народы часто тиранствуют над народом завета? Против подобного возражения направлены ст.7 и д. Только безумный, по словам псалмопевца, может недоумевать, взирая на временное счастие нечестивых; так как он не видит, что это кажущееся их счастие есть, так сказать, только короткая отсрочка для них (ст.7-8). Скоро проходит счастие их и оказывается, что Бог только превыше всего (ст.9), царствуя и тогда, когда враги Его, нечестивцы, считают Его не имеющим силы, а себя непреодолимыми; потому что вот внезапно враги эти будут глубоко унижены (ст.10), между тем как уничиженный праведник (равно и народ в противоположность язычникам) станет могущественнее, чем когда-либо (ст.11) и будет торжествовать погибель своих врагов (ст.12), между тем как он сам в союзе с своим Богом (ст.14) будет наслаждаться продолжительным счастием (ст.13-15) и таким образом будет служить практическою проповедью о правде Божией и действиях Его в истории Своего народа (ст.16).

ПСАЛОМ 92. Величие Царя вселенной.

Псалом 92 написан, кажется, по случаю поражения гордых, враждебных Израилю соседних народов (во времена Давида?), каковым поражением Господь блистательно показал, что Он есть славный, всемогущий и вечный Царь мира (ст.1-2), против Которого ничего не могут сделать самые могущественные и самые неистовые народы, так как Он превознесен над ними (ст.3-4). Поражение язычников и победа народа Божия служили вместе с тем указанием того, что 1) угрозы божественные (против нечестивцев) и обетования (верующим), как они высказаны в законе (сведения), заслуживают всякой веры, несомненно будут Им исполнены, и что 2) дом Божий, храм - свят, так как Бог не допустил осквернить его язычникам; в этом заключается новое побуждение для Израиля сохранять этот храм в святости и чести (ст.5).

ПСАЛОМ 93. Бог восстановляет права своих верующих против несправедливых единоплеменников.

Касательно этого псалма прежде всего нужно заметить, что он направлен не против иноземных врагов (ассириян, халдеев, селевкидов и т.д.), но против нечестивых единоплеменников и что под угнетенными "людьми и достоянием Божиим" (ст.5:14) нужно разуметь благочестивых израильтян, которые одни только по справедливости принадлежали к народу Божию, к Его наследию. Псалом переносит нас в то время, когда в Израиле господствовали нечестивые, в своем высокомерии (ст.3:4) презиравшие священнейшие законы (защиту вдов, сирот, иноземцев; ст.6), преследовавшие верных исполнителей заповедей Божиих (ст.25), право обращавшие в бесправие (ст.15). Такие времена бывали в период царей, как это можно видеть из относящихся сюда изображений пророков (ср. особенно Ис.1:21 и т.д.); для более точного определения времени происхождения псалма нет достаточных данных.
Псалмопевец начинает выражением уверенности, что Бог есть отмститель всякой злобы и всегда с энергией показывал и показывает Себя таким (ст.1). В этом убеждении он затем обращается к Богу с молитвою, чтобы Он явился и притом скоро (ст.3) строгим отмстителем и судиею нечестивцам, которые теперь угнетают народ Его (ст.2); это люди страшно горделивые (ст.4). Они стали настоящею язвою для народа (ст.5); они беззаконнуют над беспомощными людьми (ст.6) и убаюкивают себя мыслию, что Бог ничего не знает о их беззакониях (ст.7). О, безумцы (ст.8)! Давший человеку способность понимать, что вы говорите и делаете дурного, разве не обладает способностию и Сам понимать это (ст.9)? Наказывающий даже язычников, когда они делают зло, хотя они и не имеют положительного закона, разве не накажет вас, когда вы презираете закон, который Он вам дал и которым Он дает человеку познание (учай разуму), освещает ему различие между добром и злом (ст.10)? Несомнено, Бог знает мысли людей, потому что они суетны (ст.11). - Под гнетом таких жестоких тиранов, как изображенные здесь, преследуемый праведник долен был прийти в отчаяние, если бы не поддерживала его вера в данные Богом в законе обетования благочестивым и угрозы грешникам (ст.12) и не доставляла ему утешения (ст.13). Счастлив поэтому тот, кому Бог подает благодать такой веры и утешения, пока пробьет час избавления! - И он несомненно пробьет, потому что Бог не оставляет своих верующих (ст.14), но идет на суд над неправедными, чему тогда обрадуются все приверженные к Нему (ст.15). - Да и кто другой мог бы оказать помощь угнетенным праведникам (ми; псалмопевец говорит как представитель их) кроме Бога, Который уже так часто помогал им; потому что если бы не Господь, то нечестивцы уже давно положили бы им конец (ст.17); но милость Божия всегда была на стороне их (ст.18) и во времена бедствий Господь подавал им богатое утешение (ст.19), Да и могло ли быть иначе? Мог ли Господь не помочь Своим праведникам? Разве Он находится в дружественной связи с злобными тиранами? - Он, который дал закон, соблюдение коего требует столь великого нравственного напряжения и Который показал Себя в нем Святым, врагом всякого беззакония (ст.20). Никогда! Пусть же еще некоторое время беззаконнуют враги (ст.21); поелику Бог находится с верующими (ст.22), то они наконец восторжествуют, между тем как беззаконники со стыдом погибнут (ст.23).


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS