Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Ноябрь 2018

Почтительный сын. Нераскаянный Каин. Как совершать поклоны. О равенстве полов.

09.11.18

В этот день в 1917 году было принято решение о возобновлении патриаршества на Руси.

Почтительный сын

Некий человек имел весьма почтительного и послушного сына. Один злой человек, желая поссорить его с отцом, сказал: «Поклянись мне в том, что как я научу тебя, так ты и поступишь по отношению к своему отцу». Неопытный юноша, не подозревая ничего худого, поклялся. Злой человек затем и говорит: «Ступай же и сейчас же поссорься с отцом, досади ему и нанеси сердечные раны словом, глядя с наглостью в его глаза. Да, смотри же, непременно исполни все, что я тебе говорю. Не забывай, что ты мне дал в этом клятву». Сын, услышав такие слова, понял, наконец, с кем имеет дело, и злому наушнику отвечал: «Я вижу в тебе человека лживого, врага моему отцу и желающего погибели моей душе. Поэтому знай, что тебе никогда не соблазнить меня, как соблазнил змий Еву, и никогда не ввести в заблуждение злобой и хитростью. Я ненавижу твой безбожный совет и никогда не перестану повиноваться своему отцу, ради спасения моей души. И уши свои от слышания твоих слов я ограждаю крестным знамением, чтобы в них не вошли они и чтобы избежать твоей лести». Так и апостол повелевает нам удаляться от всякого лукавого человека и молиться Богу, чтобы не делать никакого зла (2 Кор. 13, 7).

Прот. В. Гурьев. «Пролог»

Нераскаянный Каин

Когда Каин убил своего брата Авеля, Бог тотчас обличил его: где Авель, брат твой? Глас крове брата твоего вопиет ко Мне от земли (Быт. 4,9,10). И наложил Бог на Каина наказание — не столько за убийство, сколько за бесстыдство, потому что Бог ненавидит не столько согрешающего, сколько бесстыдного. Что же сказал ему Бог? Стеня и трясыйся будеши на земли (Быт. 4,12) — так определил ему страшное и тяжкое наказание. «Не лишаю,— говорит,— тебя жизни, дабы истина не была предана забвению, но делаю из тебя закон, который могли бы все читать, чтобы твоя беда стала уроком любомудрия».
И Каин ходил всюду, как живой закон, как столп движущийся, безмолвный и, однако же, издававший голос звучнее всякой трубы. «Никто не делай,— говорил он,— того, что я сделал». Он подвергся наказанию за бесстыдство, осужден за грех, потому что сам не исповедал его, но был обличен в нем. А если бы он исповедал грех, то загладил бы его. И знай опять: Каин одним словом загладил бы грех.
Ибо всякая война жестока, а особенно междоусобная, когда брат восстает на брата, и ненавидит другого, и еще более раздражает его, а не смягчает его молчанием. Убил некогда Каин брата своего Авеля и пролил кровь брата. Но духовное убийство преступнее этого убийства: чем ближе родство, тем тяжелее убийство. Ибо он умертвил тело брата, а ты остришь нож на душу брата.
Итак, думая об этом, возлюбленные, отбежим далеко от зависти диавольской, погасим злобу и будет оказывать друг другу любовь, чтобы иметь от нее добрый плод и в настоящем веке, и в будущей жизни.

По выпискам преподобного Иова Почаевского из книги «Златоструй»

Как совершать поклоны

Приступая к поклонам, нужно придать своему телу самое благоговейное положение, которое прилично иметь созданию Божию в присутствии своего Господа. Затем, собрав скитающиеся мысли, нужно крайне неспешно и очень тихо, заключая ум в слова, произнести молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Произнеся с искренним сокрушением и смирением эту молитву, нужно крайне неспешно сделать земной поклон. Делать земной поклон нужно с чувством, как бы к ногам Самого Христа Спасителя, без разгорячения, с покаянным чувством грешника, умоляющего о помиловании. При этом нужно иметь твердое убеждение в присутствии Господа, но ни в коем случае не представлять себе в воображении образ Христа, ибо это, по словам свт. Игнатия (Брянчанинова), «непозволительная мечта, ведущая к гибельному самообольщению». Убеждение же в присутствии Бога «есть убеждение во всесвятой истине».
Сделав земной поклон, нужно привести тело в первоначальное благоговейное и спокойное положение и опять неспешно произнести Иисусову молитву, после которой опять следует земной поклон. Утрудившись от земных поклонов, нужно перейти к поясным поклонам, произнося ту же молитву. Мера поясного поклона определяется тем, когда опущенная рука достает пол.
Совершая земные и поясные поклоны неспешно, с благоговением, сопровождая их внутренним деланием, каждый инок со временем сможет определить, какое количество поклонов выносит его тело. Исключив из этого числа несколько поклонов из-за снисхождения к своим немощам, инок из оставшегося числа может установить для себя ежедневное правило поклонов. После этого необходимо испросить благословение старца или другого духовника на исполнение этого правила и, если благословение будет получено, стараться ежедневно выполнять его.
Не нужно заботиться о количестве поклонов, а все внимание надо обращать на качество молитвы, совершаемой с коленопреклонениями. Поклоны, совершаемые лишь для числа, более вредны, чем полезны.

Игумен-Марк (Лозинский)

О равенстве полов

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечено, что «мужчина и женщина являют собой два различных образа существования в едином человечестве» (Х.1). Они равночест-ны, в том смысле, что они в равной степени являются носителями образа Божия и достоинства человеческой личности. Но они при этом разные — и, конечно, не только в смысле физиологических особенностей. Они по-разному воспринимают мир. У каждого из них свое, особое призвание, свои, особые дарования. И, будучи разными, они нуждаются друг в друге, они дополняют друг друга, именно вместе, в общении, обретая полноту бытия.
На этом и основывается тот ответ, который дан в «Основах» на вызов современного светского феминизма: «Фундаментальное равенство достоинства полов не упраздняет их естественного различия и не означает тождества их призваний как в семье, так и в обществе» (Х.5). В документе сказано также, что Церковь «усматривает назначение женщины не в простом подражании мужчине и не в соревновании с ним, а в развитии всех дарованных ей от Господа способностей, в том числе присущих только ее естеству... Стремление уничтожить или свести к минимуму естественные разделения в общественной сфере не свойственно церковному разуму». <...> Производственные и политические заботы не должны восприниматься как что-то безусловно более важное, чем служение женщины в семье.
Здесь сказано, что Церковь «высоко оценивает общественную роль женщин и приветствует их политическое, культурное и социальное равноправие с мужчинами». <...> Указано и на почитание евангельских жен-мироносиц и других святых жен, на то, что «с самого начала бытия церковной общины женщина деятельно участвует в ее устроении, в литургической жизни, в трудах миссии, проповедничества, воспитания, благотворительности».

Прот. Николай Балашов

Блаженны милостивые, то есть творящие дела милосердия. Дела милосердия всем известны: накорми, одень, потрудись, будь полезен людям, помоги инвалиду, не проходи мимо человека без ласкового слова, будь вежлив, прими странника, поделись своим доходом с бедным. Помни, что бездомные, нищие, калеки — у Бога велики. Они здесь как бы наказуются, а у Бога помилованы будут. Святые делали добро людям, невзирая на то, кто они: грешники, неправославные, и прочие. Надо помогать всем/ нуждающимся, но разумно. К примеру, уход за больным — это одно из самых важных дел милосердия. Однако, когда идешь ухаживать за больным, надо, чтобы было по силам. Если ухаживаешь ради выгоды, награду на небе не получишь. Страдать в болезни тоже полезно для души, но делай это без ропота, терпеливо. Когда больные жалуются, завидуют здоровым, тогда небесная награда их уничтожается, исчезает. Человек может страдать всю жизнь и не иметь награды на небесах, если он не верует в Бога, ропщет, злится, оскорбляет, обижает других. Если же в болезни и православный впадет в подобный грех, надо немедленно покаяться и молиться об укреплении, чтобы за минутную слабость не лишиться вечного блаженства. Говоря о делах милосердия, мы часто имеем в виду и милостыню. Милостыня бывает вещественная и духовная. Духовная милость выше. Это добрый совет, доброе слово, сочувствие, вздох, радость, подаренная другому, духовная книга, которую можно посоветовать прочесть, дать почитать или подарить человеку, почитать неграмотному или плохо видящему. Помолясь, вразуми, наставь, посочувствуй страждущему, расскажи что-либо из Евангелия, помоги помолиться, окажи любезность, скажи ласковое слово, предостереги об опасности. Каждый человек — сеятель. Ежедневно сеет он. Что сеет, то и пожнет в час смертный. Сеятелю зла восстанет все зло, которое он причинил в жизни своей, и предаст его на вечные муки. Другое будет сеятелю добра. Если человек постится, то делает добро себе, но важно приносить пользу и другим — как вдовица, отдавшая Богу свои последние две лепты, как другие бедняки, не имевшие денег, но обладавшие добрым сердцем; нужно не предаваться лености, а трудиться для Господа, уповая на Его помощь и поддержку. Аминь.

Протоиерей Валентин Мордасов


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS