Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Октябрь 2020

О плаче. Беседа первая.

27.10.20 | Источник: Проповеди митрополита Варсонофия

Есть три вещи, которые часто в жизни бывают и которые мы, не задумываясь над этим, смешиваем, ставим на одну ступень: «нельзя», «не положено» и «не принято».

прот. Валериан Кречетов

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В Священном Писании сказано: «Блаженны плачущие: ибо они утешатся» (Мф.5,4). О каком плаче, дорогие братья и сестры, здесь идет речь? В прошлой беседе мы говорили о памяти смертной. Так вот, памятование смерти рождает плач о грехопадениях и о страшной участи, ожидающей грешника за гробом. «Как всякому слову предшествует мысль, - говорит преподобный Иоанн Лествичник, - так плачу и пролитию слез предшествует памятование смерти».
Плач служит сильнейшем выражением истинного памятования смерти и как бы совершеннейшим плодом его. Плач по Богу – это поиск души, это скорбь сердца, изливающаяся в слезах. Слезы, по учению святых отцов, должны сопровождать христианина по всей жизни. Это его пища и питие в этом состоянии странствования по морю житейскому. Это доля падшего человека, неизбежная и неминуемая. Плакать надо здесь, иначе придется там – в вечности. Покаянный плач равно необходим и для очищения души и для преуспеяния в добродетели.
Плач с надеждой на милость Божию, не иначе может родиться в душе, как при глубоком сознании своей виновности пред беспредельною любовью Отца Небесного. Грех всему вина, если бы не было греха, то и души бы наши веселились. Пока грех не упразднится, слезы будут всегда сопровождать человека. Слезы умиления текут, когда мы взираем на наши святыни. Слезы текут в молитве – это признак милости Божией, которой сподобляется душа своим покаянием. Если молитва Богом принята, то слеза начинает входить на поле чистоты.
«У кого текут слезы умиления, - говорит преподобный Серафим Саровский, - такового сердце озаряют лучи Солнца правды Христа Бога».
«Сокрушение – есть дар Божий, - учит святитель Василий Великий, - подаваемый или для возбуждения вожделения, чтобы душа, вкусив сладость подобной скорби, старалась полюбить эту скорбь, - или в доказательство того, что душа при тщательном попечении, может быть, во всегдашнем сокрушении, и что ни мало не извинительны отвержение ее по нерадению».
Слезы, дорогие братья и сестры, бывают разные. У новоначальных они могут быть от природы, от Бога, от тщеславия и т.д. Нам полезны всякие слезы по Богу, и особенно если мы плачем о чем угодно Богу.
Плачем, достойным вечного блаженства, святитель Василий Великий признает тот плач, когда плачем о грехах, или по причине оскорбления Божией чести. Мы преступлением закона Бога бесчестим.
Есть святые слезы страха и слезы любви.
«Отличительное свойство преуспевающих в блаженном плаче, - говорит преподобный Иоанн Лествичник, - есть воздержание и молчание уст, а преуспевших – негневливость и непамятозлобие, совершенных же – смиренномудрие, жажда бесчестия, произвольная алчба невольных скорбей, неосуждение согрешающих, сострадание – даже превыше силы. Достойны одобрения первые, достохвальны вторые. Блаженны же алчущие скорби и жаждущие поруганий, потому что насытятся они пищею непресыщающеюся. Посему, когда в думающих о себе, что плачут по Богу, увидим гнев и гордость, тогда слезы их признаем неправильными».
Очевидный и самый верный признак истинного сокрушения кающийся может видеть в строгом образе своей жизни и в возненавидении всякого телесного утешения.
«Тем и отличаются сыны Божии от прочих, - пишет преподобный Исаак Сирин, - что живут они в скорбях, а мир гордится роскошью и покоем. Ибо не благоволил Бог, чтобы возлюбленные Его покоились, пока они в теле, но более всех тел, чтобы они, пока в мире, пребывали в скорби, в тяготе, в трудах, в скудости, в наготе, в одиночестве, нужде, болезни, уничижении, в оскорблениях, в сердечном сокрушении, в утружденном теле, в отречении от сродников, в печальных мыслях, имели иной вид, чем у всей твари, место жительство непохожее на обыкновенное человеческое, жилище иноческое, которое безмолвно, невидимо по человеческому взгляду, не заключает в себя ничего такого, что веселит здесь человека. Иноки плачут, а мир смеется. Они воздыхают, а мир веселится. Они постятся, а мир роскошествует. Трудятся они днем, и ночью предаются подвигам в тесноте и трудах. Некоторые из них пребывают в добровольных скорбях. Другие в трудах, борясь с страстями своими. Иные гонимы людьми, а иные бедствуют от страстей, от демонов и от прочего. Христос Спаситель наш, любовь Которого превозмогает телесные смерти, да явит нам крепость любви Своей».
Несомненно, дорогие братья и сестры, что истинное умиление есть дар Божий. Но и Господь подает дары Свои только просящим, и отверзает толкущим, и только усильные искатели восхищают Царство Божие. Поэтому желающий приобрести высокий дар слез, должен со своей стороны приложить немало усилий и всевозможные к этому средства.
Поскольку слезы рождаются, возрастают и умножаются вместе с памятованием смерти, то преподобный Иоанн Лествичник, прежде всего, внушает подвижнику: «Не переставай напечатлевать в уме и содержать в мыслях бездну темного огня, немилостивых служителей, Судию немилосердного и неумолимого, бесконечную глубину преисподнего пламени, тесные сходы в подземные места, ужасные пропасти и другое сему подобное, чтобы гнездящаяся в душе нашей похотливость истребилась великим страхом, душа соединилась с нетленной чистотой и приняла в себя сияние невещественного света, блистающего более всякого огня. Ложась в постель, воображай твое возлежание во гробе. Когда сидишь за столом приводи себе на память плачевную триаду червей. Когда пьешь воду, не забывай о жажде в пламене неугасающем».
Самая обстановка жизни скорбной, одинокой, безутешной может и должна располагать к пролитию слез. Но бывает и так, и при чем нередко, что никакие размышления, никакие прискорбные обстоятельства не могут исторгнуть спасительные слезы из убитого и окаменелого сердца. Но и таких, убитых иссушающею печалью, ободряет святитель Геннадий, патриарх Константинопольский: «Нет у тебя слез? Не отчаивайся, но воздыхай часто и тяжко от всего сердца. Слезы суть дар Божий. Мало-помалу воздыханием и умилением ты испросишь их у Бога».
У святых отцов есть указание и на внешние средства, которыми можно приобрести плачь. Это любой труд, чтение Священного Писания, терпение, самоотвержение, отсечение своей воли, сохранение своего языка от осуждения чужых грехов. Сердце также сокрушается от воздержания во сне, пище, телесном покое. Плач можно достигнуть, а можно потом и потерять. От чего теряется плач, мы поговорим в следующей нашей беседе. Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.



Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS