Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Ноябрь 2017

О крестоношении. Проповеди митрополита Варсонофия

14.11.17

Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души.

свт. Григорий Палама

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Через святое Евангелие Господь нам говорит, если мы хотим за Ним идти, если мы хотим быть там, где Он есть, нам надо, дорогие братья и сестры, отвергнуться себя, взять крест свой и за Ним идти.
У каждого человека собственно два пути. Один путь жизни, другой путь смерти. Один путь за Христом, путь узкий, скорбный, путь лишений и гонений, но единственный путь, ведущий в жизнь вечную. А другой путь – широкий, светская мирская жизнь, на вид приятная, гладкая, заманчивая, и многие идут по нему, не зная, что в конце их ждет погибель.
Поскольку Господь наш Иисус Христос не желает смерти грешникам, то Он всех нас призывает идти Его путем. Этот путь всегда был тяжел, но особенно он не легок в наши дни. Зарастает он теперь тернием, дожди и снег его размывают. Он проходит по горам, над ущельями и пропастями, это узкий путь. На этом пути бывают искушения, препятствия и опасности, но Господь призывает отвергнуться себя и за Ним идти этим путем.
Вы спросите, что значит отвергнуться себя? Обратимся как всегда к святым отцам. Святые отцы говорят, что это означает возненавидеть себя. Это трудно для нас, дорогие братья и сестры, потому что мы от природы любим себя, ищем себе благополучной, хорошей, спокойной жизни. А Господь призывает возненавидеть себя, то есть возненавидеть свои грехи, свои порочные привычки, свою леность, свою болтливость, свою нечистоту и прочее. А для этого нам надо оглянуться на себя. Прежде чем выйти куда-то из дома, мы смотрим в зеркало или оглядываем себя со всех сторон. Если наша одежда грязная, рваная, в дырках, то мы ее снимаем. Это мы так поступаем внешне. Точно также оглянемся на свою душу и тогда мы увидим, что она, бедная, одета в рубище грехов и злых дел. Тогда только мы возненавидим себя и сознаем, сколько недостатков у моей грешной души. Сколько грязи, сколько греховных пятен, как она изорвана, истрепана жизненными искушениями и падениями. Надо поспешить сбросить с себя это рубище, смыть слезами, истлевшую одежду души заменить светлой одеждой покаяния. Надо внимательно последить за собой, за своими делами, мыслями, поступками и словами и тогда мы увидим, что именно нам надо отвергнуться себя, возненавидеть себя в этом. Нелегко это, дорогие братья и сестры, но иного пути нам не дано.
Господь призывает нас не только отвергнуться себя, этого мало, надо еще взять свой крест. Наш Спаситель Сам шел на Голгофу, неся тяжелый крест. Он нес крест наших беззаконий. Это тяжелый крест мало сказано. Насколько он был тяжел видно из Евангелия. Господь не раз падал, изнемогал, у Него не было сил встать, а в то же время Его били, пинали, заставляли идти дальше. Он пронес этот крест до конца, до самой Голгофы, и ни словом не пороптал, не защитил Себя.
Дорогие братья и сестры, все мы хотим спастись, и никто не желает себе погибели, никто не хочет заслужить себе вечное наказание в геенских муках, в страшном огне адском. И чтобы такого не случилось с нами, нам надо мириться со своим жизненным крестом.
Для одних крест – это многосемейность. Для других крест – это одиночество беззащитное. Для одних крест – это недоброе соседство, для других крест – это непослушный сын или непутевая дочь, а может пьяница муж или еще страшнее – жена. Бывают кресты внешние, кресты – невзгоды, бывают и внутренние кресты – духовные страдания и переживания, болезни душевные и страсти. Их очень много.
Плохо человек несет свой крест, когда ропщет, недовольствуется, думает, что его крест самый тяжелый, а у других как бы легче. Такое смущение обычно приводит к унынию и отчаянию. Так нести крест нельзя. Если мы будем всегда недовольны, то такой крест будет для нас не оружием спасения, а погибели. Пример разбойников должен нас научить, оба были распяты с Господом, один спасся, а другой погиб на своем кресте ропота и богохульства.
Есть кресты спасительные, а есть кресты и губительные. Крест гордого непослушания, ропота и богохульства – это страшный крест, с него человек направляется прямо в ад. Такого креста никому не пожелаешь, а нам хочется пожелать, чтобы крест наш был во спасение, в примирение, в прославление и благодарение Богу. Будем помнить, раз Господь зовет нас за Собой, Господь нам и поможет. Сила Христова такова, что перед ней ничто и никто не может устоять.
Когда Господь наш Иисус Христос посылал на проповедь Своих учеников, Он посылал их как овец среди волков. Они были совсем беззащитны и одиноки среди враждебного языческого мира, но с ними была сила Христова. Господь заповедовал им не бояться, не стыдиться и не страшиться. И действительно, их ничто не погубило, ничто им не повредило, потому что их охраняла сила Божественного могущества. И они пошли среди язычников, безбоязненно проповедовали, творили чудеса, и никто не прикоснулся к ним, они победили мир кроткой проповедью Христова учения, а когда надо было им пострадать, они приняли мученическую кончину.
Святитель Иоанн Златоуст учит: «Сколько бы кроткий христианин ни жил среди язычников, как овца среди волчьего стада если он будет смиряться, то они не погубят, даже не коснутся его, потому что он имеет доброго любящего сильного Пастыря – Христа».
Есть такая проверенная истина, которой мир не знает, там обычно почитают гордого человека, который все сам достигает, человека самодостаточного, который силен своей независимостью. Так вот, в христианстве почитается смиренный человек. Чем скромнее и тише он живет, тем более Господь его защищает и хранит.
И чтобы нам верно идти за Господом, нести крест свой, нам надо более смиряться, надо со смирением и кротостью нести скорби наши. Наша сила, дорогие братья и сестры, во Христе. Мы сами по себе очень слабые и немощные, маловерные и ропотливые, часто беспечные и сонливые. Но коль мы стали христианами, значит пошли за Господом. Наш Господь добрый пастырь, Он нас когда надо защитит и не допустит хищным волкам расхитить малое стадо Свое – Церковь.
Когда мы стали христианами, нам надели на грудь нательный крестик Христов. На себе мы несем наш крест скорбей, а в своем сердце Самого Господа. Если Господь в нашем сердце есть, то Он поможет нам идти заповеданным Им узким путем.
Христиане предыдущих веков показали нам пример, особенно новомученики и исповедники, как нужно силой веры побеждать врагов. Они победили немощь плоти силой своего духа. Будем помнить их подвиг, их крест. Это поможет нам ободрить нас в век тяжелого крестоношения.
Будем молиться Господу, чтобы Он помог нам в следовании за Ним. Мы не хотим погибнуть, мы хотим исполнить Его волю, мы хотим быть верными Ему. Понесем свой крест со смирением, с покорностью. Мы знаем, что только Его путь правильный, хоть узкий и скорбный, но он истинно спасительный, ибо Он Сам сказал: «Я есть путь, истина и жизнь» (Ин.14,6). Аминь.



Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS