Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Ноябрь 2019

Архангел Михаил. Образ домашней жизни наших предков. Почему же мы должны всячески избегать лжеучителей? Мир всем! Живая вода.

18.11.19

Был человек богат, стал вдруг нищим, это тяжело, но поправимо. Был здоров, стал больным, и это поправимо – ибо с нищим и с больным есть Христос. А потеряешь веру – великое несчастье. Оно тем ужасно, что нет у человека никакой опоры...


прп. Варсонофий

Архангел Михаил

Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «архистратиг», т. е. старший воин, вождь.
В Откровении св. Иоанна Богослова Архистратиг Михаил изображается защитником христиан и низложителем дракона, он охраняет верующих от болезней и искушений и скоро помогает просящим в их нужде. На иконах Архангела Михаила изображают с огненным мечом в руке или копьем низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых Ангелов во главе с Архангелом Михаилом 8 ноября.
Жена петербургского протоиерея Ольга Ивановна Беляева сообщила о следующем событии из жизни своего отца, ныне покойного протоиерея Иоанна Беляева. Отец Иоанн по душе своей был очень добр и милостив к бедным, смиренен и кроток сердцем и ближнего своего действительно любил, как самого себя. С молодых лет он страдал неизлечимой болезнью — астмой и грудной жабой. Приступы жестокой болезни были столь часты, что смерть грозила ему ежеминутно. В один из великих праздников он шел в храм Божий для служения Божественной литургии. На пути от дома к храму лежал огромный камень. Подойдя к нему, отец протоиерей почувствовал себя плохо и без сознания упал на него. В тот же момент он увидел перед собой Архистратига Михаила с огненным мечом и копьем, который сказал ему: «За твою любовь к Богу и ближним я умолил Всевышнего о даровании тебе совершенного здравия». При этом он своим копьем прикоснулся к его плечу, и все внутри него наполнилось чувством жизни, в совершенном здоровье он встал и пошел служить Божественную литургию. С этого дня и до глубокой старости он не чувствовал сердечных приступов и умер совершенно от другой болезни («Троицкие цветки с луга духовного»).


Образ домашней жизни наших предков

Предки наши, как знатные, так и простые, согласовывали свой домашний образ жизни с богослу-жебным порядком и в этом отношении делали его похожим на монашеский.
Вставая рано от сна, русский тотчас искал глазами образ, чтоб перекреститься и взглянуть на него; сделать крестное знамение считалось приличнее, смотря на образ; в дороге, когда русский ночевал в поле, он, вставая от сна, крестился, обращаясь на восток. Тотчас, если нужно было, после оставления постели надевалось белье и начиналось умыванье... После омовений и умываний одевались и приступали к молению.
Если день был праздничный, тогда шли к заутрени, и благочестие требовало, чтоб встать еще ранее и прийти в церковь со звоном еще до начала служения заутрени. Если же день был простой или почему-нибудь нельзя было выходить, хозяин совершал должное богослужение по книге, когда умел грамоте.
В комнате, назначенной для моления, - крестовой, - или когда ее не было в доме, то в той, где стояло побольше образов, собиралась вся семья и прислуга: зажигались лампады и свечи; курили ладаном. Хозяин как домовладыка читал пред всеми вслух утренние молитвы; иногда читались таким образом заутреня и часы, смотря по степени досуга, уменья и благочестия; умевшие петь пели. У знатных особ, у которых были свои домашние церкви и домовые священнослужители, семья сходилась в церковь, где молитвы, заутреню и часы служил священник, а пел дьячок, смотревший за церковью или часовнею, и после утреннего богослужения священник кропил святою водою.
Окончив молитвословие, погашали свечи, задергивали пелены на образах, и все расходились к домашним занятиям. Там, где муж жену допускал до управления домом, хозяйка держала с хозяином совет, что делать в предстоящий день, заказывала кушанье и задавала на целый день уроки в работах служанкам. В таких домах на хозяйке лежало много обязанностей. Она должна была трудиться и показывать собою пример служанкам, раньше всех вставать и других будить, позже всех ложиться: если служанка будит госпожу, это считалось не в похвалу госпоже. При такой деятельной жене муж ни о чем не заботился по домашнему хозяйству; жена должна была знать всякое дело лучше тех, которые работали по ее приказанию...
В утреннее время считалось нужным обойти службы... После всех домашних распоряжений хозяин приступал к своим обычным занятиям; купец отправлялся в лавку, ремесленник брался за свое ремесло, приказные люди наполняли приказы и приказные избы, а бояре в Москве стекались к Царю и занимались делами. Приступая к началу дневного занятия, будь то приказное писательство или черная работа, русский считал приличным вымыть руки, сделать пред образом три крестных знамения с земными поклонами, а если предстоит возможность, то принять благословение священника.
В десять часов служились обедни. По духу времени в те времена Цари, в сопровождении бояр и думных людей, всякий день ходили в церковь, да и частные люди; ...всякий же церковный праздник толпа народа наполняла храмы, но текущие дела, однако, не прерывались от этого.
В полдень наступало время обеда. После обычного обеда ложились отдыхать. Это был повсеместный и освященный народным уважением обычай. Спали, пообедавши, и цари, спали бояре, спали купцы, затворив свои лавки; уличная чернь отдыхала на улицах. Не спать или, по крайней мере, не отдыхать после обеда считалось в некотором смысле ересью, как всякое отступление от обычаев предков. Известно, что в числе подозрений, обличавших в Самозванце нецарское происхождение и уклонение к латинской вере, было и то, что он не спал после обеда...
Вставши от послеобеденного сна, русские опять принимались за обычные занятия. Цари ходили к вечерне, а часов с шести вечера... предавались уже забавам и беседам. Впрочем, смотря по важности дела, иногда бояре собирались во дворец и вечером...
Вечер в домашнем быту был временем развлечений; зимою собирались друг к другу родные и приятели в домах, а летом в палатках, которые нарочно раскидывались пред домами. Русские всегда ужинали, а после ужина благочестивый хозяин отправлял вечернее моление. Снова затепливались лампады, зажигались свечи перед образами; домочадцы и прислуга собирались на моленье. После такого молитвословия считалось уже непозволительным есть и пить; все скоро ложились спать. Сколько-нибудь зажиточные супруги имели всегда особые покои с тою целию, чтоб не спать вместе в ночи пред господскими праздниками, воскресеньями, средами и пятками и в посты. В эти ночи благочестивые люди вставали и тайно молились пред образами в спальнях; ночная молитва считалась приятнее Богу, чем дневная.

Почему же мы должны всячески избегать лжеучителей?

Потому что они враги Божий (см. Рим. 8: 7), хотят быть как бы выше Бога, восстают против познания Божия (2 Кор. 10: 5), поставляют себя судьями Божественного Откровения, силятся разрушить то, что создала высочайшая Премудрость Божия для нашего спасения. Господь даровал нам спасительную веру, чтобы мы чрез нее могли обрести вечную, блаженную жизнь на Небе: Сын Божий для утверждения ее между людьми Сам благоволил соделаться Человеком, Сам проповедал ее и запечатлел Свою проповедь собственной Кровью. Вольнодумцы стараются противодействовать этому великому делу Божию, стараются посеять плевелы своих ложных учений там, где Небесный Учитель посеял доброе семя Своего Божественного Слова (Мф. 13: 37-39); дерзновенно восстают против истин веры, нагло глумятся над Божественными Таинствами и учреждениями Святой Церкви, даже дерзают отвергать самые первые и существенные догматы веры.
Последствия общения с лжеучителями и затем распространения их нечестивых учений поистине ужасны, и притом не только для частных лиц и семейств, но и для целых царств и народов. Для кого нет ничего великого и священного в мире, кто дерзновенно восстает против истин веры, кто не боится Бога и ответственности за грех, судите сами, братия, на что не решится подобный человек для удовлетворения своего самолюбия, своих страстей? Лжеучители опаснее всякого татя и разбойника, потому что они хотят похитить у нас самое драгоценное наше сокровище — православную веру, они убивают не тело, а самую душу своего ближнего, убивают в ней все, что только есть в ней высокого и богоподобного, все святые верования, все Небесные надежды...

Мир всем!

Все у тебя есть, только покоя нет. Все бы ты отдал за покой, но нет тебе покоя. Безпокойство овладело твоей душой с военной поры, безпо-коишься о том, не убил ли ты кого-нибудь. Может быть, сейчас какая-нибудь мать скорбит о единственном сыне, которого ты убил, а с матерью скорбят и жена, и дети, и братья... Может быть, проклинают они его убийцу, а убийца - ты. Кто знает, что ждет тебя и твоих детей? С этими мыслями ты ходишь и работаешь, ложишься и встаешь. Безпокойство и страх люто терзают твою душу.
Разве не слышишь на каждом богослужении благословение Церкви Божией: "Мир всем!.." Кто еще в мире произнесет такие чудесные слова - "Мир всем!" - с таким теплом, любовью и глубоким значением. Мир политический и гражданский, мир внешний и внутренний, между людьми и между народами, мир с Богом и с совестью, мир с хвалящими и хулящими, с жизнью и смертью - одним словом, мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши (Флп. 4: 7). Такой мир проповедует людям Церковь Божия.
Поклонись Господу Иисусу, припади к Его окровавленным стопам и обретешь покой: Ибо Он есть мир наш (Еф. 2: 14). И когда Церковь говорит: "Мир всем!", то это равнозначно тому, как если бы она сказала: "Христос всем! Христос со всеми вами! Христос в вас! Аминь".
Христос, Мир твой, да пребудет в тебе!
Из писем святителя Николая Сербского 

Живая вода

Очень большая сила у Евангелия. Это живая вода, источник жизни, духовное утешение. Строки Евангелия наполняют душу блаженством. Евангелие хранится в алтаре на престоле, читают его стоя, на середине храма, ему поклоняются. Евангелие живет и пребывает вовеки. Мы слышим Господа с каждой его страницы. Оно имеет особую силу, теплоту, которая через ум очаровывает сердце соприкосновением со Христом. Освященное им сердце познает красоту добра. Кто не читает Евангелие, тот не знает Христа.
Мой духовный отец Евгений рассказывал, что пришел к нему человек и говорит: "Я не верю в Бога, хоть и хочу быть верующим". Отец Евгений благословил прочитать Евангелие. Пришел человек, принес Евангелие, говорит: "Все равно не верю, но что-то там есть". Священник благословил прочесть и второй, и третий раз, но когда человек пришел после третьего прочтения, то сказал: "Вот теперь верю". Так Евангелие прогнало беса неверия.
Протоиерей Валентин Мордасов

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS