Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Октябрь 2020

О плаче. Беседа третья.

29.10.20 | Источник: Проповеди митрополита Варсонофия

Молитва с самопонуждением состоит в нашей воле, а молитва с умилением зависит от Бога

прп. Иосиф Оптинский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В подвиге покаяния, в покаянном плаче есть свои степени. Слезы, дорогие братья и сестры, имеют неодинаковую заслугу перед Богом. Подвиг плача постоянно возрастает и возвышается. Заслуга подвига в плаче, по указанию святых отцов, зависит не от обилия изливаемых слез, но от большего, или меньшего величия внутренних скорбей, порождающих слезы.
«Видел я, - свидетельствует преподобный Иоанн Лествичник, что и малые капли слез, как кровавые, источались с трудом, и видел также источник слез, проливаемый без труда. И о трудящихся судил я более по труду, нежели по количеству слез. Думаю, что также судит и Бог. Ибо благим и праведным Судиею нашим, как во всем прочем, так и в слезах, без сомнения, приемлется в рассмотрение сила естества».
Слезы бывают наружные и внутренние. Бывают слезы страха, радости и любви. Слезы бывают вынуждаемые и свободно изливаемые.
О неожиданных благодатных слезах так говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Когда душа и без нашего страдания и попечения бывает склонна к слезам, мягка и проникнута умиления, тогда поспешим, потому что Господь пришел незваный, и дает нам губу боголюбивой печали и прохладную воду благочестивых слез для изглаждения рукописания согрешений. Храни эти слезы, как зеницу ока, пока не пройдут. Велика сила такого плача, несравненно она выше того плача, который бывает следствием нашего старания и умышления».
Удивительный образец скорбных подвигов в плаче представляет сам преподобный Иоанн Лествичник. Жизнеописатель его, монах Даниил Раифский, повествует, что «преподобный Иоанн любил проливать слезы в уединении, и потому избрав отдаленную, весьма тесную пещеру, возносил в ней к небу свои рыдания и вопли, подобные тем, которые обыкновенно испускают страждущие люди, которых или режут оружием, или жгут огнем, или у которых вырывают глаза».
О достоинстве и высоте покаянного плача так говорит преподобный Симеон Новый Богослов: «Прежде сетования и слез, пусть никто пустыми словами нас не обольщает, и сами себя не будем обманывать в успехе благочестия. Нет в нас покаяния, ни истинного раскаяния, ни страха Божия в сердцах наших, и мы не познали еще самих себя, и душа наша еще не проникнута чувствованием будущего суда и вечных мучений. Ибо, если мы бы осудили себя и снискали эти добродетели и проникнуты ими были, то и слезы тотчас проливали бы. А без слез ни жестокость сердца нашего смягчиться не может, ни душа наша стяжать духовного смирения, ни смиренными сделаться не возымеем сил. Но кто так себя не устроил, тот не может соединиться с Духом Святым, а не соединившись с Ним чистотою, не может поставить себя и в созерцание и познание Бога, и недостоин таинственно научаться добродетелям смирения».
Сердечная скорбь со слезами, по учению святых отцов, возвышает или, лучше, исключительно составляет заслугу всяких подвигов благочестия.
Какие бы великие подвиги ни проходили мы в жизни нашей, но если не имеем болезнующего сердца, они мало будут нам полезны, а может быть даже и неправильно ложны. Бывает малая скорбь ради Бога лучше великого дела, которое совершается без скорби.
Подвиг сердечных скорбей равняется мученичеству. «Как мученики, - говорит преподобный Макарий Великий, - переносят многие мучения и показывают терпение свое до смерти, соделались таким образом достойными венцов славы, и чем большие и тягчайшие совершили труды, тем более приобрели у Бога славы и дерзновения. Так и души, будучи предаваемы различным скорбям, которые или от вне приходят от людей, или в уме происходят от нелепых помыслов, или бывают от телесных болезней, ежели до конца постоянно претерпят их, то получат те же венцы и тоже дерзновение, как и мученики. Потому что как мученики терпели от людей, так они терпят от действия злых духов, и также – чем больше будут переносить оскорблений от противника, тем не только большую получат от Бога славу, в будущей жизни, но и здесь удостоятся утешения Святого Духа».
Плач не только омывает, но совершенно истребляет всякие греховные скверны.
Скорбные слезы – это великое приношение Царю Небесному, они как бы выпрашивают у Него милость. Святые отцы уверяют, что Господь за плач посылает утешение, а чистое сердце принимает озарение. Плач или печаль – заключают в себе радость и веселие подобно тому, как мед в восковой ячейке. Лучшая радость на земле бывает от умиления. От плача человек приходит к духовной чистоте, у него появляется нерассеянная молитва, ясная мысль о Боге, а точнее Сам Бог вселяется в такого человека. Так мы можем сделаться храмами Божиими.
Неизбежность внутренних и внешних скорбей для достижения спасения возвещается во многих местах Священного Писания. Многими скорбями подобает нам войти в Царство Небесное, - учит апостол Павел. Чтобы воцариться нам со Христом, по апостолу Павлу нам неминуемо надо все терпеть. Внутренние скорби и внешние гонения Слово Божие поставляет отличительным признаком истинно благочестивых христиан. С другой стороны, вечное горе возвещается тем, которые проведут настоящую жизнь в удовольствиях и утехах.
Не одним отшельникам из мира приличны плач и сетование, но и всем христианам, искренно ищущим Царства Небесного. Для возбуждения спасительного плача нам, дорогие братья и сестры, нужно употребить те же средства, какие испытаны древними и новыми подвижниками христианства и указаны в их творениях: бдение, пост, усиленный труд, чтение Священного Писания, терпение всяких обид, молчание, самоуглубление.
В мире у нас еще чаще встречаются невольные скорби, нежели в отшельнической жизни. В мирской суете со всех сторон угрожают человеку несчастья: болезни и смерть родных, потеря богатства и довольства, бесчестия и обиды. Каждый от чего-то стонет. Подвиг христиан не в том, чтобы хладнокровно, с бесчувствием встречал он подобные невольные страдания, но в том, чтобы с терпением и крепкою верою в Промысл Божий переносить их. А существенная заслуга в том, чтобы принимать от десницы Божией всякие бедствия, как заслуженные наказания за свои грехи, и умудряться ими во спасение свое.
Молитвенные слезы, по учению святых отцов, служат самым верным и очевидным для всякого признаком исправления жизни. Пусть у нас никто не обольщает себя и других не вводит в обман, как кажется ему чистосердечным раскаянием, пусть не ожидает достойных плодов покаяния, пока не оросит его молитвенными слезами. В постах, в говении, в молитвах по святым отцам, мы должны добиваться слез, без них – труды, изнурения, обеты, клятвы – все тщетно, все – обман.
На земле рая нет, он с грехопадения улетел на небо, и не будем обольщаться строителями мирового порядка, которые пытаются плачевный мир закрыть райскими призраками. Мы уже испытали мираж наслаждения, и на собственном опыте знаем, что каждое наслаждение отравлено горечью. Лучше всех об этом сказал Соломон, который испытал всевозможные удовольствия – все суета и крушение духа. Вся истинная радость – оказывается в молитвенных слезах.
Будем искать светлой радости и блаженства, дорогие братья и сестры, там, где искали и нашли ее святые отцы, которым мы благодарны за их наставления и поучения. Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS