Кудымкарская епархия
официальный сайт Кудымкарской епархии Пермской
митрополии Русской Православной Церкви

Духовный источник


Духовный листок


Жития святых


Праздники


Проповедь на каждый день


Уважаемые
посетители
сайта!

Будем признательны Вам за пожелания и замечания по работе нашего портала.

Какие материалы вам будут интересны, чего не хватает на сайте, на ваш взгляд?


Отправить предложение

Ваше мнение

Как часто Вы посещаете наш сайт?
  Каждый день 
  35.66%  (46)
  Несколько раз в неделю 
  20.16%  (26)
  Раз в месяц 
  19.38%  (25)
  Каждую неделю 
  12.40%  (16)
  Другое 
  12.40%  (16)
Всего проголосовало: 129
Другие опросы

Все теги

Главная  /  Духовный источник  /  Духовный листок /  Октябрь 2020

О плаче. Беседа вторая.

28.10.20 | Источник: Проповеди митрополита Варсонофия

Сидел бес в образе человека и болтал ногами. Видевший это духовными очами спросил его: «Что же ты ничего не делаешь?» Бес отвечал: «Да мне ничего не остается делать, как только ногами болтать, – люди все делают лучше меня».

прп. Амвросий Оптинский

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Достигши плача, - предостерегает преподобный Иоанн Лествичник, - всею силою храни его, ибо прежде совершенного усвоения он весьма легко теряется. И как воск тает от огня, так и он легко истребляется от молвы, попечений телесных и наслаждения, в особенности же от многословия и смехотворства».
Для достижения смиренномудрия лучшим помощником является плач, и ничего нет более разрушительного чем смех. По словам святых отцов, кто иногда плачет, а иногда наслаждается и смеется, тот походит на человека, который в пса сластолюбия кидает вместо камня хлеб. По видимости он его гонит прочь, а в самом деле манит к себе.
«Получив слезы, - убеждает святитель Геннадий, патриарх Константинопольский, - храни их всею твоею силою. Берегись объедения и пьянства, наиболее же осуждения всякого человека. Наблюдай за свом делом, а человека, которого создал Бог, не суди».
Часто одно слово прекращает плач, но явилось бы чудом, если бы одно слово могло бы его обратно вернуть. Преподобный Авва Исахия подробно перечисляет признаки отсутствия страха Божия и истинного сокрушения в сердце христианина: «Если, быв оскорблен, ты приходишь в негодование, то не творишь истинного покаяния. Если скорбишь о похищенных у тебя вещах, то нет в тебе страха Божия. Если охотно слушаешь похвалы себе, то нет в тебе страха Божия. Если в разговорах с другими хочешь, чтобы слова твои взяли перевес, то нет в тебе страха Божия. Если огорчаешься, что слово твое пренебрегалось, то нет страха Божия в тебе. Ибо все это означает, что ветхий человек еще в силе в тебе, и что нет того, кто изгнал бы его и воспринял истинный и богоугодный плачь. Надобно открыть очи ума, чтобы нам познать самих себя и понять что тот враг Бога, кто следует своей воле. Если будешь хранить заповеди Божии и направлять по воле Его дела свои, если уразумеешь, что не можешь благоугодить Его величеству сам собою; если непрестанно будешь иметь грехи твои перед глазами, то найдешь защиту против врага твоего, старающегося сразить тебя гордостью, чтоб считал ты себя праведным, и сохранишь в целости здание, созидаемое плачем покаяния. Тогда поймешь, что ты познал самого себя и то, где ты находишься; и сердце твое не будет превозноситься, как будто оно одержало победу. Ибо, доколе человек не предстанет на Суд и не услышит определения и не познает своего места, дотоле не может знать, угоден ли он Богу или нет. Человек никогда не должен доверять себе. Напротив, должен быть в страхе и беспокойстве, доколе находится в теле. Блаженны, которые никогда не полагаются на дела свои, но, всегда объемлемые страхом, не дерзают пред Богом, и, познав Его величие и собственную немощь, стараются покоряться Его воле, как Сам Он хочет, и в таком притрепетном чувстве оплакивают самих себя, а других не судят но предоставляют суд Богу Судии».
Вот сколько случаев потерять плач, добытый иногда с великим трудом. Поэтому нельзя предаваться беспечности и обладая уже этим драгоценным сокровищем.
При сохранении и удерживании богодарованного дара слез, святые отцы повелевают пребывать в том делании, в котором приходят слезы, а не изменять произвольно подвиги деятельного благочестия.
У подвизающихся в покаянном плаче бывают и свои искушения. Обыкновенное коварство искусителя в том, что он представляет бесплодность сердечных стенаний и скорбей и неумолимость Судии-Бога. Потому преподобный Иоанн Лествичник предостерегает: «Гони от себя пса, который приходит во время самого глубокого плача и внушает, что Бог немилостив и неумолим». Для отражения этого искушения, святые отцы убеждают подвижника христианства в крайней необходимости и высоком достоинстве всякого рода скорбей.
«Помни, - говорит святитель Василий Великий, - что «многи скорби праведным, и от всех избавит их Господь» (Пс.33,20). А утверждающий, что скорбь неприлична праведному, не иное что говорит, как одно с утверждающим будто бы борцу неприличен противоборник. Но борец, не выходящий на подвиг, будет ли иметь какой предлог к получению венцов».
По словам преподобного Ефрема Сирина, как живущему на земле не возможно избегнуть этого воздуха, так человеку, живущему в этом мире, невозможно не быть неискушенным скорбями и болезнями. Развлекаемые земным от земного и испытывают скорби, а стремящиеся к духовному о духовном и болезнуют. Но последние будут блаженны, потому что плод их обилен о Господе.
«Христиане, - говорит преподобный Макарий Великий, - должны переносить как внешние скорби, так и внутренние брани, дабы посредством терпения в самом поражении быть победителями. Ибо таков путь христианства: где Дух Святой, там, как тень, следует гонение и брань».
Тяжесть и продолжительность сердечных скорбей подает искусителю повод внушать подвижнику преждевременную ложную радость. Потому предостерегает преподобный Иоанн Лествичник: «Рукою смирения, как недостойный отгоняй от себя находящую радость, чтобы не обольститься ею, и вместо пастыря не принять волка».
А преподобный Исаак утверждает: «Кто уходит от скорбей, тот разлучается несомненно и с добродетелью, кто же без скорби пребывает в добродетели своей, тому отверсты двери гордости. А когда человек пребывает в гордости, тогда удаляется от него промыслительный Ангел, который близ него и возбуждает в нем попечение о праведности».
Святые отцы, дорогие братья и сестры, предостерегают от опасного преждевременного желания духовных созерцаний: «Не спеши к созерцанию, - учит преподобный Иоанн Лествичник, - когда не время созерцания, пусть лучше само оно, привлеченное красотою твоего смирения, придет к тебе, обнимет тебя, и соединится с тобою чистейшим браком навеки».
На этом, дорогие братья и сестры, мы окончим нашу нынешнюю беседу, а в следующий раз продолжим говорить о подвиге покаянного плача. Богу нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Кудымкарская епархия.
Русская Православная Церковь.
Московский патриархат.

Подписка на новости сайта

Создание и поддержка сайта - "Интернет проекты"
Работает на: Amiro CMS