Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Май 2018

Руководственное пособие к пониманию Псалтири. Псалмы 94-102.

17.05.18 | Автор: еп. Ириней (Орда)

... Это благодарение должно быть всеобщим (ст.4) и сколько возможно величественным (ст.5-6); даже неразумная природа должна принять в нем участие (ст.8), так как прославляется Судия всего мира (ст.9)...

ПСАЛОМ 94. Прославляйте Господа и внимайте Его слову в субботу.

По LXX этот псалом написан Давидом; в нем содержатся увещание к прославлению Господа (ст.1-2), всемогущего Творца мира (ст.3-5) и милостивого царя Израилева (ст.6-7) и вместе с тем убедительное наставление не ожесточать своего сердца против этого Господа (ст.8-11). На основании ст.1-2 можно утверждать, что этот псалом первоначально назначен был для общественного употребления при богослужении. - Содержание псалма будет для нас совершенно понятно, если признать, что его пели в субботу утром, может быть, при открытии богослужения. Суббота посвящена была воспоминанию о творении мира, о милостивом избрании Израиля из среды народов, о заключенном с ним завете; поэтому, чтобы мотивировать свое приглашение к субботнему прославлению Бога, псалмопевец с одной стороны указывает на творческую силу Божию (ст.3-5), а с другой на близкое, благодатное отношение Его к Израилю (ст.6-9). В субботу еще со времен Моисея (по иудейскому преданию) пред народом читали закон (парасху); народ слушал о чудесах, какие Бог делал в древние времена праотцам его, выслушивал волю Божию в законных постановлениях Пятикнижия; много значило при этом, чтобы народ верою в эти чудеса побуждал себя к надежде на Бога и к исполнению божественной воли, чтобы в читаемом отделе закона слушал говорящего к нему Самого Бога. К этому и убеждается народ в ст.8-11 нашего псалма; он не должен, подобно отцам, быть упорным и жестокосердным по отношению к Господу и тем вызывать Его наказание. - Изложивши в предыдущем ход мыслей псалма, мы должны представить в примечаниях некоторые объяснения.

ПСАЛОМ 95. Вся тварь прославляет величие Царя мира.

Псалом этот без значительных изменений воспроизводится в 1Пар.16:23-33. Признается несомненным, что автор Паралипоменон заимствовал этот псалом из Псалтири, а не наоборот - собиратель псалмов из книги Паралипоменон. В указанном месте Паралипоменон мы имеем песнь, составленную из нескольких псалмов (ср. Пс.104:1-15, 105:47,48); и если эту песнь действительно пели, при перенесении кивота из дома Аведдара на Сион, то нужно признать, что псалмы, из коих она составлена, написаны были еще прежде, не для упомянутого торжества. По надписанию у LXX псалом 95 написан Давидом, который мог написать его после того, как Господь утвердил его царем над всеми двенадцатью коленами, возвысил его царство (2Цар.5:12), даровал ему победу над иевусеянами (там же ст.6 и д.) и над филистимлянами (там же ст.19 и д.). В высшей степени чудна была благодатная помощь (спасение, ст.2), какую Бог оказывал Давиду при всех этих победах, столь очевидна и чудесна, что, по мнению Давида, весь мир, и язычники, должны узнать из этого, что Иегова есть единый истинный Бог, есть Царь. Поэтому он и обращается ко всему миру, воспеть Господу необычайную, новую песнь за такие необычайные проявления божественной помощи и силы (ст.1-3). И между язычниками должны быть возвещены (Израильтянами) великие дела Его (ст.3, 10), потому что Он действительно великий Бог, превыше всех бессильных богов языческих (ст.4-5), славный и Святый Бог (ст.6). Поэтому и язычники должны прийти и поклониться Ему на месте Его жилища (ст.7-8): вся вселенная должна благоговейно трепетать пред Ним и языческий мир исповедать, что Он есть Царь (ст.9), всемогущий Творец и праведный Судья мира (ст.10). Как всех людей, так и неразумных тварей призывает псалмопевец (ст.11-12) к прославлению славного господства Царя - Бога. - Среди смелых ожиданий и надежд касательно настоящего времени псалмопевцу становится ясным, что они исполнятся только в будущем (тогда), что и неразумная тварь (древа дубравная) начнет торжественное прославление (Рим. 8, 19 и д.), когда Бог еще более совершенным образом (т.е. лично) явится на земле и оснует на ней царство правды (ст.12-13).

ПСАЛОМ 96. Слава Бога - Судии и действие ее.

Этот псалом составлен по поводу какого-то величественного наказательного действия Божия, совершенного над язычниками в пользу народа Божия. Являясь со строгостию против высокомерных язычников, Бог показал, что Он есть Царь (Господь воцарися), и этому должен теперь радоваться весь мир (ст.1). - Возвращаясь к совершившемуся суду Божию над язычниками, псалмопевец сначала изображает, в поэтических чертах, как Бог шел на суд (2-3), и потом, какое страшное потрясающее впечатление и действие произвело исполнение оного (изображенное посредством грозы) (4-6). Пусть теперь усмиренные язычники устыдятся идолопоклонства и пусть ангелы на небе прославяют Бога, величественного в своих судах! (7). В Иерусалиме (Сион) и во всех городах Иудеи (дщери иудейския) известие (слыша) о поражении язычников произвело радостное чувство (8); оно служит новым доказательством несравнимого величия Бога Израилева (9). Если бы только Израиль всегда был достоин Божественной помощи против язычников, против всех своих врагов! - Поэтому обращение к народу (любящии Господа = верующие в Иегову; язычники ненавидели Его имя) удаляться от греха, так как Бог защищает только праведников (10); им достанется в удел спасение (свет) и радость (11). Новое обращение с приглашением к радости и прославлению за совершившийся над язычниками суд (12). Из поcл. Евр.1:6. видно, что этот псалом мессианский; мы признаем его прообразовательно-мессианским. Поражение, какое потерпели враги ветхозаветной теократии вследствие нисхождения Божия для наказательного суда, было типом того страшного поражения, которое должны были потерпеть враги Царства Божия, сатана и его силы, во время пришествия Господа на землю. "Поклонитеся ангелы" поэтому относится как к ветхозаветному шествию Бога на суд, так и пришествию Господа (в совершеннейшем смысле) во Христе. Суд над антихристианскими силами начался уже с первым пришествием Христовым (на это пришествие указывают восточные отеческие толковники псалма), продолжает же совершаться, более или менее открыто, в течение века сего - αιώνος τούτου, но окончится при втором пришествии Господа (к этому относят большинство западных отцов, и - как кажется, ап. Павел) (εισαγάγη аор. 2 = буд.).

ПСАЛОМ 97. Судии и Помощнику да будет слава.

Этот псалом очень сходен с Пс.95-м (ср. Пс.95:1 с Пс.97:1, Пс.95:11-13 с 7-8) и написан по случаю особенной великой помощи, какую Бог оказал Своему народу пред всем миром и которая состояла в суде над язычниками (ст.2). Сначала псалмопевец призывает к благодарению за эту всемогущую (ст.1), явную для всех (ст.2) и милостивую (ст.3) помощь. Это благодарение должно быть всеобщим (ст.4) и сколько возможно величественным (ст.5-6); даже неразумная природа должна принять в нем участие (ст.8), так как прославляется Судия всего мира (ст.9).

ПСАЛОМ 98. Призыв к молитве пред могущественным Царем Богом на Сионе.

Признавая, по указанию LXX, что этот псалом действительно написан Давидом, происхождение его можно относить ко времени вскоре после перенесения Кивота Завета на Сион (ст.2). Давид не раз уже одерживал победы над филистимлянами, исконными врагами Израиля (2Цар.5:17 и д.), и Господь, помогавший ему в этих победах (там же ст.19,23,24), тем самым показал язычникам, что Он есть Царь (ст.1 ср. Пс.95 и 96). Некоторое время соседние языческие народы держали себя спокойно (2Цар.7:1) и Давид думал уже, что их с успехом можно призвать присоединиться к почитанию единого Бога на Сионе (ср. Пс.95:7 и д.). Но они слишком скоро снова со всех сторон восстали против Давида (2Цар.8:1-14) и дали ему повод засвидетельствовать победную силу своего упования на Бога. Псалом наш мог быть выражением упования на Бога, которое Давид имел в борьбе с гордо восстававшими против него врагами и вместе призывом к своему народу, обратиться с молитвою к Царствующему на Сионе. Псалмопевец сначала выражает свою твердую надежду в угрожающих опасностях; Господь - Всемогущий (седяй на Херувимех) - есть Царь, и уже показал Себя таким в прежних поражениях врагов; пусть же они себе мятутся, пусть весь мир восстает против меня (ст.1). Бог, царствующий среди нас на Сионе, сильнее всех народов (ст.2). Да прославляет Его Израиль, потому что Бог для его пользы показал Себя Святым и праведным, так как Он смирил гордых врагов (особенно во времена судей столь страшных филистимлян) и доставил Своему народу победу над ними (ст.3-4). Прославляйте Его, прямо обращается Давид к народу, молитесь Ему, Святому Богу на месте жилища Его! (ст.5). Подражайте в этом великим мужам молитвы, чтобы подобно им Бог услышал вас и подал Свою милость (ст.б). Конечно, эти мужи самым точным образом соблюдали также заповеди Божий, и чрез это делались достойными таких милостей (ст.7). Это замечание очевидно псалмопевец сделал с целью показать народу, что и Его молитвы тогда только будут приятны Господу и только тогда действенны, когда они будут исполнять закон завета. Слушая тех великих мужей, Бог внимал народу, за который они молились; но однако молитвы их были действенны только тогда, когда народ раскаивался; иначе и прошения этих героев молитвы не могли удержать мщения Божия (ст.8). Внушив таким образом указанием на опыты услышания молитв в древние времена и указав также необходимые требования для услышания молитв, псалмопевец снова призывает народ с усердием идти к жилищу Божию и молиться Господу (ст.9).

ПСАЛОМ 99. Призыв к благодарственности за все милости завета.

Псалмопевец призывает Израиля к торжественной благодарности Богу, Который в Своей неисчерпаемой милости (ст.5) избрал Израиля из среды народов и не перестает благодатно руководить им (ст.3-4). Такой Бог заслуживает, чтобы прославлять Его в жилище Его (ст.4).

ПСАЛОМ 100. Идеал царской жизни и деятельности.

Этот псалом и по надписанию в еврейском тексте принадлежит Давиду. Обыкновенно признают, что Давид написал его вскоре по вступлении на царство и хотел выразить в нем правила, которым он намерен был следовать в теократическом управлении, именно он будет а) всегда хвалить Бога в тех Его свойствах, в которых земной царь должен быть Его образом (милость и правду); б) лично быть справедливым; в) не терпеть в своем доме и государстве никакой неправды. Такое понимание соответствует конечно еврейскому тексту, но трудно вяжется с текстом LXX и Вульгаты, где с ст.25 идут прошедшие времена, которые здесь едва ли можно объяснять как будущие. Кажется, что трудное для изъяснения: когда приидеши ко мне послужило LXX поводом понимать этот псалом как просительный и ст.2, и д. считать мотивированием молитвы. Псалом этот в том виде, как он изложен у LXX и в Вульгате, будет совершенно ясен для нас, если мы признаем, что Давид написал его во время какого-то неизвестного нам, постигшего его бедствия (вскоре по вступлении его на престол и по перенесении ковчега на Сион; ср. ст.8). Псалмопевец обещает Господу, что он будет прославлять Господа за Его милость и правду, именно тогда, когда он будет освобожден от настоящего бедствия; обещает, далее, безупречною жизнию показывать себя благоразумным и благодарным. - За этим обещанием следует - из тяжко сокрушенного сердца - настоятельный зов о помощи; когда приидеши ко мне? т.е. Господи, не медли оказать мне Свою помощь. Затем псалмопевец указывает Господу на то, что частная его жизнь (посреде дому моего) доселе была всегда безупречна, что он управляет по справедливости (ст.3), не имел ничего общего с нечестивцами (ст.4), преследовал зло во всех его видах (ст.5), обращал внимание только на добрых страны своей (ст.6), не терпел злых вокруг себя (ст.6), и ревностно старался искоренять всех нечестивых (ст.8). Псалмопевец кажется приводит все это для мотивирования своей молитвы (когда приидеши?); он как бы говорит Господу, что он не недостоин просимой помощи, как это может подтвердить его жизнь, какую он вел доселе.

ПСАЛОМ 101. Молитва о прекращении плена.

Из 14, 15, 17, 21, 29 стихов кажется совершенно ясно вытекает, что настоящий псалом написан в вавилонском плену. Многие иудейские и христианские толковники признавали его молитвою пленного народа. Если же эта молитва представляется первее всего индивидуальною, то, кажется, страдания псалмопевца были то же, что и страдания всего народа, так что вопль его есть вопль души всего нечестивого народа.
Псалмопевец молит Бога услышать его в настоящей нужде (2-3); бедствия совершенно изнурили и измучили его (4-6), он одинок, оставлен всеми (7-8), стал посмешищем и притчею для врагов (9); поводом к такому посмеянию служит бедственное положение, зависящее от Его гнева, последовавшее после счастливых обстоятельств (10-11). И псалмист и народ - в горести, они близ погибели (ст.12). Но нет, живет же Тот же Господь, не подвергающийся переменам, не забывающий Своих обещаний, и Который от поколения к поколению должен быть прославляем за Свое величие; поэтому Он не может допустить погибнуть народу, который один знает и исповедует Его (13). Посему Он подымается, чтобы снова принять Сион под Свою милость; назначенное для сего время близко; наказание (плен) достигло уже предназначенной Богом цели, так как Израиль снова теперь всем сердцем привязан к Сиону; даже кучи развалин его составляют для него предмет почитания, и для него ничего нет тяжелее, как то, что город Божий лежит в мусоре (15). Если Бог снова смилуется над Сионом. Тогда язычники будут бояться Его (ст.16), видя, что Он снова восстановил Сион, явился спасителем в своем величии и славе (17), сжалился над глубоко униженным народом (18). В самом Израиле Бог будет прославляем грядущими поколениями, для которых записываются великие дела милости над Сионом (19); Он будет прославляем, так как милостиво (20) принял к Себе пленных (21), дабы они могли прославлять Его на Сионе (ст.22), пред всеми народами и князьями, которые тогда (в мессианское время) присоединятся для богослужения Иегове (23). - Но увы, эти блестящие надежды еще не исполнились! С тоскою спрашивает народ Бога, все еще являющего Свою карающую силу (путь крепости), долго ли это будет с ним продолжаться, доколе он будет в плену? Судя по этому он хочет рассчитать, есть ли для него надежда дожить до освобождения, не погибнет ли он до того времени (24). Чтобы этого не случилось, он молится в ст.25; Бог вечен (лета твоя в роды родов), да подаст же Он и Своему народу некоторое участие в Его вечности; Он всемогущ, Творец неба и земли (26), поэтому и может сохранить Свой народ. Он неизменен (Ты же тойжде еси), непоколебим, как само небо и земля (27-28); поэтому Он может и должен исполнить и данное Им раз слово (Аврааму, Давиду и др.); конечно, Он исполнит это, мы будем освобождены, и наше потомство будет всегда населять св. землю (29).

ПСАЛОМ 102. Все, что может хвалить, да хвалит благого Бога.

По надписанию этот псалом произошел от Давида; так как он преимущественно (ст.7) изображает отношения Бога ко всему народу, то Давид мог написать его не для себя, собственно, например, в благодарность Богу за прощение греха с Вирсавией, или в благодарность за победу над враждебными соседями и т.п., но первоначально назначение его было богослужебное, и потому Давид имел в виду не одно какое-либо благодеяние, но все, какие Бог оказал ему (ст.1-5) и всему народу (ст.6 и д.), однако так, что главное внимание его обращено на источник всех этих благодеяний, на милосердную любовь Божию.
Псалмопевец возбуждает сначала самого себя к прославлению Господа всеми своими силами за все оказанные ему благодеяния (ст.1-2), которые потом указывает в частности; именно Он прощает (и простил) ему грехи его (ст.3), спасает его из опасностей (ст.4а), посылает ему благословения и силу (ст.46-5). Вообще свойство Божие - оказывать милосердие и помогать нуждающимся в помощи (ст.6), как ясно показывает история народа Божия, написанная Моисеем (ст.7). Бог поистине таков, каким изображает Его уже Моисей (Исх.34:6), именно щедр и милостив и т.д. (ст.8). Когда Он бывает и оскорбляем, то умеет прощать (ст.9), вообще не воздает по грехам нашим (ст.10), Он безмерно милостив (ст.11) и бесконечно готов прощать (ст.12) народу Своему (боящихся Его), как любящий отец сыну своему (ст.13). Да и как мог бы Бог не прощать нас и не оказывать нам помощи, когда Он знает слабость и беспомощность нашу (ст.14). Человек слаб и беспомощен (ст.15-16) и существование его было бы безутешным, если бы Бог не принимал его под Свою защиту (посредствующая мысль между (ст.16 и 17); милость Божия и защищающая правда всегда на стороне Его верующих (от века и до века - на сынех сынов; ст.17, 18); Он всемогущий и всеведущий Царь всей вселенной (ст.19); - и эта мысль утешительна для Его верующих. Такой Царь должен быть прославляем всеми ангелами (ст.20-21), всеми тварями и в частности верующими (благослови душе моя).

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS