Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Октябрь 2017

О кладбищах. Проповеди митрополита Варсонофия

12.10.17

Если делаешь добро, то должно его делать только лишь для Бога. Почему на неблагодарность людей и не должно обращать никакого внимания. — Награду ожидай не здесь, а от Господа на небесах.

прп. Амвросий Оптинский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Бывая в разных уголках нашей страны и за рубежом, приходится сравнивать невольно местные захоронения у нас и за границей. Там видно больше уважения и порядка на кладбищах, они более ухожены. У нас тоже есть неплохие некрополи, но вот во множестве наших сел и деревнях приходские кладбища оставляют желать лучшего. Слава Богу, что в большинстве своем наши кладбища огорожены от скота, но тягостно смотреть на некоторые могилы, на кресты, когда они находятся в полном пренебрежении. Кресты надо менять, ограды красить, проводить весной и осенью уборку от сорной травы. Если какое место после святого храма требует особенного нашего попечения, так это место, назначенное для погребения умерших.
Наше естественное чувство, обращанное на кладбище, невольно возбуждает в нас движение любви, уважения, благодарности к почившим нашим родным и близким.
На кладбище мы погребаем дорогих нашему сердцу благодетелей, друзей, сродников, родителей наших, кто-то детей, которые суть плоть от плоти нашей и кость от кости наших. В могилах покоится прах почивших родных наших, от кого мы получили жизнь. Тяжкими трудами и заботами своих родителей мы были выращены. Не оттого ли, что некоторые люди находят единственную отраду и утешение побывать на кладбище и тем облегчить свое сердце. Слезы невольно льются у нас на могилах родных наших, тяжелые воздыхания сами собою рвутся из сердец наших. Мы забываем тут все. Сокрытый в могиле прах нам дороже всех сокровищ.
Смерть не прекращает, а только видимо преграждает непосредственное сношение наше с близкими и дорогими сердцу. Сообразно ли после этого относиться с видимым равнодушием и неразумием к могилам наших предков. И язычники раньше и иудеи, и мусульмане – все почитают свои кладбища, и все стараются за ними ухаживать. Что мы можем сказать в свое оправдание? Вы что думаете, мертвые не видят, не слышат и не знают ничего о нашем невнимании к их могилам. Но это не оправдание.
Тело христианина было крещено, приобщено Святых Тела и Крови, оно было храмом живущего в нем Духа Святого. Да это тело сегодня разделено с душой. Оно разлучено на время и для высшей цели своего бытия. Оно в самой смерти бессмертно, в самом разделении неразлучно Тело умершего, по слову святого Апостола Павла, сеется в тление, восстанет в нетлении; сеет в уничижение, восстанет в славе: сеется в немощи, восстанет в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное (1Кор.15,43-44).
Придет время, лежащий в могиле прах явится новым существом, будет причастником света и славы Божиих. Тело христианина погребенное в недрах земли – это сокровище будущего века, драгоценность, сохраненная для славного, неописанного Царства Божия.
Тело христианина есть то драгоценно семя, которое приобретено не тленным серебром или золотом, но драгоценною Кровью Самого Господа нашего Иисуса Христа (1Пет.1,18-19), и которое представляет собой бесценный плод.
У Бога нет мертвых, пред Ним все живы. Живы, несомненно, погребенные отцы и братья наши, которые по исходе своем не перестают всегда молиться о нас перед Богом, и о которых мы, в свою очередь, непрестанно должны иметь памятование как в своих молитвах об упокоении их в селениях праведных, так и в попечениях об охранении места последнего упокоения их.
Поминать усопших в молитвах перед Богом священный долг каждого, внушает нам православная Христова Церковь. Можно ли поверить, что люди нерадиво и небрежно относящиеся к мощам своих родных, искренно и усердно молятся о них пред Богом. Здесь все глубоко связано. И искреннее чувство любви всегда находит для себя подобающее выражение. Нерадением о временном жилище своих отошедших отцов и братьях, мы разрываем духовный союз с ними, изглаживаем самые дорогие и священные чувства любви, дружбы, близости, преданности. Память о них постепенно гибнет в наших сердцах, а потом мы недостаточно посещаем и кладбище.
Внимательное и уважительное отношение живых к священным местам упокоения умерших ясно внушается нам и историею ветхозаветной и новозаветной Церкви Божией. Отец верующих Авраам за высокую цену приобрел пещеру (Махпелла) в земле Хананейской для погребения жены своей Сарры, его самого и благочестивых потомков. Из повествования о погребении наших праотцев – ветхозаветных патриархов, ясно видно, какой ревностный уход имели тогда дети за гробницами своих родителей, отходящих к людям своим. Кто бывал на Святой земле, тот видел, как к гробницам патриархов оказывается большое уважение и особенное благоговение со стороны мусульман, а евреи считают эти гробницы дорогой святыней.
С большим еще почтением относились к телам покойников древние христиане, понимавшие всю цену облагодетельствованного тела и питавшие глубокую, братскую любовь к ближним как при жизни, так и по смерти их. Для них неизгладима, священна и поучительна была история погребения пречистого Тела Господа нашего Иисуса Христа, которое снято было со креста благообразным Иосифом, обвито пеленами, помазано благовонными мазями и с благоговением положено в новом гробе, высечено в скале.
Этот пример побуждал христиан заботиться о наших покойниках – охранять, защищать и содержать их с подобающей почестью в самое тяжелое время жизни Церкви Христовой, во время страшных кровавых гонений на христиан.
Первые христиане раньше собирались для богослужения на кладбищах, там они ставили жертвенник и приносили бескровную Жертву за живых и умерших, там были воздвигнуты и первые храмы христиан.
Так и мы, дорогие братья и сестры, иметь должны христианское понятие о кладбищах. Что кладбище это место упокоения освященных благодатью и праведных и святых лиц, есть место святое. А святыня, по самому понятию о ней, нерушима и неприкосновенна. Святыня – это самое драгоценное, неокрадаемое сокровище человека. Между многими простыми людьми возможно лежат и святые угодники Божии. Мы не знаем о них. Господь до времени скрывает от пытливого взора человеческого имена и телеса в тайне и прославит их во время благопотребное. Эти, неизвестные для нас, избранники Божии, молящиеся за нас перед престолом Всевышнего, должны внушать нам трепетное и благоговейное чувство к святому месту упокоения усопших.
Будем помнить, дорогие братья и сестры, что кладбище – это место и нашего будущего покоя. Мы можем никуда не ходить кроме храма Божия, но а на это место мы должны приходить, и о многом думать. Помнить место, куда нас неизбежно принесут и не грешить. Господь всех нас ждет в обителях небесных, но дверь, через которую мы должны пройти открывается через кладбище, отсюда под звук архангелов мы пробудимся и пойдем навстречу к нашему Спасителю. Аминь.


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS