Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Ноябрь 2020

Свят. Иоанн Тобольский. Божественный промысел. Глава 3 (продолжение)

22.11.20

Величайшее из безобразий есть безобразие заповедывать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел.

прп. Антоний Великий


Божественный промысел

ГЛАВА III.

История Иосифа.

Вспомним Иосифа Прекраснаго, перваго вельможу после царя в Египте. Какия терпел он беды и злыя приключения до того времени, пока достиг высочайшей чести и власти! Началом приключений с ним была братняя зависть; она была причиною семейной нелюбви к нему, которая до такой степени возросла и усилилась, что он был продан как пленник измаильтянам и уведен в Египет. Не лучшее благополучие встретило его и там: любовь к нему госпожи его оказалась более вредною и пагубною для него, чем братняя ненависть. Ибо когда этот красивый юноша, возлюбивший нравственную чистоту и целомудрие, не внял соблазнительным предложениям своей госпожи иметь с ним прелюбодейную связь, то был оклеветан ею пред ея мужем и без вины заключен в тюрьму, где и просидел в течение трех лет. Действительно, он не тотчас после прибытия своего в Египет с честию посажен был на торжественную колесницу, но восшел на нее по терновым ступеням величайших скорбей и невзгод. Все же это было по непостижимому Провидению Божию, в чем удостоверяет нас сам Иосиф, говоривший впоследствии своим братьям: "Не вы послали меня сюда ( в Египет), но Бог" (Быт.ХLV, 8). "Не бойтесь (воле Божией невозможно противиться); вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей" (Быт.L, 20). О сем св. Златоуст так разсуждает: "Об этом не довольно только слышать, но надобно и самим поступать таким же образом. Итак, успокоим и утешим тех, которые сделали нам зло, не вменяя его им в вину, но все перенося терпеливо и благодушно. Ибо мудрый промыслитель Бог бедственныя приключения друзей Своих обращает в радостныя события. Часто нанесенная нам обида доставляет нам великое благополучие; многие падали, и чрез свое падение восходил и на лучшее для себя. Провидение Божие, для осуществления предустановленных Им целей, употребляет не одни добрые поступки, но и грехопадения. Узнал ты судьбы Иосифовы? - уничтожь злобу его братьев, удали их зависть, истреби совещание, сделанное ими на его убиение, - и ты истребишь все то, что содействовало сохранению в целости всего Египта... Желаешь ли проследить непостижимую тайну искупления Христом всего рода человеческаго? - уничтожь в сердце Иуды Искариота сребролюбие, у иудеев зависть ко Христу Спасителю: вместе с этим удалил бы ты спасение всего мира, кровь и смерть Христову. Искорени диаволов - тотчас же сильно уменьшатся благочестивые подвиги, победы и получаемыя за них воздаяния. - Истреби мучителей - откуда возьмутся святые мученики? Таковы уставы Провидения Божия: достигать добра не только чрез добродетельных, но и чрез злобных людей и даже чрез самих диаволов. Продажа Иосифа его братьями была, действительно, устроена Богом, но самое совершение оной, покрытое злобою братии, было делом злобною их воли".

Отношение Давида к обидчику своему Семею.

Когда царь Давид убегал от возставшаго против него непокорнаго сына Авессалома, некто Семей, из рода дома Саулова, зобежал вперед Давида и стал поносить его жесточайшими словами: "Уходи, уходи, убийца, беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо котораго ты воцарился, и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего, и вот, ты в беде; ибо ты - кровопийца" (2 Цар. XVI, 5-8). Вот поражающий образец человеческой злобы! Авесса, брат Иоава военачальника, видя такое поругание над Давидом, говорит: "Зачем этот мертвый пес злословит господина моего, царя? Пойду я, и сниму с него голову". Но царь, усматривая в этом поношении себя изволение Божие, является защитником своего гонителя, говоря своим спутникам: "Оставьте его, пусть он злословит, ибо Господь повелел ему злословить Давида: кто же может сказать - зачем ты это делаешь"? - Семей тяжко согрешил, проклиная Давида, потому что, хотя Бог и употребил его, как орудие, для поношения царя, но не был причиной его злобной воли: Он лишь мудро употребил ее в наказание Давиду.

Подобно Давиду, каждый из нас должен смотреть на наносимыя ему нападения и озлобления злыми людьми, которых самоволие всемилостивый Бог употребляет или для вразумления неповинных, или для наказания виновных.

Кротость старца.

Святой Дорофей повествует, что один старец богоугодной жизни, в течение нескольких дней, не мог принимать пищи по болезни своего желудка. Служитель, желая подкрепить старца пищею, задумал приготовить для него более приятное и питательное кушанье. Он из двух сосудов, похожих друг на друга, взял по ошибке для приготовления пищи тот, в коем хранилось старое прогоркшее масло. Таким образом, при всем своем добром желании угодить старику, он, влив изобильно в его кушанье не мед, но едва ли не самую смерть, приготовил ему такое кушанье, котораго не ела бы и голодная собака. Больной едва попробовал принесенной ему пищи, тотчас узнал ошибку приготовлявшаго ее, но промолчал и ел чрез силу. Потом, когда желудок его не позволял принимать ему больше этого кушанья, положил ложку, не говоря ни слова о непригодности пищи. Но служитель стал его упрашивать, чтобы больше покушал такого прекраснаго кушанья, говоря: "Я приготовлял его старательно, со всем усердием; оно подкрепит твое здоровье". Добрый старик не только не произнес гневнаго слова на служителя, но даже мысленно не разсердился на него, и отговаривался от еды только тем, что уже сыт и не может больше съесть. Тогда служитель, едва попробовал сам этого кушанья, тотчас бросился к ногам старца и с горестью сказал ему: "Убил я тебя, честный отче, зачем ты скрыл своим молчанием мою непоправимую ошибку?" - "Не смущайся, сын мой; если-бы Богу было угодно, чтобы я покушал сладкаго, то ты и принес бы мне сладкое". При этом св. Дорофей замечает: старик сказал правду, что если-бы было угодно Богу, дабы больной старик кушал вкусное кушанье, то Бог не попустил бы ошибки служащаго или превратил бы прогорклое масло в свежее. Так, подобно старику, поступает тот, кто во свем признает Провидение Божие: он ни в ком не хочет видеть злонамеренности, никого не подозревает, но истинно признает, что все случающееся с ним бывает по Провидению и воле Божией.

Благодарственная молитва царицы Ирины.

Греческая царица Ирина в Царьграде, низверженная с царскаго престола презренным рабом, обратилась к Богу с словами: "Благодарю Тебя, Господи, что Ты меня, сироту недостойную, возвел на престол царский; но поелику Ты же попустил, чтобы лишена была я престола, считаю это последствием грехов моих; да будет со мною воля Твоя! - Во всем же злом и добром да будет имя Господне благословенно". Истинно то, что никто не может вредить нам, разве в том, в чем мы сами вредим себе. А потому справедливо сказал бл. Августин: "Веруй Господу Богу без всякаго сомнения, и поручи Ему всего себя, насколько станет твоей силы: тогда Он не отвергнет тебя, не перестанет возвышать тебя к Себе, и ничего не попустит злого для тебя, хотя бы ты был и убог, и незнатен". Это наставление каждый должен знать в совершенстве и должен крепко содержать в уме следующее: ничего противнаго нам не может приключиться с нами без воли или попущения Божия: ни диавол и никто из людей не может повредить нам, если Бог не попустит. Должно верить крепко, что хотя и самыя тяжкия бедствия постигают нас по распоряжению Бога, как верховнаго Царя, но посылаются они на нас от милостивейшаго Отца в нашу же пользу, для вразумления и исправления нашего, за наши неправды и грехи. Следовательно, никто другой, кроме самих нас, не может нам вредить.


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS